«Системный подход к созданию условий, обеспечивающих качество дошкольного образования».
статья

Любовь Ивановна Кретова

 Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них образовательной деятельности, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных общеразвивающих программ, к результатам и эффективности их деятельности. Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашей области является: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ПИЧАЕВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД «БЕРЕЗКА»

ПИЧАЕВСКОГО РАЙОНА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СТАТЬЯ

«Системный подход к созданию условий, обеспечивающих качество дошкольного образования».

старшего воспитателя

КРЕТОВОЙ

ЛЮБОВИ  ИВАНОВНЫ

ПИЧАЕВО

2020

Политика реформирования в системе дошкольного образования обозначила проблему повышения качества дошкольного образования. Развитие современного общества предъявляет новые требования ко всем образовательным учреждениям, к организации в них образовательной деятельности, к выбору и обоснованию содержания основных и дополнительных общеразвивающих программ, к результатам и эффективности их деятельности. Система дошкольного образования представляет собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированную на потребности общества и представляющую разнообразный спектр образовательных услуг с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. Одним из приоритетных направлений развития системы дошкольного образования нашей области является: повышение качества дошкольного образования в контексте образовательной политики РФ. В районе одно ДОУ, 2 филиала,  группы кратковременного пребывания на базе общеобразовательных учреждений.

На современном этапе развития общества повышение качества дошкольного образования необходимо осуществлять по следующим направлениям:

• обновление содержания дошкольного образования в соответствии с современными тенденциями развития образования, с учетом стандарта;

• активизация творческого и личностного потенциала педагогов;

• внедрение менеджмента в деятельность руководителя ДОУ.

Реализация федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: от качества условий к качеству результата. ФГОС ДО определяет новое представление о содержании и организации дошкольного образования, а именно:

1. Совокупность образовательных областей;

2. Формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность»;

3. Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции образовательных областей: в совместной деятельности взрослого и детей (организованная образовательная деятельность и деятельность в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Таким образом, предъявляются новые требования к обеспечению стабильного функционирования и развития дошкольного учреждения. Важнейшим инструментом, обеспечивающим регулирование этих процессов, является образовательная программа.

Основная образовательная программа дошкольного образовательного учреждения рассматривается в ФГОС ДО как модель организации образовательного процесса, ориентированного на личность воспитанника, которая учитывает вид дошкольного образовательного учреждения и приоритетные направления его деятельности.

МБДОУ реализует основную образовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности.

Цель деятельности МБДОУ по реализации основной образовательной программы: формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей.

Для успешной реализации программы дошкольного образования созданы условия осуществления образовательной деятельности и повышения качества дошкольного образования:

• программно- методическое обеспечение основной образовательной программы ДОУ; тематическое планирование, комплексные занятия.

• кадровое обеспечение (административный персонал (заведующий, в филиалах воспитатели с функциями руководителя), педагогический коллектив (старший воспитатель, воспитатели (10(в учреждении),5(филиалы), музыкальный руководитель, созданы условия для детей с ограниченными возможностями здоровья, функционирует логопункт (педагог-психолог, учитель-логопед) учебно- вспомогательный персонал (помощники воспитателей 7(МБДОУ), (3филиалы);

• материально-техническое обеспечение (группы, музыкальный зал кабинет(учителя-логопеда ,педагога-психолога , оборудование);

• развивающая предметно пространственная среда (центры развития, физкультурные уголки ;

• инновационная деятельность, проектная деятельность, функционирование муниципальной базовой площадки, научного общества «Юный краевед»;

• информационно-технологическое обеспечение деятельности ДОУ.
работа с одаренными детьми.

На сегодняшний день проблема качества дошкольного образования является весьма актуальной в современных условиях реформирования системы образования России.

В настоящее время в системе дошкольного образования изменилось очень многое: появилось большое количество разных видов дошкольных учреждений, программ, образовательных технологий, изменились дети и родители, развивающая среда, в ДОУ работают педагоги дополнительного образования по разным направлениям, изменилось само общество, в котором постоянно возникают новые ситуации. Это заставляет педагогов системы дошкольного образования перейти от простой передачи детям знаний к формированию умения учиться, добывать и анализировать знания самому.

Исходя из этого, следует, для того чтобы добиться обеспечения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО нужно уметь педагогам определять высокий уровень качества образовательных программ и их методического обеспечения, содержание которых позволит педагогам строить образовательный процесс в соответствии с современными требованиями и уровнем развития общества и одновременно без излишней нагрузки для детей.

Имеет смысл определить использование здоровьесберегающих образовательных технологий, которые позволяют организовать  образовательный процесс таким образом, чтобы ребенок мог усваивать культуру человечества без излишнего физического и психического напряжения (ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, физкультурные минутки, гимнастика пробуждения).  

В нашем дошкольном образовательном учреждении разработана основная образовательная программа дошкольного образования на основе ФГОС ДО. Образовательный процесс  строится по основной образовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, в соответствии с комплексно-тематическим принципом и принципом интеграции образовательных областей, в совместной деятельности взрослого и детей, самостоятельной деятельности детей, во взаимодействии с семьями дошкольников.

Освоение педагогами технологии по использованию игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и стимулированию партнёрской деятельности с детьми, приёмами интеграции образовательных областей, позволяют в полном объёме строить образовательный процесс в соответствии с ФГОС ДО. Когда дети участвуют в образовательной деятельности, когда педагог становится партнёром ребёнка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняется стиль поведения взрослого, рабочее пространство за общим столом, отношение педагога к общей работе. Меняется и положение детей: появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое. Вырабатывается порядок и организация совместной деятельности: свободное размещение за общим столом, их общение с другими детьми по ходу работы и перемещение по мере необходимости.

Возникновение новых тенденций в образовании и в социокультурной политике приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. По-прежнему, ценным и важным фактором в образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения является создание педагогом условий для «развертывания» внутреннего, личностного потенциала каждого ребенка дошкольника.

Качество дошкольного образования в решающей степени зависит от кадрового состава специалистов, работающих в дошкольной сфере, уровня их профессиональной подготовленности, инициативности, самостоятельности, творческой активности и ответственного выполнения своих обязанностей.

В  детском саду мы уделяем большое внимание процессу непрерывного самообразования и саморазвития педагогов, повышения уровня их квалификации через разнообразные формы.

В  ДОУ проводятся информационно - консультативные семинары, совещания, педагогические советы, мастер - классы, тематика которых включала вопросы реализации ФГОС ДО.

Чтобы повысить заинтересованность педагогических работников для участия в различных конкурсах, мы используем стимулирование сотрудников, что даёт положительные результаты. На базе дошкольного образовательного учреждения функционирует муниципальная базовая площадка «Эффективные модели и механизмы выявления, поддержки сопровождения одаренных детей в образовательном процессе». Функционирует научное общество «Юный краевед».

Большое значение, на наш взгляд, имеет информационно - технологическое обеспечение деятельности ДОУ, внедрение компьютерных технологий, использование электронных программ и пособий, для повышения эффективности работы педагогов, обмена опытом, снижения трудоёмкости.

В целях удовлетворения образовательных потребностей педагогов и подготовки их к работе в режиме реализации ФГОС ДО созданы условия для прохождения курсов повышения квалификации на базе ТОГОАУ ДПО ИПКРО.

Немаловажным условием качества дошкольного образования является организация развивающей предметно- пространственной среды, наполнение которой предоставляет ребенку возможности для саморазвития. Ежегодно на учебные расходы выделяются средства из областного бюджета.

Следует сделать акцент на том, что дошкольное детство - наиболее восприимчивый к воздействию взрослого период развития.

Главная функция взрослого на данном возрастном этапе - адаптировать ребёнка к жизни в окружающем мире, развивая такие значимые способности, которые личностно-ориентированная модель представляет как способность познания мира, действия в мире (сохранение существующего, преобразование и создание нового, проявления отношения к миру.

Мы используем новые подходы к моделированию развивающей среды - поэтому предусмотрены разные варианты её организации с полифункциональным использованием всех возможностей помещения.

Для обеспечения оптимального баланса совместных и самостоятельных действий детей в каждой группе созданы центры для разных видов детской деятельности: двигательной, игровой, изобразительной, театрализованной, исследовательской,

а также условия для интеграции образовательных областей. При зонировании групп предусмотрено периодическое обновление материала и оборудования, ориентированное на интересы разных детей. Для раскрытия творческой уникальности каждого ребенка оборудованы специальные центры:

природный, в котором дошкольники с радостью экспериментируют, выращивая растения и проводя исследования живой природы;

мини - изостудия, где каждый ребенок может чувствовать себя настоящим художником, создателем уникальной творческой работы;

центр театрализованной и музыкальной деятельности, где проявляются актерские и режиссёрские способности детей.

С большим интересом воспитанники занимаются в мини-центрах по безопасности дорожного движения, которые организованы в каждой группе, а также на игровой площадке детского сада - центр «Азбука безопасности», где ребята продолжают знакомиться с правилами дорожного движения, пожарной безопасности, правилами поведения в экстремальных ситуациях.

По мере поступления денежных средств и благодаря эффективному использованию финансовых ресурсов в ДОУ, у нас есть возможность приобретения дидактических и методических пособий, пополнения развивающей среды современным оборудованием.

(социальное партнерство)

Дополнительное образование является составной частью образовательной системы детского сада, при этом его содержание выходит за пределы основной образовательной программы. Дополнительные образовательные услуги способствуют повышению качества работы, выявлению и развитию одарённых детей, что вызывает большой интерес у родителей. Дополнительные общеразвивающие программы расширяют возможность общения, раскрытия творческих способностей, обогащению интеллектуальной, духовной сферы жизни детей, их физическому совершенствованию. Результат успешной работы педагогов - активное участие воспитанников в мероприятиях различных уровней.

Таким образом, качество понимается как системное образование, формирующееся у воспитанника в процессе освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являющееся показателем его развития в личностном, интеллектуальном и физическом планах и способствующее самостоятельному решению  ребёнком жизненных задач,  адекватных возрасту.

Я твёрдо уверена; всё, что окружает ребёнка в детском саду и дома - в семье - это инструмент его развития и, главное, чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку, а был правильно подобран.

Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к формированию коммуникативной компетентности педагога дошкольного образования»

В презентации представлен опыт работы по формированию коммуникативной компетентности педагогов....

Статья "Использование здоровьесберегающих приёмов Су-джок терапии в коррекционно-образовательной деятельности с детьми с ОВЗ" в сборнике "Реализация ФГОС дошкольного образования как условие повышения качества дошкольного образования" 07 июня 2018г.

Одной из главных задач ФГОС ДО является охрана и укрепление физического и психического здоровья, в том числе их эмоционального благополучия. Поэтому деятельность педагогов направлена на то, чтобы дети...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание педагогов дошкольного образования на развитии...

Выступление на региональной научно - практической конференции "Реализация ФГОС дошкольного образования как условия повышения качества дошкольного образования"

Вы задумывались, что чаще всего родителей интересуют оценки их детей в школе по математике? Большинство взрослых считают, что этот школьный предмет самый важный. Если оценки хорошие, учеба удалас...

Совершенствование профессионального мастерства педагогов ДОУ как обязательное условие повышения качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО

Сегодня профессиональное мастерство работников дошкольных образовательных учреждений, реализуемое в их профессиональной деятельности, становится особенно значимо для ДОУ, работающего в режиме развития...