Сценарий родительского клуба «Детский сад и Мы» по теме: «Роль родителей в процессе адаптации детей к ДОУ»
методическая разработка

Людмила Ивановна Кузнецова

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod_klub_adaptatsiya.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий

родительского клуба

«Детский сад и Мы»

по теме:

 «Роль родителей в процессе адаптации детей к ДОУ»

Выполнила:

Заместитель заведующего по УВР

 Кузнецова Л.И.

Санкт-Петербург

Цель: повышение компетентности родителей в период адаптации.

Задачи:

1. познакомить родителей с понятием “адаптация”;

2. дать рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям ДОУ.

3. установление эмоционального контакта, партнерских отношений с родителями;

4. показать возможность доверительного отношения к работникам образовательного учреждения, уважительного отношения к друг другу.

Ход заседания родительского клуба:

Ведущая: Здравствуйте уважаемые родители! Мы рады приветствовать вас на первом заседании нашего родительского клуба «Детский сад и Мы». Сегодня мы познакомимся с Вами и поговорим об адаптации ваших малышей к условиям ДОУ.

В детском саду вашим детям и вам вместе с нами предстоит провести  целых пять лет. Станут ли эти годы для вашего ребенка, а значит и для вас счастливыми, интересными, запоминающимися – это во многом зависит от вас, от вашего участия в жизни группы и детского сада, от вашего взаимодействия не только с воспитателями, но и со специалистами и с другими родителями группы. Для того, что бы нам лучше узнать друг друга, давайте познакомимся.

Детский сад – это большой дом, где «проживают» и «творят» дети, педагоги, родители и сейчас приглашаем вас на виртуальную экскурсию по нашему «Медвежонку»

Презентация

Ведущая: Детский сад – это большой дом, где «проживают» и «творят» замечательные педагоги.

          Современный воспитатель –

          Это чудо – педагог:

          Много знает и умеет,

          Преподаст он всем урок.

          Для детей – вторая мама,

          Для сотрудников он друг,

          Для родителей – наставник,

          Он заменит всех вокруг.

          Он и дворник, и маляр,

          Современный воспитатель –

          Он имеет Божий дар.

С вашими детьми будут работать:

Первая младшая группа «________»:

Воспитатели: Воспитатель первой квалификационной категории, замечательный педагог с многолетним стажем, __________ приобщает детей к русской культуре и прививает любовь к народным традициям. Вместе с воспитанниками является постоянной участницей районных, всероссийских и международных конкурсов народного творчества.

_______- Воспитатель первой квалификационной категории, имеющий богатый опыт работы с детьми, активно развивает у детей логическое мышление применяя  новые современные технологии.  воспитанники  _______ неоднократно становились лауреатами и дипломантами международных и всероссийских конкурсах.

_________ – младший воспитатель. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников организуемых воспитателем, является незаменимым помощником в организации педагогического процесса.  

Первая младшая группа «_______»:

_________ – воспитатель первой квалификационной категории, молодой перспективный педагог в своей работе успешно применяет информационно-коммуникационные технологии: материалы мультимедийных дисков, интернет – материалы. Является постоянным участником конкурсов различных уровней способствующих активному развитию речи у дошкольников.

_________ – младший воспитатель, несмотря на небольшой стаж работы показала себя внимательной, отзывчивой и добросовестной в работе.

Также для вас работают специалисты:

Заведующий – ________________

Старший воспитатель – _______________

Медицинская сестра ________________________

Педагог-психолог – __________________________

Музыкальный руководитель – ______________________

Руководитель по физическому культуре ____________

Вот такие педагоги будут работать с вашими детьми.

А сейчас пришло время познакомиться с вами наши уважаемые родители и для этого я приглашаю нашего педагога-психолога _________

Психолог:  Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас на нашей встрече в детском саду, а кокой же детский сад без игр. Давайте с вами поиграем в игру «Знакомство»

Каждый из нас сейчас назовет свое имя и придумает прилагательное, на первую букву своего имени, которое его характеризует. (Например: Ирина – инициативная).

С вами уважаемые родители мы познакомились, а теперь мы хотим узнать какие же ваши дети, и я предлагаю вам поиграть в игру «Расскажи о ребенке».

Каждый из участников должен рассказать в двух словах о каких либо качествах и умениях своего ребенка.

Спасибо, уважаемые родители, очень приятно было познакомиться с вами и вашими детьми.

Ведущая:

Какое счастье! Ваш малыш подрос!

И многое умеет сам:

Играет, ходит, размышляет.

Пришла пора ребенка в сад отправить.

Тревожно маме, папе, всей семье,

Переживает даже серый кот –

Малыш сегодня в детский сад идет!

Вздыхает мама: «Как он там один?

Не плачет ли? Как кушает? Что с ним?

Играет ли с детьми?

А если плачет? Как же быть?

Что делать? Как же все исправить? »

Всех адаптация переживать заставит!

Адаптация – сложный процесс приспособления организма к новым условиям. Поэтому очень важно осуществлять плавный переход из семьи в детский сад.

Слайд «Кроссворд «Адаптация».

Перед Вами кроссворд «Адаптация», который мы должны с вами разгадать.

1. Здесь люблю я поиграть,

Петь, под музыку плясать,

Есть и пить, бродить везде,

Сладко спать в кроватке.

Здесь игрушки все свои.

Здесь родные все мои.

Здесь мне все знакомо.

Где же я?

Я … (дома) .

2. Малыш-энерджайзер

Бодро бегает с утра,

Но энергии к обеду

Вот и нет уже следа.

Начинает громко плакать

И кричит: «Ням-ням! »

Хорошо, что так бывает

И поможет нам … (еда) .

3. Очень нужна она детворе

В лютую зиму и в знойной жаре,

Согреет без мамы,

Не даст заболеть.

Ее обязательно надо одеть. (Одежда.)

4. Что за время! Просто жуть!

Не дадут нам отдохнуть

Мокрые пеленки, мокрые штаны,

Но помогут нам, конечно, … (памперсы) .

5. Папа засыпает с пультом,

Мама засыпает с книжкой,

Ну, а мне нужна … (пустышка) .

6. Я вообще-то очень хорош.

На маму и папу я очень похож.

Но только вот не пойму, почему

Я пальчик все время сосу.

Говорят все: «Это шалость».

Нет. Это моя … (индивидуальность) .

7. Мамина улыбка, веселые глаза –

Это лучшая на свете … (эмоция) .

8. Утром весело встречает

Наш любимый детский сад.

На зарядку приглашает,

Он всегда нам очень рад.

Завтраки, обед и полдник

Ложкой правильно едим.

Мы читаем и играем,

В тихий час мы крепко спим.

Нам необходим … (режим) .

9. Без ног и без крыльев оно,

Быстро летит, не догонишь его. (Время.)

Психолог:

Во время пребывания ребенка в детском саду мы (дети, педагоги и родители) составляем треугольник.

    (Воспитатель указкой показывает на схему в виде треугольника.)

                                         

                                              Ребенок

                               Педагог             Родитель

     Во главе треугольника, конечно же, стоит ребенок. Он, познавая новое, открывает самого себя (что я могу, умею, на что способен). Задача взрослых – помочь ему  в этом нелегком деле. Не следует забывать и о социуме, который играет большую роль в развитии ребенка.

   - Как вы думаете, что произойдет с трехногим табуретом, если подломится одна ножка? (Упадет)

   Вспомните басню И.Крылова «Лебедь, Рак и Щука»: «Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет, а выйдет из него не дело, только мука». Отсюда следует вывод, что нам стоит объединить наши усилия для того, чтобы детям было комфортно и интересно в детском саду.

Адаптация– процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям, который происходит на разных уровнях: физиологическом, психологическом.

Физиологическая адаптация зависит от общего физиологического состояния ребенка (здоровья, иммунитета, также от образа жизни, предпочтений в питании.

Физиологический уровень адаптации

(надо привыкнуть)

1. Невозможности уединения

2. Новой пищи, новым помещениям, освещенности, запахам

3. К новому режиму, ритму жизни, новым нагрузкам (необходимости сидеть, слушать, выполнять требования взрослых)

4. Необходимости самоограничений

Психологический уровень адаптации

(предстоит привыкнуть)

1. Большому количеству новых людей и необходимости с ними взаимодействовать

2. Необходимости отстаивать свое личное пространство

3. К отсутствию значимого взрослого (мамы, папы)

4. Необходимости в одиночку справляться со своими проблемами

Приспособление организма к новым условиям социального существования, новому режиму сопровождается изменением поведенческих реакций ребенка, расстройством сна, аппетита.

Факторы, от которых зависит течение адаптации:

1. Возраст ребенка

2. Состояние здоровья

3. Уровень развития

4. Умение общаться со сверстниками

5. Сформированность предметной и игровой деятельности

6. Приближенность домашнего режима к режиму ДОУ

Семье ребенка тоже требуется какое-то время для того, чтобы приспособиться к новым жизненным обстоятельствам. Обычно время приспособления условно разделяют на три периода: (обновление слайда)

1. Острый, т. е. Острая фаза: частые соматические заболевания, нарушение сна, аппетита, снижение речевой и игровой активности (длится примерно 1 месяц) .

2. Подострый, т. е. Подострая фаза: все сдвиги первого месяца уменьшаются и регистрируются по отдельным параметрам, но общий фон развития замедлен (длится 3-5 месяцев) .

3. Компенсационный, т. е. Фаза компенсации: убыстряется темп развития.

Самые серьезные трудности ожидают семью в острый период. Это моменты первого столкновения с неизвестным, новым. Это новая, часто неожиданная эмоциональная реакция как ребенка, так и его родителей. И наиболее сложная перестройка организма происходит в начальной фазе адаптации, которая может затянуться и перейти в дезадаптацию, что может привести к нарушениям здоровья, поведения и психики ребенка.

Для всех семей острый период адаптации индивидуален. Он может иметь разную длительность. Применительно к длительности обычно говорят о четырех вариантах адаптации.

Степени тяжести адаптации

Легкая степень:

10 – 15 дней (до месяца) – сдвиги нормализуются в эти сроки.

Средняя степень:

примерно 1 месяц, может быть заболевание 5 –7 дней, есть признаки психического стресса.

Тяжелая степень:

3 месяца – часто болеет, регрессия в развитии, может быть как физическое, так и психическое истощение организма (вялость, эмоциональные качели) .

Очень тяжелая:

около полугода и более. Встает вопрос – стоит ли ребенку оставаться в детском саду, возможно, что он – “несадовый” ребенок.

Советы родителям

Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение. Часто сталкиваются с трудностями и бывают сами не готовы к их преодолению. Рассмотрим типичные ошибки и способы их преодоления.

(Обновление слайда)

1. В первую очередь, это неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение.

Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома ребенок соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша это первый опыт, он не мог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – это нормальное состояние ребенка в период адаптации к ДОУ. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

2. Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребенка за слезы.

Это не выход из ситуации. От Вас требуется только терпение и помощь. Все что нужно вашему малышу - это адаптироваться к новым условиям. Воспитатели всегда вам готовы помочь в этот непростой для вашей семьи период.

3. Еще одна ошибка родителей – это пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности.

Прежде всего, вам нужно успокоиться. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются. Это состояние передается детям. Следует избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что сын или дочь еще маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это еще больше усиливает детскую тревогу.

4. Пониженное внимание к ребенку также является типичной ошибкой родителям.

Довольные работой ДОУ, некоторые мамы облегченно вздыхают и уже ни так много внимания как раньше, уделяют малышу. Рекомендуется, наоборот, как можно больше времени проводить с ребенком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она все также рядом.

Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день – это верный знак того, что он освоился.

ПЕРВЫЕ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО РЕБЕНОК АДАПТИРОВАЛСЯ:

•хороший аппетит;

•спокойный сон;

•охотное общение с другими детьми;

•адекватная реакция на любое предложение воспитателя;

•нормальное эмоциональное состояние.

Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по разному. Но привыкание к детскому саду – это так же и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребенка, помогать ему преодолевать трудности.

•От родителей во многом зависит эмоциональный настрой ребенка.

•Никогда не говорите фразы типа: "Вот будешь вести себя плохо, в садике тебя накажут".

•По утрам, когда собираетесь в детский сад, старайтесь создавать спокойную, жизнерадостную атмосферу, с позитивным настроем обсуждайте предстоящий день.

Тогда он точно будет удачным и для вас и для ребенка!

Ведущая:

Есть особый  сад на свете,
Не деревья в нем, а дети,
Он- для маленьких ребят
И зовется детский сад!
Детский сад, детский сад-
Почему так говорят?
Потому что дружно в нем
Мы одной семьей растем!

Мы предлагаем вам посмотреть презентацию «Один день из жизни детского сада»
Презентация

Психолог:

Уважаемые родители я приглашаю вас встать в круг.

 Наши дети это наша большая забота и ответственность, давайте же разделим нашу заботу и ответственность за наших детей друг с другом.  

Передаем клубок.

Посмотрите, пожалуйста, все мы связались нитью. Наша нить должна быть настолько прочной, насколько это возможно ради здоровья и счастья наших детей!

Ведущая:

Уважаемые родители! Наше собрание подошло к концу, и мы надеемся на доброжелательные отношения в детском и в родительском коллективах, а также в отношениях между родителями и педагогами дошкольного учреждения. Нужно сделать так, чтобы ребенку в детском саду было весело, хорошо и интересно, чтобы он с радостью шел в детский сад, дружил с ребятами и довольным возвращался домой, потому что дома его ждут любящие взрослые.

   До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие педагогов и родителей в процессе адаптации детей – инвалидов в условиях детского сада компенсирующего вида.

Материал посвящен процессу взаимодействия педагогов и родителей в период адапитации ребенка в детсклм саду....

Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Роль социально - ориентированных игр в адаптации детей»

Социально- ориентированные      игры распределяются  по пяти группам:1.      Социально-ориентированные игры для рабочего настроя;  «Доброе ж...

Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду

В статье анализируются четыре основные причины, которые осложняют адаптацию ребенка в детском саду и предлагаются пути решения. Автор рассматривает как рекомендации для воспитателей дошкольных образов...

СТАТЬЯ на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К УСЛОВИЯМ ДОУ

Статья на тему: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ПРОЦЕССЕ АДАПТАЦИИ К УСЛОВИЯМ ДОУ...

Консультация для родителей "Организация процесса адаптации детей раннего возраста в детском саду"

И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать....