РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ИЗОСТУДИЯ (РАДУГА КРАСОК) 4-5 лет
рабочая программа (средняя группа)

Сутенкова Наталья Геннадьевна

Аннотация к программе дополнительного образования

 

Полное наименование программы с указанием возраста (классов)

Дополнительная общеобразовательная программа

объединения «Радуга»

(Радуга красок) 4-5 лет

Нормативная и методическая основа разработки программы

Программа «Радуга» составлена  на основе программ:

·Горяевой Н.А. «Маленький художник.»,

·Лыкова  И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».

·Погодиной С.В. «Шаг В искусство»

 

Количество часов для реализации программы

34 часа

Дата утверждения

01.09.2022г.

 

Цель реализации программы

Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

(ожидаемые результаты)

Дети получают развитие: мелкой моторики, концентрации внимания, чувства композиции, цветовосприятия, гибкости и быстроты мышления, творческой активности, оригинальности и знания техник нетрадиционного рисования.

Методы и формы оценки результатов освоения

  • открытые занятия (мастер- классы);
  • отчётные выставки

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл departament_obrazovaniya_i_nauki_goroda_moskv1.docx29.36 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

 города Москвы «Школа №1381»

 

129346, Москва, Янтарный проезд, д.2

Тел.  (499)184-59-60                   E-mail: 1381@edu.mos.ru                sch1381.mskobr.ru                     
ОКПО 40101892,          ОГРН   5147746334159            ИНН/КПП  7716789580/771601001

        

«Рассмотрено»

на заседании кафедры дополнительного образования и эстетических дисциплин

Протокол №

от __________2022г.

«Согласовано»

на заседании педагогического

совета школы

Протокол №  

от _____________2022 г.

 «Утверждено»

 Приказом №________________________________2022г.

Зам. директора ГБОУ Школа № 1381

___________ Степанова О.В.

«____» ____________________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ОБЪЕДИНЕНИЯ

 «Радуга»

(платные услуги)

 (Радуга красок)

Уровень: ознакомительный

Форма занятий: групповая

Срок реализации: 1 год

Классы (возраст): 4-5 лет

Кол-во часов: 1 ч. в неделю, 36 ч. в год

                          Составлена

педагогом  доп. образования: Сутенкова Наталья Геннадьевна

Москва

2022

1. Пояснительная записка

Это правда! Ну, чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать!

На бумаге, на асфальте, на стене

И в трамвае на окне!

(Э. Успенский)

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребёнок представляет собой  маленького исследователя, с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир.

Художественные навыки в дошкольный период рассматривается  как важнейший, базовый период в художественном развитии человека.

«Это период первоначального фактического складывания личности» (А.М. Леонтьев). Это ступень становления творческого потенциала ребёнка, когда он делает первые шаги в мир искусства. Их важность несомненна как для общего развития, так и для дальнейшего эстетического воспитания и художественного образования.

1.1. Направленность

Содержание  программы направлено на овладения детьми основ рисования, так и рисования в нетрадиционной технике (необычными материалами).    

Термин «нетрадиционный» подразумевает использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, традиционными, широко известными.

    Учить детей рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и штампами, трубочками. Как известно, дети часто копируют предлагаемый им образец. Нетрадиционные техники рисования позволяют избежать этого, так как педагог вместо готового образца демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами, инструментами. Это дает толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

1.2.Новизна, актуальность

Новые подходы позволяют разнообразить изобразительную деятельность через внедрение новых методов работы, которые дают толчок развитию, как творческому потенциалу ребенка, так и развитию личности ребенка в целом.

Работе с нетрадиционной техникой изображения стимулирует положительную мотивацию у ребенка, вызывает радостное настроение, снимает страх перед процессом рисования.

Актуальность её состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.

1.3. Цели, задачи дополнительной  программы

Цель обучения:

  • Развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования,
  • Создание условий для развития    двигательных функций кистей рук – мелкой моторики детей.

Задачи обучения:

  • Учить детей выбирать материал для нетрадиционного рисования и умело его использовать.
  • Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе нетрадиционными техниками.
  • Развивать мелкую моторику.
  • Развивать творчество, фантазию.
  • Развивать чувство коллективизма, товарищества, стремления прийти на помощь друг другу.

1.4 Возраст обучающихся  и срок реализации программы

Программа обучения рассчитана на детей младшего и старшего дошкольного возраста(4-5 лет).

Организация обучения: Программа рассчитана на один год обучения:

обучение детей 4-5 лет проходит 1 раз в неделю, в год 36 часа.

Программа «Радуга» составлена  на основе программ: Горяевой Н.А. «Маленький художник», Погодиной С.В. «Шаг В искусство» и Лыкова  И.А. «Изобразительное творчество в детском саду».

1.5 Формы и режимы занятий

Формы занятий: групповая;

Уровень: ознакомительный;

Режим занятий 

  • Занятия проводятся один раз в неделю во второй половине дня.
  • Длительность занятия составляет :

Для детей (4-5) –  1 учебный час (25-30 минут);

1.6.Ожидаемые  результаты и способы их проверки

К концу года обучения ожидается:

  • Сформировать у детей изобразительных навыков и умений в соответствии с возрастом.
  •  Создание образов детьми, используя различные изобразительные материалы и нетрадиционные техники.
  •  Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.
  • Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.
  • Активность и самостоятельность детей в изодеятельности;

Для успешного освоения на занятиях

используются методы:

  • Эмоциональный настрой;
  • Художественное слово;
  • Педагогическая драматургия. На занятиях дети часто путешествуют. (Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми).

Формами подведения итогов реализации программы являются:

  • Открытые занятия (мастер- классы);
  • Отчетные выставки в ДО.

2. Учебный тематический план

Структурной особенностью программы является блочно-тематическое планирование содержания занятий. Основные разделы программы группируются вокруг единой темы. Содержание основывается на четырёх  тематических блоках: «Мир природы»,  «Неживая природа», «Мир человека», «Мир искуства и цветы». 

Радуга красок

2.1. Учебный тематический план обучения детей 4-5 лет

Тематические блоки

Кол-во занятий

  1. Растительный и мир

  1. Спелое яблоко

1

  1. Ваза с цветами (отпечатки)

1

  1. Весёлые зонтики

1

  1. Ёжик

1

  1. Улитка

1

  1. Дары природы(грибочки)

1

  1. Дерево

1

  1. Веточка рябины

1

  1. Неживая природа

   1.Точка к точке (украшение вазы)

1

   2.О чём могут рассказать краски

1

   3.Моя любимая игрушка

1

3.Холодное царство

  1. Играем с белой краской

1

  1. Нарядный снеговик

1

  1. Волшебный цветок

1

  1. Мои руковички

1

  1. Сказочный лес

1

  1. Мороз - художник

1

                4.Мир человека

  1.    По мотивам сказки «Колобок»

1

  1. Краски в которых нет цвета

1

  1. Осминоги

1

  1. Моя красивая тарелочка

1

  1. Мишка

1

  1.  Весёлый клоун

1

  1. Краски помогли ветки мимозы расцвести

1

  1. Волшебный букет

1

 3.Животный мир и цветы

  1. Чудеса превращений (волшебные рыбы)

1

  1.  Весёлый Кит

2

  1. Путешествие гусеницы

1

  1. Весёлые колючки

1

            5.Цветы –необычной красоты (одуванчики)

1

            6.Бабочка (монотипия)

1

            7. Расцвели цветочки у меня в садочке

2

Итого:

34

3. Содержание изучаемого курса

Учитывая возрастные особенности дошкольников, овладение разными умениями на разных возрастных этапах, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.

Для младших и средних групп:

Тычок  жесткой полусухой кистью.

Средства выразительности: фактурность окраски.

Рисование ватными палочками.

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Отпечатки листьев.

Средства выразительности: фактура, цвет.

Оттиск поролоном.

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Восковые мелки + акварель.

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура

Набрызг.

Средства выразительности: точка, фактура.

Монотипия пейзажная.

Средства выразительности: пятно, тон, вертикальная симметрия, изображение пространства в композиции.

Печать по трафарету

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Кляксография обычная

Средства выразительности: пятно.

Рисование  солью.

Средства выразительности: объем

4. Методическое обеспечение программы

Методы обучения:

  • словесный;
  • наглядный;
  • практический;

Для реализации программы необходимы методические пособия и наглядный материал: специальная литература;

  • - иллюстрации, репродукции;
  • - наглядный материал;
  • - образцы детских работ;

5.Материально- техническое обеспечение

1.Листы бумаги (для акварели  А4, для рисованиеА4)

 2.Краски (гуашь, акварель)

3.Пастель масленая, сангина, уголь

4.Трафареты

5.Кисти (синтетические, малярные, с коротким ворсом (тычок).

6. Салфетки (влажные и бумажные белые)

7.Губка поролоновая

8.Спонж поролоновый

9.Палитра

10.Фломастеры.

11.Печатки, штампы (подручный материал, листья).

12.Баночки для воды

Условия реализации программы:

  • Занятия проводятся в изостудии;
  • В изостудии есть: удобные разноуровневые столы и стулья,
  • Библиотека с методической литературой;
  • Библиотека с наглядным демонстрационным и раздаточным материалом;
  • Мини – галерея.

6. Библиографический список

6.1Список литературы рекомендованной для педагога:

1. Горяева Н.А. Маленький художник. Пособие для работы с детьми 4-5 года– М.: «Просвящение 2011»

2. Горяева Н.А. Маленький художник. Пособие для работы с детьми 4-5 года– М.: «Просвящение 2011»

3.Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г.

4.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть1.  – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008

5.Лыкова И.А.  «Изобразительное творчество в детском саду.Занятия в изостудии». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2010г

6. Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Моя природа». -М.: ООО  Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

7.Лыкова И.А.  «Наглядно - методическое пособие. Рисование красками . Море». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2014г.  

8.Лыкова И.А.  «Наглядно - методическое пособие. Рисование красками . Мой зоопарк ». -М.: ООО Издательский дом  «Карапуз» 2014г.  

9.Реттих М. «Уроки рисования в стихах»- Минск: «Попурри, 2010г.

10.Погодина С.В. Шаг в искусство. Парциальная программа по изобразительному творчеству дошкольников– М.: «Вако, 2015»

6.2Список литературы рекомендованной для родителей:

1.Герасимова Д. «Осенние рыбы. Первые уроки творчества»- М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2015 г.

2.Лыкова И.А.  «Учебно- методическое пособие. Я рисую море». - М.: ООО Издательский дом  «Цветной мир» 2014г.  

3.Швейк Сьюзан « Художественная мастерская для детей. Серия «Вы и ваш ребёнок»- СПб .: Питер, 2015г.

4. Фиона Гоуэн «Мастерская суперидей. Рисуют все! Всем…и на всём!» - М.: ООО «Издательство Лабиринт Пресс», 2013 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5  лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе на 2019-20 учебный год.

Рабочая программа кружковой работы «Радуга красок» по нетрадиционной технике рисования в средней группе  на 2019-20 учебный год....

Программа дополнительного образования « Радуга красок »

Программадополнительного образования« Радуга красок »...

Программа дополнительного образования «Радуга красок»

Пояснительная запискаСпособность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психолог...

ПЛАН образовательной программы дополнительного образования «Радуга красок» в старшей группе «Цветик семицветик» 2022-2023 учебный год

Каждый дошкольник – это маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя незнакомый окружающий мир. Чем разнообразнее детские занятия, тем успешнее идет их развитие, реализу...

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Программа дополнительного образования "Радуга красок"...