ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ"
рабочая программа

Ребась Надежда Андреевна

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  И.А. Лыковой,  пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rebas_n.a._dop_programma_2017.docx67.69 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ШУРЫШКАРСКИЙ РАЙОН

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Теремок»

629643, ЯНАО, Тюменская область, Шурышкарский район, с.Овгорт, ул.Сынская,15,

тел (факс) 8 (34994) 67-2-13, ovgort-popova@mail.ru

РАССМОТРЕНО                                                                                                                                                   УТВЕРЖДЕНО

на педагогическом совете                                                                                                                              Заведующая МБДОУ

протокол №                                                                                                                                                «Детский сад «Теремок»

от       .       2017г.                                                                                                                                                              Н.А.Попова

                                                                                                                                            Приказ №        от       .        .2017г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ  ПРОГРАММА

 (художественно-эстетическое направление)

«ЮНЫЕ ХУДОЖНИКИ»

Срок реализации программы: 2 года

 (Возраст: 4-6 лет)

Составитель программы:

воспитатель I категории

Ребась Надежда Андреевна

Овгорт, 2017г.

Структура

I. Целевой раздел программы

1.1. Пояснительная записка

1.2. Цели и задачи реализации Программы

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы

1.4. Характеристика возрастных особенностей детей

1.5. Планируемые результаты освоения программы

II. Содержательный раздел программы

2.1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников

III. Организационный раздел

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

3.3. Распорядок и/или режим дня

Приложение 1 (диагностика)

I. Целевой раздел программы.

1.1. Пояснительная записка.

Реализация дополнительных услуг осуществляется в соответствии со следующими нормативными документами:

- Гражданским кодексом РФ;

- Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 27 июля 2013г. № 55 – ЗАО «Об образовании»;

- постановлением Правительства Российской Федерации от 15 августа 2013г. N 706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»;

- постановлением Главного государственного врача РФ «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях N 26 от 15.05.2013г.;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» от 28.02.2014г N 08-249., комментарии к разделу II пункта 2.5.;

- письмом Министерства образования и науки РФ «Об оказании платных дополнительных услуг в дошкольном образовании» N 08-1947 от 4 декабря 2014г.

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  И.А. Лыковой,  пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Занятия проводится 1 раз в неделю для каждой возрастной группы, длительность составляет 20 минут для детей  4 -5 лет, а 5-6 лет - 25 минут. 

Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Новизной и отличительной особенностью программы «Юные художники» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей: кляксография, граттаж, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием различных материалов, батик, тампонированием и др.  Используются самодельные инструменты, природные  и бросовые материалы для нетрадиционного рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных  эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в  качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет детей, а наоборот вызывает стремление заниматься таким интересным делом. Им интересен сам процесс выполнения работы.

Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения. Занятия в кружке позволяют развивать у детей не только художественные способности, но и коммуникативные навыки в процессе рисования.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству.  

Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа  направлена  на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству.

Педагогическая целесообразность. Занятия, основанные на использовании многообразных нетрадиционных, художественных  техник на занятиях по рисованию, способствуют развитию детской художественной одаренности, творческого воображения, художественного мышления и развития творческого потенциала.

Нетрадиционные техники, позволяют маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, дают свободу фантазии и вселяют уверенность в свои силы. Владея разными навыками и способами изображения предметов или действительности окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь, обеспечивает занятию творческий характер.

Использование нетрадиционных приемов и техник в рисовании способствует развитию познавательной деятельности и творческой активности. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, ребенок тем самым преодолевает дальнейшее творчество, что в дальнейшем будет доставлять ему только удовольствие.

Опыт работы показывает: рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Эмоции, как известно, — это и процесс, и результат  художественного творчества.

            В различных исследованиях вопросы развития художественно-творческих способностей рассматривались в рисовании в связи с усвоением детьми некоторых закономерностей рисунка, изобразительно-выразительных особенностей рисования в разных техниках. Следовательно, овладение техникой рисунка, графической стороной рисования является важным условием, обеспечивающим творческое решение изобразительной задачи, развития художественно-творческих способностей.  

          Использование в рисовании нетрадиционных техник и постепенное их освоение детьми (по принципу от простого к сложному) поможет в решении ряда вопросов: овладение графическими, техническими навыками и умениями, развитие цветового восприятия, представления, композиционных умений и эмоционально-художественного восприятия, творческого воображения, повышению интеллектуальной активности. Ребенок развивается путем сочетания в одном рисунке нескольких нетрадиционных и традиционных техник изобразительной деятельности, и усвоить этот опыт он может только с помощью взрослого: педагога,  родителя. При условии взаимосвязи нетрадиционных техник между собой не нарушается логика развития каждой из них. Их сочетание наоборот значительно расширяет возможности изобразительной деятельности. Поисковые ситуации ставят в условия выбора той или иной техники нетрадиционного рисования.

Вышесказанное об использовании в педагогическом процессе нетрадиционных техник изобразительной деятельности позволяет нам убедиться в необходимости создания и применения педагогической технологии, в которой нетрадиционные техники рисования могут выступать оптимальным условием развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста.

1.2. Цели и задачи реализации Программы.

Цель программы: развитие у детей художественно-творческих способностей, посредством нетрадиционных техник рисования и формирование эмоционально-чувственного внутреннего мира, в увлекательной форме познакомить детей с различными средствами и способами изображения, развитие их творческих способностей, фантазии, воображения.

Задачи программы:

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.
  • Создать условия для свободного экспериментирования с нетрадиционными художественными материалами и инструментами.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада), дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.
  • Развивать воображение детей, поддерживая проявления их фантазии, смелости в изложении собственных замыслов.
  • Совершенствовать и активизировать те знания, умения и навыки, которыми овладевают дети на занятиях по изобразительной деятельности.
  • Обучить техническим приёмам и способам нетрадиционного рисования с использованием различных изоматериалов.
  • Воспитывать художественный вкус в умении подбирать красивые сочетания цветов.
  • Развивать творческое воображение, фантазию, мышление дошкольников через занятия по освоению нетрадиционных  техник рисования;
  • Развивать у детей навыки самоанализа, необходимые для оценки собственных работ.
  • Привлечь  родителей к сотрудничеству в развитии творчества детей.

1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.

Принципы:

  • системности - занятия проводят  в системе в течение всего учебного процесса;
  • последовательности - знания давать постепенно, без перегрузки, с нарастающим объемом информации;
  • принцип творчества - программа заключает в себе неиссякаемые возможности для   воспитания и развития творческих способностей детей;
  • принцип научности - детям сообщаются знания о форме, цвете, композиции и др.;
  • принцип доступности - учет возрастных и индивидуальных особенностей;
  • принцип сравнений и выбора - разнообразие вариантов заданной темы, методов

и способов изображения, разнообразие материала.  

    Методы и приёмы:                                                                                                                                                               

1.Наглядный: наблюдение, рассматривание педагогических эскизов, иллюстраций, работа с наглядным материалом, игры, практические упражнения для отработки необходимых навыков.

 2.Словесный: чтение, рассказ,  беседа, пояснение, объяснение, словесная инструкция.

              В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:

Познавательное развитие. Развивать восприятие, умение выделять разнообразные свойства и отношения предметов (цвет, форма, величина, расположение в пространстве и т.п.), включая разные органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие.  Продолжать знакомить с цветами спектра. Продолжать формировать умение различать цвета по светлоте и насыщенности, правильно называть их. Совершенствовать глазомер. Создавать условия для реализации детьми проектов трех типов: исследовательских, творческих и нормативных. Использовать игры по художественному творчеству, игры – экспериментирование.

Речевое развитие. Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Побуждать рассказывать о своем восприятии конкретного поступка литературного персонажа. Помочь детям понять скрытые мотивы поведения героев произведения. Воспитывать чуткость к художественному слову; зачитывать отрывки с наиболее яркими, запоминающимися описаниями, сравнениями, эпитетами. Продолжать знакомить с книгами. Обращать внимание детей на оформление книги, на иллюстрации. Сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же произведению.

Социально-коммуникативное развитие: решение проблемных ситуаций, воспитание дружеских взаимоотношений. Продолжать формировать умение согласовывать свои действия с действиями партнеров. Создавать атмосферу творчества и доверия, давая каждому ребенку возможность реализовать свой замысел. Поощрять импровизацию, формировать умение свободно чувствовать себя в использовании предметов при рисовании. Развивать умения поддерживать беседу, обобщать, делать выводы, высказывать свою точку зрения. Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.  Знакомить с основами техники безопасности при работе с клеем, ножницами и правилами поведения в организованной деятельности. Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, бережное отношение к материалам и инструментам. Развивать умение доводить начатое дело до конца. Развивать творчество и инициативу при выполнении различных видов труда. Знакомить с наиболее экономными приемами работы. Знакомить детей с трудом людей творческих профессий: художников, писателей, композиторов, мастеров народного декоративно-прикладного искусства. Показывать результаты их труда: картины, книги, ноты, предметы декоративного искусства.

Художественно-эстетическое развитие (музыкальное развитие). Продолжать развивать интерес и любовь к музыке, музыкальную отзывчивость на нее. Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с классической, народной и современной музыкой.

1.4. Планируемые результаты.

К концу года  первого года обучения ребенок  может:

- различать  способы нетрадиционного рисования;

- самостоятельно создавать индивидуальные художественные образы, используя различные известные ему способы рисования и средства выразительности (линия, цвет, композиция, колорит и т. д.);

- самостоятельно передавать сюжетную композицию;

- давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

         К концу  второго  года обучения ребенок  может:

-  различать и называть способы нетрадиционного рисования;

- знать различные приемы работы карандашом, тушью, акварелью, гуашью.

- передавать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому  объекту

- уметь применять полученные знания на практике;

- знать основы цветоведения;

- развито умение работать в коллективе, умение давать самооценку.

              Промежуточные  результаты освоения  программы

Возраст

Дети должны знать

Дети должны уметь

4-5

- традиционные материалы, которыми можно рисовать

 Нетрадиционные способы и материалы: пальчики, ладошки, пробковые и картофельные печатки, ватные палочки, губка;

- цвета и оттенки (красный, желтый, синий, зелёный, белый, чёрный, коричневый, оранжевый, голубой, серый).

- свойства акварели и её отличия от гуашевых красок;

- характерные и отличительные признаки предметов быта и животных.

- правильно работать карандашом, фломастером, кистью; изменять положение руки в зависимости от приёмов рисования;

- владеть нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому;

- ориентироваться в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

- использовать разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

- комбинировать разные способы изображения и изоматериалы;

- изображать отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

- владеть приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

- создавать простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

- творить в сотворчестве с воспитателем и детьми.

5-6 лет

- виды изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, графика);

- теплые и холодные оттенки спектра;

- особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий.

- различать виды изоискусства;

- владеть навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика);

- смешивать краски для получения новых оттенков;

- передавать особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

- сочетать различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;

- рисовать самостоятельно;

- создавать коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

Ожидаемый результат:

  • Значительное повышение уровня развития творческих способностей.
  • Расширение и обогащение художественного опыта.
  • Формирование предпосылок учебной деятельности.
  • Овладение простейшими операциями.
  • Сформируются навыки трудовой деятельности.
  • Развитие мелкой моторики рук.

Формы подведения итогов реализации программы:

  • Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.
  • Тематические выставки в ДОУ.
  • Участие в выставках и конкурсах в течение года.
  • Оформление эстетической развивающей среды в группе  и т.д.

1.5. Характеристика возрастных особенностей детей.

У ребенка в период его взросления активно проявляется интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Каждый ребенок с трех лет и до подросткового возраста рисует вообще все, что слышит и знает, даже запахи. Однако интерес к этой деятельности проходит в большинстве случаев. Верными рисованию и живописи остаются только художественно одаренные люди.

Рисование - это один из путей совершенствования организма. В начале жизни рисование развивает зрение и умение видеть. Ребенок усваивает понятия «вертикаль» и «горизонталь», отсюда линейность ранних детских рисунков. Затем ребенок постигает формы, свойства материалов, постепенно осмысливает окружающее. Происходит это быстрее, чем накопление слов и ассоциаций, а рисование дает возможность в образной форме выразить то, что уже узнал дошкольник и что он не всегда может выразить словесно. Рисование способствует развитию: зрения, координации движений, речи, мышления, помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, упорядочить все более усложняющиеся представления о мире.

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего личностного, эстетического, нравственного, трудового и познавательного развития детей. Изобразительная деятельность не утратила своего широкого воспитательного значения и в настоящее время. Она является важнейшим средством эстетического воспитания. Художники Древней Греции считали, например, что обучение рисованию не только необходимо для многих практических ремесел, но и важно для общего образования и воспитания.

В процессе изобразительной деятельности создаются благоприятные условия для развития эстетического и эмоционального восприятия искусства, которые способствуют формированию эстетического отношения к действительности.

Наблюдение и выделение свойств предметов, которые предстоит передать в изображении (формы, строение, величины, цвета, расположение в пространстве), способствует развитию у детей чувства формы, цвета, ритма - компонентов эстетического чувства и становятся базой для развития наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Дети очень любят рисовать. Как только маленькая ручка становится способной ухватить карандаш, сразу же у ребенка появляется стремление что-то изобразить на листке бумаги. А также - на стене, на асфальте, короче, вообще, на всем, на чем можно оставлять заметные следы. На этой особенности изобразительной деятельности дошкольника и основываются нетрадиционные способы рисования.

Изобразительная деятельность детей изучается психологами с разных сторон: как происходит возрастная эволюция детского рисунка, проводится психологический анализ процесса рисования, анализ связи умственного развития и рисования, а также связи между личностью ребенка и рисунком. Но, несмотря на все эти разнообразные подходы, детский рисунок с точки зрения его психологической значимости изучен еще недостаточно. С этим связано большое число разноречивых теорий, объясняющих психологическую природу детских рисунков. Зато в отношении возрастной эволюции изобразительной деятельности детей ясности несколько больше.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: до изобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия до изобразительного этапа - стадия каракулей, которая начинается в возрасте двух лет. Первые каракули - обычно почти случайные метки. В это время ребенка интересует не изображение, а сам карандаш. Больше того, ребенок может вообще не смотреть на карандаш, когда чертит им по бумаге. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образы с рисованием. Он получает удовольствие от самих движений рукой с карандашом. В этот период ребенок еще не способен нарисовать что-нибудь реальное, поэтому научить его в этом возрасте изобразить, например, яблоко, просто невозможно.

Примерно через 6 месяцев после начала стадии каракулей у ребенка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познает зрительно то, что делает. Большинство детей в этот период рисует с большим энтузиазмом. Любые замечания, отбивающие у ребенка охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку его общего развития, поскольку этот тип контроля важен и для других сфер деятельности.

Вторая стадия - от 2-х до 3-х лет. Она мало отличается от предыдущей по качеству рисунка - каракули были и есть. Но на этой стадии ребенок начинает давать названия своим рисункам: «Это - папа» или «Это я бегу», хотя ни папы, ни самого ребенка обнаружить на рисунках невозможно. Но если ребенок раньше получал удовольствие от движений как таковых, то здесь он начинает связывать свои движения с окружающим внешним миром.

В целом, рисование каракулей дает возможность ребенку создавать линии и формы, овладевать моторной координацией, строить образное отражение окружающей действительности.

Первую стадию изобразительного этапа составляют рисунки с примитивной выразительностью, происходит это в 3-5 лет. Эти рисунки детей весьма специфические.

Вторую стадию составляют схематичные рисунки (в 6-7 лет). Ребенок начинает понимать и практически ориентироваться на то, что прыжки и мимика к изображению никакого отношения не имеют. Ребенок начинает изображать объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

Уже к 4-5 годам выделяются два типа маленьких рисовальщиков: предпочитающих рисовать отдельные предметы и склонные к изображению сюжета, повествования. Дети, склонные к сюжетно-ролевому типу рисования, отличаются живым воображением, активностью речевых проявлений. Их творческое выражение в речи настолько велико, что рисунок становится лишь опорой для развертывания рассказа. Изобразительная деятельность развивается у этих детей хуже, в то время как дети, сосредоточенные на самом изображении объектов, активно воспринимают их и заботятся о качестве своих изображений. У них появляется интерес к декорированию изображений.

Зная эти особенности развития изобразительной деятельности детей, взрослый может целенаправленно руководить творческими проявлениями детей. Одних он может направлять на плоскость рисунка, а другим показывать, как изображение связано с игрой, сказкой, драматургией. При этом сам взрослый может и не быть хорошим художником. Если он не умеет рисовать, он может играть с ребенком на равных. Взрослый просто в силу своего опыта владеет языком изображения лучше, чем ребенок. Он всегда может подсказать ребенку конкретные приемы схематизации и рисунка.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

2.1. Содержание образовательной работы по пяти образовательным областям

Образовательная область

Интеграция образовательных областей по направлению «Изобразительная деятельность»

 «Социально-коммуникативное развитие»

Формирование представления об изобразительной культуре и искусстве;

Развитие свободного общения, беседы об искусстве с взрослыми и сверстниками;

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах изобразительной деятельности. 

 «Познавательное развитие»

Расширение художественного кругозора детей;

Моделирование композиций;

Развитие художественного творчества через дидактические игры. Формирование целостной картины мира средствами художественного искусства, творчества.

 «Речевое развитие»

Развитие устной речи в ходе высказываний детьми своих впечатлений, характеристики изобразительного искусства;

Практическое овладение детьми нормами речи;

Обогащение «образного словаря».

 «Художественно-эстетическое развитие»

Развитие детского творчества;

Приобщение к различным видам искусства;

Использование художественных произведений для обогащения содержания изобразительных примеров;

Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

 «Физическое развитие»

Формирование представлений о здоровом образе жизни, релаксации.

Учебно – тематический план первого года обучения

п/п

Название темы

Количество занятий

Месяц

1.

Игра-беседа «Волшебная капелька»

1

Январь

2.

Игра: «Знакомство с чудо - помощниками»

1

3.

Игра – экспериментирование «Творим без кисточки»

1

Февраль

4.

Опытническая работа с различным иллюстративным материалом «Разные краски»

1

5.

Способы тонирования бумаги. Рисование тампонами

1

6.

Знакомство с кляксографией

1

7.

«Рисуем пальчиками»

1

Март

8.

«Рисуем ладошками»

1

9.

«Рисуем ватными палочками»

1

10.

Рисование с помощью ватных дисков

1

11.

«Рисуем печатками»

1

Апрель

12.

«Необычная бумага», рисуем бумагой.

1

13.

Предметная монотипия

1

14.

Знакомство с пейзажем – рисование по мокрому

1

15.

Тычкование полусухой жёсткой кистью

1

Май

16.

Рисование мыльными пузырями

1

17.

Рисование

1

18.

Экспериментируем с предметами – коллективная работа

1

Всего:

18

Учебно – тематический план второго года обучения

п/п

Название темы

Количество занятий

Месяц

1.

Знакомство с натюрмортом, рисование с использованием трафарета и шаблона

1

Январь

2.

Кляксография, «знакомая форма – новый образ»

1

3.

«Монотипия»

1

Февраль

4.

Техника «Пластилинография»

1

5.

«Набрызг»

1

6.

Пейзаж  в  технике  выдувания

1

7.

Мыльные  пузырьки

1

Март

8.

«Волшебные рисунки»

Восковые мелки + акварель

1

9.

«Волшебные рисунки»

Свеча + акварель

1

10.

«Граттаж»

1

11.

Эффект кристаллов, рисование солью

1

Апрель

12.

Рисование песком

1

13.

Волшебные веревочки

1

14.

Рисование пеной для бритья

1

15.

Знакомство с техникой клеевой резерв

1

Май

16.

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма – новый образ»

1

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

1

18.

Игры – экспериментирования с различными материалами для рисования – коллективная работа

1

Всего:

18

2.2. Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Для сотрудничества с семьей выбраны следующие формы работы:

  • Оформление наглядной агитации для родителей.
  • Проведение бесед.
  • Консультации.
  • Родительские собрания, с целью усвоения родителями определённых знаний, умений, помощи им в разрешении проблемных вопросов.
  • Совместное проведение мероприятий.
  • Совместное творчество родителей и детей.

Цель: познакомить родителей с интересным и полезным видом творчества. Проводимая работа, не только даёт родителям знания о детской художественной деятельности, о методах и приёмах работы в нетрадиционных техниках, но и укрепляет взаимоотношения между родителями и детьми.

Формы работы с родителями по развитию конструктивно-модельной деятельности детей

№ п/п

Организационная форма

Цель

Темы (примерные):

1.

Анкетирование

и опросы

Планирование   работы с родителями

Выявление степени вовлеченности семей в образовательный процесс: анкета для родителей, определяющая их отношение к патриотическому воспитанию детей

2.

Заседания

«Круглого стола»

Обмен мнениями о развитии ребенка, обсуждение характера, степени и возможных причин проблем

«Патриот воспитывается с детства»

«Прогулки с детьми поселку»

3.

Дни открытых дверей

Ознакомление родителей с содержанием, организационными формами и методами развития конструктивно-модельной деятельности детей

Участие родителей в групповых занятиях «Семейные реликвии»

4.

Тематические консультации

Создание условий, способствующих преодолению трудностей во взаимодействии педагогов и родителей

«Воспитание юного патриота в семье»

«Как научить детей охранять природу»

«Вместе с ребенком смотрим телепередачи о родном округе, районе»

5.

Родительские собрания

Взаимное общение педагогов и родителей по актуальным проблемам художественно-эстетического развития детей, расширение педагогического кругозора родителей

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников»

6.

Родительские чтения

Ознакомление родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, эффективными методами и приемами художественно-эстетического развития детей

 «Что такое детская одаренность?»

7.

Привлечение

родителей к участию в деятельности группы

Особая форма работы с родителями с целью привлечения внимания  к актуальным проблемам развития детей.

 Альбомы:

 «История родного села»

 «Памятные места в селе Овгорт»

«Наша армия родная»

Встречи с интересными людьми:

-милиционер;

- военнослужащий;

-ветераны войны.

Участие в организации выставок «Героям - слава!»,

«Подарок ветерану»

8.

Проектная деятельность

Все большую актуальность приобретает такая форма совместной деятельности, как проекты. Они меняют роль воспитывающих взрослых в управлении детским садом, в развитии партнерских отношений, помогают им научиться работать в «команде», овладеть способами коллективной мыслительной деятельности; освоить алгоритм создания проекта, отталкиваясь от потребностей ребенка; достичь позитивной открытости по отношению к коллегам, воспитанникам и родителям, к своей личности; объединить усилия педагогов, родителей и детей с целью реализации проекта.

«Дизайн-проекты «Поселок будущего»

«Поселок, в котором я живу»

9.

Конференции

Педагогическое просвещение, обмен опытом семейного воспитания дошкольников. Привлечение родителей к активному осмыслению развития интересов у детей в семье и учет индивидуальных потребностей

«Развитие творческого потенциала ребенка, создание условий для его самореализации».

11

Наглядная

педагогическая информация

Педагогическое просвещение родителей

Памятки для родителей

«Известные люди о воспитании любви к Родине»

«Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду»

«Как рассказать детям о Великой Отечественной войне»

16.

Семейная ассамблея

Семейная ассамблея — форма досуга, объединяющая семьи воспитанников и педагогов учреждений образования, культуры и искусства с целью знакомства друг с другом, погружения в разнообразную совместную деятельность, привлекательную как для детей, так и для взрослых.

Участие в НОД, совместной деятельности с детьми, в совместных праздниках, конкурсах

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ.

3.1.Описание материально-технического обеспечения программы. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Помещение для занятий: веранда группы

Уголок художественного творчества;

Технические средства: мультимедийные презентации. CD и аудио материал

Инструменты и приспособления:

  • акварельные краски, гуашь;
  • восковые  мелки, свеча; ватные палочки;
  • поролоновые печатки;
  • зубочистки, палочки или старые стержни для процарапывания;
  • коктельные  трубочки;
  • салфетки; природный и бросовый материал;
  • стаканы для воды;
  • подставки под кисти;
  • кисти.

Наглядный материал: презентации и иллюстрации для интерактивной доски; дидактические игры, педагогические эскизы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Образовательные области

Методические материалы и средства обучения и воспитания

Вид помещений

Художественно-эстетическое

  • СD диски музыкальное сопровождение
  • Серия картин: «Мир в картинках».
  • программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки»  И.А. Лыковой,
  •  пособия «Рисование с детьми дошкольного возраста нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий» под редакцией Р.Г.Казаковой- М.: ТЦ Сфера, 2009.

Метод. кабинет

3.3. Распорядок и/или режим дня

Календарный учебный график

Дополнительные платные услуги рассчитаны и осуществляются с января по май: 1 раз в неделю, 4 раза в месяц в каждой подгруппе. Общее количество занятий – 18 в каждой подгруппе.

Длительность занятий  соответствует  возрастным и психологическим особенностям детей дошкольного возраста, продолжительность занятий в группах: от 4 до 5 – не более 20 минут (вторник, во 2 половину дня), от 5 до 6 – не более 25 минут (четверг во 2 половину дня).

Возраст детей

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество занятий в месяц

Количество месяцев

Количество часов в месяц

Количество часов с января по май

4-5 лет

20 мин.

1

4

4+ пол января (2 недели)

1ч.20 мин.

6 часов

5-6 лет

25 мин.

1

4

4+ пол января (2 недели)

1ч.40мин.

7ч.30мин.

Список литературы

  1. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18
  2. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 1.- М.:Издательство «Скрипторий 2003,2013.
  3. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования Часть 2.- М.:Издательство «Скрипторий 2003»,2013.
  4. Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.– М., 2007
  5. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание, 1991, №2.
  6. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. - Москва.2007.
  1. Лебедева Е.Н. Использование нетрадиционных техник [Электронный ресурс]:http://www.pedlib.ru/Books/6/0297/6_0297-32.shtml
  2. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованых родителей.-СПб.: КАРО,2010.
  3. Цквитария Т.А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. – М.: ТЦ Сфера,2011.
  4. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.- Москва. 2003.

Приложение 1

Диагностика для детей 4-5 лет

Критерий                                     /                          ФИО ребенка

1

правильно работает с карандашом, фломастером, кистью; изменяет положение руки в зависимости от приёмов рисования;

2

владеет нетрадиционными изобразительными техниками: рисование пальчиками, ладошкой, печатание различными печатками, тычкование полусухой жёсткой кистью, рисование ватными палочками, тампонирование губкой резерв из свечи в сочетании с акварелью, оттиск различными печатками и мятой бумагой, предметная монотипия, акварель по-сырому;

3

ориентируется в понятиях: форма, цвет, количество, величина предметов;

4

использует разнообразие цвета, смешивать краски на палитре для получения нужного оттенка;

5

комбинирует разные способы изображения и изоматериалы;

6

изображает отдельные предметы, а также простые по композиции сюжеты;

7

владеет приёмом обрывания бумаги и техникой бумагопластики (комкание салфеток, скатывание их в шарики);

8

создает простейшие узоры из чередующихся по цвету элементов одинаковой формы;

9

творит в сотворчестве с воспитателем и детьми.

Итого

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно

Диагностика для детей 5-6 лет

Критерий                                     /                          ФИО ребенка

1

различает виды изоискусства;

2

владеет навыками в нетрадиционных техниках изображения (эстамп, батик, кляксография, гравирование, граттаж, акварель по-сырому, рисование с использованием трафарета и шаблона, набрызг, рисование штрихами, “мозаичное” рисование, пластилиновая графика)

3

смешивает краски для получения новых оттенков;

4

передает особенности внешнего вида растений, животных, строения зданий;

5

сочетает различные виды изобразительной деятельности и изоматериалы;

6

рисует самостоятельно;

7

создает коллективные коллажи в сотрудничестве со сверстниками и воспитателем.

Итого

высокий уровень –5баллов

средний уровень – 3 балла

низкий уровень – 0 баллов        

Низкий уровень: упражнение не выполняется или выполняется только с помощью воспитателя.

Средний уровень: упражнение выполняется с небольшой помощью воспитателя.

Высокий уровень: упражнение выполняется самостоятельно


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дополнительному образованию детей старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности "Юный художник"

Кружок «Юный художник» направлен на эстетическое развитие ребёнка.Данный кружок рассчитан на два года обучения для детей с 5 до 7 лет.Педагогом разработана серия занятий по темам (овощи, фрукты, челов...

Дополнительная образовательная программа для детей раннего возраста "Маленькие художники"

Изобразительная деятельность важна не только для овладения умением рисовать, сколько для общего психического состояния ребенка. Данная дополнительная образовательная программа направлена на развитие у...

Программа дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).

Данная программа является авторской  и предназначена для проведения занятий дополнительной образовательной услуги "В мастерской юного художника" (бумагопластика).Цель программы: Способствовать ра...

программа дополнительного образования по нетрадиционным техникам рисования "Юные художники" в старшей группе

прграмма по дополнительному образованию детей посещающих детский сад старшую группу...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Программа дополнительного образования ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»

Программа дополнительного образованияИЗОСТУДИЯ « Юный художник»...

Отчёт о проделанной работе дополнительной образовательной программы «Маленькие художники»

Рисование помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает внимательно наблюдать и анализировать формы предметов, развивает зрительную память, пространственное мышление и способность к образному мы...