Раннее развитие: «за» и «против». Чем раньше, тем лучше.
учебно-методический материал (младшая группа)

Галиева Любовь Александровна

      Когда говорят о «раннем развитии», имеют ввиду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Педагоги-наваторы считают, что наши дети начинают учиться с лишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти ( около 7 лет). Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в таком нежном возрасте?Для того чтобы понять в чем смысл самой идеи раннего развития, существует много различных методик, одна из таких методик – это методика Марии Монтессори, чтобы научить чему-то ребенка, сначала надо научиться самому.

        Уникальная авторская методика впервые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_rannee_razvitie_za_i_protiv.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раннее развитие: «за» и «против». Чем раньше, тем лучше.

     О чем все больше беспокоятся молодые мамы, склонившись над колыбелью новорожденного?

       В первые дни – чтобы спал спокойно, чуть позже – чтобы рос здоровым, не отставал от развитии от сверстников. Для этого надо заниматься  - сначала самой, потом придется поискать хороший садик – конечно самый хороший.    А может, лучше вообще оставить дома малыша с няней, не лишать его детства. Чем хуже традиционное дошкольное образование?

      Когда говорят о «раннем развитии», имеют ввиду интенсивное развитие способностей ребенка в возрасте от 0 до 3-4 лет. Педагоги-наваторы считают, что наши дети начинают учиться с лишком поздно – как раз в тот период, когда мозг уже перестает расти ( около 7 лет). Но неужели действительно необходимо начинать учить малышей в таком нежном возрасте?

       Дело в том, что сразу после рождения детский организм начинает бурную деятельность: развивается зрение, слух, обоняние, вкус, осязание: ребенку необходимо приспосабливаться к новым условиям. Получение информации для ребенка является необходимостью. Его мозг все время работает – учится сравнивать и делать выводы. Он выдерживает нагрузки, которые не сравнить с теми, что себе позволяют взрослые. Как ему это удается? Методики раннего развития существуют как раз для того, чтобы малыши справиться с этой нелегкой задачей.

         Для того чтобы понять в чем смысл самой идеи раннего развития, существует много различных методик, одна из таких методик – это методика Марии Монтессори, чтобы научить чему-то ребенка, сначала надо научиться самому.

        Уникальная авторская методика впервые была применена в начале XX века в Италии. Мария Монтессори, педагог и врач, совершила переворот в воспитании детей: она разработала и обосновала методику самостоятельного развития ребенка, была одним из лучших педагогов того времени, посвятившим себя детям.

Ее система востребована по сей день и широко используется в коррекционном и развивающем образовании малышей.

Философия Монтессори-педагогики.

     Коротко философия методики укладывается во фразу: «Направлять детей на самостоятельное воспитание, обучение и развитие».

Это обосновывается такими тезисами:

  • Ребенок от рождения — уникальная личность.
  • Всем детям от природы дано желание самосовершенствоваться и любить труд.
  • Родители и педагоги должны быть просто помощниками в раскрытии потенциала ребенка, а не скульптурами характера и способностей.
  • Педагоги и родители должны лишь правильно направлять самостоятельную деятельность детей, а не обучать их чему-либо.

Суть методики.

Девиз Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому».

    Система Монтессори основана на максимальной свободе и индивидуальном подходе к детям.

Ее цель — это умелое направление саморазвития ребят, не ломая их, а принимая такими, какими они есть на самом деле, которое позволяет детям достичь максимального результата во всем самостоятельно, без корректировки этого процесса взрослыми.

По Монтессори недопускается:

Принуждение исключается естественным образом:

  • каждый маленький человек стремится участвовать в жизни наравне с взрослым;
  • только учеба и приобретение жизненного опыта позволяет это сделать;
  • ребенок будет сам радостно учиться, чтобы быстрее     развиваться и попасть в мир взрослых;
  • взрослый занимает нейтральную позицию, выступая в роли наблюдателя и помощника по необходимости.

Дети сами выбирают:

  • темп и ритм получения опыта и знаний;
  • длительность игр;
  • учебный материал;
  • направление своего развития.

Поэтому взрослым нужно только:

  • Развивать самостоятельность всеми доступными способами.
  • Всегда уважать выбор ребенка.
  • Развивать чувственное восприятие, особенно осязание.
  • Создавать комфортную окружающую среду.
  • Позволять детям изменять обстановку по потребности (выбирать место, переставлять мебель, перекладывать материал).
  • Быть лишь нейтральными воспитателями и наблюдателями.
  • Не создавать себе подобных личностей.
  • Не корректировать процесс обретения самостоятельности.

Очень полезно родителям хоть изредка перечитывать 19 простых истин от Марии Монтессори:

  1. Детей учит то, что их окружает.
  2. Если детей часто критикуют — они учатся осуждению.
  3. Если детей часто хвалят — они учатся оценивать.
  4. Если детям демонстрируют враждебность — они учатся драться.
  5. Если с детьми честны — они учатся справедливости.
  6. Если детей часто высмеивают — они учатся быть робкими.
  7. Если дети живут с чувством безопасности — они учатся верить.
  8. Если детей часто позорят — они учатся чувствовать себя виноватыми.
  9. Если детей часто одобряют — они учатся хорошо к себе относиться.
  10. Если к детям часто бывают снисходительны — они учатся терпению.
  11. Если детей часто подбадривают — они приобретают уверенность в себе.
  12. Если дети живут в атмосфере дружбы и чувствуют себя необходимыми — они учатся находить в этом мире любовь.
  13. Не говорите плохо о детях — ни при них, ни без них.
  14. Концентрируйтесь на развитии хорошего в детях, тогда плохому не будет оставаться места.
  15. Всегда прислушивайтесь и отвечайте детям, которые к вам обращаются.
  16. Уважайте детей, которые сделали ошибку и могут сейчас или чуть позже ее исправить.
  17. Будьте готовы помочь детям, которые находятся в поиске, и быть незаметными для тех детей, которые уже все нашли.
  18. Помогайте детям осваивать не освоенное ранее. Делайте это, наполняя окружающий мир заботой, сдержанностью, тишиной и любовью.
  19. В обращении с детьми всегда придерживайтесь лучших манер — предлагайте ему лучшее, что есть в вас самих.

Тогда ваши дети будут расти гармоничными и развитыми личностями.

Как учить, или создать условия для развития ребенка.

   «Помоги мне сделать это самому» - таков девиз методики Марии Монтессори. Её идеи пронизаны огромным уважением к ребенку и признанием его индивидуальности. Каждый ребенок – это уникальная, неповторимая личность. И в каждом ребенке от природы заложена внутренняя потребность познавать окружающий мир. А взрослому (родителям и педагогам) нужно вовремя обеспечить необходимые условия, «подкинуть «уголёк» в топку его ума», а это значит:

  • Создать развивающую среду, представив объекты для изучения;
  • Не мешать ребенку самостоятельно приобретать знания, помогая только в случаи необходимости, или если ребенок сам вас об этом попросит.

   Малыша иногда можно сравнивать с лилипутом в стране великанов: большая часть интересующих его вещей ему не доступна. Кроме того, он еще не приспособился к к чужому миру: у него плохая координация движений, он не уверен в себе и не знает, что делать с окружающими предметами. Задача взрослых – помочь ребенку освоиться, подготовить для этого условия. Вот и все секреты. На практике это означает следующее.

   Перед тем как малыш начнет самостоятельное изучение игрушки или обучающего пособия, покажите ему, как ими пользоваться. Если малыш будет уверен в том, что может достичь результата, он не будет расстраиваться в случаи неудачи и не потеряет интереса к игрушке. Поддерживать детский интерес – одна из главных задач взрослых.

   Ребенок приобретает необходимые умения и навыки, а с ними приходит чувство независимости, уверенности. Метод М. Монтессори пробуждает и развивает естественное желание учиться, узнавать новое – в том объеме, который ребенок в состоянии освоить. Он делает не то, что хочет, а то, что к чему готов. В этом случае родителям не стоит бояться перегрузок или потери интереса к учебе.

   М.Монтессори считала, что дети должны научиться быть самостоятельными. Этому их тоже надо учить. Конечно, не у каждой мамы хватит терпения наблюдать, как ее чадо размазывая грязь вытирая стол, или моет чашку, расплескивая воду. Гораздо легче помыть самой – и времени займет меньше, и результат будет лучше. Но тогда малыш решит, что любое его начинание бессмысленно, потому что он не находит поддержки у любимого человека. А значит быть самостоятельным неинтересно и ненужно.  

     Взрослые устанавливают правила игры, а ребенок развивается, соблюдая эти правила, но только в собственном ритме и темпе; фактически он подстраивает программу под себя, свои наклонности и потребности. Если развивающие пособия доступны ( хранятся там, где ребенок может их беспрепятственно достать), он может пользоваться ими столько, сколько считает нужным. Таким образом, малыш не только приобретает определенную независимость от взрослых, но и берет на себя ответственность за результат своих действий. Доверяйте ребенку, и вы убедитесь, что  ему, в отличии от взрослого, такая задача по силам.

Когда учить, или благоприятные периоды развития.

      В период развития личности бывают периоды спада и подъема – эту психологическую и педагогическую аксиому вывела впервые именно  М.Монтессори. когда наступает благоприятный ( сензитивный) период, малыш становиться наиболее восприимчивым к формированию определенных умений и навыков, а заложенные в нем способности развиваются без особых усилий с его стороны. Например, музыкальные способности особенно активно развиваются от 2-х до 6-ти лет, а развитие органов чувств наиболее ярко проявляются в возрасте от 2,5 до 6-ти лет.

   Но благоприятные периоды приходят и уходят безвозвратно. К сожалению, повлиять на этот процесс невозможно. Но в наших силах в нужное время создать максимально подходящие условия для развития малыша.

      Краткое описание некоторых сензитивных периодов развития, абсолютно точных сроков их наступления не существует, каждый малыш развивается в своем темпе, поэтому возраст указан приблизительно. Зато вы сможете узнать, развитию каких навыков следует уделять особое внимание.

 

«СМОТРИТЕ, КТО ЗАГОВОРИЛ»  

От рождения до 6 лет – период  активного развития речи.

  • К 4,5 месяцам младенец уже способен по-своему воспринимать речь. В этом возрасте дети активно учатся подражать звукам.
  • К году ребенок начинает говорить первые сознательные слова. Ему очень хочется говорить так же, как это делают взрослые, поэтому словарный запас увеличивается очень быстро.
  • К полутора годам начинает пытаться выражать свои чувства желания. Он начинает осваивать грамматические нормы родного языка. В это время очень важно как можно больше разговаривать с ним, рассказывать, читать. Но не в коем случаи не «сюсюкать», не повторять его слова, даже если они умиляют вас до слез.
  • Мечта каждого родителя – понять, что думают его малыш. Такая возможность вам представится в возрасте 2 – 2,5 лет, когда малыш начинает разговаривать «сам с собой». Послушайте, как он умеет строить логические цепочки, насколько последовательны его мысли. Не упустите момент! Этот этап довольно короткий – монологи постепенно становятся внутренними.
  • В 3 – 4 года ребенок начинает использовать слова для того чтобы решить свои проблемы выразить эмоции и желания. В этом возрасте дети интересуются буквами – символами  звуков, с удовольствием играют с магнитным алфавитом, обводят шершавые буквы и т.д.
  • К 4,5 – 5 годам ребенок готов учиться читать – без принуждения и самостоятельно.    

«МИР ПОЛОН ЗАПАХОВ И ЦВЕТА».

От рождения до 5 лет – период активного чувственного

(сенсорного) развития.

  • В этот период ребенок особенно восприимчив к цвету, форме, размерам предметов, окружающим звукам. Сначала информацию о мире он получает через тактильные ощущения, запахи ( прикосновение мамы, запах ее кожи). Затем более главными источниками информации становятся зрение и слух. Ребенок запоминает внешний вид предметов, узнает знакомые ему изображения. Все  развивающие игрушки, рекомендованные  для этого возраста, учитывают эту особенность.

«Я ДВИГАЮСЬ,- ЗНАЧИТ,  Я СУЩЕСТВУЮ!»

От рождения до 3,5 лет – движение как способ познания мира.

  • Первые движения малыша неуверенны и беспомощны, и на первый взгляд кажутся абсолютно бессмысленными. Тем не менее они необходимы ребенку для освоения окружающего пространства. Он активно учится трогать, хватать, дотягиваться, переворачиваться, сидеть, ползать, ходить. Движения малыша становятся все более сложными, требующими координации. Чем сложнее движение,  тем больше требуется не только физических, но и умственных усилий.

«ДЕЛАЙ, КАК Я».

От 2-х до 4-х лет – период формирования представления

 о порядке и аккуратности.

  • Это «золотой» период для приучения ребенка к  аккуратности. Он испытывает настоящую страсть к наведению порядка! Для малыша важно чувствовать постоянство, строго определенный жизненный уклад. У  каждого предмета есть свое место: посуда должна быть на кухне, обувь – в коридоре, одежда – в  шкафу , игрушки – ящике, на полочке и т.д.. Ребенок   спит, ест на одном и том же месте, у него есть своя постель, посуда. Малышу необходимо (даже если он и не осознает этого) видеть каждое утро свои игрушки аккуратно сложенными и там, где они должны быть, несмотря на то, что вечером он их сам разбросал.  Увы, без вашей помощи соблюдать порядок ребенок не научится. Поэтому вам придется постоянно наводить порядок на его «территории». Ребенку  очень важно, чтобы люди «правильно» относились ко всем знакомым ему предметам. Он знает, что на стуле принято сидеть, за столом – есть , открывать дверь необходимо рукой, а не ногой и.д.
  • Дорогие родители , помните, что рядом с вами постоянно находится маленький, но очень придирчивый наблюдатель. Большинство родителей предпочитают дома «отдохнуть» от каких-либо норм и условностей. Между тем для ребенка ваше поведение пока еще единственный образец, эталон  для подражания.
  • Внутреннее представление о порядке (отсутствие порядка), сложившееся в этот период, не измениться в течение всей дальнейшей жизни.

«ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО».

От 2,5 до 6 лет – период усвоения норм поведения в обществе (социализации)

  • Ребенок учиться общаться и одинаковы быстро запоминает как хорошие примеры, так и плохие. Он будет подражать тому, что видел дома, на улице, в детском саду, по телевизору. Что делать, если малыш сделал или сказал то, что, по вашему мнению, недопустимо? Сердиться, а тем более кричать,- худший вариант поведения. Обращайте внимание ребенка на положительные примеры. Чем больше и чаще вы будете это делать, тем лучше будут результаты.
  • Оградить малыша от жизни, а она имеет и темные стороны, не удастся, но зато можно попробовать научить его понимать и осознать, что такое хорошо и что такое плохо.

ЗОНЫ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.

     Как мы уже говорили, если учитывать, в каком сензитивном периоде находится ребенок, можно создать оптимальные условия для развития тех или иных способностей. А теперь давайте попробуем научиться создавать эти условия.

     

« Все по-взрослому» - обучение навыкам практической жизни

и развитие самостоятельности.

      Монтессори считала, что детей обязательно нужно учить навыкам практической жизни: он должен заботиться о себе. В детском саду детей наливать и выливать воду, открывать и закрывать дверь, правильно здороваться, чистить одежду. Этими навыками можно и  нужно учить детей и дома.

     Сейчас в магазинах продаются готовые игровые пособия со всевозможными застежками, шнуровками, молниями, чтобы научить малыша застегивать пуговицы, крючки и молнии, завязывать шнурки. В детском саду таких пособий различное множество. В домашних условиях вы всегда сможете заменить покупные пособия настоящими « домашними» вещами. Главное, чтобы на одежде были всевозможные крупные по размеру застежки, тогда малышу их будет легче застегивать и расстегивать. Это может быть кофта с пуговицами, с «молнией», детский ботиночек со шнурками и т.д.

      Согласитесь, нашим детям часто приходится слышать: « Ты еще маленький!», « Подрастешь, тогда и будешь все делать сам».  Но, к сожалению, потом будет поздно… А что, если ребенок услышит от вас: « Ты уже взрослый и вполне можешь справиться с этим сам»? пусть малыш помогает вам резать овощи, сервировать стол и делать многое другое, чего обычно так боятся мамы. Просто покажите ему, как правильно обращаться с предметами. Приготовление пищи не означает, что малыш будет варить и жарить,- он всего лишь поможет вам нарезать морковь, банан или яблоко. Все это надо делать очень аккуратно, после работы тряпочкой протереть стол.

     Учите ребенка убирать помещение и соблюдать личную гигиену: чистить обувь, подметать, мыть пол шваброй, вытирать стол, умываться и самостоятельно ухаживать за собой.

     Дайте ребенку поиграть с водой и сыпучими предметами, пусть научится сортировать предметы разной величины. Все эти занятия развивают координацию рук, а значит, готовят малыша к освоению письма.

    Только не хитрите, и не пытайтесь заменить настоящие предметы их игрушечными копиями. Все должно быть всерьез, как у взрослых!

     Иногда просто необходимо разрешать ребенку играть с хрупкими и бьющимися предметами. Вполне понятно, что без «порчи имущества» здесь не обойтись. Когда  стеклянный кувшин падает на пол, разлетаясь на осколки, а вода разливается, ребенок раз и навсегда понимает, где допустил ошибку. В таких случаях он сам искренне расстроен, и нет необходимости ругать его. В этом и заключается один из замечательных принципов Монтессори-педагогики, который можно назвать автоматическим контролем ошибок и педагогикой без наказаний.

« Я чувству мир!» -  развитие  органов чувств.

    М. Монтессори считала, что активному развитию основных органов чувств малыша можно и нужно способствовать. Взрослый должен предоставить как можно больше объектов для изучения. Чтобы активно развивать зрение, вкус, обоняние, слух малыша, вам придется запастись всевозможными пособиями и предметами. Предметы должны иметь различную форму и быть сделаны из разных материалов.

  • Научите ребенка различать температуру, трогая лед, металлические  предметы, нагретые на солнышке камешки, погружая руки в теплую  и прохладную воду.
  • Развивайте «барическое» чувство – умение ощущать разницу в весе, взвешивая на руке или игрушечных весах тяжелые и легкие предметы.
  • Учим детей сравнивать предметы ( палочки, ленточки, веревочки, игрушки) по высоте и длине.
  • Пора познакомить ребенка с разнообразием оттенков цвета, звучания, запахов. Учим детей находить предметы того цвета, который вы ему называете. Игра на музыкальных инструментах поможет им научиться различать их звучание.
  • Нюхая «волшебные» флакончики, в которых лежат специи, кофе, или ватные тампоны с разнообразными отдушками, малыш познакомиться с многообразием запахов.
  • Обязательно сшейте или купите тактильный коврик, он предназначен для развития тактильных ощущений. Такой коврик шьется из кусочков ткани разных по цвету, фактуре, размеру, материалу. Научите ребенка исследовать разными способами – гладить, мять, тянуть, растягивать.

М.Монтессори придумала огромное количество развивающих пособий для малышей. Фантазируйте, придумывайте игрушки по мотивам игровых пособий М.Монтессори и предоставляйте ребенку полную свободу для удовлетворения его любопытства.

«Считаем, играя» - развитие  математических способностей.

         По мере взросления ребенок должен научиться находить ответы на свои многочисленные «почему». Поэтому основной целью языковой, математической, естественнонаучной зон, которые выделила М.Монтессори, является умственное развитие.

        Обучение математике должно проходить естественно: малыш просто живет в подготовленной среде, «пропитанной» этой наукой. Он должен быть окружен всеми необходимыми материалами для того, чтобы научиться сложению, вычитанию, умножению и делению, освоить порядковый счет и в конечном итоге подготовиться к школе.

« Говорящие пальчики» - почему нужна ловкость рук.

    Для того чтобы научить ребенка читать и писать, М.Монтессори разработала гениальный по простоте и эффективности обучающий материал.

  • Буквы, вырезанные из шершавой (наждачной или бархатной) бумаги, которые ребенок обводит пальчиком, помогает малышу запомнить их очертание.
  • Прием рисования букв на крупе, рассыпанной на ярком подносе и составление слов с помощью подвижного алфавита – тоже потрясающая находка М.Монтессори.
  • Общее для всех этих прием – активное движение рук, что не случайно. Развитие речи на прямую зависит от того, насколько развита мелкая моторика (тонкие движения пальцев рук). Именно поэтому многие игры-пособия рассчитаны на работу пальчиков.
  • Ценное педагогическое наследие М.Монтессори – рамки-вкладыши. Это различные фигуры (геометрические формы, контуры животных, овощей, фруктов и т.п.) и рамки соответствующие им. Малыш подбирает к каждой рамке нужную фигурку. А потом и фигурку, и рамку обводит карандашом –  получаются самые настоящие рисунки. И снова потрясает гениальность находки Монтессори – ребенок усваивает знания опытным путем – разглядывая, ощупывая. И еще одно принципиальное отличие Монтессори-материалов: ребенок всегда имеет возможность проверить правильность выполнения задания. Треугольник не помещается в круглую рамку – значит надо опытным путем искать другое отверстие.
  • Кроме плоских рамок-вкладышей, Монтессори придумала «почтовый ящик» - деревянный ящик с прорезями различных форм, в которые ребенок проталкивает объемные фигуры – куб, шар, цилиндр и др. играя с ними, дети учатся различать геометрические формы зрительно и на ощупь.

« Мир во всех красках» - идеи «космического» воспитания.

   Сам термин « космическое воспитание» вовсе не означает, что вы готовите малыша в космонавты. Под «космическим» воспитанием М.Монтессори понимала создание ребенку таких условий, чтобы он смог расширить свой кругозор, получить представление о том, что существуют законы, на которых основана наша жизнь, познакомиться с основами ботаники, зоологи, анатомию, географии и других естественных наук.

  • Географические карты, изготовленные по принципу рамок-вкладышей. Дети «собирают» материки и континенты как кусочки мозаики, вкладывая их в подходящие отверстия, учатся их находить на карте.
  • Природные карты – это наборы карт для изучения строения листьев, цветов, деревьев. С их помощью ребенок сможет пополнить свой словарный запас и узнать много нового о природе.
  • Не забывайте, что для общего развития ребенку необходима еще музыка, рисование, танцы, иностранные языки – «зон развития» может быть много.  
  • Звучащие колокольчики М.Монтессори отличаются тем, что каждый колокольчик, входящий в набор, имеет свое звучание, когда стучите по нему деревянным молоточком.
  • Обратите внимание, что в данный момент в магазинах игрушек имеются в продаже множество пособий для формирования « космических» знаний детей.

 

       Итак, создавая условия для развития ребенка, подумайте над тем, к каким полезным умениям и навыкам могут приучить его самые обычные предметы.

Достоинства методики М.Монтессори – простота, доступность и эффективность – признаны всеми, она не только жизнеспособна, но и универсальна.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Раннее развитие: за или против?»

Новорожденный малыш еще лежит в колыбели, а мо­лодых родителей уже беспокоит не только здоровье, пи­тание, режим крохи, но и его развитие. Что такое "раннее развитие"; для чего оно необходимо и как...

Раннее развитие. За или против?

Давайте разберемся вместе - дает ли ранний старт какие-либо преимущества. В чем «плюсы» и «минусы» раннего развития....

Консультация "Раннее развитие. За и против".

Консультация для педагогов и родителей...

Раннее развитие. «За» и «против».

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...

Раннее развитие. «За» и «против».

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...

Раннее развитие. «За» и «против».

Сегодня хотелось бы поговорить о раннем развитии детей. В "раннем развитии" безусловно прекрасно одно - это мечта, его породившая. Плохи те родители, которые не мечтают о том, чтобы их дети ...

Раннее развитие: за или против?

laquo;Важно знать меру», - эта фраза приходит на ум, когда повсюду видишь множество открывающихся развивающих центров для детей раннего развития. Да, несомненно, понятно стремление мамочек виде...