Деловая игра "Теоретические основы развития связной речи у дошкольников"
методическая разработка
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками.Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи.
Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для педагогов
«Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»
Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков связной речи у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Активизировать знания педагогов о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников.
- Повысить у воспитателей компетентность в области развития связной речи дошкольников.
- Совершенствовать умение дискутировать, выступать.
- Развивать личностные профессиональные качества педагогов.
- Совершенствовать навыки логического мышления.
Участники:
- педагоги всех возрастных групп (12 человек).
Регламент: 30 минут
Предварительная работа:
- изучение научно – методической литературы по данной тематике;
- проведение тематической проверки;
Методическое обеспечение:
1. Методы активного обучения:
- дискуссия;
- игровые;
Реквизит:
- ромашка;
- песочные часы;
Ход деловой игры
1. Мотивационно – организационный этап.
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей.
Дошкольник, вступая во взрослую жизнь, не перестаёт задавать вопросы «Почему?», «Где?», «Когда?». Наша задача научить ответить на них грамотно и содержательно, научить воспитанников самостоятельно рассказывать об окружающем, передавая свои эмоции и настроение.
Мы приглашаем Вас на деловую игру, где вспомним все о связной речи, постараемся решить проблемные задачи, вспомним педагогические технологии.
Разделение педагогов на две команды.
2. Содержательный этап.
Задание 1. "Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей
Вопросы 1 команде:
- Назовите формы речи? (диалогическая и монологическая)
- Какие умения развиваются в диалоге? (выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста)
- Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? (пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание)
- Назовите структуру повествования (завязка, кульминации, развязка)
- Разговор двоих или нескольких на тему, связанную с какой-либо ситуацией (диалог)
- Речь одного собеседника, обращенная к слушателям (монолог)
Вопросы второй команде.
- Рассказ сюжет, которого развертывается во времени (рассказ повествование)
- Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? (описание)
- С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? (средняя группа)
- Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? (прием отраженной речи - педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее)
- Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине (образец воспитателя)
- Ведущий прием для активизации речи и мышления (вопросы педагога)
Задание 2. «От теории – к практике» .
У меня в руках ромашка, на каждом лепестке написан вопрос. Капитан команды будет отрывать лепесток и читать, а команда отвечать.
- Что такое связная речь? (Связная речь – это такая речь, которая отражает все существенные стороны своего предметного содержания.)
- Назовите характерные особенности связной речи: содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).
- Какие социальные функции выполняет связная речь? (установление связи с окружающими людьми, определяет и регулирует нормы поведения в обществе, что является решающим условием для развития его личности.)
- Какой вид деятельности дошкольника наиболее благоприятен для развития речевой и познавательной активности? (Игра.)
- Назовите основную функцию связной речи? (коммуникативная)
- Назовите отличие диалогической речи от монологической? (непроизвольность, быстрота высказывания).
- Перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов. (метафора).
Задание 3. Переведите пословицы на русский язык
Пословицы для первой команды
- Сын леопарда - тоже леопард (Африка). (Яблоко от яблони недалеко падает)
- Верблюда под мостом не спрячешь (Афганистан). (Шила в мешке не утаишь).
- Бойся тихой реки, а не шумной. (Греция) (В тихом омуте черти водятся).
Пословицы для второй команды
- Молчаливый рот - золотой рот (Германия) (Слова - серебро, а молчание – золото)
- Тот не заблудится, кто спрашивает. (Финляндия) (Язык до Киева доведет).
- Ошпаренный петух от дождя убегает. (Франция) (Обжегшись на молоке, дует на воду).
Задание 4. «В споре рождается истина».
На данном этапе мы с вами должны определить, какие педагогические условия нужны для успешного, полноценного интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста.
Для этого мы проведем мини – дискуссию. Вашему вниманию будет предложен вопрос и к нему варианты ответов. Ваша задача - выбрать один или несколько правильных ответов и обосновать выбор.
1. Пожалуйста, закончите предложение: «Для того, чтобы работа по развитию речи принесла наибольший эффект и пользу в развитии детей…»
- Достаточно занятий по речевому развитию и грамоте.
- Речевое развитие должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно – образовательного процесса и включаться во все образовательные области: «Социально –коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»,
«Речевое развитие», «Художественно –эстетическое развитие», «Физическое развитие».
2. Ваша позиция по отношению к детям в НОД:
Вы учитель или Вы партнер, действующий совместно с детьми? В каких случаях необходима первая позиция, в каких – вторая?
3. Какие методические приемы необходимо использовать для того, чтобы обеспечить совместную деятельность детей в речевой деятельности:
- Задания предлагают нескольким (минимум двум) детям;
- Можно предложить детям один предметный материал, с которым они работают (например, общий лист бумаги);
-Задания должны даваться в такой форме, которая подчеркивает общность воспитанников.
4. К рассказу воспитателя при объяснении материала на занятиях предъявляются следующие требования…
• Последовательность изложения в соответствии с планом
• Выделение и повторение главной мысли, идеи
• Достоверность, убедительность сообщаемого факта
• Простота и доступность речи воспитателя
•Эмоциональность, показ личного отношения воспитателя к излагаемому материалу
• Краткость рассказа педагога
-Так ли это?
5. Обучение образной речи начинается с …. .
- Рассказывания по воображению.
- Придумывания загадок.
- Создания сравнений, придумывания загадок, составления метафор.
Задание 4. «Эрудиты»
Каждой команде необходимо написать как можно больше педагогических технологий по речевому развитию.
Педагогические технологии развития связной речи
- мнемотехника
- моделирование
- беседа
- описание
- повествование
- рассуждение
- пересказ
- рассказ по сюжетной картинке
- рассказ-описание по пейзажной картине
- творческий рассказ
- рассказ о будущих играх
- рассказывание по памяти
- составление сравнений
- составление загадок
- составление метафор.
3. Заключительный этап.
Итак, сегодня в ходе деловой игры мы с вами активизировали ваши знания и умения в области развития связной речи дошкольников; определили педагогические условия успешного и полноценного речевого развития детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»
Деловая игра в интересной форме поможет педагогам ДОУ активизировать знания о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников, повысит компетентность воспитателей в о...
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста
Теоретические основы развития связной речи детей дошкольного возраста...
КОГНИТИВНЫЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ОНР
Статья посвящена изучению способов применения порождающей модели речи в процессе обучения дошкольников с общим недоразвитием речи. Одним из основополагающих моментов теории является понятие «язы...
Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"
теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....
Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"
теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....
Деловая игра для педагогов "Теоретические основы развития связной речи"
Для педагогов, логопедов....
Теоретические основы изучения связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития
Данная статья посвящена характеристике связной речи и ее особенностям у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития. В статье представлены теоретические аспекты формиров...