Педагогический совет на тему: "Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы".
учебно-методический материал

Ильина Ксения Сергеевна

В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. Педагогический совет помог обобщить опыт воспитателей по работе в данной области, способствовал обмену формами и методами работы в данном направлении.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_ekologicheskoe_vospitanie2.pptx2.18 МБ
Файл obrazovatelnye_oblasti.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ГБОУ Школа №2120 Дошкольная образовательная площадка 8 ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ « Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы » Подготовили воспитатели: Ильина Ксения Сергеевна Якушкина Татьяна Петровна

Слайд 2

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайными, заставляет остановится, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, луга, тихой речушке, у крошечной лужицы, оставшейся на дороге, после сильного дождя. Но где бы не находился детский сад: в шумном городе или тихом поселке, за полярным кругом или в степи - воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой. Мне не унять метели, Не растопить снега, Но чтобы птицы пели – Это в моих руках. (В. Солоухин)

Слайд 3

. Природа влияет на всестороннее развитие ребенка. Что же является природа для ребенка? Итак, природа является источником: Красоты, Доброты, Познания, Укрепления здоровья.

Слайд 4

м. Природа – источник красоты. Она прекрасна во все времена. Давайте вместе немного отдохнем и по мечтаем. Забудем наши проблемы, отложим заботы и тревоги – будем отдыхать и наслаждаться свежестью весеннего ветра, запахом летнего скошенного луга, шелестом осенних кленов, ароматом ясного зимнего дня. Обмен опытом - воспитывает у детей чувство любви к прекрасному, природе.

Слайд 5

«Цветущие яблони» И. Левитан

Слайд 6

«Лето» И. Левитан

Слайд 7

«Золотая осень» И. Левитан

Слайд 8

«Утро в зимнем лесу» В. Юшкевич

Слайд 9

Период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы. «Формы и методы экологического образования дошкольников» ( ст.воспитатель ). Природа- источник доброты. Любование красотой – это лишь первый росток доброго чувства, который надо развивать. В детстве ребенок должен пройти эмоциональную школу, школу воспитания доброты чувств.

Слайд 10

Природа – источник познания. В природе все меняется ежедневно, нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники. Дети узнают, что солнце является источником тепла и света на Земле, что растения дышат и растут, что холодная снежинка коснувшись теплой ладошки, превращается в капельку воды и многое-многое другое. Важно воспитать у детей познавательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше.

Слайд 11

Природа – источник укрепления здоровья. Сочетание полноценного питания, солнцем, воздух, воды, труда и отдыха – все это целебный источник здоровья. А целебные ли они сейчас? По утверждению ученых человечество идет к экологической катастрофе. За последнее десятилетия проблемы загрязнения и разрушения окружающей среды приняли глобальный характер. Бурный НТП, безнравственное отношение к природным богатствам и нерациональное их использование привели к нарушению экологического равновесия.

Слайд 12

В период нарушения экологического равновесия в стране важнейшим направлением в работе ДОУ является экологическое образование, то есть формирование экологической культуры детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создает вокруг себя. Поэтому необходимо научить ребенка с дошкольного возраста беречь природу. Один из путей повышения его эффективности состоит в использовании разнообразных форм и методов работы.

Слайд 13

Предметное окружение Ознакомление с окружающим миром Природное окружение, экологическое воспитание Социальное окружение

Слайд 14

Природное окружение, экологическое воспитание Мир животных Неживая природа Мир растений Экологическое воспитание

Слайд 15

Задачи экологического образования Усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними) 2. Формирование представлений об универсальной ценности природы 3. Воспитание потребности в общении с природой 4. Привитие трудовых природоведческих навыков 5. Развитие экологического сознания 6. Эстетическое воспитание Решение этих задач направленно на достижение основной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру.

Слайд 16

Формы педагогической работы Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле, ..) в различные сезоны Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица, ….) Прогулки на участке Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, … Занятия в группе детского сада Занятия в уголке природы

Слайд 17

1. Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле, ..) в различные сезоны

Слайд 18

2. Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица, ….)

Слайд 19

3. Прогулки на участке

Слайд 20

4. Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, …

Слайд 21

5. Занятия в группе детского сада

Слайд 22

6. Занятия в уголке природы

Слайд 23

Методы экологического образования * Наблюдения на экскурсии, прогулках, занятиях, в повседневной жизни. * Игра * Экспериментирование * Чтение литературы о природе * ИЗО деятельность * Исследовательская деятельность * Труд на участке и в уголке природы * Прогнозирование погоды по поведению животных и растений, по явлениям неорганической природы

Слайд 24

Из опыта работы по экологическому воспитанию Якушкиной Т.П. Работа по экологическому воспитанию провожу на занятиях по оригами в кружке «Волшебный квадратик». Все занятия делятся на блоки: «Птицы», «Обитатели пруда», «Звери леса», «В зимнем лесу», «Весенние цветы» и т.д. Занятиям каждого блока предшествует большая подготовительная работа, предполагающая: просмотр иллюстраций и подготовку тематических выставок; проведение целевых прогулок, наблюдения; чтение, анализ и пересказ произведений художественной литературы (рассказов и сказок); отгадывание загадок по теме занятия; предварительные беседы, цель, которых – познакомить детей с животным, птицей или растением, которому посвящено занятие; проведение дидактических и подвижных игр, посвященных теме занятия.

Слайд 25

На занятиях вместе с детьми вспоминаем предметы и явления окружающего мира, напоминаю о том, что необходимо бережно и внимательно относиться к природе. На каждом занятии дети знакомятся с одним предметом или объектом окружающего мира.

Слайд 27

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа №2120»

ДОП-8

Педагогический совет на тему:  

«Экологическое развитие детей дошкольного возраста посредством живой и неживой природы».

Блок 2 – «Место экологического воспитания в системе дошкольного образования детей»

 

Подготовила воспитатель:

Ильина Ксения Сергеевна

2020 г

Цель:

Создание условий для формирования у ребёнка основ экологического
сознания, экологической культуры, реализации новых представлений об
универсальности и самоценности природы. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей, повышать методический уровень, способствовать творческому поиску.


Подготовка к педагогическому совету
1.Просмотр открытых прогулок по темам экологического воспитания.
2.Проведение тематического контроля «Организация работы в ДОУ по экологическому воспитанию».
3.Проведение диагностики педагогов по теме «Экологическое воспитание дошкольников».
4.Определение: повестки дня для предстоящего педагогического совета; плана подготовки воспитателей к предстоящему педагогическому совету; вопросов к анализу воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию и дискуссионного клуба; подготовка проекта решения педагогического совета.

Образовательные области:

  • Социально-коммуникативное
  • Познавательное
  • Речевое
  • Художественно-эстетическое
  • Физическое

Образовательная область ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:

  • Развитие когнитивных способностей
  • Формирование элементарных математических Представлений
  • Ознакомление с окружающим миром

Слайд 13

Ознакомление с окружающим миром

  1. Предметное окружение: обогащать представления детей о мире предметов, объяснять назначение незнакомых предметов, в том числе - о предметах, облегчающих труд человека в быту.

Связь прочности и долговечности со свойствами и качеством материалов, из которых сделаны предметы.

Учим самостоятельно определять материалы, характеризовать свойства и качества предметов.

Знакомить с некоторыми предметами прошлых времен, с тем «как жили наши предки».

  1. Социальное окружение.

Расширять представления об учебных заведениях (детский сад, школа, колледж, вуз).  Формировать   потребность в получении знаний, стремление к дальнейшему обучению.

Расширять представления о сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство). о профессиях

Рассказывать детям о профессиях воспитателя, учителя, врача, строителя, работников сельского хозяйства, транспорта, торговли, связи др.; о важности и значимости их труда; о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника. Рассказывать о личностных и деловых качествах человека-труженика.

Воспитывать чувство благодарности к человеку за его труд.

Наша планета. Формировать элементарные представления об истории человечества (Древний мир, Средние века, современное общество) через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), реконструкцию образа жизни людей разных времен (одежда, утварь, традиции и др.).

Дать представление о многообразии народов мира. Знакомить с элементами культуры, обычаев, государствами некоторых народов мира:

в Европе англичане, итальянцы, испанцы, немцы, французы;

 в Азии — индусы, китайцы, японцы; в Африке — бедуины, египтяне, жители Конго, в Южной Америке — бразильцы, мексиканцы, в Северной Америке — американцы, канадцы.

Слайд 14

  1. Природное окружение, экологическое воспитание. Продолжать развивать интерес детей к миру природы, расширять и уточнять их представления. Учить наблюдать, развивать любознательность.

Развивать желание исследовать и экспериментировать с объектами живой и неживой природы (не нанося им вред).

Создавать условия для детской исследовательской деятельности (развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений).

Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, знакомить с народными приметами.

  1. Неживая природа. Показывать взаимодействие живой и неживой природы. Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).

Что мы формируем у детей:

  • представления о чередовании времен года, частей суток.
  • первичные представления о климатическом и природном многообразии планеты Земля: холодные климатические зоны (арктика, антарктика), умеренный климат (леса, степи, тайга), жаркий климат (джунгли, саванна, пустыня).
  • Обсудить, как человек в своей жизни использует воду, песок, глину, камни; 

  1. Мир животных.

Расширять и систематизировать знания о животном мире.

Расширять первичные представления о классификации животного мира:

  • млекопитающие,
  • птицы,
  • рыбы,
  • насекомые,
  • земноводные (лягушки, жабы, тритоны),
  • пресмыкающиеся или
  • рептилии (ящерицы, черепахи, крокодилы, змеи),
  • паукообразные (пауки, скорпионы, тарантулы, клещи),
  • ракообразные (раки, крабы, омары, креветки).

Расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека. Воспитывать у детей ответственное отношение к домашним питомцам.

Познакомить с некоторыми типичными представителями животного мира различных климатических зон.

  1. Мир растений. Расширять представления детей о растениях.

Знакомить детей с многообразием родной природы: деревьями, кустарниками, травянистыми растениями.

Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».

Расширять представления о лесных животных: где живут, чем питаются, как готовятся к зиме; 

как некоторые звери готовятся к зимней спячке. Дать представление о хищных зверях и птицах.

  1. Экологическое воспитание. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о том, что человек — часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее.

Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений. Учить укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.

Слайд 15

Задачи экологического образования

  1. Усвоение системы знаний о природе (о ее компонентах и взаимосвязях между ними)
  2. Формирование представлений об универсальной ценности природы
  3. Воспитание потребности в общении с природой
  4. Привитие трудовых природоведческих навыков
  5. Развитие экологического сознания
  6. Эстетическое воспитание

Решение этих задач направленно на достижение основной цели – культурно-экологического воспитания, т.е. бережного, осознанного, ценностно-ориентированного отношения к миру.

Слайд 16-22

Формы педагогической работы

  1. Экскурсии в различные биоценозы (луг, лес, поле) в различные сезоны
  2. Целевые прогулки за пределами участка детского сада (парк, сквер, улица)
  3. Прогулки на участке
  4. Экскурсии в музеи (краеведческий, изобразительной искусства, зоологический), в обсерваторию, в оранжерею, на выставке цветов, собак, …
  5. Занятия в группе детского сада
  6. Занятия в уголке природы

Слайд 23

Методы экологического образования

  • Наблюдения на экскурсии, прогулках, занятиях, в повседневной жизни.
  • Игра
  • Экспериментирование
  • Чтение литературы о природе
  • ИЗО-деятельность
  • Исследовательская деятельность
  • Труд на участке и в уголке природы
  • Прогнозирование погоды по поведению животных и растений, по явлениям неорганической природы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду н...

Опытно-экспериментальная деятельность для детей старшего возраста с живой и неживой природой.

1. Опыт с воздухом. На столах пустые стаканчики и банка с водой. Воспитатель: Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (показывает по очереди всем...

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой»,

Мастер-класс по «Внедрению в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательной активности у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природо...

Совет педагогов «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»

Совет педагогов  «Роль инновационно -педагогических технологий в логико – математическом развитии детей дошкольного возраста»...

Консультация воспитателей в ДОУ по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».

Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование....

Сообщение к педагогическому совету «Значение художественно – эстетического развития детей дошкольного возраста»

Материал для повышения компетентности педагогов ДОУ в вопросе теории по эстетическому воспитанию дошкольников....

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"

ОПЫТ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ДУШАНОВОЙ Д.К. ПО ТЕМЕ: "ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С НЕЖИВОЙ ПРИРОДОЙ"...