Деловая игра "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников"
методическая разработка

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.

Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл delovaya_igra.docx23.08 КБ

Предварительный просмотр:

Деловая игра для педагогов

«Теоретические основы  развития связной речи у дошкольников»

Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.
  2. Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.
  3. Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
  4. Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
  5. Совершенствовать навыки логического мышления.

Участники:

- педагоги всех возрастных групп (12 человек).

Регламент:  30 минут

Предварительная работа:

- изучение научно – методической литературы по данной тематике;

- проведение тематической проверки;

Методическое обеспечение:

1. Методы активного обучения:

- дискуссия;    

- игровые;

Реквизит:

- ромашка;

- песочные часы;

 

Ход  деловой игры

1. Мотивационно – организационный этап.

Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.  

Дошкольник,  вступая во взрослую жизнь,  не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.

Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.

Разделение педагогов на две команды.

 2. Содержательный этап.

Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей

Вопросы 1 команде:

  • Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
  • Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
  • Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
  • Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
  • Разговор двоих или нескольких на тему,  связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
  • Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)

Вопросы второй команде.

  • Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
  • Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
  • С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
  • Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
  • Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
  • Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)

Задание 2. «От теории – к практике» .

        У меня в руках ромашка, на каждом лепестке  написан вопрос.  Капитан команды будет отрывать лепесток и читать, а команда отвечать.

  1. Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)
  2. Назовите характерные  особенности  связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится),  точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию),  логичность (последовательное изложение мыслей),  ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).
  3. Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление  связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)
  4. Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития  речевой  и познавательной активности? (Игра.)
  5. Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
  6. Назовите отличие  диалогической  речи  от  монологической? (непроизвольность, быстрота высказывания).
  7.  Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (метафора).

Задание 3. Переведите пословицы на русский язык

Пословицы для первой команды

  • Сын леопарда - тоже леопард (Африка).  (Яблоко от яблони недалеко падает)
  • Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан). (Шила в мешке не утаишь).
  • Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция)  (В тихом омуте черти водятся).

Пословицы для второй команды

  • Молчаливый рот - золотой рот (Германия) (Слова - серебро, а молчание – золото)
  • Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия)  (Язык до Киева доведет).
  • Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция)  (Обжегшись на молоке, дует на воду).

Задание 4. «В споре рождается истина».

На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.

Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.

1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»

-    Достаточно занятий по  речевому развитию и грамоте.

- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все  образовательные области:  «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,

«Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».

2. Ваша позиция по отношению к детям  в НОД:

Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?

3. Какие методические приемы  необходимо использовать  для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей  в  речевой деятельности:

-  Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;

- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);

-Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность  воспитанников.

4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…

• Последовательность изложения в соответствии с планом

• Выделение и повторение главной мысли, идеи

• Достоверность, убедительность сообщаемого факта

• Простота и доступность речи воспитателя

•Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу

• Краткость рассказа педагога

-Так ли это?

5. Обучение образной речи начинается с …. .

- Рассказывания по воображению.

- Придумывания загадок.

- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.

Задание 4.  «Эрудиты»

Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по  речевому развитию.

Педагогические технологии развития связной речи

- мнемотехника

- моделирование

- беседа

- описание

- повествование

- рассуждение

- пересказ

- рассказ по сюжетной картинке

- рассказ-описание  по пейзажной картине

- творческий рассказ

- рассказ о будущих играх

- рассказывание по памяти

- составление сравнений

- составление загадок

- составление метафор.

3. Заключительный этап.

Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для воспитателей «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»

Деловая игра в интересной форме  поможет педагогам ДОУ  активизировать знания  о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников, повысит компетентность воспитателей в о...

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста

Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...

КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР

Статья посвящена изучению способов применения порождающей модели речи в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. Одним из основополагающих моментов теории является понятие «язы...

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития

Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития.  В статье представлены теоретические аспекты формиров...