Программа дополнительного образования "Радуга красок"
рабочая программа (средняя группа)

Бейбалаева Сабина Ражидиновна

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rab._programma_raduga_krasok_11_gr.docx76.93 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\Елена\Desktop\Мои документы\логотип.jpeg

Муниципальное автономное образовательное учреждение г.Нижневартовска  детский сад № 5

«Мечта»

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий МАДОУ г.Нижневартовска ДС №5 «Мечта»

___________________ Е.В.Радзевика

Приказ № _____ от __________2017г.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетического направления

«Радуга красок»

  группы общеобразовательной направленности для детей дошкольного возраста  от 5 до 6 лет

2021-2022 учебный год

Составитель:

Бейбалаева С.Р.

Содержание программы

  1. Пояснительная записка……………………………………………………………………...       3

Направленность программы……………………………………………………………………..   4

Актуальность программы.

Новизна программы.

Используемые методы.

Цель программы.

Задачи программы.

Возраст детей.

Сроки реализации.

Методическое обеспечение.

Форма организации занятий………………………………………..  ………………………...      5

Количество учебных часов в неделю.

Количество детей в группе.

Планируемые результаты.

Материал.

Форма отчетности.

  1. Календарный  график……………………………………………………………………….         6
  2. Учебный план…………………………………………………………………………………...    7
  3. Тематический план…………………………………………………………………………….    8
  4. Содержание работы программа художественно –

эстетической направленности «Радуга»………………………………………………..        10

  1. Оценочный материал………………………………………….. …………………………        12

Диагностика и критерии результативности

Анализ продукта деятельности.

Анализ процесса деятельности……………………………………..    ……………………..      12

Список литературы………………………………................................................................         14

     

Пояснительная записка.

    Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

   Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве – залог будущих успехов. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства – радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

   Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя, ребенок формирует и развивает   у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки, владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом. На практике эти задачи реализуются мной через занятия кружка «Наше творчество». В рамках кружковых занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия кружка не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

   В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Направленность программы.

Программа направлена на развитие художественно – творческих способностей детей через обучения нетрадиционными техниками рисования.  

Актуальность программы.

Разработана для детей 5-6 лет. Актуальность программы состоит в том, что изобразительная деятельность вызывает большой интерес у ребенка старшего дошкольного возраста. В этот период совершенствуются изобразительные навыки и умения, формируются художественно-творческие способности.  

Новизна программы.

Новизной и отличительной особенностью программы художественно-эстетической направленности  «Радуга» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.  

Используемые методы:

– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;

– дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;

– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу изодеятельности;

– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Цель программы.

   Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов. Развивать творческие способности, фантазию, воображение. Помочь ребенку проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной  деятельности.

Задачи программы.

1. Обучать приемам нетрадиционных  техник рисования и способам изображения с использованием различных материалов.

2. Развивать художественно –  творческие способности детей.

3. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе ознакомления с нетрадиционными техниками рисования.

 

4. Привлекать детей к работе с разнообразными материалами.

Возраст детей. 4 – 5 лет.

Сроки реализации. 1 год.

 

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

Пластилинография, кляксография с трубочкой, пальцами, ладошкой, акварель и восковые мелки, набрызг, свеча + акварель, скатывание бумаги, оттиск печатками из ластика, тычком.

Форма организации занятий.

Занятия проводятся с детьми старшей группы. На занятиях дети знакомятся с разнообразными изобразительными материалами (бумага, акварель, гуашь, воск, мел, бросовый материал, природный материал). Каждое занятие проводится эмоционально. На занятиях используется музыкальное сопровождение (пение птиц, шелест леса…).

Количество учебных часов в неделю. 1 раз в неделю, продолжительность 20 минут. Всего 36 часов.

Количество детей в группе. 9 человек.

Планируемые результаты.

 Дети сравнивают  предметы,  выделяя  их  особенности  в  художественно-изобразительных  целях; плавно  и  ритмично изображают формообразующие линии; изображают предметы по памяти; используют цвет для  создания различных образов; создают композиции на листах бумаги разной формы; передают настроение в творческой работе; используют разные приёмы нетрадиционного рисования; развёрнуто комментируют свою творческую работу.

Материал:

o акварельные краски, гуашь;

o восковые мелки, свеча;

o ватные палочки;

o поролоновые печатки;

o коктейльные трубочки;

o бумажные салфетки;

o матерчатые салфетки;

o стаканы для воды;

o подставки под кисти;

o кисти.

 

Форма отчетности:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских и областных выставках и конкурсах в течение года.      

 

Годовой календарный график

Начало учебного года: - 1 сентября

Окончание учебного года: - 31 мая

Кружковая работа: 2 раза в неделю, вторая половина дня

Продолжительность занятий: 25 минут

Срок реализации программы: 1 год

Расписание занятий по дополнительному занятию « Радуга красок»

Количество/продолжительность занятий

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

I половина дня

-

-

-

-

-

II половина дня

16:00

-

16:00

-

-

Расписание непосредственно -организованной деятельности

в группе  общеразвивающей направленности

для детей дошкольного возраста  4-5 лет

понедельник

10.10-10.30

10.40-11.00

11.10-11.30

16.00-16.25

Физ. развитие

Худ.-эстет.развитие(лепка 1\аппликац.3\конструкт.2\4)

Радуга красок

вторник

10.10-10.30

10.40-11.00

 11.10-11.30

Речевое развитие

Физ. развитие

среда

10.10-10.30

10.40-11.00

11.10-11.30

16.00-16.25

Худ.-эстет.развитие(музыка)

Познавательное развитие(мир природы 1\3)

Соц.коммуникат.(социокультурные истоки 2\4)

Радуга красок

четверг                    

9.00-9.20

9.30-9.50

11.40-12.00

Познавательное развитие (математика)

Физ.развитие (У)

пятница

9.00-9.20

9.30-9.50

10.10-10-30

Худ.-эстет.разв. ( рисование)

Худ.-эстет.разв. (музыкальное)

Тематический план

Месяц

Неделя

 

Тема

 занятия

Программное

содержание

Сентябрь

1.

 

Техника

«Пластилинографии».

Познакомить с техникой «Пластилинографии». Развивать мелкую моторику рук.

2

«Бабочки».

Расширять представления детей об окружающем мире.

3

«Фруктовый натюрморт».

Развивать взаимосвязь эстетического и художественного восприятия и творческой деятельности детей.

4

«Желтые листья летят»

 Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать  координацию движений рук, глазомер.

Октябрь

1

«Техника «Кляксография с трубочкой».

Познакомить с техникой «Кляксография с трубочкой». Учить отражать особенности изображаемого предмета.

2

«Осенний лес».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать воображение.  

3

«Горы».

 Закрепить умение рисовать в технике «Кляксография». Развивать чувство цвета и ритма.

4

«Удивительные деревья».

 Учить отражать особенности изображаемого предмета.

Ноябрь

1

Техника рисования    «Пальцами».

Развивать у детей чувство ритма и цвета; познакомить детей с новой нетрадиционной техникой.  

2

«Кисть рябинки, гроздь калины»

Развивать у детей чувство ритма и цвета. Воспитывать интерес к рисованию пальчиками.

3

Техника рисования

«Ладошкой».

Познакомить детей с техникой рисования ладошкой; учить создавать композицию.

4

«Перчатки»

Продолжать учить изображать перчатки с помощью рисования ладошкой.

Декабрь

1

Техника «Акварель и восковые мелки».

Познакомить с техникой рисованиея «Акварель и восковые мелки».  

2

«Зимние деревья»

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции.

3

«Загадочные снежинки».

Закрепить умение рисовать  восковыми мелками. Воспитывать аккуратность.

4

«Ёлочка пушистая, нарядная»

Закрепить умение рисовать акварелью.  Развивать чувство цвета и ритма.

Январь

        

1

Техника «Набрызг».

Познакомить с техникой «Набрызг». Совершенствовать умение в данной технике.  

2

«Конфетти».

Закрепить технику «Набрызг»; учить создавать композицию, планировать свои действия.  

3

«Праздничный салют».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма.  

4

«Звездное небо».

Совершенствовать умение в данной технике. Учить создавать образ звездного неба, используя набрызг.

Февраль

1

Техника рисование «Свеча + акварель».

Познакомить с техникой рисования «Свеча + акварель».                              

2

«Веселый снеговик».

Учить создавать композицию, планировать свои действия.  

3

«Зимушка-зима».

Закрепить технику рисования свечой. Учить выражать в рисунке приметы зимы.

4

«Морозные узоры»

Развивать фантазию. Совершенствовать умение в данной технике.

Март

1

Техника «Скатывание бумаги».

Познакомить с техникой «Скатывание бумаги». Совершенствовать умение в данной технике.  

2

«Волшебные цветочки».

Учить создавать композицию, планировать свои действия.

3

«Ветка мимозы».

Закрепить умение создавать рисунок

скомканной бумагой.

4

«Мишка косолапый».

 Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма.

Апрель

1

Техника «Оттиск печатками из ластика».

 Познакомить с новой техникой рисования.

2

«Барбарис».

Вызвать интерес к новой технике «Оттиск печатками из ластика».

3

«Украсим посуду».

Развивать чувство цвета и ритма. Учить создавать композицию, планировать свои действия.

4

«Весеннее деревце».

Совершенствовать данную технику.

Развивать воображение.

Май

1

Техника «Рисование тычком».

Познакомить детей с новым видом нетрадиционной техники - тычок;

2

«Цветы».

Упражнять в технике тычка полусухой жесткой кистью.

3

«Цветущая яблоня».

Учить набирать краску на кисть, при рисовании держать кисть вертикально.

4

«Шишки на ветках».

Совершенствовать умение в данной технике. Развивать чувство ритма, композиции, воображение.  

 

 

Содержание работы :

Раздел 1.«Пластилинография».                                                                           Средства выразительности: фактура, цвет

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

Раздел 2. « Кляксография с трубочкой».

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется .Недостающие детали дорисовываются.                                                                                                    

Раздел 3. «Рисование ладошкой».                                                                   

 

Средства выразительности: пятно, цвет,

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, плотная бумага любого цвета, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Раздел 4. «Рисование пальцами».

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

Раздел 5. «Акварель и восковые мелки».

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается незакрашенным.

Раздел 6. «Набрызг».

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.    

Раздел 7.  Свеча + акварель

Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

Раздел 8. «Скатывание бумаги».

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

Раздел 9.  «Оттиск печатками из ластика».

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.                                          Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага

любого цвета и размера, печатки из ластика.

Способ получения изображения:  ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.                                                                                                                                 Раздел 10. « Рисование тычком».

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета или животного.

Способ получения изображения:  ребенок опускает в гуашь  тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом, заполняется весь контур или шаблон.

Список литературы

1. Т.В. Антонова, Алиева Т.И. Истоки. «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования».  М.: ТЦ Сфера, 2011.

2. И.А. Лыкова Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2 – 7 лет «Цветные ладошки» – М.: «Карапуз-дидактика», 2007.

Список использованных источников

1. Г.Н. Давыдова. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.». «Издательство Скрипторий 2003» Москва 2008 год.
2. Хейзл Гаррисон «Рисунок и живопись». Полный курс:— Санкт-Петербург, Эксмо, 2005 г.- 256 с.

3. Т.А. Цквитария Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.  М.: ТЦ Сфера, 2011.

4. Р.Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование. Конспекты занятий/. М.: ТЦ «Сфера», 2005.

5. Т. С. Комарова «Изобразительная деятельность в детском саду». – Мозаика-Синтез Москва 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования "Радуга красок"

Кружок «Радуга красок» организован на базе детского сада. Группа комплектуется детьми в возрасте от 4-5  лет на основании результатов анкетирования родителей, приоритетного направления художестве...

Перспективное планирование по программе дополнительного образования "Радуга красок" в подготовительной к школе группе

Занятия по программе "Радуга красок" направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. В силу  индивидуальных особенностей развитие творческих способност...

Программа дополнительной образовательной услуги "Приключения Акварельки в городе красок" для детей дошкольного возраста

Дошкольное детство - очень важный период  в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомы...

Дополнительная образовательная программа кружка «Радуга красок»

laquo;Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок»

Программа дополнительного образования художественно - эстетической направленности «Мир красок» по ознакомлению детей с видами изобразительного искусства – графика, живопись в те...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир красок»

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.Психологи и педагоги пришли к вывод...

Программа дополнительного образования « Радуга красок »

Программадополнительного образования« Радуга красок »...