Методические рекомендации «Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ»
методическая разработка

Кабдулина Жанар Салауатовна

Методические рекомендации «Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_rek-tsii_optimizatsiya_dvigatelnoy_aktivnosti_.docx44.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: «ОПТИМИЗАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ»

  1. Оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях дошкольного учреждения.

Движение — это жизнь! Движение — это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения естественной потребности

ребенка в двигательной активности, от познания им

окружающего мира, от сознания, что тело

подчинено разуму и воле.

Физическая культура — это составная часть общей культуры общества,

одна из сфер социальной деятельности, направленной на укрепление здоровья,

развитие физических и духовных способностей человека.

И. И. Мечников

Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, их психофизического развития является в настоящее время самой актуальной и приоритетной для большинства дошкольных образовательных учреждений в нашем городе. Это не случайно, так как социально-экологическая обстановка нашего региона является неблагоприятной для развития детского организма. В то же время к ребенку предъявляются завышенные требования со стороны педагогов и родителей, что способствует его переутомлению, нервному перевозбуждению и формированию малоподвижного образа жизни. Особое беспокойство вызывает ограничение детей в сфере движений в условиях детского сада, так как в наших климатических условиях сокращаются утренние и вечерние прогулки, исчезают подвижные игры и спортивные упражнения самостоятельного характера, а также редко проводятся занятия по физической культуре на свежем воздухе.

Как известно, при режиме малоподвижности возникают негативные проявления в состоянии здоровья и психофизическом развитии детей. Движение — это врожденная потребность человека, от удовлетворения которой зависит его здоровье. Хорошее здоровье — один из основных источников счастья и радости человека, его неоценимое богатство, которое медленно и с трудом накапливается и в то же время быстро и легко растрачивается. В современных социально-экономических условиях развития общества особенно остро на государственном уровне стоит проблема оптимизации здоровья и физического развития детей в условиях детских дошкольных учреждений. Этот интерес далеко не случаен, так как дошкольный период жизни — важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.

Состояние здоровья ребенка относится к ведущим факторам, в значительной мере определяющим его способность успешно справляться со всеми требованиями, предъявляемыми к нему, условиями жизни и воспитания в детском учреждении и семье.

Если 10 лет назад мы говорили о здоровом поколении, то сегодня мы можем только мечтать о целостно здоровом ребенке. Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.

Наиболее управляемым фактором внешней среды является физическая нагрузка, влияние которой в пределах оптимальных величин может оказывать целенаправленное воздействие на оздоровление и функциональное совершенствование организма ребенка. Но при этом важно давать детям физические нагрузки, адекватные их возрасту и уровню готовности организма. Нормирование физических нагрузок должно быть направлено на достижение оптимального состояния организма ребенка в данный момент и в то же время иметь тренирующее, «развивающее» воздействие. При этом валено учитывать не только достигнутый уровень развития ребенка, но и «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский).

Известно, что благоприятное воздействие на организм ребенка оказывает двигательная активность, находящаяся в пределах оптимальных величин. Как при гиподинамии (низкой двигательной активности), так и при гиперкинезии (чрезмерно высокой, интенсивной двигательной активности) нарушается принцип оптимальной физической нагрузки, что может повлечь за собой целый ряд негативных проявлений в развитии различных систем и функций организма ребенка.

Исследования последних лет показывают, что функциональные возможности детей 5—7 лет не реализуются на должном уровне в процессе разных видов занятий по физической культуре. Кроме того, двигательная активность дошкольников за время пребывания их в детском саду составляет менее 50% периода бодрствования, что не позволяет полностью обеспечить биологическую потребность ребенка в движении.

Основными причинами несовершенства режима двигательной активности детей во время занятий по физической культуре можно считать:

  • слабый тренирующий эффект занятий (частота сердечных сокращений, или ЧСС, у детей колеблется в пределах 110—130 уд./мин) и их низкая моторная плотность (не более 73%);
  • несоответствие физической нагрузки функциональным возможностям ребенка;
  • нерациональное сочетание разных способов организации детей во время занятия (посменный и индивидуальный способы составляют лишь 10% от всех других);
  • недостаточное использование приемов регулирования двигательной активности детей;
  • бессистемный подход к коррекционной работе с детьми по развитию моторики;
  • низкий процент упражнений циклического характера;
  • отсутствие в физкультурно-игровой среде моментов новизны, что снижает интерес детей к физической культуре и их активность.

Кроме того, не в полной мере педагогом учитываются индивидуальные особенности детей, их состояние здоровья, настроение, уровень двигательной активности, наличие двигательных навыков.

В связи с этим возникает необходимость совершенствования содержания и методики проведения занятий по физической культуре.

В основу разработки этих занятий М.А.Руновой положен ряд основных принципов. Перечислим их:

  • естественное стимулирование двигательной и интеллектуальной активности детей с учетом преемственности и разнообразия педагогических воздействий;
  • оздоровительный характер (подбор упражнений направлен на всестороннее оздоровление и укрепление организма ребенка, преобладание занятий на свежем воздухе, соблюдение санитарно-гигиенических условий);
  • адекватность физической нагрузки возрастным, индивидуальным особенностям ребенка, его функциональным возможностям;
  • индивидуализация (учет характера поведения детей в двигательной деятельности, особенности состояния их здоровья и психофизического развития).

Среди вышеперечисленных принципов важное место занимает индивидуально-дифференцированный подход к детям, который направлен на развитие двигательных функциональных возможностей ребенка, мобилизацию его активности, самостоятельности и креативности.

Любая двигательная деятельность только тогда обретает характер внутренней жизненно необходимой потребности, когда она становится «сознательной и произвольной», и параллельно с развитием моторики, обогащением двигательного опыта ребенка особое внимание обращается на различные стороны развития личности (компетентность, эмоциональность, креативность, инициативность и самостоятельность).

Формируя сознательное управление движениями, педагог помогает становлению личности ребенка-творца, а не исполнителя чьих-то замыслов.

Одно из важнейших условий совершенствования режима двигательной активности детей на занятии по физической культуре — комплексное изучение ее возрастных, индивидуальных особенностей и осуществление принципа индивидуально-дифференцированного подхода. В его основу легли концептуальные положения дошкольной педагогики и психологии о формировании личности в процессе деятельности (А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова).

Важным компонентом любого вида деятельности ребенка (игровой, изобразительной, учебной и др.) являются движения. Именно этим и объясняется необходимость изучения двигательной активности ребенка в единстве с его деятельностью и тесной взаимосвязи с различными сторонами его развития. Важным направлением физического воспитания детей в условиях современного детского сада является развитие моторной (двигательной) сферы дошкольников. У детей на пятом году жизни интенсивно развиваются разные виды движений и двигательные умения их выполнения разными способами. В этом возрасте дети понимают и решают двигательные задачи, осваивают простые способы действий и оценивают важность и целесообразность их использования в конкретной ситуации. Они способны воспринимать указания педагога, перестраивать свои действия, исправлять ошибки, выделять основные компоненты для достижения положительного результата, что свидетельствует об их готовности заниматься учебной деятельностью. Вышеперечисленные возможности дошкольников могут быть сформированы лишь на основе постоянного поддерживания интереса и положительного эмоционального настроя к учебным занятиям по физической культуре. Не случайно, исследуя развитие произвольных движений, А. В. Запорожец утверждал, что разучивание движений должно осуществляться в учебной деятельности.

В дошкольном возрасте появляется возможность целенаправленного освоения ребенком движений и способов действия путем систематического его обучения взрослым.

Занятия по физической культуре являются организованной двигательной деятельностью детей, направленной педагогом на обучение детей разным видам движений, развитие физических качеств и двигательных способностей, обеспечение их оптимальным уровнем двигательной активности.

Двигательная активность ребенка определяется не только потребностью в движении, но и его познавательной, интеллектуально-сенсорной, а также эмоционально-игровой активностью. С этой целью во время занятий по физической культуре следует создавать вариативную физкультурно-игровую среду, насыщенную разными красочными мягкими модулями и пособиями.

Воспитательно-развивающее значение учебных занятий по физической культуре заключается в том, что они служат естественной формой передачи детям необходимого объема знаний из области физической культуры. В то лее время каждое занятие, состоящее из разных вариантов подвижных игр и упражнений, подобранных с учетом уровня двигательной активности детей, позволяет решать важные задачи, направленные на укрепление их физического и психического здоровья.

Важно не только удовлетворить биологическую потребность детей в двигательной активности, но и предусмотреть ее рациональное насыщенное содержание, основанное на оптимальном соотношении разных видов игр и физических упражнений и отдыха. Двигательная активность дошкольников должна быть целенаправленна и соответствовать их интересам, двигательным и функциональным возможностям, что и составляет основу индивидуального подхода к каждому ребенку. Эффективность учебных занятий по физической культуре зависит от правильного распределения детей по подгруппам в зависимости от их уровня двигательной активности, условий проведения, программного содержания и методики педагогической работы. и интенсивность двигательной активности колеблется в пределах 19—21 мин (по данным хронометража), 55— 70 движений в минуту. В экспериментальных группах было выявлено 43% гиперподвижных и 29% малоподвижных детей. Из обследованных дошкольников 4—5 лет было выявлено лишь 28% детей со средним оптимальным уровнем двигательной активности.

Родители хотят видеть своего ребенка здоровым, жизнерадостным, активным и физически крепким. Поэтому в дошкольном учреждении крайне необходимо создать благоприятные условия, способствующие своевременному развитию моторной сферы — движений, физических качеств, двигательных способностей, позаботиться об удовлетворении потребности ребенка в движении, которое является важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания окружающего мира и ориентировки в нем, а также средством его всестороннего развития. Для этого была создана МОДЕЛЬ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА. В разработанной модели двигательного режима представлены 6 блоков с разнообразными видами двигательной деятельности по всем возрастным группам с учетом условий ДОУ и во взаимодействии со специалистами:

  • Физкультурно-оздоровительная деятельность.
  • Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре.
  • Организация самостоятельной двигательной деятельности дошкольников.
  • Физкультурно-массовые мероприятия.
  • Дополнительные образовательные услуги по физической культуре.
  • Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Двигательный режим в нашем дошкольном учреждении включает всю динамическую деятельность детей, как организованную, так и самостоятельную. При разработке рационального двигательного режима в условиях севера учитывалось не только обеспечение удовлетворения биологической потребности детей в двигательной активности, но и предусматривалось рациональное содержание ДА, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Данная модель двигательного режима вариативна, содержание может корректироваться в зависимости от условий, направленности образовательного учреждения.

Забота о здоровье детей складывается из создания условий, способствующих благоприятному функционированию и развитию различных органов и систем, а также мер, направленных на оптимизацию двигательной активности детей и совершенствование их функциональных возможностей.

  1. Модель двигательного режима в ДОУ.

 «Движение – это жизнь! Движение – это огромная радость,

которая появляется от удовлетворения естественной потребности

ребенка в двигательной активности, от познания им окружающего мира,

от сознания, что тело подчинено разуму и воле».

Вид деятельности

Возрастные группы

Периодичность

Ответственный

  1. Физкультурно-оздоровительная деятельность

Утренняя гимнастика

Группа раннего возраста

Ежедневно

3-5 мин.

Воспитатели

2 младшая группа

(3-4 лет)

Ежедневно

5-6 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Средняя группа

Ежедневно

6-8 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Старшая группа

Ежедневно

8-10 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Подготовительная группа

Ежедневно

10-12 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Динамическая разминка

в форме:

  • физических упражнений;
  • танцевальных движений;
  • п/игр малой и большой подвижности

Группа раннего возраста

1раз в неделю

10 мин.

Воспитатели

 младшая группа

1 раз в неделю

15 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Средняя группа

1 раз в неделю

20 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Старшая группа

1 раз в неделю

25 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

1 раз в неделю

30 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Физкультминутки

Группа раннего возраста

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (1-2 мин.)

Воспитатели

младшая группа

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (1-3 мин.)

Воспитатели

Средняя группа

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2-3 мин.)

Воспитатели

Старшая группа

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2-3 мин.)

Воспитатели

Подготовительная группа

Ежедневно по мере необходимости, в зависимости от вида и содержания занятий (2-3 мин.)

Воспитатели

Подвижные игры

во время утреннего приема детей

Группа раннего возраста

Ежедневно

2-3 мин.

Воспитатели

младшая группа

Ежедневно

3-5 мин.

Воспитатели

Средняя группа

Ежедневно

5-7 мин.

Воспитатели

Старшая группа

Ежедневно

7-10 мин.

Воспитатели

Подготовительная группа

Ежедневно

10-12 мин.

Воспитатели

Подвижные игры:

  • Сюжетные
  • Бессюжетные
  • Игры-забавы
  • Соревнования
  • Эстафеты
  • Аттракционы

Группа раннего возраста

Ежедневно в помещении и на прогулке 10-15 мин.

Воспитатели

 младшая группа

Ежедневно в помещении и на прогулке 15-25мин.

Воспитатели

Средняя группа

Ежедневно в помещении и на прогулке 15-25мин.

Воспитатели

Старшая группа

Ежедневно в помещении и на прогулке 25-30 мин.

Воспитатели

Подготовительная группа

Ежедневно в помещении и на прогулке 25-30 мин.

Воспитатели

Игровые упражнения:

  • Зоркий глаз
  • Прыгуны
  • Подлезание
  • Пролезание
  • Перелезание

Группа раннего возраста

Ежедневно в помещении и на прогулке.

Форма организации и длительность зависят от индивидуальных особенностей и потребностей детей

Воспитатели

 младшая группа

Воспитатели

Средняя группа

(4-5 лет)

Воспитатели

Старшая группа

Воспитатели

Подготовительная группа

Воспитатели

Физические упражнения и игры:

  • Игры с элементами логоритмики
  • Артикуляционная гимнастика
  • Пальчиковая гимнастика

Группа раннего возраста

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 2-3 мин.

Воспитатели

младшая группа

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 3-5 мин.

Воспитатели

Средняя группа

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 6-8 мин.

Воспитатели

Старшая группа

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 8-10 мин.

Воспитатели

Подготовительная группа

Ежедневно сочетая упражнения

по выбору 10-12 мин.

Воспитатели

Индивидуальная работа по развитию движений

Группа раннего возраста

Ежедневно в помещении и на прогулке 2-3 мин.

Воспитатели

младшая группа

Ежедневно в помещении и на прогулке сочетая упражнения по выбору 3-5 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Средняя группа

Ежедневно в помещении и на прогулке, сочетая упражнения по выбору 6-8 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Старшая группа

Ежедневно в помещении и на прогулке, сочетая упражнения по выбору 8-10 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Подготовительная группа

Ежедневно в помещении и на прогулке, сочетая упражнения по выбору 10-12 мин.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Гимнастика после сна с элементами корригирующих упражнений с контрастными воздушными ваннами

Группа раннего возраста

Ежедневно

3-5 мин.

Воспитатели

младшая группа

Ежедневно

5-6 мин.

Воспитатели

Средняя группа

Ежедневно

6-8 мин.

Воспитатели

Старшая группа

Ежедневно

8-10 мин.

Воспитатели

Подготовительная группа

Ежедневно 10-12 мин.

В физкультурно-музыкальном зале 2 раза в неделю

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Упражнения

на релаксацию

Группа раннего возраста

По необходимости в течение дня

1-2 мин.

Воспитатели,

психолог

младшая группа

По необходимости в течение дня

1-3 мин.

Воспитатели

Средняя группа

По необходимости в течение дня

2-3 мин.

Воспитатели

Старшая группа

По необходимости в течение дня

3-5 мин.

Воспитатели

Подготовительная группа

По необходимости в течение дня

5-7 мин.

Воспитатели,

психолог

Психогимнастика

Подготовительная группа

2 раза в неделю

10-15 мин.

Воспитатели

Психолог

2. Непосредственно образовательная деятельность по физической культуре

Физкультурные занятия:

  • тематические;
  • сюжетно-игровые;
  • игровые;
  • контрольно-проверочные

Группа раннего возраста

2 раза в неделю

10 мин.

Воспитатели

2 младшая группа

2 раза в неделю

15 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Средняя группа

2 раза в неделю

20 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Старшая группа

3 раза в неделю

(3 занятие на прогулке)

25 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

3 раза в неделю

(3 занятие на прогулке)

30 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Музыкально-ритмические движения

Группа раннего возраста

На музыкальных занятиях

3-5 мин.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

младшая группа

На музыкальных занятиях

5-7 мин.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Средняя группа

На музыкальных занятиях

8-10 мин.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Старшая группа

На музыкальных занятиях

10-12 мин.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

Подготовительная группа

На музыкальных занятиях

12-15 мин.

Музыкальный руководитель

Воспитатели

3.Организация самостоятельной двигательной деятельности

Самостоятельная двигательная деятельность

Группа раннего возраста

Ежедневно во всех группах в помещении и

на открытом воздухе.

Характер и продолжительность зависят от погодных условий, индивидуальных данных и потребностей детей.

Воспитатели

2 младшая группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Средняя группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Старшая группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Подготовительная группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Полоса препятствий с использованием разнообразных модулей

младшая группа

1 раз в неделю в групповых помещениях и физкультурном зале.

Характер и продолжительность зависят от возрастных особенностей, индивидуальных данных и потребностей детей.

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Средняя группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Старшая группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

Подготовительная группа

Воспитатели

Инструктор по физ.культуре

4. Физкультурно-массовые мероприятия

Неделя здоровья

младшая группа

2-3 раза в год во время каникул

.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Средняя группа

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Старшая группа

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Физкультурный досуг

 младшая группа

1-2 раза в месяц

30-40 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Средняя группа

Старшая группа

1-2 раза в месяц

50-60 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

Спортивный праздник

младшая группа

2 раза в год

50-75 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Средняя группа

Старшая группа

2 раза в год

75-90 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

Игры-соревнования между возрастными группами

Старшая группа

1-2 раза в год

не более 60 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

Спартакиады вне детского сада

Старшая группа

1 раз в год

не более 120 мин.

Инструктор по физ.культуре Воспитатели

Подготовительная группа

5. Дополнительные образовательные услуги

Спортивный кружок

Степ аэробика «Скок по скок»

Старшая группа

(5-6 лет)

1 раз в неделю

до 30 минут

Инструктор по физ.культуре

Подготовительная группа

6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи

Игровые тренировки

Средняя группа

По необходимости.

Определяются воспитателем и инструктором по физ.культуре в целях совершенствования двигательных умений ребенка

Воспитатели

Старшая группа

Подготовительная группа

Физкультурные занятия

детей совместно с родителями в дошкольном учреждении

младшая группа

По потребностям ДОУ и родителей воспитанников

Воспитатели

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Участие родителей в физкультурно-оздоровительных мероприятиях детского сада

 младшая группа

По потребностям ДОУ и родителей воспитанников

Воспитатели

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Пешие прогулки и экскурсии

младшая группа

В течение учебного года и во время каникул.

В летний период 1 раз в месяц.

Воспитатели

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов "Оптимизация двигательной активности воспитанников в условиях ДОУ"

Для успешной реализации целей здоровьесбережения дошкольников старшим воспитателем Е.А.Нестерук дошкольного учреждения г.Воркуты были разработаны методические рекомендации для педагогов ДОУ "Опимизаци...

Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада.

Наш опыт показывает . Двигательная активность детей ,оптимальна в том случае, когда ее основные параметры(объём, продолжительность , интенсивность)соответствует индивидуальным особенностям каждого реб...

Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада».

Список литературы по теме: «Современные технологии оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»....

Самостоятельная двигательная активность воспитанников в условиях группового пространства ДОУ.

Поощрение и побуждение самостоятельной двигательной активности воспитанников в условиях  группового пространства ДОУ, как соблюдение условий ФГОС ДОО, через разработку игровых пособий....

Методические рекомендации "Развитие двигательной активности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетбол"

Развитие двигательной деятельности детей дошкольного возраста в процессе обучения игре баскетболСтарший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активно...

КОНСПЕКТ мастер-класса для педагогов "Использование координационной лестницы для оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада"

Конспект мастер-класса для педагогов«Использование координационной лестницы для оптимизации двигательной активности детей в условиях детского сада»Цель: повышение уровня компетенции п...