Главные вкладки

    Педагогическая концепция «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»
    материал по окружающему миру на тему

    В настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kontseptsiya.doc63 КБ

    Предварительный просмотр:

    Введение

    К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего из гнезда птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность.

    В.А.Сухомлинский

    В настоящее время из – за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста. В последние годы в детском саду наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое образование и экологическое воспитание дошкольников. Если раньше в программах было единое и в какой-то степени расплывчатое «ознакомление детей с природой», то сейчас требования к содержанию образования дошкольников повышены за счет введения трех основных направлений экологического образования:

    • Развитие элементарных естественно – научных представлений;
    • Развитие экологической культуры детей;
    • Развитие представлений о человеке в истории и культуре.

    Большое значение для развития экологического воспитания является воспитание культуры мышления, приобретение новых знаний путем логических рассуждений, развитие логического мышления.

    Что же такое экологическое воспитание?  Это формирование у человека способности и желания поступать в соответствии с законами экологии. Экологическое воспитание равноценно действует на умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, физическое, трудовое воспитание.

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе.

    Как доказано психологами, для детей дошкольного возраста характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышление. Поэтому основные сведения об экологии дети усваивают не вербальным, а наглядным методом. Во время наблюдений и экспериментов обогащается память ребенка, активизируются мыслительные процессы, развивается речь.

    Существует три уровня ознакомления дошкольников с природой.

    Первый – самый низкий. Он предусматривает ознакомление с отдельными фактами (объектами, явлениями) вне связи друг с другом. При организации педагогического процесса на этом уровне дети приобретают определенную сумму знаний о строении и свойствах живых и неживых объектов, овладевают необходимыми трудовыми операциями.

    Второй – подразумевает ознакомление детей с различными формами взаимодействия объектов, установление причинно – следственных связей, действующих в природе. Как и первый, второй уровень не теряет своего значения. Он позволяет усваивать более сложные представления и понятия.

    Третий уровень – все объекты и явления рассматриваются во взаимосвязи, а также в связи со средой обитания.

    Для перехода к третьему уровню требуется наличие двух условий:

    1. Накопление у детей достаточного объема знаний о природе.
    2. Появление у них способности к абстрактно – логическому мышлению.

    Непременным условием успешного осуществления экологического воспитания и образования является правильная постановка работы по ознакомлению с природой и формированию естественно – научных представлений.

    Экологическое воспитание  рассматривается как высшая форма ознакомления с природой. Ведущим принципом является научность. Детям необходимо давать только правильные знания.

    Ведущими методами экологического образования являются наблюдения, эксперименты и собственно продуктивная деятельность в природе.

    Исходя из выше сказанного, хочу отметить, что разрабатывая свою педагогическую концепция развития личности, я не могла не затронуть экологическое воспитание.

    Проживая в Саратовской области, особое внимание заслуживают региональные подходы к экологическому образованию «Концепции непрерывного экологического образования и воспитания населения Саратовской области» уже почти десять лет. В ней впервые были представлены как единое целое все звенья образовательной и воспитательной системы.

    Процесс воспитания экологической культуры может быть успешным, если он осуществляется непрерывно, начиная с дошкольного возраста.

    Что же такое экология? Что она изучает? Воздух, вода и вся другая неживая природа, называется окружающей средой. Экологические системы везде свои – в лесу, в озере, в океане. Взаимодействие растений, животных и окружающей среды изучает наука экология.

    Задачи, которые я ставлю перед собой:

    1. Дать представление о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе; способствовать формированию понимания ребенком того, что Земля – наш общий дом, а человек – часть природы. Ф.Тютчев писал: «А ведь в природе, как и в человеке, есть душа, в ней свобода. В ней есть любовь, в ней есть язык».
    2. Развивать у детей эмоционально – положительное отношение к живой природе, на красоту и совершенство живых форм; знакомить с флорой и фауной города Энгельса.
    3. Формировать у детей элементарное представление о работе своего организма и приобщение к ценностям здорового образа жизни.
    4. Воспитывать положительное отношение к самостоятельной деятельности детей по сохранению и улучшению окружающей среды.

    Я.А.Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств, воли.

    К.Д.Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», сообщать им все доступное и полезное для умственного и словесного развития.

    Какие формы и методы использую я в своей работе? Это игры, беседы, экскурсии в парк, в краеведческий музей, игры – сказки, инсценирование, праздники, наблюдения на прогулках, в утренние приемы, в вечернее время. В образовательных областях провожу викторины. В группе есть мини – лаборатория, включающая в себя: лупы, пробирки, песок, полезные ископаемые  и т.д. Провожу на открытых мероприятиях занятия с элементами проектной деятельности. В младших группах был создан центр «Песок – вода». Проект в средней группе «Моря, океаны».

    На базе ДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №6» создана опытно – экспериментальная площадка, где постоянно проходят семинары, методические объединения.

    Формы этих семинаров следующие: теоретическая часть и практические занятия.

     Концепция нацеливает на использование нетрадиционных форм занятий с детьми. Интересны комбинированные и комплексные занятия, в которых познание природы сочетается с художественной деятельностью (речевой, музыкальной, изобразительной). Беседы познавательно – эвристического характера, экологические тесты и задачи, аудиозаписи.

    По мере возможности от темы, в занятия включаю коррекционные упражнения, упражнения на снятие эмоционального и мышечного напряжения «Цветок», «Медвежата», «Северный полюс» и многие другие.

    Чтобы активизировать и закрепить полученные на занятиях знания, совместно с музыкальным работником, мы проводим музыкально – экологические развлечения и праздники «Бесценная и всем необходимая вода», вечера досуга «Люблю березку русскую», кукольные театры для малышей на экологические темы.

    Немаловажную роль в формировании экологической культуры играют театрализованные игры и строительные игры. По тематическому содержанию игры делятся на темы «Живая природа» и «Неживая природа». Использую пословицы о лесе «В лес не съездишь, так и дома замерзнешь», «Леса от ветра защищают, урожаю помогают», пальчиковые игры.

    Есть книга в группе, созданная вместе с родителями «Лесные правила», природоведческие правила.

    Заключение

    Моя концепция экологической культуры следующая: формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы; дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу. Хочется еще раз вспомнить высказывания Я.А.Коменского «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитанные для него будущие граждане».

    Особое внимание я уделяю совместной деятельности взрослого и ребенка.

    Воспитатель детского сада – главная фигура педагогического процесса, в том числе и экологической культуры. Педагог, владея методикой экологического воспитания, организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о природе и постепенно, переходила в самостоятельное поведение детей.

    Сотрудничество, благодаря которому развивается взаимопонимание, сочувствие и согласие, так необходимые при формировании экологической культуры, эффективней всего может проявляться в повторяющейся совместной деятельности воспитателя и детей, объединенных достижением общей цели.

    Характерными особенностями совместной деятельности являются:

    • Контакт между ее участниками, обеспечивающий обмен действиями и информацией;
    • Понимание всеми участниками смысла деятельности, ее конечного результата;
    • Наличие руководителя, который организует совместную деятельность, распределяет обязанности в соответствии с возможностями ее участников.

    Я организую свою деятельность так, чтобы реализовать ее мотив – воспитание у дошкольников экологической культуры – и достигаю поставленных задач:

    • Личный пример взаимодействия человека с природой, гуманное к нему отношение;
    • Демонстрация способов общения с объектами природы;
    • Ненавязчивое обучение детей приемам и операциям по уходу за растениями;
    • Умение слушать и слышать другого человека, реагировать на его слова;
    • Развитие наблюдательности, формирование причинно – следственных связей в природе.

    Экологическое воспитание дошкольников согласуется с концепцией дошкольного воспитания, которая ориентируюсь на общегуманные ценности, ставит задачу личностного развития ребенка: заложить в дошкольном возрасте фундамент личностной культуры базисные качества человеческого начала в человеке. Красота, добро, истина в четырех ведущих сферах действительности – природе, рукотворном мире, окружающих людях и себе самом – это те ценности, на которые ориентируется дошкольная педагогика нашего времени.

    Источники информации:

    1. Виноградова Т.А., Маркова Т.А. Опыт организации экологического образования в детском саду: Методические советы к программе «Детство». СПб.: Детство – Пресс, 2001.
    2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. СПб.:Детство – Пресс, 2003.
    3. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Изд. 4-е - М.: Мозаика-Синтез, 2006, 208 с.
    4. Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду» / под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2005.
    5. Гризик Т.И.«Мир природы» // Дошкольное воспитание. 2001.№9
    6. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2002.
    7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольников с миром животных. М.,Просвещение, 1988.
    8. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
    9. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. - М.: Академия, 2002.
    10. Николаева С.Н. «Юный эколог». - М.: Мозаика-Синтез,
    11. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.: Новая школа, 1995.
    12. Попова Т.И. «Мир вокруг нас» - материалы комплексной программы культурно – экологического воспитания детей дошкольного возраста //Педагогика, 2002, №7

    Педагогическая концепция

    «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    Воспитателя высшей квалификационной категории

    Муниципального бюджетного

    дошкольного общеобразовательного учреждения

    «Центр развития ребенка – детский сад №6»

    Энгельсского муниципального  района Саратовской области

    Петрушенко Елены Анатольевны

    Энгельс, 2014 год


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    План работы по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    План работы по самообразованию«Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» На _2011-2017 год ФИО: Лихацкая Евгения АлександровнаДолжно...

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира

    Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством исследования окружающего мира...

    Отчет по творческой теме "Формирование экологической куль-туры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    Любовь к природе, сознательное, бережное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства и в семье, и в ДОУ. Прежде всего мы сами, взрослые люди: воспитатели, чьи-то мамы и баб...

    План самообразования на тему; "Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    План самообразования с 2012 по 2016 года на тему «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»На современном этапе происходит обновление содержан...

    План по самообразованию «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»

    laquo;Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе»...

    Проект "Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе"

    Данный проект  предусматривает постановку проблемы, поиск её решения через игры-экспериментирования, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, художественно-эстетическую деятельность....

    ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ЗНАКОМСТВА С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.

    Окружающий мир природы встречает ребенка сразу за порогом дома: растения на клумбе, аллея парка, газон. Этот  удивительный мир растений и животных, природных явлений заставляет ребенка остановить...