Программа дополнительного образования ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»
рабочая программа ( группа) на тему

Дикарева Наталья Сергеевна

Программа дополнительного образования

ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа дополнительного образования

ИЗОСТУДИЯ « Юный художник»

Пояснительная записка

«Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

«Детство - важный период человеческой жизни,

не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая,

 самобытная, неповторимая жизнь.

 И от того, как прошло детство, кто вёл ребёнка

за руку в детские годы,

что вошло в его разум и сердце из окружающего мира,

 - от этого в решающей степени зависит, каким человеком

 станет сегодняшний малыш».

 (В. А. Сухомлинский)

Программа по эстетическому воспитанию дошкольников является целостной по всем направлениям и основывается на синтезе разных видов искусства. Задействованы все средства развития: художественное слово, наблюдения в природе, музыка, театр. Учитывая специфику работы в дошкольном учреждении компенсирующего вида, предпочтение отдаётся педагогике сберегающей здоровье: свободная посадка детей, смена деятельности, работа за мольбертами и потом за столами, пальчиковые игры, возможно перемещение во время занятий. Главное не просто подготовить детей к школе, а научить их управлять своими эмоциями, улучшить мелкую моторику, сформировать эстетические чувства и улучшить художественный вкус. Развить не только художественные способности, но и интеллект.

Система художественно-творческих заданий имеет концентрический принцип построения. Каждая новая ступень вбирает в себя основное содержание предыдущих, раскрывая его на новом уровне сложности.

Исходя из общеизвестного положения о том, что все человеческие способности базируются на сенсорном развитии,

в программе большое внимание уделяется сенсомоторному воспитанию.

Главный принцип, на котором основана программа - это принцип взаимосвязи обучения и развития. Ненавязчивое обучение носит развивающий характер и ведёт за собой эстетическое, нравственное и интеллектуальное развитие детей.

Ещё одним важным принципом является принцип интеграции, определяемой глубокой взаимосвязью и взаимопроникновением разных видов искусства и разнообразной художественно-творческой деятельности.

Эстетическое воспитание должно пронизывать всю жизнь ребёнка, а не ограничивать отдельными специальными занятиями.

Жизнь должна быть наполнена эстетическими впечатлениями, тогда можно говорить о формировании эстетической культуры личности.

Актуальность программы

Детям предоставлена возможность утверждения в коллективе, они приобретают уверенность в своих суждениях, благодаря самореализации через продуктивную деятельность.

Основное содержание программы

  • Воспитать творческую, гармонично развитую личность;
  • Научить детей смотреть на мир глазами художника, развить художественное видение;
  • Научить детей понимать рисунок как средство выражения своих эмоций, своего настроения, своих чувств;
  • Обучить детей различным способам создания изобразительного образа, овладению основными изобразительными навыками;
  • Развить нравственно-коммуникативные качества.

Методика организации педагогического процесса

  1. Подготовительная работа (создание игровой  образовательной  ситуации)
  2. Обеспечение психологического комфорта в процессе непосредственной образовательной деятельности
  3. Выбор оптимальной системы ведения НОД в зависимости от цели и возраста детей и их индивидуальных возможностей.

Задачи эстетического развития

  1. Выявить творческий потенциал, заложенный в каждом  ребёнке.
  2. Развить художественный вкус, фантазию, воображение.
  3. Воспитать умение передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе изображения предметов и явлений.
  4. Учить детей приобретать навыки композиционного и пространственного мышления.
  5. Добиваться эмоциональной окраски рисунка через применение метода личностной эмпатии технологии ТРИЗ.
  6. Оказывать систематическое влияние на умственное развитие и чувственный опыт детей через музыку, поэзию и живопись.
  7. Последовательно формировать технические навыки с постепенным их усложнением.
  8. Познакомить детей с техникой работы с разными изобразительными материалами, научить соединять их в работе по своему желанию.

Цель занятий по изобразительному искусству

приобщение детей к наблюдению за окружающей действительностью, развитие важнейших дли художественного творчества способностей, т.е. научить детей видеть мир глазами художника.

Формирование нравственно-эстетической отзывчивости рассматривается как педагогический процесс, направленный на развитие осознанного отношении к окружающему миру и умения выражать свое отношение, как в словесной форме, так и художественными средствами. Видеть красоту смен времён года, открывать для себя контрасты цветовых палитр осени и зимы, весны и лета, чувствовать постоянное движение в живой природе. Ощущать его движение в музыкальных фрагментах и чувствовать его в поэзии, соотнося всё это с впечатлениями реального мира - основная наша цель обучения.

Формирование творческой активности в области изобразительной деятельности позволяет ребёнку раскрыться и овладеть различными видами и приёмами творческой деятельности. Художественно-творческая активность детей направлена не только на создание творческого потенциала, но и находит проявление в момент вынашивания замысла, в процессе обсуждения будущей работы.

Часто, именно разговор, непосредственно предваряющий практическую деятельность, и является главным, отправным толчком, рождающим художественный образ в детском творчестве.

Иногда один музыкальный, или поэтический отрывок, стимулирующий рождение художественного образа, может дать ребёнку гораздо больше, чем целое множество информации.

Формирование знаний, умений и навыков в области художественной деятельности происходит не только в процессе практической деятельности ребёнка, но и на подготовительном этапе, связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения детских работ, а так же в процессе восприятия способов работы различными художественными материалами, демонстрируемых педагогом на занятиях.

И работе с детьми дошкольного возраста необходимо идти от образа, от эмоционального насыщения каждой темы. Даже задания, связанные с постижением цвета, характера графической линии, освоением технических приёмов работы кистью, палочкой, карандашом и т.д., в первую очередь должны нести нравственно- эмоциональную нагрузку. Необходимо формировать художественно- творческое начало, что является обязательной предпосылкой к продуктивному творчеству.

Программа по изобразительной деятельности

Знакомство с изобразительным искусством

  • Знакомить детей с разными видами изобразительного искусства: живописью, графикой, скульптурой, декоративно-прикладным искусством.
  • Учить различать следующие жанры: портрет, натюрморт, пейзаж.
  • Воспитывать эмоциональное отношение к произведениям изобразительного искусства, учить понимать содержание и средства выразительности: цвет, композицию.
  • Учить видеть красоту природы, её красочность и многогранность, движение, яркость и праздничность, а так же ощущать отношение художника к изображаемому.
  • Знакомить детей с полотнами великих художников - И. Левитан, Л.Саврасов, И. Грабарь, А. Пластов, В. Серов, В. Поленов.
  • Научить детей понимать содержание натюрморта, видеть красоту знакомых предметов.
  • Знакомить детей с художниками-иллюстраторами детских книг - 'Васнецов, Чарушин, Конашевич, Лебедев.
  • Учить выделять средства выразительности каждого художника-иллюстратора.

Изобразительная деятельность

  • Учить изображать предметы с натуры, передавай форму, величину, цвет и располагать на листе бумаги, соблюдая равновесие композиции, передавая естественность натуры.
  • Учить подбирать материал для передачи выразительности образа.
  • Учить рисовать сюжетные композиции на темы песен, потешек, сказок, отображать впечатления об окружающей природе в разное время года.
  • Передавая колорит и красочность окружающей действительности.
  • Учить детей рисовать предметы на полосе и разных формах, на всём листе с равномерным его заполнением.
  • Развивать творческое воображение детей, предлагая им рисование но метафорам.
  •  Учить задумывать тему рисунка и доводить начатое до конца.
  •  Учить различать и использовать основные цвета и получать оттенки путём их смешивания.
  •  Познакомить детей с холодной гаммой цветов и с тёплой, показать и нейтральные цвета.

Основные представления, навыки и умения в ИЗОдеятельности

  • Представление об изобразительной деятельности и жанрах изобразительного

искусства.

  • Формирование представления о профессии художника.
  • Формирование представления о цвете, формах предметов и явлениях окружающего мира.
  • Умение определять основные и составные цвета, называть их.
  • Умение определять тёплые н холодные цвета, нейтральные и контрастные.
  • Умение заполнять изображением весь лист.
  •  Умение в рисунке определять верх-низ, ближе-дальше, справа- слева, организация пространства листа.
  • Уметь передать в рисунке статику и динамику.
  • Умение передать в рисунке цветом, линией, формой эмоциональность состоянии н представление о предметах и явлениях окружающего мира.
  • Умение создать сюжетный рисунок, рисовать узоры но мотивам декоративно- прикладного искусства, составлять простой орнамент. Навык работы с красками и навык выполнения графических работ.

Младшая группа

Возраст 3-4 года

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

Знакомство с изобразительными материалами и техникой работой с ними        

        

        

Формирование технических навыков

Предметное рисование ,

работа над изображением отдельных предметов.

Работа над созданием        

выразительного образа

Декоративное рисование        

        

Исходный материал гуашь, акварель, пастель масляная

«Королева Кисточка рассказывает»

 Прямые, вертикальные и горизонтальные линии- 3 зан.

Примакивание всей кистью и её концом – 3 зан.Круглые формы - 5 зан. Четырёхугольные формы - 4 зан.

-Пирамида круглой формы

- Пирамида прямоугольной формы

- Новогодние шары в коробке – Снеговик

- Птичка - невеличка

- Цыплята гуляют        

- Снег идёт

- Ёлочка - зеленая иголочка

-Солнышко лучистое

-Дерево цветёт

-Сказочный домик        

-Одуванчики цветут

-Божьи коровки

Дымка - 4 зан.

Фнлимоново - 3 зан.

Всего занятий в год        

16

6

7

36

Средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с изобразительными материалами и техникой работы с ними.

  1. Предметное рисование. Техника рисования круга, овала Работа над техникой изображения отдельных предметов (с натуры и по представлению)

  1. Формирование сюжетного замысла, элементы ком позиции

  1. Работа над изобразительным творчеством и развитие цветовосприятия

5. Декоративное рисование Ознакомление с живописью

- Исходный материал: гуашь, акварель, пастель масляная, восковые мелки, соус

-        -Красивые цветы на лужайке

-        -Красивое осеннее дерево        

---        -Грустная осень

-        -Нарядная бабочка

-        -Семицветное коромысло над землёй повисло

-        -Самостоятельное тонирование-2

- Яблоки лежат на тарелочке

- Неваляшка

- Пирамида        

- Огурцы уложим в ящичек

-Грибы

-Ветка рябины

Светофор

Техника рисования предметов прямоугольной и треугольной формы

-Сложим в коробку кирпичики

-Машинка

-Платочки сушатся        

-Домик для гномика

-Семья ежей в лесу

- Снег кружится

- Мы лепили снеговика        

-Петушок

-Цветущее дерево

-Сказочный цветок

-Новогодняя ёлочка

- Лисичка-сестричка

- Маленький гном

-Сказочное дерево

Дымка - узор на полосе, на

квадрате, круге и сложной форме        6

-Декоративная птичка

-Новогодняя игрушка

-  Александров «Зимняя сказка»

-Бакшеев «Голубая весна»

Всего занятий в год

7

7

4

5

5

6

2

36

        


Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с изобразительными материалами  и новыми техниками рисования: по влажной, бумаге, монотипия,

       граттаж, печатание

  1. Предметное рисование Работа над техникой изображения отдельных предметов с натуры и по представлению Работа над выразительностью образа.

  1. Сюжетное рисование , формирование элементов композиции

  1. Рисование по метафоре: развитие творчества, композиционного построения, цветовосприятия

  1. Развитие творческого, воображения, фантазии

  1. Декоративное рисование, формирование представлений о декоративно-прикладном искусстве, особенности построения узоров, орнамента, цветосочетаний

7. Ознакомление с живописью; расширение        

знаний о видах и жанрах        

искусства, формирование                10

эстетического и художественного восприятия        

Исходный .материал: гуашь акварель, восковые и пастельные мелки, масляная пастель,

пастель,свеча, соус

- Волшебная дорожка - 2 зан.

(грустные и весёлые краски)

-        Осень улыбается

-        Осень плачет

-        Красивое дерево

-        Вот пришли морозцы

-        Снежинка

- Цветочные натюрморты - 3 зан

- Комнатные растения - 3 зан.

-Веточки в вазе - 3 зан

- Овощи, фрукты - 3 зан.

 - Ветка рябины, сирени, яблони

- Человек - 3 зан.

-Моя любимая игрушка - 1 зан.

-Кукла в нарядном платье

-1 зан.

- По сказкам - 3 зан.

- Мой город - 3 зан.        10

- Транспорт - 2 зан.

- Наши братья меньшие- 2 зан.

 

- Осень - 3 зан.

- Зима - 3 зан.        

- Весна - 3 зан.

- Волшебное дерево

- Волшебная птица

- Укрась платочек ромашками

- Роспись глиняного блюда

 - Новогодняя игрушка        

- Поздравительная открытка

- Дымка - узор на полосе, квадрате,

руге, сложной форме: юбочка Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме

Портрет - 1 зан.

Натюрморт -1 зан.

Пейзаж - 3 зан. Декоративно-прикл. искусство -3 зан. Художники-оформители - 3 зан

Всего занятий в год

7

20

10

9

2

14

10

72

Подготовительная группа (6-7 лет)

Цель занятия

Тематика занятия

 Количество занятий

  1. Знакомство с новыми изобразительными материалами и новыми техниками рисования:, монотипия, граттаж, кляксография. Развитие цветовосприятия, творческого воображения

2. Предметное рисование, рисование с натуры, передача характерных признаков, соблюдение

пропорций, работа над композицией.

3.Рисование по метафоре работа над выразительностью образа,  над композицией и  над соответ ствием замысла рисунку

4. Сюжетное рисование, рисование по потешкам и сказкам. Работа над композицией и цветовым ре шением, над соответствием замысла и готового исполнения.

5. Декоративное рисование, формирование представленнй о декоративно -прикладном искусстве

особенности построения

узоров, орнамента, цветосочетаний

6. Ознакомление с живо писью: расширение знаний о видах и жанрах

искусства, формирование эстетического и художественного восприятия

Исходный.материал: гуашь, акварель, восковые и пастель,восковые и пастельные мелки, масляная пастель, соус, сангина

- Разноцветная осень

- Жар-птица

- Морозные узоры

- Сказочный дворец

-Волшебный цветок

- Цветочные натюрморты - 2 зан.

- Плодово-овощные натюрморты - 2 зан.        - Цветы - 2 зан.

- Веточки в вазе - 3 зан.

- Птицы - 3 зан.

- Животные - 3 зан.

-Здания-3 зан.

-Транспорт- 2 зан.

-Человек - 3 зан

-Комнатные растения - 3 зан

Осень - 3 зан.

- Зима - 3 зан.

- Весна - 3 зан.

- По сказкам и потешкам - 3 зан.

- Любимый город - 2 зан.

- Транспорт - 2 зан.

- Укрась платочек ромашками - Роспись глиняного блюда

- Новогодняя игрушка,

- Поздравительная открытка

- Дымка - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме: юбочка,зонтик,фартучек

Городец - узор на полосе, квадрате, круге, сложной форме

- Портрет - 1 зап.

- Натюрморт - 1 зан.

- Пейзаж - 3 зан. -Декоративно-прнкл. искусство-3 зан. -Художники-оформители - 3 зан.

Всего занятий

5

26

9

7

14

10

72


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования "Школа юного пешехода"

Программа направлена на  формирование у дошкольников представлений о правилах дорожного движения  и воспитания  культуры дорожной  безопасности. В ней раскрываются организационные ...

Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.Но...

рабочая программа дополнительного образования дошкольников "Юный исследователь"

рабочая программа дополнительного образования "Юный исследователь"...

Программа дополнительного образования детей "Юный волшебник"

Ведущей идеей программы является создание комфортной среды общения, развития способностей, творческого потенциала каждого ребёнка и его самореализации....

программа дополнительного образования изостудии "Радуга"

Дополнительная образовательная программа (далее Программа) имеет художественно-эстетическую направленность, разработана на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 ле...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (РАДУГА КРАСОК) 4-5 лет

Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Радуга к...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (ВОЛШЕБНАЯ КИСТОЧКА) 6-7 лет

Аннотация к программе дополнительного образования Полное наименование программы с указанием возраста (классов)Дополнительная общеобразовательная программаобъединения «Радуга»(Весёлая ...