Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир красок»
рабочая программа по рисованию (старшая группа)

Самойлова Галина Геннадиевна

Способность к творчеству - отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_volshebnyy_mir_krasok.docx807.19 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\пользователь\Documents\Кружки\Кружки 2021-22\ДОП Титульные\Сканы\Скан_20210928_8.png

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………………3

2. Учебный план……………………………………………………… …….….7

3. Содержание программы……………………………………………………..8

4. Планируемые (ожидаемые) результаты………………………. …….……10

5. Формы аттестации (контроля) и оценочные материалы………… ………11

6. Методические материалы…………………………………………. ……….12

7. Организационно-педагогические условия……………………………...….12

7.1. Календарный учебный график……………………………………..12

7.2. Материально-технические условия реализации Программы…....12

7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы….........................13

7.4. Список литературы…………………………………………………13

1. Пояснительная записка.

Способность к творчеству – отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве - залог будущих успехов.

Желание творить – внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

Рисовать дети начинают рано, они умеют и хотят фантазировать. Фантазируя, ребенок из реального мира попадает в мир придуманный. И увидеть его может лишь он.

Известно, что изобразительная деятельность – это деятельность специфическая для детей, позволяющая им передавать свои впечатления от окружающего мира и выражать свое отношение к изображаемому. Ребенок в процессе рисования испытывает разные чувства - радуется созданному им красивому изображению, огорчается, если что-то не получается, стремится преодолеть трудности.

Актуальность дополнительной образовательной программы  «Волшебный мир красок» заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по данному направлению рассматривается как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей творческих способностей, фантазии, внимания, логического мышления и усидчивости.

        Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии.

Изобразительное же искусство располагает многообразием материалов и техник. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также передовой опыт работы с детьми, накопленный на современном этапе отечественными и зарубежными педагогами-практиками, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изо деятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.

Именно поэтому, нетрадиционные методики очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности выражения собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

На практике эти задачи реализуются мной через дополнительные занятия по образовательной программе «Волшебный мир красок». В рамках данных занятий дети неограниченны в возможностях выразить в рисунках свои мысли, чувства, переживания, настроение. Использование различных приемов способствуют выработке умений видеть образы в сочетаниях цветовых пятен и линий и оформлять их до узнаваемых изображений. Занятия программы не носят форму «изучения и обучения». Дети осваивают художественные приемы и интересные средства познания окружающего мира через ненавязчивое привлечение к процессу рисования. Занятие превращается в созидательный творческий процесс педагога и детей при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этим занятиям отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех детей, поэтому на занятиях я даю возможность каждому ребенку активно, самостоятельно проявить себя, испытать радость творческого созидания. Все темы, входящие в программу, изменяются по принципу постепенного усложнения материала.

Программа разработана в соответствии с законодательными нормативными документами:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ);
  • Приказ Министерства просвещения России от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (в ред. Приказов Минпросвещения РФ от 05.09.2019 N 470от 30.09.2020 N 533);
  • Инструктивно-методическое письмо Министерства образования и науки РФ от 14.03.2000 №65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения».

Цель и задачи программы.

Ведущая цель программы - формирование художественных способностей путем экспериментирования с различными материалами, нетрадиционными техниками рисования.

Задачи программы:

  • Вызвать интерес к различным изобразительным материалам и желание действовать с ними.
  • Побуждать детей изображать доступными им средствами выразительности то, что для них интересно или эмоционально значимо.
  • Создавать условия для освоения цветовой палитры. Учить смешивать краски для получения новых цветов и оттенков.
  • Помогать детям в создании выразительных образов, сохраняя непосредственность и живость детского восприятия. Деликатно и тактично способствовать развитию содержания, формы, композиции, обогащению цветовой гаммы рисунков.
  • Постепенно, с учетом индивидуальных особенностей, повышать требования к изобразительным умениям и навыкам детей, не делая их предметом специальных учебных знаний.
  • Способствовать возникновению у ребенка ощущения, что продукт его деятельности – рисунок интересен другим (педагогу, детям, родителям, сотрудникам детского сада).
  • Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное воображение.
  • Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового.

Принципы и подходы к формированию программы.

Программа разработана с учетом дидактических принципов, лежащих в основе современной теории дошкольного обучения.

  • Принцип воспитывающего обучения. Правильно организованный процесс обучения оказывает влияние на формирование личности в целом.
  • Принцип развивающего обучения. В основе данного принципа лежит ориентация на зону ближайшего развития. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Принцип гуманистичности: ребёнок рассматривается как активный субъект в совместной с педагогом деятельности.
  • Принцип доступности материала предполагает соотнесение содержания, характера и объёма учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей.

В программе учитываются следующие подходы:

  1. Личностно-ориентированный подход ставит в центр образовательной системы личность ребенка, развитие его индивидуальных способностей.
  2. Деятельностный подход предполагает, что в основе развития лежит активное непрерывное взаимодействие с окружающей действительностью.
  3. Системный подход- организация образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка.
  4. Индивидуальный подход выражается в том, что общие задачи воспитания, которые стоят перед педагогом, работающим с коллективом детей, решаются посредством педагогического воздействия на каждого ребенка, исходя из знаний его психологических, возрастных особенностей.

Программа адресована детям дошкольного возраста: 5-6 лет.

Количество детей в группе: 15-20 человек

Срок реализации программы: 9 месяцев

Объем программы: количество учебных часов - 36

Формы обучения: групповая, очная, во вторую половину дня

Режим занятий: 1 раза в неделю.

Продолжительность занятий: 25 мин.

Уровень программы - стартовый

Место проведения – групповая комната.

2. Учебный план.

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы контроля

Всего

Теория

Практика

1

Бабочки

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

2

Морской конек

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

3

Рябина

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

4

Рисование по замыслу

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

5

Ковер из осенних листьев

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

6

Эффект мозаики

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

7

Городецкие узоры

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

8

Снежок

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

9

Рисование по замыслу

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

10

Осенние дары

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

11

Красивая тарелочка

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

12

И плывут по небу облака

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

13

Веселые человечки

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

14

Рисование по замыслу

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

15

На дне морском

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

16

Веселые снеговики

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

17

Волшебный цветок

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

18

Комнатное растение

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

19

Рисование по замыслу

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

20

Волшебный узор

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

21

Полярная ночь

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

22

Ваза с ветками

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

23

Маки в подарок маме

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

24

Портрет любимого друга

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

25

Весенние цветы

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

26

Весёлый лист

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

27

Сказочное дерево

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

28

Роспись подноса

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

29

Веселые нитки

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

30

Наш сад

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

31

Цветы

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

32

Пчелки

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

33

Одуванчики

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

34

Игрушки

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

35

Весеннее дерево

1

0,5

0,5

Беседа, выполнение задания

36

Итоговое занятие

1

0,5

0,5

Оформление выставки

3. Содержание программы.

Перспективное планирование.

Тема, количество часов

Программные задачи

 

Сентябрь.

Бабочки

Монотипия. Познакомить детей с техникой монотипии. Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки).

Развивать пространственное мышление

Морской конек

Превращение ладошек. Отпечатки рук. Познакомить детей с техникой рисования ладошкой. Развивать воображение, цветовое восприятие.

Рябина

Рисование пальчиками. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием приманивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие.

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Октябрь

Ковер из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету. Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету.  Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати.

Эффект мозаики

Рисование по мятой бумаге. Познакомить детей с техникой рисования по мятой бумаге. Развивать цветовосприятие.

Городецкие узоры

Акварельные краски. Закрепить знания детей о городецкой росписи. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции.

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Ноябрь

Снежок

Монотипия. Рисование пальчиками. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции.

Осенние дары

Акварельные краски. Закрепить умение составлять натюрморт. Развивать чувство композиции.

Красивая тарелочка

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге.

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Декабрь

И плывут по небу облака

Рисование по сырой бумаге. Познакомить с техникой рисования по сырой бумаге, развивать воображение, речь детей.

Веселые человечки

Аэро-рисование (турборисование) Аэрография. Познакомить с нетрадиционной художественной техникой аэрография. Развивать воображение. Интерес к рисованию.

На дне морском

Рисование по сырой бумаге. Закрепить умение детей рисовать по сырой бумаге, развивать воображение, речь детей.

Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами необходимыми для работы в нетрадиционных изобразительных техниках.

Январь

Веселые снеговики

Рисование мятыми комочками бумаги. Воспитывать интерес к рисованию нетрадиционной техникой рисования, развивать воображение, мелкую моторику рук.

Волшебный цветок

Отпечаток рук. Закрепить умение рисовать необычные цветы. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие.

Комнатное растение

Акварельные краски. Продолжать учить анализировать натуру, форму и расположение листьев. Закрепить приемы работы с акварелью.

Волшебный узор

Рисование толстыми нитками. Продолжать воспитывать интерес к рисованию используя нетрадиционную технику рисования, учить радоваться своему результату.

Февраль

Полярная ночь

Акварельные краски. Рисование по сырой бумаге. Учить изображать снег, лед и полярную ночь, используя акварельные краски, в технике «по сырой бумаге». Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности.

Ваза с ветками

Оттиск печатками. Продолжать учить анализировать натуру, определять и предавать в рисунке форму и величину вазы, веточки.

Март

Маки в подарок маме

Акварельные краски. Учить украшать цветами всю поверхность листа. Учить располагать изображения на листе по -разному.

Портрет любимого друга

Цветные карандаши. Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру)человека.

Весенние цветы

Акварель + восковой мелок. Учить рисовать цветы восковыми мелками. Учить с помощью акварели передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие.

Веселый лист

Отпечатки от пузырьков. Познакомить с техникой рисования мыльными пузырями, воспитывать интерес к рисованию.

Сказочное дерево

Кляксография (выдувание трубочкой) Познакомить с техникой рисования кляксография (выдувание трубочкой), развивать воображение, воспитывать интерес к рисованию.

Апрель

Роспись подноса

Акварельные краски. Познакомить с жостовским промыслом, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора.  Учить рисовать несложную композицию.

Весенние ветки

Акварельные краски. Рисование с натуры. Учить детей рисовать веточки с натуры, передавая характерные особенности: строение, расположение почек, листочков, их цвет, закреплять технические навыки рисования кистью и акварельными красками.

Наш сад

Тиснение. Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу.

Цветы

Монотипия. Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью.

Май

Пчелки

Восковой мелок. + акварель, черный маркер + акварель. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции.

Одуванчики

Восковой мелок. + акварель, обрывание, тычкование. Совершенствовать умения в данных изобразительных техниках. Учить отображать облик одуванчиков, наиболее выразительно.

Игрушки

По выбору детей. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции.

Весеннее дерево

Рисование пальчиками, тычками. Закрепить умение продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка.

Итоговая выставка рисунков за год.

4. Планируемые (ожидаемые результаты).

В конце учебного года дети в изобразительной деятельности:

  • самостоятельно используют нетрадиционные материалы, инструменты;
  • овладевают нетрадиционной техникой печатания: пальчиками, ладошкой печатками из различных материалов с разной структурой, понимает изобразительно-выразительные возможности различных материалов;
  • овладевают нетрадиционной техникой тычка: пальчиком, палочкой, сухой жесткой кистью, осознает ритм, как изобразительно-выразительное средство;
  • овладевают нетрадиционными техниками с жидкой краской: раздувание краски, набрызг, кляксография;
  • знают элементы нетрадиционной техники – монотипия;
  • знают элементы нетрадиционных техник рисования с использованием нетрадиционных средств изображения: рваная бумага, скатываемая бумага, ткань, нитки, тиснение.
  • в работе с нетрадиционным материалом проявляют творческие находки;
  • стремятся к самостоятельному решению творческих задач;
  • умеют утверждать свою личностную позицию в художественно-творческой деятельности с использованием нетрадиционных техники изображения.

5. Формы итоговой аттестации

        Результаты усвоения программы отслеживаются на конечном этапе обучения путём диагностирования. Предусматривается проведение итогового мониторинга развития художественно-творческих способностей детей. Диагностика воспитанников проводится 1 раз в год: в конце учебного года (май).

Основной метод – наблюдение. Обследование проводится в ходе образовательной деятельности.

Диагностическая карта

Ф.И. ребенка

Техники нетрадиционного рисования – печатание (владеет)

Техники нетрадиционного рисования – тычок (владеет)

Техники нетрадиционного рисования с жидкой краской(владеет)

Техники нетрадиционного рисования с очень густой краской (знает элементы  техники)  

Техники нетрадиционного рисования  со смешением материалов(знает элементы  техники)  

Техники нетрадиционного рисования  - - монотипия (знает элементы  техники)

Нетрадиционные материалы  (знает элементы  техники)

Проявление самостоятельности

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

Шкала оценок:

3 балла - овладел

2 балла - частично овладел

1 балл - не овладел

На основании проводимого в конце года мониторинга ставятся задачи:

- по индивидуальн6ой работе с конкретными детьми.

- как разнообразить подачу материла, сделать более увлекательной для детей.

6. Методические материалы.

Используемые методы:

  • позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие руку ребенка к письму;
  • дают возможность почувствовать многоцветное изображение предметов, что влияет на полноту восприятия окружающего мира;
  • формируют эмоционально - положительное отношение к самому процессу рисования;
  • способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие, познавательных способностей.

Методическое обеспечение.

Нетрадиционные техники:

  • Тычок жесткой полусухой кистью.
  • Рисование пальчиками.
  • Рисование ладошкой.
  • Оттиск поролоном.
  • Оттиск пенопластом.
  • Оттиск смятой бумагой.
  • Восковые мелки и акварель.
  • Свеча и акварель.
  • Монотипия предметная.

  • Черно-белый граттаж.
  • Цветной граттаж.
  • Кляксография.
  • Кляксография с трубочкой.
  • Набрызг.
  • Отпечатки листьев.
  • Тиснение.
  • Монотипия пейзажная.

7.  Организационно-педагогические условия реализации программы.

7.1 Календарный учебный план

Учебный период

Количество учебных недель

Объем программы

(неделя/месяц/уч. период)

Продолжительность каникул

Мониторинг

01.09.2021 – 30.05.2022

36

1/4/36

28.12.2021 – 09.01.2022

Диагностика проводится в начале и конце года

 

7.2. Материально-технические условия

Для организации обучения дошкольников художественному творчеству в нетрадиционной технике рисования, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:

  • Наглядно-дидактические пособия.
  • Рабочие материалы: акварельные краски, гуашь, восковые и масляные мелки, свеча, ватные палочки, поролоновые печатки, коктельные трубочки, палочки или старые стержни для процарапывания, матерчатые салфетки, стаканы для воды, подставки под кисти, кисти, белая бумага, тонированная бумага.
  • Групповая комната, где будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.

  1. 7.3. Кадровое обеспечение реализации Программы.

        Программу реализует педагог с уровнем образования не ниже среднего профессионального, без предъявления требований к категории и педагогическому стажу работы.

  1. 7.4. Список литературы.
  1. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр.» - М.: «Карапуз», 2009.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / под ред. Р.Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. (Серия “Вместе с детьми”.)
  3. Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий: Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей. – СПб.: КАРО, 2008. 96 с. + 16с. цв. вкл.
  4. Мэри Энн Ф. Колль Рисование красками «Главное – процесс, а не результат»
  5. Вербенец А.М., Вершинина Н.А., Горбова О.В., Немченко Л.В. Теории и технологии художественного развития детей дошкольного возраста. Программа.
  6. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1.  М., 2010 г. (Кн.1)
  7. Г. Н. Давыдова. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2.  М., 2010г. (Кн.2)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

дополнительная общеразвивающая программа "Волшебный сундучок" для детей 3-4 лет

Совершенствование личности ребёнка предполагает развитие у него разнообразных способностей, умений, навыков, которые развиваются в продуктивной художественной деятельности. Говоря о способностях, Т.С....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебная кисточка» по рисованию с детьми старшего возраста.

Её содержание нацелено на развитие и формирование художественно-творческих способностей, а также обеспечивает  и охватывает  всестороннее развитие ребёнка  и педагогическое просвещение ...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный завиток»   (для детей среднего и старшего дошкольного возраста)

1.Ознакомление детей с определенным видом народного- прикладного искусства.2.Обучение декоративному рисованию.3.Формирование детского декоративного творчества....

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

(С.Я. Маршак)Процесс обучения чтению самый интересный, но трудный и ответственный. Если дети не будут правильно, бегло, выразительно читать, они не смогут овладеть грамотным письмом, не научатся решат...

Дополнительная общеразвивающая программа «Волшебные буквы» (дополнительные занятия по обучению детей раннему чтению)

Обучение детей чтению в игровой форме. Создание условий для осмысленного и осознанного чтения....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Волшебный мир оригами»

Дополнительная образовательная программа «Волшебный мир оригами» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Объем учебного материала соответствует возрастным, физиологиче...