Трансформация образовательного пространства современного ДОУ как одно из главных условий обеспечения качества дошкольного образования.
консультация

В статье представлен опыт работы по созданию и преобразованию развивающей предметно - пространственной среды с учетом специфики детского сада и реализации приоритетных направлений в сфере образования РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл РППС ДОУ20.84 КБ
Файл Презентация РППС2.42 МБ

Предварительный просмотр:

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА СОВРЕМЕННОГО ДОУ КАК ОДНО ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Коваленко Юлия Николаевна,  

МБДОУ «Детский сад №54» г. Воркуты,  старший  воспитатель,

первая квалификационная категория

Сегодня, большое внимание уделяется формированию в образовательной организации образовательного пространства, стимулирующего детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детей, сотрудничество взрослого и ребёнка.

Свою деятельность по проектированию развивающей предметно-пространственной среды мы начали с комплексной оценки состояния среды, и здесь для нас инструментарием стали шкалы ECERS – R  и шкалы комплексного мониторинга качества дошкольного образования. В результате работы были получены данные, которые позволили выявить как сильные, так и слабые стороны в работе каждой возрастной группы отдельно, так и детского сада в целом.

Руководствуясь требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и Примерной образовательной программой дошкольного образования, в соответствии с которой разработана  и реализуется основная образовательная программа нашего учреждения,  была организована деятельность по преобразованию развивающей предметно – пространственной среды.

 Одним из главных условий в организации пространства учреждения является оснащение современной многофункциональной мебелью. С этой целью  были приобретены игровые современные модули для организации сюжетно – ролевых игр, с встроенными ящиками для хранения и наличием колес, различные открытые полки – этажерки, которые позволяют с легкостью их перемещать и зонировать пространство, групповая мебель с  максимально открытыми  нишами на уровне роста ребёнка.

 Чтобы осуществить баланс между стабильностью и динамичностью предметно – пространственной среды, мы стали внедрять многофункциональные маркеры для детских игр: универсальные ширмы, мягкие модули, бескаркасные кресла  - пуфы. Например, маркер «Чудо – пластины»  могут легко превратиться в дорогу или  стать кораблем, а могут и «превратиться» в дидактическое пособие. Бескаркасные кресла – пуфы   и универсальные ширмы служат как местом для релаксации, так и объектом игрового взаимодействия детей.   Воспитанники могут самостоятельно перемещать данные атрибуты  в пространстве группы и  видоизменять их в соответствии со своим игровым замыслом. Эти конструкции легко трансформируются, переносятся, обрабатываются.

Следующее, очень важное условие, которое мы стараемся соблюсти - индивидуализация среды, которое заключается в том, что в пространстве группы должна быть предоставлена возможность воспитанникам демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Так в оформлении приемных, и групповых помещений появились различные уголки и стенды, такие как:  «Здравствуйте, я пришел!», стенд с интересными фотографиями детей, «Кармашки с секретиками», маркированные кармашки, куда ребёнок  в течение дня может положить что-то ценное и значимое для себя (игрушку, рисунок, картинку и другое), «Моё настроение», индикатор эмоционального состояния ребёнка, учит распознавать свои собственные эмоции и чувства и  адекватно реагировать на настроение сверстников. Индивидуализация осуществляется и тогда, когда дети выбирают определенный центр активности. В этом им помогает «Доска выбора», она представляет собой доску, на которой обозначены центры активности в символах, понятных детям; количество детей, которое может заниматься в данном центре и место для обозначения собственного выбора детьми.

Обстановка, ориентированная на ребёнка, должна следовать принципам психологического комфорта. Для этого все группы мы оборудовали уголками для уединения (в виде вигвамов, трансформируемых модулей, закрытых зон), это то место, в котором дети могут «спрятаться» от внешнего мира и отдохнуть от детского коллектива.

Суровые климатические условия побудили нас обратить пристальное внимание на подбор цветовой гаммы интерьера всех помещений учреждения  и на организацию пространства для двигательной активности воспитанников. До недавнего времени существовала проблема в организации полноценного двигательного режима детей, так как наличие одного физкультурного зала на 8 дошкольных групп не позволяло эффективно решать задачи по физическому развитию дошкольников. Рациональный подход к реконструкции музея учреждения позволил оборудовать второй физкультурный зал для детей младшего дошкольного возраста.

Чтобы решить проблему дефицита   функциональных помещений в учреждении мы решили использовать проходные холлы между залами и длинные коридоры этажей в качестве рекреационного образовательного пространства. Так появились развивающие бизиборды для малышей на стенах прогулочной веранды, тематические выставки по безопасности, по ознакомлению дошкольников с профессиями, репродукции  картин известных художников. Данные выставки были размещены  в коридоре II  этажа. В мини – холлах на третьем этаже появились уголок по нравственно – патриотическому воспитанию дошкольников и  выставка детских творческих работ, причем ребёнок самостоятельно может выбрать и место для своей работы и самостоятельно её прикрепить. Выбор на эти пространства  пал не случайно, дело в том, что через данные    помещения дети разных возрастных групп проходят ежедневно по несколько раз в день, таким образом  у педагогов появилась дополнительная возможность в естественной и непринужденной обстановке  решать образовательные задачи.

В 2019 году нашему учреждению присвоен статус «Муниципальной инновационная площадка в вопросах развития начального инженерно-технического мышления детей дошкольного возраста». В связи с этим было принято решение об оборудовании отдельного кабинета, разделенного на две зоны: лего – конструирование и робототехника и обучение дошкольников игре в шахматы.

Созданная на сегодняшний день в учреждении развивающая предметно – пространственная среда позволила в рамках обновления содержания дошкольного образования расширить границы образовательного пространства и обеспечить построение доброжелательного и развивающего образования, ориентированного, прежде всего, на ребёнка. Но, было бы неправильно думать, что можно создать идеальную развивающую среду. Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся. Поэтому поиск новых подходов к развивающей предметно – пространственной среде  продолжается, главным критерием при этом остается безопасность ребёнка и  возможность для разностороннего развития личности воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 54 «Радуга» г. Воркуты XVII Педагогические чтения «Обновление содержания и технологий дошкольного образования: опыт, проблемы и перспективы» и III фестивале педагогических идей «Стандартизация дошкольного образования: шаг к успеху» Трансформация образовательного пространства современного ДОУ как одно из главных условий обеспечения качества дошкольного образования. Коваленко Ю.Н., старший воспитатель

Слайд 2

Игровая мебель

Слайд 4

Универсальные маркеры «Чудо – пластины» Универсальные ширмы

Слайд 5

Бескаркасная мягкая мебель

Слайд 6

Индивидуализация среды

Слайд 7

«Кармашки – секретики » «Моё настроение»

Слайд 8

Уголки уединения

Слайд 9

Развивающие бизиборды для малышей

Слайд 10

Тематические выставки в коридоре II этажа

Слайд 11

Выставка детский рисунков (холл, III этаж) Зона нравственно – патриотического воспитания «Моя Воркута» (холл, III этаж)

Слайд 12

Обучение дошкольников игре в шахматы Лего – конструирование и робототехника

Слайд 13

При организации развивающей предметно – пространственной среды важно помнить, что предметная среда не должна быть самоцелью, было бы неправильно думать, что можно создать идеальную развивающую среду . Это открытая, живая система, постоянно изменяющаяся. Поэтому поиск новых подходов к РППС продолжается, главным критерием при этом остается безопасность ребёнка и возможность для разностороннего развития личности воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проведение диагностических мероприятий в МДОУ как одно из условий повышения качества дошкольного образования

Материал для проведения диагностического обследования уровня развития детей по основным образовательным отраслям...

Статья МОДЕРНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ. КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «ВДОХНОВЕНИЕ»

В статье обосновывается проблема применения инновационной деятельности в дошкольном образовании. Она посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме в дошкольных учреждениях, так как инновации в обр...

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста.ция взглядов на качество дошкольного образования.

Эволюция взглядов на качество дошкольного образования. Современные технологии в развития детей дошкольного возраста....

Семинар – практикум для педагогов на тему: «Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»

Семинар – практикум для педагогов на тему:«Совершенствование профессионального мастерства педагогов как одно из условий повышения качества дошкольного образования»...