Наставничество как форма методической работы с молодыми специалистами (из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)
статья

Федотова Ирина Владимировна

Данная методическая разработка представляет собой опыт работы ДОУ № 4 "Сказка" по организации наставничества в дошкольной организации. Может быть полезна старшим воспитателям, методистам ДОО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nastavnichestvo.docx22.28 КБ
Файл nastavnichestvo_plan.docx20.34 КБ

Предварительный просмотр:

Наставничество как форма методической работы

с молодыми специалистами

(из опыта работы ДОУ № 4 «Сказка»)

Федотова И.В.,

старший воспитатель

ДОУ № 4 «Сказка»

В настоящее время в системе образования происходят большие изменения. Президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию был утвержден национальный проект «Образование» (протокол от 03.09.2018 №10). Одним из основных направлений развития системы образования является подготовка соответствующих профессиональных кадров, их переподготовка и повышение квалификации. 

Система дошкольного образования, согласно Федеральному закону от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации» является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет определенные требования к качеству образования в дошкольной образовательной организации. Следовательно, задачи, указанные в национальном проекте актуальны и для дошкольного образования.

Качество образования подрастающего поколения напрямую зависит от квалификации педагогов, постоянного роста их профессионального мастерства. Сегодня востребован педагог с творческим проектно-конструктивным и духовно-личностным опытом, способный к реализации своего потенциала в современной системе образования дошкольника.

Именно поэтому в ДОУ № 4 «Сказка» сделан акцент на эффективную работу, профессиональное становление и создание условий, побуждающих молодого педагога к деятельности. Начинающие педагоги имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем, а родители и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма. И наша задача, как администрации ДОУ № 4 «Сказка», – помочь молодым педагогам адаптироваться в новом коллективе.

В ДОУ № 4 «Сказка» сложилась система взаимодействия с молодыми кадрами. В своей работе стараемся использовать такие формы и методы, которые помогают дальнейшему профессиональному становлению начинающего педагога и повышению его профессиональной компетентности. Одной из таких форм является осуществление практики наставничества. Уже много лет в ДОУ № 4 «Сказка» работает «Педагогическая мастерская» (положение о Педагогической мастерской  муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида № 4 «Сказка» (ДОУ № 4 «Сказка») (новая редакция), утвержденное приказом от 25.01.2017 № 01-06/10).

Цель «Педагогической мастерской» - оказание педагогам методической поддержки, стимулирования роста профессионального мастерства, творческого потенциала  начинающих (малоопытных) педагогических работников. Главная задача – помощь  молодым специалистам в организации эффективного взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (с коллегами, воспитанниками, а также их родителями (законными представителями)).

        Основными принципами движения наставничества являются:

  • открытость;
  • компетентность;
  • соблюдение норм профессиональной этики.

        Наставником является опытный педагогический работник, обладающий высокими профессиональными и нравственными качествами, уровнем профессиональной подготовки, коммуникативными навыками и гибкостью в общении.

          Главной проблемой реализации системы наставничества в дошкольной образовательной организации, с которой столкнулось руководство ДОУ № 4 «Сказка», стал недостаточный уровень мотивационной готовности опытных педагогов к наставнической деятельности. Реализация функции наставничества требует достаточно серьезных вложений – временных, моральных, эмоциональных и других. Как правило, одного морального стимулирования для мотивации деятельности наставников оказывалось недостаточно. Решением проблемы послужило введение эффективного контракта и рейтинговой системы оценки деятельности наставников, предусматривающие материальное стимулирование. Суть данной системы заключается в том, что эффективность деятельности наставника оценивается по достижениям профессиональной педагогической деятельности молодых педагогов, закрепленных за своими наставниками. Это гарантирует педагогам-наставникам стимулирующие выплаты в течение всего учебного года и является очень хорошим стимулом.            

Выбор формы работы с молодым специалистом начинаем с анкетирования и собеседования, где педагог указывает свои трудности, проблемы в работе. Условно молодых специалистов можно разделить на 2 группы:

  • молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
  • начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю).

По итогам анкетирования и собеседований определяем основные задачи деятельности и совместный план работы начинающего педагога с наставником (приложение 1). Также подбираем формы работы.

Наиболее продуктивными формами работы для молодого специалиста являются наблюдения педагогического процесса у опытных педагогов, взаимопосещения, просмотры открытых мероприятий, которые позволяют всем увидеть, как работают коллеги, использовать их позитивный опыт, осознать свои недочеты. Кроме того, молодой педагог учится проводить анализ особенностей образовательного процесса в целом.

Одна из форм деятельности с молодыми педагогами, которая помогает достичь наибольших результатов  - мастер-класс. Основная цель мастер-класса – передача педагогического опыта и авторских находок.

Используем такие формы работы, как семинары и семинары-практикумы.  Семинары помогают повысить теоретическую подготовку молодых педагогов. Обычно их проводят воспитатели, имеющие опыт работы по данной проблеме. Семинары - практикумы, направлены на повышение уровня практического опыта молодого специалиста, совершенствование практических навыков, необходимых в работе с воспитанниками. Тематика семинаров-практикумов строится на запросах воспитателей и также связана с задачами годового плана.

С целью стимулирования творческих проявлений молодых педагогов в ДОУ № 4 «Сказка» проводятся конкурсы методических разработок (конкурс «Лучшая дидактическая игра по патриотическому воспитанию», «Лучшее методическое пособие, изготовленное руками родителей» и др.), смотры (смотр рукописных книг по патриотическому воспитанию; смотр-конкурс центров патриотического воспитания «Растим патриотов вместе», «ПДД» и др.), творческие конкурсы, разнообразные выставки детского творчества и т. д. Молодые воспитатели постоянно привлекаются к участию в работе дошкольной образовательной организации. Такие формы работы позволяют молодым специалистам учиться самим и непосредственно перенимать опыт у профессионалов.

Разнообразные формы деятельности с молодыми специалистами способствуют развитию познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с воспитанниками и их родителями, оказывает положительное влияние на совершенствование профессиональной деятельности.

В методическом сопровождении деятельности начинающих педагогов очень важна система, направленная на совершенствование профессиональной подготовки путем освоения целостной работы воспитателя дошкольной образовательной организации.

Таким образом, использование системного подхода в работе с молодыми и малоопытными педагогами позволяет им быстро адаптироваться к работе в дошкольной образовательной организации, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Примерный план работы по наставничеству

в ДОУ № 4 «Сказка»

Дата проведения

Тема

Вопросы для обсуждения

Форма проведения

Отметка о выполнении

сентябрь

Изучение нормативно-правовой базы

Изучение «Закона об образовании в РФ», ФГОС ДО

Консультирование

Оказание помощи по организации качественной работы с документацией

Изучение ООП, АООП,

годового плана работы.

Ознакомление со структурой рабочей программы, перспективного и календарного планирования образовательной деятельности.

Выбор методической темы самообразования и составление плана работы

Выбор темы и направление работы.

Подборка методической литературы на учебный год

октябрь

Помощь в составлении перспективного и календарного планирования

Структура календарного планирования образовательного процесса

Консультирование.

Имидж педагога

Педагогическая этика, риторика, культура поведения

Консультиро-вание. Обмен опытом. Взаимопосещение

ноябрь

Инструктаж по организации работы с родителями и ведение документации.

Рекомендации по подготовке и проведению родительских собраний

Консультирование.

Взаимопосещение

Секреты мастерства. Как провести эффективно утренник.

Общие вопросы методики проведения  празднечных мероприятий с воспитанниками и их родителями

Консультиро-вание  по предупреждению возможных ошибок. Обмен опытом. Взаимопосещение

Самоанализ ОД

Обучение технологии проведения самоанализа, педагогической рефлексии

декабрь

Планирование и проведение образовательной деятельности

Методика проведения образовательной деятельности. Анализ занятий, определение эффективных форм и методов в соответствии с возрастом детей и видом деятельности.

Открытые просмотры педагогов-наставников

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Принципы организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО, наполняемость центров активности в соответствии с возрастными особенностями воспитанников

Консультиро-вание. Смотры

январь

 Знакомство с современными образовательными технологиями в образовательном

процессе.  

Применение современных образовательных технологий в образовательном процессе.  

Посещение городского конкура «Педагог года - 2020». Просмотр открытых мероприятий

февраль

Планирование и проведение образовательной деятельности

Методика проведения образовательной деятельности

Посещение «Недели педмастерства». Открытые просмотры у опытных  педагогов

Портфолио достижений педагога

Общие положения портфолио педагога.

Структура содержания и порядок ведения портфолио.

Оценивание материалов портфолио

Консультирование

март

Планирование и проведение образовательной деятельности

Методика проведения образовательной деятельности

Открытые просмотры у молодого педагога

Создание развивающей предметно-пространственной среды

Принципы построения развивающей предметно-пространственной среды

Посещение городского конкурса «Группа года». Консультирование

апрель

Система мониторинга в ДОУ

Ознакомление с системой мониторинга детского индивидуального развития

Консультирование

май

Самообразование воспитателя

Изученный методический материал, перспектива дальнейшей деятельности по самообразованию

Собеседование

Итоги первого года наставничества

Составление плана взаимодействия наставника с молодым специалистом на следующий учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Из опыта работы: " Система работы по оказанию методической помощи молодым специалистам"

Цель: Построение системы работы по оказанию методической помощи молодым специалистам,  создание в ДОУ условий для   профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проб...

Методическое сопровождение молодых специалистов ДОУ

Период вхождения начинающего педагога в профессию отличается напряженностью, важностью для его личностного и профессионального развития. От того, как он пройдет, зависит, состоится ли новоявленный вос...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ

Наставничество — это форма индивидуального обучения и воспитания молодого педагога...

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУ Финансовая грамотность

Наставничество, как форма методической работы с педагогами в ДОУФинансовая грамотность...

наставничество. анкетирование и промежуточное анкетирование молодого специалиста и наставника

Дигностика молодых специалистов и наставников, первоначальная промежуточная...

"Наставничество как основа профессионального развития молодых специалистов ДОО"

Выступление на научно-практической он-лайн конференции "Развивающее пространство Инновационной площадки ВОО "Воспиттаели России" "Мир ребёнка: семья, детский сад, школа, социум&quo...