Программа дополнительного образования "Лаборатория юных исследователей"
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Старостина Ольга Васильевна

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Лаборатория юных исследователей» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в пробуждении у детей любознательности, желании узнать больше, обогатиться полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказать на него положительное влияние.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развитие у детей способности пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3.Развитие умственных способностей.

4.Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6.Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Освоение программного материала кружка «Лаборатория юных исследователей» рассчитано на учебный год: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю. При этом занятие в группе проходит – 30 минут.

В результате освоения содержания программы предполагается в формировании у воспитанников  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Перспективный план работы кружка «Лаборатория юных исследователей»

2015 – 2016 у.г.


Срок

Раздел программы

Тематика занятий

Программное содержание

Методы и приёмы взаимодействия педагога с детьми

Материалы и оборудование

Ожидаемый результат

2 сентября

Блок «Растения»

«Что такое семя и плод?»

Развивать способность различать плоды и семена различных растений. Дать представления об их значении. Рассмотреть строение.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации различных растений, их частей

У детей формируется представление о строении различных растений, о плоде, о семени. Развивается активность и наблюдательность.

9 сентября

«В маленьком семени прячется растение?»

Вызвать желание различать семена различных растений. Рассмотреть их строение. Попробовать «разбудить» семена.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Семена различных растений, тарелочки на каждого, лупы, листочки с заданиями,

16 сентября

«Посадим огород»

Развивать интерес детей, любознательность.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Лоток с землёй, горох и овёс, лейки, палочки для взрыхления

23 сентября

«Фокусник бальзамин»

Познакомить со структурой стебля бальзамина, его возможностями; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку, кругозор.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

На каждого ребенка – две стеклянные баночки с водой (в одной вода красного цвета, черенок бальзамина, увеличительное стекло, лопатка, салфетки, лист бумаги, карандаши

30 сентября

«Удивительные овощи»

Формировать представления об объектах окружающего мира; развивать интерес детей и желание проявлять активность.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Различные плоды, разрезанные пополам, иллюстрации плодов, лупы.

7 октября

Блок «Почва»

Как устроена «Волшебная кладовая»

Формировать представление о таком понятии как «почва». Подвести детей к тому, что она имеет неоднородный состав. Рассмотреть различные виды почв через лупу (чернозем, песок, глина).

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Стакан с разными слоями почвы

У детей формируется представление о почве и о её составе, а так же о песке и глине. Дети знакомятся с различными природными материалами. Активно участвуют в экспериментальной и практической деятельности.

14 октября

«Песочные чудеса»

Расширять представления детей о свойствах песка, его особенностях в природных условиях (дюны, барханы в пустыне). Разноцветный песок.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Песок в чашечках на каждого, лупы

21 октября

«Удивительная глина»

Расширять представления о свойствах глины, ее использовании при изготовлении строительных материалов, керамических и фарфоровых изделий.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Глина, иллюстрация различных изделий из глины.

28 октября

«Где вода?»

Определить, что песок и глина по-разному впитывают воду; развивать познавательный интерес.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Ёмкости с сухими песком и глиной, мерные стаканы, вода.

4 ноября

«Для чего человеку песок и глина»

Формировать первичные представления об объектах окружающего мира; развивать познавательный интерес детей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации профессии гончар, строитель, а так же фотографии готовых изделий из песка. Глина на тарелочках для каждого ребёнка, вода.

11 ноября

Блок «Камни»

«Камни бывают разными»

Познакомить с разнообразием камней, их свойствами, особенностями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Коллекция разнообразных камней, иллюстрации, лупы

18 ноября

«Что такое горы?»

Познакомить с существованием особых ландшафтов – гор, показать, что они состоят из камней. Предложить детям создать модель гор из различных камней.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Коллекция природных ископаемых, иллюстрации различных гор, камни для создания модели горы, пластилин.

25 ноября

«Почему разрушаются горы?»

Сформировать элементарные представления об изменениях в неживой природе.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

2 камня для каждого ребёнка, тарелочка для опыта, иллюстрации гор, песок

2 декабря

«Дымящиеся горы»

Формировать первоначальные представления о вулканах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации вулканов, макет вулкана, листочки с заданиями

9 декабря

«Минеральное царство»

Познакомить детей с некоторыми полезными  ископаемыми, с их ролью в жизни людей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы,

Коллекции полезных ископаемых.

16 декабря

Блок «Воздух»

«Воздух – продолжаем знакомство: вдох – выдох»

Продолжать формировать представление о том, что человек не может жить без воздуха. Понаблюдать за процессом дыхания человека, сформулировать выводы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Шарики воздушные, целлофановый пакет, иллюстрации растений и человека

23 декабря

«Воздух всегда в движении»

Формировать представление о том, что воздух всегда в движении.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы,

Полоски бумаги, иллюстрации: парусник, ветряная мельница, ураган и т.д., флакон с духами.

У детей формируется представление о воздухе, как смеси различных газов, а именно кислороде. Развиваются познавательные интересы о свойствах воздуха посредством различных наблюдений и опытов. У детей появляется чувство ответственности за природу, растения, так именно они насыщают планету кислородом.

13 января

Блок «Вода»

«Вода – самое удивительное вещество на Земле»

Дать детям представления о свойствах воды. Экспериментальным путем проверить плавучесть различных предметов. Развивать интерес к дальнейшим экспериментам.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы,

Вода, различные ёмкости для воды, тряпочки, листочки с заданиями,

20 января

«Замершая вода»

Показать различия между двумя состояниями воды (твердое и жидкое). Выявить свойства льда. Дать представления об айсбергах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Лёд, вода в стакане, лупа, листочки с заданиями,

29  января

«Что такое пар?»

Расширять представления детей об агрегатных состояниях воды.  Делать выводы, рассуждать. Дать представление о росе и тумане.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Иллюстрации природных явлений,

У детей формируется представление о воде, о ёё трёх состояниях. Развиваются познавательные интересы о свойствах воды, дети активно участвуют в исследовательской и экспериментальной деятельности, учатся беречь воду, как необходимую для жизни на Земле

3 февраля

«Вода – растворитель»

Опытным путем проверить, как растворяются в воде те или иные вещества и жидкости; что при этом происходит с водой.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Вода в стаканчиках на каждого, краски, сахарный песок, соль, хлеб

10 февраля

«Неутомимая путешественница»

Познакомить детей с круговоротом воды в природе. Учить самостоятельно проводить опыты, делать выводы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Плакат круговорота воды в природе, модели, предметы для опытов, листочки с заданиями.

17 февраля

Блок «Магниты»

«Магнит и его свойства»

Закрепить представление детей о магнитах и его свойствах.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магнит, бумага, железные предметы, деревянные предметы, ткань, пенопласт, железная руда, листочки с заданиями.

24 февраля

«Вокруг твоего магнита»

Познакомить с силами, действующими вокруг магнита. Дать представление о магнитном поле Земли.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магниты на каждого, иллюстрации внутреннего строения земли

Формируются представления о магните, из чего сделаны магниты, как они действуют и в каких целях человек их использует.

2 марта

«Сила притяжения»

Познакомить с силой притяжения магнитов и ее использованием.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

2 магнита на каждого, листочки с заданиями,

9 марта

«Компас»

Познакомить с устройством, работой компаса и его функциями.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Компас.

16 марта

«Игры с магнитами»

Вызвать желание у детей делать игрушку с использованием магнитов. Развивать творчество детей.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Бумага, ножницы, нитки, магниты

23 марта

«Притягивание через предметы»

Выяснить, через какие препятствия может действовать магнит. Изготовить с детьми игру с использованием магнитов.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Магнит на каждого, цветная бумага, ножницы.

30 марта

«Как человек использует магниты»

Познакомить с различными сторонами применения магнитов человеком.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

DVD диск, листочки с заданиями.

6 апреля

Блок «Свет и зеркало»

«Свет повсюду»

Формировать  представление о свете и его свойствах: движение, проходит сквозь предметы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

Иллюстрация солнца, луны, фонарик, ткань, бумага

13 апреля

«Свет путешествует»

Формировать представление о движении света.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Зеркало, фонарик, изображение радуги, листочки с заданиями,

20 апреля

«Что такое зеркало?»

Формировать  представление о зеркалах и их свойствах отражать предметы.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Зеркало, иллюстрации зеркал, иллюстрации предметов,  где можно увидеть отражение предметов.

У детей формируются представления о световых приборах, зеркале, откуда берётся свет.

27 апреля

«Электричество»

Познакомить детей с понятием «электричество»

Беседа, исследование, экспериментирование.

Шерстяная ткань, лист бумаги, нитки, шарик.

4 мая

«Планета Земля. Смена времен года, дня и ночи»

Познакомить с нашей планетой. Показать, как происходит смена дня и ночи, времен года.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

Глобус, настольная лампа, макет Солнечной системы.

11 мая

«Далеко-близко»

Познакомить с тем, как удаленность от Солнца влияет на температуру воздуха.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы.

2 термометра, настольная лампа, длинная линейка.

18 мая

«Тайна стекла»

Продолжать знакомить с предметами из разных материалов, со стеклом, его происхождением, развивать наблюдательность, любознательность, смекалку.

Беседа, наблюдение, познавательная деятельность,

исследование, экспериментирование, индивидуальная и групповая формы работы

На каждого ребенка лупа, иллюстрации о профессии стеклодува, песок, лопатки, разноцветные стеклышки, «Волшебный сундучок»

27 мая

«Разноцветные огоньки»

Формировать первичные представления  из каких цветов состоит солнечный свет.

Беседа, исследование, экспериментирование.

Противень, плоское зеркала, лист белой бумаги, рисунок с изображением расположения оборудования

Источники

  1. Дыбина, О.В. Ребенок в мире песка / О.В. Дыбина. – М.: ТЦ «Сфера», 2009.
  2. Куликовская, И.Э. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ И.Э. Куликовская, Н.Н. Совгир. – М.: Педагогическое общество России, 2003.
  3. Костюченко М.П. Деятельность дошкольников в детской экспериментальной лаборатории. Программа, игровые проблемные ситуации, картотека опытов/ М.П. Костюченко, Н.Р. Камалова. – Волгоград : Учитель, 2015.
  4. Прохорова, Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : метод. рекомендации /Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.
  5. Прохорова, Л.Н. Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие /  Л.Н. Прохорова. – М.: АРКТИ, 2003.
  6. Экспериментальная деятельность детей 4 -6 лет /авт-сост. Л.Н. Менщикова. – Волгоград: Учитель, 2009.
  7. http:// nsportal.ru
  8. http://ped-kopilka.ru



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

детский сад «Светлячок»

УТВЕРЖДАЮ:

ПРИНЯТО:        заведующая МБДОУ

Педагогическим  советом МБДОУ        детский сад «Светлячок»

детский сад «Светлячок»        ________ Пашкевич Е.В.

протокол № _________        от «  » ___________ года

От «  » ____________ года

Программа дополнительного образования  по познавательно – исследовательской деятельности

Образовательная область «Познавательное развитие»

Тема: «Лаборатория юных исследователей»

Срок реализации 2015 – 2016 у.г.

        http://www.cheboksary.ru/images/21335.jpg        Руководитель:

воспитатель

Старостина О.В.

р.п. Шаранга 2015 г.

Пояснительная записка

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе, как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность в новых впечатлениях, новых знаниях.

Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира.

С самого рождения детей окружают различные явления неживой природы: солнце, ветер, звездное небо, хруст снега под ногами. Дети с интересом собирают камни, ракушки, играют с песком и водой, предметы и явления неживой природы входят в их жизнедеятельность, являются объектами наблюдения и игры. Это обстоятельство делает возможным систематическое и целенаправленное ознакомление детей с явлениями окружающего мира.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

На сегодняшний день особую популярность приобретает детское экспериментирование. Главное его достоинство в том, что оно дает ребенку реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Эксперименты положительно влияют на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Дети стремятся расширить горизонты действительности, желают понять существующие отношения и связи, утвердиться в окружающем мире. Задача педагога в процессе экспериментальной деятельности – связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей, уже имеющимися у них представлениями и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного, безопасного поведения в окружающей среде.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, в детском саду разработана программа кружка «Лаборатория юных исследователей» для детей дошкольного возраста (6-7 лет). Ведущая идея программы заключается в пробуждении у детей любознательности, желании узнать больше, обогатиться полными, яркими, верными образами окружающего мира, оказать на него положительное влияние.

Цель программы – способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

Задачи:

1.Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2.Развитие у детей способности пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов.

3.Развитие умственных способностей.

4.Социально-личностное развитие ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.

5.Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

6.Побуждать детей к соблюдению правил техники безопасности при проведении экспериментов.

Освоение программного материала кружка «Лаборатория юных исследователей» рассчитано на учебный год: подготовительная к школе группа (6 – 7 лет).

Совместная деятельность руководителя кружка и воспитанников организуется один раз в неделю. При этом занятие в группе проходит – 30 минут.

В результате освоения содержания программы предполагается в формировании у воспитанников  познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению посредством экспериментальной деятельности.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)

Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи"

Дополнителная общеобразователная программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" возраст детей 4-7 лет...

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь»

Программа по дополнительному образованию «Юный исследователь».  Новизной и отличительной особенностью программы является развитие у детей младшего дошкольного возраста исследовательск...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный исследователь»

Ведущая идея программы заключается в организации посильной, интересной и адекватной возрасту экспериментально-исследовательской деятельности для формирования естественнонаучных представлений и экологи...

Программа дополнительного образования "Юные исследователи" для детей 4-5 лет.

Программа расчитана на детей 4-5 лет . Состоит из трёх разделов (Целевой, Содержательный, Организационный. Мониторинг, Календарно- тематическое планирование,Технологии реализации программы, Особенност...

Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные исследователи"

Рабочая программа по кружку "Юные исследователи"...