Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"
статья по развитию речи (старшая группа) на тему

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин.

 

 

                                   Винокурова Ольга Николаевна, воспитатель

 

                                   Петрова Наталия Леонидовна, воспитатель

               МБДОУ детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад

 

 

 

Аннотация: статья посвящена анализу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по сюжетным картинам в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: связная речь, развитие, формирование, сюжетные картины, проблема, педагоги и психологи, процесс рассматривания.

 

Ведущую роль в процессе развития ребенка играет развитие связной речи и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. В овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем связная речь вбирает в себя все достижения ребенка. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

Связь речевого и умственного развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Речевое развитие согласно ФГОС включает как компонент развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (диалогической и монологической. Без развитого словаря и освоения грамматического строя речи развитие связной речи невозможно). Наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Наиболее актуальным в дошкольном возрасте по-прежнему остается речевое развитие.

         Однако, в настоящее время, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно исследована в педагогике, несмотря на традиционное декларирование.

В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

По мнению М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной [1,400], развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде развития речи, в                     процессе эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов.

Изучающие проблему развития связной речи, педагоги и психологи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн [2,720]. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи.                    

Быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, помогает ребенку умение рассказывать. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Первичной формой существования языка как известно, является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную. Развитие устной речи в дошкольном возрасте рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи. Между устной и письменной речью есть много общего: обе эти формы являются средством общения, и для той, и для другой необходим известный словарный запас, а кроме того, необходимо применять разнообразные способы связи слов внутри предложения и способы связей между предложениями. Связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль.

В развитии речи детей и в развитии ребенка дошкольного возраста, отводиться фактору умственного развития ребенка. Поле непосредственного наблюдения раздвигают картины. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом.

Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. Задача воспитателя — научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Занятия позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены [1,317].

К картинам для рассказывания предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

-картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

-условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Картин с чрезмерным нагромождением деталей не должно быть, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное заслонение и сокращение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки и незаконченности рисунка.

Рассматривание и беседа по ее содержанию являются одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине.

В процессе рассматривания развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы, активизируется и уточняется словарь. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно, развитие диалогической речи. Типичные методические ошибки воспитателя нередко предопределены трудностями восприятия и понимания детьми картины: отсутствие вводной беседы и трафаретность, шаблонность постановки вопросов.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их [3,133].  

 В системе обучения рассказыванию важное значение имеют занятия по картине. В этом виде рассказывания дети учатся правильно понимать содержание картины, составлять по ней связный рассказ. Комплексные занятия по развитию речи направлены на то, чтобы ребенок использовал все приобретенные умения. Он должен владеть четкой дикцией, силой голоса, уметь выбирать правильный темп и интонацию. Если рассматривать связную речь с точки зрения владения лексикой, то ребенку необходимы значительный по объему словарь, умения подбирать наиболее точные и выразительные слова, синонимы. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформирован грамматический строй речи, чтобы он умел правильно строить простые и сложные предложения, владел разнообразными грамматическими средствами. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам. Чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни [4,159].

Правильно и точно поставленные вопросы на занятиях, с использованием серии сюжетных картин позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании. Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка.

        Характер организации учебной деятельности на занятии, продуманный отбор программного материала позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывающий уровень речевого развития, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.

         Таким образом, развитие связной речи является главным аспектом обучения старших дошкольников владению родным языком.

Список литературы

 

1.Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

  1. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 720с.
  2. Смирнова, Е. А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников / Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Москва, 1987. – 133с.
  3.  Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 2015. – 159с.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_svyaznoy_rechi.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН.

                                   Винокурова Ольга Николаевна, воспитатель

                                   Петрова Наталия Леонидовна, воспитатель

              МБДОУ детский сад «Радуга» г. Мариинский Посад

Аннотация: статья посвящена анализу развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста в процессе рассказывания по сюжетным картинам в дошкольных образовательных организациях.

Ключевые слова: связная речь, развитие, формирование, сюжетные картины, проблема, педагоги и психологи, процесс рассматривания.

Ведущую роль в процессе развития ребенка играет развитие связной речи и занимает центральное место в общей системе работы по формированию речи в детском саду. В овладении родным языком, его звуковым строем, словарным составом, грамматическим строем связная речь вбирает в себя все достижения ребенка. Владение навыками связной речи позволяет ребенку вступать в свободное общение со сверстниками и взрослыми, дает возможность получить необходимую ему информацию, а также передать накопленные знания и впечатления об окружающем.

Связь речевого и умственного развития детей отчетливо выступает в формировании связной речи, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы хорошо, связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать предмет, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Речевое развитие согласно ФГОС включает как компонент развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи (диалогической и монологической. Без развитого словаря и освоения грамматического строя речи развитие связной речи невозможно). Наша связная речь состоит из двух частей-диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи, т.е. умение изменять слова, соединять их в предложения. Наиболее актуальным в дошкольном возрасте по-прежнему остается речевое развитие.

         Однако, в настоящее время, проблема развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста недостаточно исследована в педагогике, несмотря на традиционное декларирование. 

В процессе исследования проблемы развития связной речи у старших дошкольников возникает противоречие между необходимостью развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста и недостаточной специальной педагогической работой по ее развитию в условиях ДОУ.

По мнению М.М. Алексеевой и Б.И. Яшиной [1,400], развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. На первом году жизни, в подготовительном периоде развития речи, в                     процессе эмоционального общения со взрослым закладываются основы будущей связной речи. Особое значение имеет развитие связной речи. Развитие словаря, овладение грамматическими формами и т.п. включаются в нее в качестве частных моментов.

Изучающие проблему развития связной речи, педагоги и психологи, обращаются к характеристике, которую дал ей С.Л. Рубинштейн [2,720]. Именно ему принадлежит определение ситуативной и контекстной речи.                    

Быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, помогает ребенку умение рассказывать. Однако нельзя недооценивать и развитие формальной стороны речи. Расширение и обогащение знаний, представлений ребенка должно быть связано с развитием умения правильно выразить их в речи.

Первичной формой существования языка как известно, является устная речь. Русский литературный язык имеет две основные формы существования: устную и письменную. Развитие устной речи в дошкольном возрасте рассматривается как одна из важнейших задач для дальнейшего развития письменной речи. Между устной и письменной речью есть много общего: обе эти формы являются средством общения, и для той, и для другой необходим известный словарный запас, а кроме того, необходимо применять разнообразные способы связи слов внутри предложения и способы связей между предложениями. Связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе обеих форм лежит внутренняя речь, в которой формируется мысль.

В развитии речи детей и в развитии ребенка дошкольного возраста, отводиться фактору умственного развития ребенка. Поле непосредственного наблюдения раздвигают картины. Образы, представления, ими называемые, конечно, менее ярки, чем те, которые дает реальная жизнь, но во всяком случае они несравненно более ярки и определенны, чем образы, называемые голым словом.

Занятия по рассматриванию картин проводятся во всех возрастных группах. Но если дети младшего и среднего возраста учатся описывать картины, опираясь на вопросы педагога, то в старшей и подготовительной к школе группах основное внимание уделяется самостоятельному рассказыванию.

Ребенок дошкольного возраста любит рассматривать картины и рассказывает о них живо и заинтересованно. Велико его желание поделиться своими впечатлениями с окружающими о том, что он видит. Задача воспитателя — научить дошкольника правильно начинать рассказ на выбранную тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

Занятия позволяют накапливать знания о предметах, которые не всегда присутствуют в повседневной жизни ребенка. Любая новая картинка, рассказывающая об очередном событии из жизни знакомых героев, помогает детям овладеть навыками грамотного рассказывания, а в последствии грамотного построения монолога.

В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены [1,317].

К картинам для рассказывания предъявляется ряд требований:

- содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;

-картина должна быть высокохудожественной;

- изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;

-условное формалистическое изображение не всегда воспринимается детьми;

- следует обращать внимание на доступность не только содержания, но и изображения.

Картин с чрезмерным нагромождением деталей не должно быть, иначе дети отвлекаются от главного. Сильное заслонение и сокращение предметов вызывает их неузнаваемость. Следует избегать излишней штриховки и незаконченности рисунка.

Рассматривание и беседа по ее содержанию являются одним из приемов, подготавливающих детей к рассказыванию по картине.

В процессе рассматривания развивается диалогическая речь: умение отвечать на вопросы, обосновывать свои ответы, самому задавать вопросы, активизируется и уточняется словарь. Следовательно, цель беседы по картине – подвести детей к правильному восприятию и пониманию основного содержания картины и одновременно, развитие диалогической речи. Типичные методические ошибки воспитателя нередко предопределены трудностями восприятия и понимания детьми картины: отсутствие вводной беседы и трафаретность, шаблонность постановки вопросов.

Рассказы по серии сюжетных картин подготавливают детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду. Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевой деятельности. Поэтому воспитателю следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их [3,133].  

 В системе обучения рассказыванию важное значение имеют занятия по картине. В этом виде рассказывания дети учатся правильно понимать содержание картины, составлять по ней связный рассказ. Комплексные занятия по развитию речи направлены на то, чтобы ребенок использовал все приобретенные умения. Он должен владеть четкой дикцией, силой голоса, уметь выбирать правильный темп и интонацию. Если рассматривать связную речь с точки зрения владения лексикой, то ребенку необходимы значительный по объему словарь, умения подбирать наиболее точные и выразительные слова, синонимы. В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был понятен слушателям, т. е. чтобы все его части были взаимосвязаны и взаимообусловлены. Кроме того, чрезвычайно важно, чтобы у ребенка был в достаточной степени сформирован грамматический строй речи, чтобы он умел правильно строить простые и сложные предложения, владел разнообразными грамматическими средствами. С помощью картины педагог воспитывает у детей различные чувства; в зависимости от содержания картины это может быть интерес и уважение к труду, любовь к родной природе, сочувствие к товарищам. Чувство юмора, любовь к красоте и всегда радостное восприятие жизни [4,159].

Правильно и точно поставленные вопросы на занятиях, с использованием серии сюжетных картин позволяют научить дошкольников давать распространенные ответы, рассуждать, использовать эти умения в самостоятельном рассказывании. Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует обратить внимание ребенка. 

        Характер организации учебной деятельности на занятии, продуманный отбор программного материала позволяют осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывающий уровень речевого развития, индивидуальные особенности и потенциальные возможности каждого ребенка.

         Таким образом, развитие связной речи является главным аспектом обучения старших дошкольников владению родным языком.

Список литературы

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип. / М. М. Алексеева, Б. И. Яшина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2000. – 400с.

  2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2011. – 720с.
  3. Смирнова, Е. А. Использование серий сюжетных картин в развитии связной речи старших дошкольников / Е. А. Смирнова, О. С. Ушакова // Психолого-педагогические вопросы развития речи в детском саду. Москва, 1987. – 133с.
  4.  Тихеева, Е.И. Развитие речи детей / Под ред. Ф.А. Сохина. Москва: Просвещение, 2015. – 159с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевой игры в развитии связной речи у детей дошкольного возраста

Игра – это основная форма учения и развития детей дошкольного возраста, которое невозможно заменить никакими развивающими программами, никаким целенаправленным обучением, никакой специальной под...

Статья по логопедии.Тема "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста в семье"

Связная речь - это развернутое изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно....

Статья на тему "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ РАССКАЗЫВАНИЯ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН"

теоретические основы развития связной речи у детей дошкольного возраста в процессе рассказывания сюжетных картин....

Обобщение опыта по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством включения в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр»

В статье представлен опыт развития, и формирования связной речи детей дошкольного возраста посредством включения  в игровую деятельность сюжетно – ролевых и театрализованных игр....