Рабочая программа по дополнительному образованию "Юные исследователи"
рабочая программа (подготовительная группа)

Рабочая программа по кружку "Юные исследователи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_kruzhkuyunye_issledovateli.docx83.1 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

по дополнительному образованию

исследовательская деятельность

«Юные исследователи»

возраст детей с 6-7 лет.

Продолжительность образовательного процесса - 1 год.

Срок реализации: 1год

Руководитель:

Кондыгина О.И.


с.Шурышкары

2021 г.

           Содержание

Раздел I. Целевой

1.1Пояснительная записка

     Актуальность

1.2   Цели и задачи реализации дополнительной образовательной программы

1.3 Принципы и подходы к формированию дополнительной образовательной программы

1.4 Целевые ориентиры

1.5 Значение разработки и реализации программы

(характеристика возрастных особенностей).

1.6 Объем образовательной нагрузки и сроки реализации программ

Раздел II. Содержательный

 2.   Содержание дополнительной общеразвивающей программы

 2.1 Учебно-тематический план

 2.2 Учебно-календарный план

 2.3 Методы и приемы обучения.

 2.4 Особенности взаимодействия педагога с родителями

Раздел III. Организационный

 3.   Условия реализации дополнительной образовательной программы

3.1 Календарно-учебный график

3.2 Расписание занятий

  1. Программное методическое обеспечение

      3.4 Материально – техническое обеспечение дополнительной             образовательной программы.  

      3.5 Список литературы.






 Раздел 1.

Пояснительная записка

Рабочая программа «Наураша-дошколенок» разработана на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г., № 273-ФЗ), Приказа Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»), Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», Приказа Минобрнауки РФ от 30 августа 2013 года N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования», на основе авторской программы Е.А. Шутяевой «Наураша в стране Наурандии», 2015 г.

Содержание образовательного процесса выстроено в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования, в рамках которой реализуется образовательная программа «Развитие» Л.А. Венгера, 2018 г.

Данная рабочая программа определяет содержание и организацию образовательного процесса по познавательному развитию для детей дошкольного возраста 6-7 лет. Срок реализации программы рассчитан на 1 год (октябрь-май).

По действующему СанПиН 2.4.1.3049-13 по данной программе проводятся занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования 1 раз в неделю по 30 минут во второй половине дня (как кружок). Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения и ни в коей мере не дублирует школьных форм обучения.

Программа включает в себя 32 часа образовательной деятельности. Используя детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии» дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля, померятся силой, узнают о пульсе, заглянут в загадочный мир кислотности.

Отличительной особенностью рабочей программы «Наураша-дошколенок» является то, что изучение предложенных тем в лаборатории можно проводить в любом порядке, что дает детям возможность делать выбор, а взрослым – поддерживать детскую инициативу.

Содержание программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и выстроено по принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка, и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Учитывая стремительное изменение окружающей предметной среды ребенка, которая становится все более насыщенной разного рода электронными приборами, наше дошкольное образовательное учреждение приобрело для использования в работе специальную новейшую разработку, детскую цифровую лабораторию «Наураша в стране Наурандии», состоящую из 8 образовательно-игровых модулей. Данные модули используются в таких образовательных областях, как познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Занятия с дошкольниками в таких мини-лабораториях помогают решению задач, которые они ставят:

- формирование целостной картины мира и расширение кругозора;

- развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности;

- развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти;

- формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни;

- освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

При проведении занятий педагог имеет возможность в игровой форме познакомить детей с различными природными явлениями и ввести простейшие понятия, описывающие эти явления. Организация образовательного пространства с помощью всех модулей обеспечивает различные виды деятельности детей дошкольного возраста, а также игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с различными материалами. На занятиях ребенку также предлагается придумать способы, как повлиять на окружающий мир, чтобы сделать его комфортнее.

Ребенок получает бесценный опыт: ставить перед собой цель и достигать ее, совершать при этом ошибки и находить правильное решение, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Актуальность темы 

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировидения ребенка, его личностный рост.

Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. В их процессе дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В дошкольном возрасте такие пробующие действия существенно изменяются и превращаются в сложные формы поисковой деятельности (Н.Е.Веракса, Н.Н.Поддьяков, Л.А.Парамонова). Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Детям шести-семи лет все интересно. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать путем проб и ошибок, самостоятельно искать новые сведения о мире. Ребенка в один и тот же день в одинаковой мере занимают наблюдением за Солнцем и поведением кошки. В наших возможностях дать ребенку «инструмент» для познания мира. Если ребенок получает достаточно интеллектуальных впечатлений, интересов, то ребенок вырастет интеллектуально активным. Мы хотим видеть наших детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, быть самостоятельными, творческими личностями. К старшему дошкольному возрасту заметно возрастают возможности инициативной активности ребенка. Этот возрастной период важен для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на открытие нового, которая развивает продуктивные формы мышления.

Особой формой исследовательской деятельности является детское экспериментирование, в которой наиболее ярко выражены процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе саморазвития.

В образовательном процессе дошкольного учреждения детское экспериментирование позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установление взаимосвязей, закономерностей. Экспериментальная деятельность вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка.

Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественнонаучного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Актуальность программы состоит в том, что она отвечает потребностям современных детей и их родителей и ориентирована на детский и родительский спрос к исследовательской деятельности. Еще одним важным аспектом является создание в образовательном процессе педагогических условий, способствующих полноценному раскрытию познавательного потенциала и развитию исследовательской активности каждого ребенка.

Формирование познавательно-исследовательской активности в лаборатории «Наураша в стране Наурандии» наилучшим образом соответствует социально-педагогическим целям развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, освоению способов познания через открытия. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.

  1. Цель  – способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Задачи:

Образовательные:

• способствовать формированию начальных представлений из области живой природы, естествознания, математики; о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).

Развивающие:

• способствовать развитию детской познавательной инициативы;

• развивать умение рассуждать, высказывать свои предположения при решении проблемных вопросов, делать выводы, принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

• развивать мыслительные операции, связную речь, память;

• создавать условия для становления самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий детей старшего дошкольного возраста.

Воспитательные:

• создать условия для развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками, готовности к совместной деятельности со сверстниками;

• создать условия для развития у детей эмоциональной отзывчивости, сопереживания;

• формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к сообществу детей и взрослых;

• формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.

  1. Принципы, лежащие в основе программы:

Основные принципы дошкольного образования:

  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение детского развития,
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностях каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования,
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений,
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности,
  • сотрудничество Организации с семьёй,
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства,
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности,
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития),
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Основные принципы, заложенные с основу работы:

  • научности (детям сообщаются знания о свойствах веществ и др.);
  • динамичности (от простого к сложному);
  • интегративности (синтез искусств);
  • сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей);
  • системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий);
  • преемственности (каждый следующий этап базируется на уже сформированных навыках и формирует «зону ближайшего развития»).
  • возрастное соответствие (предлагаемые задания, игры учитывают возможности детей данного возраста);
  • наглядности (использование наглядно – дидактического материала, информационно – коммуникативных технологий);
  • здоровьесберегающий (сочетание статичного и динамичного положения детей, смена видов деятельности).

Целевые ориентиры. 

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что детское экспериментирование оказывает влияние на качественные изменения личности в связи с усвоением способов деятельности, приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает логическое мышление, способность анализировать, делать выводы.

Эффективным для познавательно-исследовательского развития детей является технология проблемного обучения, следуя которой ребёнок сам является открывателем нового опыта. Основным методом обучения является экспериментальная деятельность в цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандии». Модульная детская лаборатория «Наураша в стране Наурандии» состоит из 8 лабораторий, в каждой из которых дошкольникам предлагается одна из тем: «Температура», «Свет», «Звук», «Магнитное поле», «Пульс», «Кислотность», «Электричество», «Сила».

В составе комплектов по всем темам имеются:

  • датчик «Божья коровка», измеряющий соответствующую теме физическую величину;
  • набор вспомогательных предметов для измерений;
  • сопутствующая компьютерная программа;
  • брошюра с методическими рекомендациями по проведению занятий и объяснением настроек компьютерных сцен.

Данная программа позволит дошкольникам приоткрыть дверь в мир физики, химии и биологии.

  1. Значение для разработки и реализации программы.

Характеристика особенностей развития детей. 

Игровые действия детей подготовительной к школе группы становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т. п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т. д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д. Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок. Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у дошкольников формируются художественно-творческие способности в изобразительной деятельности.

К подготовительной к школе группе дети в значительной степени осваивают конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки. Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений. Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д.

В результате правильно организованной образовательной работы у детей развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

  1. Объем образовательной нагрузки и сроки реализации программ

Программа ориентирована на одну возрастную ступень:

- подготовительная группа – ( для детей 6-7 лет);

Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование ИТК, экологических инсценировок, исследовательской и трудовой деятельности.

 Занятия проводятся с октября по апрель всего учебного года, все 7 месяцев в год. Старший возраст: 1 занятие в неделю, 4 занятия в месяц, 29 занятий в год.

Раздел 2. Содержательный.

Содержание дополнительной общеразвивающей программы

Функциональность программы:

Цифровая лаборатория состоит из восьми образовательно-игровых модулей. Игровой процесс разделен на задания, каждое из которых включает в себя измерения с помощью датчика. Внутри каждой темы содержится набор экспериментов. При этом тема и персонажи в сцене реагируют на показания датчика и результат эксперимента, помогая ребенку понять суть явления. Области знаний: окружающий мир, безопасность жизнедеятельности, начало робототехники.

Возможности настроек предусматривают:

  • Последовательное прохождение заданий внутри каждой из восьми тем;
  • Переключение между темами;
  • Ручную настройку выбора заданий;
  • Свободный режим;
  • Повторение заданий.

Игра содержит задания, предусматривающие работу в парах. Результатом проведения таких заданий становится сравнение двух показателей.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты:

  • повышение уровня дошкольной готовности детей;
  • проявление интереса к исследовательской деятельности;
  • выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;
  • накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;
  • проявление самостоятельности в познании окружающего мира;
  • проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;
  • развитие коммуникативных навыков.

2.1 Учебно – тематическое планирование

Название темы

Количество часов

Формы контроля

теория

практика

всего

1

Вводное занятие

1

0

1

Диагностика

Наблюдение

Педагога вопросы.

Творческие задания.

Тестирование

Анализ

Практических работ.

Фронтальный опрос.

Устный опрос.

самоконтроль

2

Температура

2

2

4

43

Свет

2

2

4

4

Электричество

2

2

4

5

Кислотность

1

2

3

6

Магнитное поле

2

2

4

7

Пульс

1

2

3

8

Сила

1

1

2

9

Звук

2

2

4

10

Итоговое занятие

1

1

ИТОГО                                                                   34

Учебно – календарный план кружка

Разделы программы

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

Формы контроля

1

Развитие познавательно – исследовательской деятельности

4

4

4

3

4

4

4

Диагностика

Наблюдение

Педагога вопросы.

Творческие задания.

Тестирование

Анализ

Практических работ.

Фронтальный опрос.

Устный опрос.

самоконтроль

Всего:

4

4

4

3

4

4

4

Итого:

27

2.3 Описание форм, методов, приемов обучения 

Форма проведения кружковой работы: теоретические, практические, групповые.

Используемые технологии:

 Информационно-коммуникационные технологии (цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»).

 Технология мини-исследования (постановка проблемы исследования, определение темы исследования, формулирование цели исследования, выводы по результатам исследовательской работы, применение новых знаний в познавательной деятельности).

 Игровые технологии (компьютерная игра).

Формы и методы.

Правильно подобранные формы, методы и приемы обучения, способствуют развитию познавательной деятельности у детей.
Словесный метод.

Словесные обращения воспитателя к детям - объяснения при рассматривании наглядных объектов, рассказы о них, вопросы и другие формы речи служат для развития понимания речи взрослого. Поскольку на этапе становления речевого развития сложно одновременно воспринимать показ предметов, действий с ними и речевую информацию, то объяснение должно быть предельно кратко: каждое лишнее слово отвлекает ребенка от зрительного восприятия.

Наглядно-действенный метод обучения.

Дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, действуют с ними. 

Практический метод.

Чтобы знания были усвоены, необходимо применение их в практической деятельности: использование игр и упражнений в совместной деятельности, на прогулке, индивидуально с каждым ребенком.

Игровой метод.

Игровые методы и приемы занимают большое место в обучении детей. К ним относятся дидактические игры, которые поднимают у них интерес к содержанию обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с характерной для детей игрой. Игровые приемы помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал:
- различные игровые упражнения;

- обыгрывание той или иной ситуации;
- использование сюрпризного момента;
- решение маленьких «проблем», возникающих у игрушек, сказочных героев и т.п.

Методика работы предполагает интегрированный подход к организации обучения — это совместная деятельность, разнообразные игры, наблюдения, использование ИКТ, постановка экологических инсценировок, исследовательская и трудовая деятельность.

Методы работы:

- Индивидуальный.

- Групповой.

- Наглядный.

В игровой форме вместе с персонажем Наурашей дети научатся измерять температуру, понимать природу света и звука, познакомятся с чудесами магнитного поля.

Основная форма проведения занятий – научные опыты. Для поддержания интереса к опытам используются разнообразные формы и методы проведения занятий:

  • познавательная беседа;

 компьютерная игра;

 эксперимент;

 художественное творчество (описание результатов эксперимента). Способы работы.

Каждое занятие состоит из 5 этапов:

 Постановка проблемы;

 Актуализация знаний;

 Выдвижение гипотез – предположений;

 Проверка решения;

 Введение в систему знаний.

Главный герой

Мальчик Наураша — маленький гений, исследователь и конструктор, ровесник игроков, увлеченный желанием познавать мир. Образ главного героя призван вдохновлять детей к познаниям и исследованиям.

Наураша перенесет игроков в удивительную страну Наурандию — Цифровую Лабораторию, где с помощью датчика "Божья Коровка" дети проведут исследования множества природных явлений, узнают и почувствуют то, что нельзя увидеть глазами (магнитное поле).

Наураша любит не только экспериментировать с помощью датчиков, но и собирать собственные модели роботов, которые живут в Цифровой Лаборатории и помогают определить результаты проведения экспериментов (выдают анимированные реакции).

Главная задача этой лаборатории - дать понять маленькому испытателю, что существует некий добрый, почти одушевлённый прибор (в каждом наборе есть цифровой датчик, сделанный в виде божьей коровки), который обладает, как и он сам, разными способностями чувствовать окружающий мир. Такой опыт может оказаться весьма полезным, поскольку этот мир не всегда является комфортным: слишком горячим или холодным, очень громким или незаметным и тихим.

Способы работы с лабораторией:

  • Работа педагога с группой детей (возможность разбивать на подгруппы);
  • Дети проводят эксперименты самостоятельно или парами. Часть заданий построена на сравнении показателей, полученных в ходе проведения эксперимента.
  • Возможность работы в «свободном режиме»: педагог реализует собственную программу с помощью Цифровой Лаборатории;
  • Возможность настройки индивидуальной последовательности заданий внутри игры;
  • Возможность повторить эксперимент.

2.4. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможность для уединения.

Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает:

- реализацию различных образовательных программ;

- учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

- учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда является содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

Образовательное пространство оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря обеспечивает:

- игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

- двигательную активность;

- эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

- возможность самовыражения детей.

Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детской мебели, мягких модулей, ширм и т.п.);

- наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности.

Вариативность среды предполагает:

- наличие в дошкольном образовательном учреждении или группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, познавательную и исследовательскую активность детей.

Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;

- свободный доступ детей к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды деятельности;

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

В помещении, где проводятся занятия, создана оптимально насыщенная, целостная, многофункциональная среда.

Используя принцип комплексирования и свободного зонирования, созданы зоны для индивидуальной работы, подгрупповой работы, игровая зона.

В групповом помещении создана зона экспериментирования.

Содержание учебного (тематического) плана

Введение (1 час)

Знакомство с программой, оборудованием, главным героем Наурашей.

Температура (4 часа)

  • Знакомство с понятием «температура», «градус». Методы измерения температуры, температура тела человека, измерение температуры в различных частях кабинета.

Учимся делать выводы.

  • Измерение температуры холодных и горячих предметов, температура комфорта.
  • Экспериментирование с водой- как охладить или нагреть воду.
  • Лед и кипяток. Основы безопасного экспериментирования.
  • Изучение измерений температуры предметов от различных воздействий (трение).
  • Измерение температуры любимых лакомств. Делаем выводы о составе и свойствах мороженого.

Практика: занятия познавательно-эвристического характера, наблюдение, опыты, эксперименты, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии»,  совместная и самостоятельная продуктивная деятельность, дидактические игры и упражнения.

Свет (4 часа)

  • Знакомство с понятием «свет», «скорость света». Что такое свет. Экран компьютера или телевизора – источник света.
  • Измерение силы света (фонарика, экрана компьютера, освещенность в комнате). Влияние света на жизнь растений.
  • Скорость света. Эксперименты со светом (яркий свет, темнота, комнатный свет).
  • Проведение опытов с отражателями. Игровое мероприятие «Мы видим благодаря свету»

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Электричество (4 часа)

  • Знакомство с понятием «электричество». Опыт «электрическое яблоко».
  • Знакомство с батарейкой. Опыты с батарейкой, измерение напряжения в батарейке. Первоначальные понятия об электрических цепях.
  • Опыты с картофелем, лимоном, измерение напряжения в различных вещах.
  • Изучение электрической лампочки. Опыты с электромотором.
  • Измерение напряжения использованной и новой батарейки. Солевая батарейка – устройство и принцип действия. Создание солевой батарейки.
  • Как снять напряжение. Доброе и злое напряжение. Опыты с напряжением.
  • Основы безопасного экспериментирования с напряжением.

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Кислотность (3 часа)

  • Введение в понятие «кислотность». Кислота и щелочь. Опыты с водой и лимонной кислотой. Эксперимент «вкусная кислинка»
  • Беседа «как получается газировка». Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке.
  • Опыты на снижение кислотности. Эксперименты с разбавлением и добавлением соды. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков.
  • Учимся ухаживать за лабораторным оборудованием.

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Магнитное поле (4 часа)

  • Показ магнитных фокусов. Полюсы магнита. Виды магнитов плоский и кольцевой магнит.
  • Опыты с магнитами.
  • Беседа о магнитном поле Земли. Магнит на холодильнике. Исследование не магнитных материалов.
  • Опыты с магнитами их особенности и свойства.
  • Изучение явления остаточного магнетизма, опыты с отверткой. Измерение остаточного магнетизма.
  • Опыты с металлическими предметами. Показ фокусов «магнитная левитация».
  • «магнитные рыбки».
  • Беседа о магнитном поле. Опыты с магнитами и металлическими предметами. Игра «Рыбки».

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Пульс (3 часа)

  • Что такое пульс. Почему у разных людей разный пульс.
  • Измерение пульса (взрослого, ребенка). Пульс и упражнения.
  • Создание пульса (медленный, быстрый пульс). Когда сердце бьется чаще.

 Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Сила (2 часа)

  • Знакомство с понятием «сила», «вес предмета». Что такое сила. Что такое вес.
  • Измерение силы. Измерение веса. Измерение силы удара, силы пальцев.
  • Игра «Кто сильнее ударит». Давление под колесами автомобиля. Сила в единстве
  • Игровые мероприятия (сильный, слабый удар, удар средней силы).

Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Звук (4 часа)

  • Знакомство с понятием «звук», «громкость». Что такое звук. Что такое громкость.
  • Почему одни звуки высокие, а другие низкие. Измерение звука (играя на ксилофоне, флейте, исследование звука свистка).
  • Звук передается по воздуху. Игровые измерения (создание громкого и высокого звука).

 Практика: экскурсия, наблюдение, лабораторная работа в рамках программы «Наураша в стране Наурандии», занятия познавательно-эвристического характера, опыты и эксперименты, проекты, презентация, дидактические и развивающие игры, упражнения, совместная и самостоятельная продуктивная деятельность.

Итог (1 час)

  • Формирование у детей познавательно-исследовательской активности, самостоятельности, любознательности, способности к логическому мышлению при совершении новых открытий
  • Игровые измерения по желанию детей с лабораторией «Наураша».

2.4 Особенности взаимодействия педагога с родителями

В основе взаимодействия детского сада и семьи при реализации программы «Наураша-дошколёнок» лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет качественно решить цели и задачи программы.

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Правила взаимодействия с родителями при реализации программы:

  • Доброжелательный стиль общения.
  • Индивидуальный подход.
  • Сотрудничество.
  • Динамичность.

Основные формы взаимодействия с родителями:

Цель: повысить интерес родителей к познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности через организацию активных форм работы с родителями и детьми.

- анкетирование, опрос;

- индивидуальные беседы;

- родительские собрания;

- консультации;

- занятия – практикумы, мастер-классы;

- информационные стенды;

- мультимедийные презентации о результатах деятельности,

- буклеты

Познавательная компетентность

- проявляет интерес к предметам окружающего мира, символам, знакам, моделям, пытается устанавливать различные взаимосвязи;

- склонен наблюдать, экспериментировать, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.;

- снижена познавательная активность, познавательный интерес не проявляется;

- кругозор ограничен, представления бедны и примитивны;

Социальная компетентность

- ребенок активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми,

- способен договариваться, учитывать интересы и чувства других,

- сопереживать неудачам и радоваться успехам других,

- адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя;

- в поведении ребенка часто повторяются негативные действия по отношению к объектам ближайшего окружения.

- ребенок не проявляет интереса к людям и к их действиям;

Коммуникативная компетентность

- ребенок отличается широтой кругозора, интересно и с увлечением делится впечатлениями.

- ребенок имеет скудный объем представлений о себе, своих близких, с неохотой отвечает на вопросы о них.

Самостоятельность

- организует и осуществляет познавательно-исследовательскую деятельность в соответствии с замыслом.

- пассивен в организации познавательно-исследовательской деятельности.

Креативность

- способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения, способен к вариативности, гибкости, импровизации.

- у ребенка отсутствует интерес к исследованию новых, незнакомых предметов.

Инициативность

- проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций.

- не проявляет инициативу в решении проблемных ситуаций.

Раздел 3. Организационный

3.1 Организационно -методические пояснения по проведению занятий с детьми 6-7 лет.

Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения таких психических способностей и свойств, которыми ребенок пока не обладает, направить процесс их становления не только извне – через побуждение, но и изнутри – путем построения деятельности , педагога и ребенка.

Виды деятельности

Всем известно, что у детей – дошкольников преобладает наглядно – образное мышление, поэтому наблюдения за неживой природой играют важную роль в системе подачи материала по познавательно- исследовательской  деятельности.

Грамотно проведенная тематическая беседа с использованием иллюстраций, слайдов, макетов также способствует накоплению знаний о законах окружающего мира.

Опыты – один из интереснейших и любимых детьми вид деятельности, где переплетаются и беседы, и наблюдения. Еще опыты способствуют развитию таких мыслительных процессов, как анализ, синтез, сравнение.

Ну, и конечно же, самый главный вид детской деятельности, который позволяет в непринужденной форме проводить детскую исследовательскую деятельность, это игра.

В совокупности все 4 вида деятельности способствуют развитию познавательно - исследовательской деятельности.

Формы развития познавательно-исследовательской деятельности:

-Экспериментирование; 

-исследование;

- коллекционирование;

-проектирование.

Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возрастным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира.

Последовательность детского экспериментирования: 

1.Постановка исследовательской задачи в виде того или иного варианта проблемной ситуации.

 2. Прогнозирование результата (старший возраст).

3. Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.

 4. Распределение воспитанников на подгруппы, выбор ведущих, капитанов (старший возраст).

5. Выполнение эксперимента (под руководством взрослого). 

6. Наблюдение результатов эксперимента. 

7. Фиксирование результатов эксперимента. 

8. Формулировка выводов.

Дети младшего дошкольного возраста способны улавливать простейшие причинно – следственные связи. Возникает вопрос «Почему?», пытаются отвечать сами. Реагируют на предупреждения взрослых, но сами следить за выполнениями правил безопасности не могут.

В младшем дошкольном возрасте исследовательская деятельность направлена на предметы живой и неживой природы через использование опытов и экспериментов.

Эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции. В дошкольном воспитании экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Главное достоинство применения метода экспериментирования в детском саду заключается в том, что в процессе эксперимента:

•       Дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

•       Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

•       Развивается речь.

•       Происходит накопление фонда умственных умений.

•       Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

•       Развивается эмоциональная сфера ребенка, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

     В младшем дошкольном возрасте экспериментирование напоминает сюжетную игру, подразумевающую активную практику ребенка. В игре 3-4-летнему дошкольнику дается определенный сюжет, подводящий его к эксперименту или цепочке экспериментальных действий, или предлагается роль, которая позволит малышу экспериментировать в заданных условиях. Учитывая, что пик познавательного интереса детей приходится на 3-4 года‚ игры-экспериментирования и игры-путешествия для детей данного дошкольного возраста - это игры с широким познавательным контекстом. Ребенок должен получить в такой игре ответы на все интересующие его вопросы.

3.2 Расписание занятий

Вид услуг

Возраст детей

сроки

Дни недели

Время проведения

педагог

Познавательно-исследовательская деятельность

«Юные исследователи»

6-7 лет

1 раз в неделю

понедельник

16.00 – 16.30

Кондыгина О.И.

3.3 Учебно - методические пособия

Для реализации Программы используются следующие дополнительные методические материалы и средства обучения:

  • для измерения температуры: свеча, настольная лампа с лампой накаливания, кубики льда, одноразовые стаканчики, мороженое, ватные диски;
  • для изучения темы «Электричество»: яблоко, лимон, клубень картофеля, ёмкость с солёной водой, б/у батарейки;
  • для изучения темы «Кислотность»: ёмкость для промывки датчика, соки (апельсиновый, яблочный, лимонный), вода, сладкая газированная вода;
  • для измерения магнитного поля: пластмассовая или мягкая игрушка, различные магниты (магнитные буквы, магниты на холодильник), пластиковые стаканчики, скрепки;
  • для измерения силы: небольшой игрушечный автомобиль;
  • для измерения звука: различные предметы, издающие шумовые и музыкальные звуки; фрагменты записи голосов живой природы; схема строения органов слуха человека;
  • для измерения света: надувной мяч «Глобус», модель солнечной системы, глобус, фонарики.

3.4 Материально-техническое обеспечение

Оборудование лаборатории.

В детском саду оснащена лаборатория опытно-экспериментальной деятельности, для которой выделено отдельное помещение и оборудование:

Материал

Кол-во (шт.)

1

Лаборатория «Температура»*

1

2

Лаборатория «Свет»*

1

3

Лаборатория «Звук»*

1

4

Лаборатория «Сила»*

1

5

Лаборатория «Электричество»*

1

6

Лаборатория «Кислотность»*

1

7

Лаборатория «Пульс»*

1

8

Лаборатория «Магнитное поле»*

1

9

Пластиковые контейнеры

12

10

Пластиковые стаканы

12

11

Стол экспериментальный

1

12

Стойка для цифровой лаборатории

1

13

Стул

12

14

Ноутбук

1

15

Телевизор

1

*Каждая лаборатория содержит датчик «Божья коровка», набор вспомогательных предметов для измерений, брошюру с методическими рекомендациями по проведению занятий.

Кружок «Юные исследователи»

Список детей:

  1.  Боярин Константин
  2. Пузланова Милана
  3. Конев Иван
  4. Кельчин Никита
  5. Возелов Григорий
  6. Рочев Егор
  7. Хунзи Арина
  8. Кондыгина Юлия

Воспитатель: Кондыгина О.И.

3.5 Список литературы:

  • Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н. В. Нищева. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. – 320 с. – (Библиотека журнала «Дошкольная педагогика»).
  • Открытия дошкольников в стране Наурандии: Практическое руководство/ под науч. ред. И. В. Руденко. – Тольятти, 2015. – 87 с.
  • Шутяева, Е. А. Наураша в стране Наурандии. Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство для педагогов/ Е. А. Шутяева. – М.: издательство «Ювента», 2015. – 76 с.: ил.
  • «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста» Г.П.Тугушева, А.Е.Чистякова – Санкт-Петербург 2008 г.
  • Н.М.Зубкова «Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет» - Санкт-Петербург 2007 г.

Использованные интернет-ресурсы

  • http://org.naurasha.ru/ - описание лаборатории «Наураша в стране Наурандии»;
  • http://nsportal.ru/ - опыт работы, методическая разработка по окружающему миру по теме: «Наураша в стране Наурандии»;
  • https://infourok.ru/ - презентация «Детская цифровая лаборатория Наураша»;
  • kolosok.vagayobr.ru - буклет «Наураша в стране Наурандии»

Комплексно - тематическое планирование

Тема

Задачи

Оборудование

Дата проведения

1.

Введение в программу.

1. Знакомство с программой, оборудованием, главным героем – мальчиком Наурашей.

2. Познакомить детей с понятиями «учёный», «лаборатория», «опыт», «эксперимент», «исследование».

Ноутбук, проектор, цифровая лаборатория.

Октябрь

2.

«Температура. Градус. Термометр».

1.Закреплять представление детей о термометрах, их назначении, строении.

2.Познакомить с понятием «температура», «градус, «ноль градусов».

Градусники.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру тела, воздуха в помещении и за окном.

3.

«Кипение и замерзание воды».

Подвести детей к пониманию, что разные объекты имеют разную температуру, которая может меняться в зависимости от разных условий.

Градусники, горячая и холодная вода, лед.

Опыт с использованием научной лаборатории «Наураша»: измерить температуру холодной горячей воды, льда, эксперимент со свечой.

4.

«Измерения температуры различных предметов».

Научить определять температурные качества веществ и предметов.

Вода горячая и холодная, градусник, датчик, лампа, картинки с изображением животных.

5.

«Что такое свет».

Опираясь на уже известные ребенку понятия «светло» и «темно» познакомить с понятием освещенность (сравнивать освещенность различных объектов).

2 разных фонарика, свеча, экран компьютера, красители.

Опыт с красителем с использованием цифровой лаборатории «Наураша»: измерить силу света фонариков, освещенности в комнате.

Ноябрь

6.

«Влияние света на жизнь растений».

Объяснить, как освещенность влияет на жизнь растений и других живых организмов; влияет ли плохая освещенность на жизнь человека.

Фонарик, настольная лампа, экспериментальный набор для измерения света, белый глянцевый лист, цветной лист.

Опыт с отражателем. Использование цифровой лаборатории «Наураша».

7.

«Прохождение света через объекты».

Расширить знания детей о прозрачности, способности материала пропускать сквозь себя свет.

Фонарик, светофильтры разных цветов, полиэтиленовый пакет, оргстекло, стекло, прозрачные кристаллы.

Опыт с фильтрами. Использование цифровой лаборатории «Наураша».

8.

«Глаза человека. Мы видим благодаря свету».

1. Дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека.

2.Познакомить детей со строением глаза.

Кукла, фотоаппарат, иллюстрации.

9.

Знакомство с

понятием

«электричество».

Опыт «Электрическое яблоко».

1.Познакомить с понятием «электричество». 2.Формировать представление о возможностях использования электричества человеком.

3.Обобщать знания детей об электрических приборах и их использовании человеком.

Часы, батарейка; воздушные шары; лоскуты шерстяной ткани, пустые шариковые ручки, фигурки бабочек из бумаги; емкость с пенопластом, пластик.

10.

«Откуда ток в батарейке».

1. Дать детям общее представление об электричестве.

2. Познакомить с правилами безопасности при работе с электричеством.

3. Рассказать об утилизации батареек.

Лимон, яблоко (кислого сорта), электроприборы из цинка и меди. 3 батарейки хороших,1 плохая.

Опыт: «Электрояблоко. Электролимон». Использование цифровой лаборатории «Наураша».

Декабрь

11.

«Почему горит лампочка».

Обратить внимание детей на то, что не во всех лампах светится нить накаливания, например, в лампах дневного света, энергосберегающих и других.

Соленая вода, стаканчики для опыта.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: «Водное электричество».

12.

«Что такое звук, громкость?». Измерение звука при игре на ксилофоне, флейте».

1. Дать детям представление о звуке, как физическом явлении.

2. Выявить особенности передачи звука на расстоянии, причины происхождения высоких и низких звуков, разного восприятия звуков человеком и животными.

4 пластиковых шарика, верёвка, струна, пластмассовые расчёски с разной частотой и размером зубьев, таз с водой, камешки, бумага очень тонкая и бумага очень плотная.

13.

«Музыкальная лаборатория».

1. Закрепить понятия ученый, лаборатория, наука.

2. Познакомить с понятием композитор.

Детская гитара, линейки, стаканы: пластмассовый, деревянный, стеклянный, металлический, карандаши,

стеклянные сосуды, вода, палочки.

14.

«Почему в космосе нет звука. Исследование голоса взрослого, ребёнка».

1. Сформировать представления о характеристиках звуков - громкости, тембре, высоте.

2. Развивать слуховое внимание, умение сравнивать и различать звуки.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша»: модуль – лаборатория «Звук».

Январь

Февраль

15.

«Исследование шума за окном. Игровые измерения «Создаём громкий и высокий звук».

1. Исследовать шум за окном.

2. Создавать громкий и высокий звук, громкий и низкий звук, тихий и низкий звук, тихий и высокий звук.

Детская цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандии»: модуль – лаборатория «Звук».

16.

«Что такое кислотность. Как мы чувствуем вкус».

1.Познакомить с понятием «кислотность». 2.Научить измерять кислотность разных продуктов, с их полезными и вредными свойствами.

Иллюстрации, контейнеры по 2 шт., на каждую пару детей (с лимонным соком и пищевой содой), одноразовые ложки (маленькие) на каждого ребёнка; стакан с чистой водой на каждую пару детей, зубочистки или шпажки, тарелки с нарезанными яблоком, лимоном и апельсином,

влажные салфетки.

17.

«Кислотность.

Опыты с газировкой, апельсиновым, яблочным, виноградным, лимонным соком. Кислота в желудке».

1. Закрепить знания детей об органах чувств.

2. Развивать вкусовое восприятие.

3. Закреплять умение работать в команде.

Соки апельсиновый, яблочный; питьевая сода, лимонная кислота, вода, стаканы, газированная вода. Опыт с использованием цифровой лабораторией «Наураша».

18.

«Волшебница сода. Опыты на снижение кислотности».

1. Проводить эксперименты с содой.

2. Рассказывать о том, что при добавлении соды в напитки, кислотность снижается.

Опыт с использованием цифровой лабораторией «Наураша».

19.

«Создай свой вкус. Экспериментирование с созданием кислых, менее кислых, некислых напитков».

1. Проводить эксперименты с разбавлением напитков водой.

2. Проводить эксперименты по созданию очень кислого, кислого, не кислого вкуса.

Опыт с использованием цифровой лаборатории «Наураша».

20.

«Магнит. Полюсы магнита».

1. Познакомить детей с понятием «магнитное поле», «магнитные полюсы».

2. Учить измерять поле различных магнитов.

Различные бытовые магниты, пластмассовая или мягкая игрушка.

Опыты с использованием научной лаборатории «Наураша». «Кольцевой магнит. Плоский магнит. Поле на разных полюсах магнита».

21.

«Земля — это магнит».

1.Познакомить детей с понятием «магнитное поле Земли».

2.Расширить знания о работе компаса, о южном и северном полюсах земли.

Компас, глобус, плоские магниты, пористый коврик.

Исследование немагнитного предмета. Сравнение двух магнитов.

Март

22.

«Остаточный магнетизм».

1.Познакомить детей с понятием «магнитные и не магнитные материалы». 2.Способствовать развитию интереса детей к экспериментам и исследованиям.

Отвертка, винтики, набор для исследований «Наураша».

Опыт: «Магнитная левитация», опыт с экранированием.

23.

«Когда сердце бьется чаще».

1. Учить измерять пульс человека.

2. Формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни.

Рисунок строения сердца, набор для исследований «Наураша».

Опыт с использованием научной лаборатории: «Пульс и упражнения».

24.

«Человек. Пульс».

1. Обогащать и уточнять представление детей об устройстве и функционировании человеческого организма.

2. Знакомить детей с органами кровообращения.

Фонендоскоп, набор для исследований «Наураша».

25.

«Что такое сила?

Познакомить детей с понятием силы как физической величины, учить измерять и сравнивать силу с помощью прибора.

Резиновая груша, воздушные шарики.

Опыт с использованием научной лаборатории «Наураша»: «Измерение силы, удара».

Апрель

26.

Что такое вес?».

1. Познакомить детей с понятием «вес предмета».

2.Способствовать развитию интереса детей к исследованиям.

Безмен.

Опыт с использованием научной лаборатории «Наураша».

27.

Игровые измерения по желанию детей.

Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

28.

Игровые измерения по желанию детей.

Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

29.

Игровые измерения по желанию детей.

Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

Май

30.

Игровые измерения по желанию детей.

Закрепить ранее изученные темы.

Научная лаборатория «Наураша».

31.

Диагностика.

Наблюдение за познавательной активностью воспитанников во время совместной деятельности.

32.

Диагностика.

Наблюдение за познавательной активностью воспитанников во время совместной деятельности.

Перспективно – тематическое планирование работы по программе «Наураша»

Месяц

1 половина месяца

2 половина месяца

Сентябрь

 

Знакомство с Наурашей и его лабораторией

Октябрь

Лаборатория «Звук»
«В гостях у Феи Громкости»
Воспитатель сообщает, что сегодня она превращается в Фею Громкости и предлагает детям отправиться в ее страну и научиться управлять громкостью своего голоса. Проводятся игры «Волшебный бубен» (по сигналу бубна  дети двигаются и шумят или останавливаются и замолкают), «Рука-громкоговоритель» (дети произносят заданный звук, воспитатель ладонью управляет  громкостью звука). Затем воспитатель предлагает с помощью лаборатории измерить громкость голоса детей, чтобы проверить, научились ли они.
Цель: Дать первичное представление о звуке.
Опыт: «Что такое громкость?» (стр. 54)*
«Кто громче крикнет?»
«Кто тише прошепчет?» (стр. 57) *

Лаборатория «Кислотность»
«Овощи и фрукты — полезные продукты»
Предварительное задание: дома узнать у членов семьи их любимое лакомство. Игра «Угадай на вкус с закрытыми глазами». Выясняется, что было самое вкусное, что продукты имеют разный вкус, что разные люди предпочитают разный вкус. Проводится интерактивная игра «Угадай, какой вкус». Воспитатель сообщает, что у Наураши есть специальный прибор, который может определить насколько продукт кислый, и предлагает поиграть.
Цель: Рассказать об языке, как об органе, который чувствует вкус»
Задания на измерения кислотности лимонного сока и воды. (стр.35) *

Ноябрь

Лаборатория «Звук»
«Как придумали музыку?»
Взрослый  предлагает обратиться к энциклопедии, чтобы узнать, как возникла музыка в древности, а затем выяснить, почему предмет начинает звучать, для этого провести  опыты: с линейкой (рассматривают, выясняют, может ли она издавать звук, прижимают один конец к столу и дергают за свободный, выясняют, что линейка звучит, когда дрожит, колеблется, останавливают колебания рукой и уточняют, что одновременно прекращается звук), со струной (рассматривают натянутую леску, выясняют, как заставить ее звучать). Дети под руководством воспитателя делают вывод, что звучит только то, что колеблется, дрожит.
Лаборатория «Звук» Почему одни звуки высокие, а другие низкие (стр. 55) *
Цель: Дать представление о том, что разные музыкальные инструменты издают разные звуки, в том числе и по громкости (высокий-низкие, тихие-громкие)

Лаборатория «Свет»
«Почему ночью почти ничего не видно?»
Воспитатель предлагает детям по очереди посмотреть в коробку через отверстие и сказать, что там. Затем посветить в коробку фонариком и посмотреть еще раз. Что помогло увидеть содержимое коробки? Откуда берется свет? Когда светло? Когда темно? Детям предлагается рассмотреть слайд и назвать, какие из предметов, дающих свет, сделаны человеком. Игра с Наурашей- измерение освещенности в группе.
Цель: Измерение освещенности в группе с включенным и выключенным светом (стр. 25) *

Декабрь

Лаборатория «Пульс»
«Наше сердце с кулачок»
Воспитатель показывает детям фонендоскоп, выясняет, знают ли дети что это такое, что слушает доктор, рассказывает, что  с помощью этого прибора можно послушать, как бьется сердце человека. В детской энциклопедии находят и читают статью про сердце. Воспитатель предлагает послушать пульс с помощью фонендоскопа и лаборатории.
Цель: познакомить детей с понятием «пульс», показать как можно его измерить
Опыт: Знакомство с пульсом, измерение частоты сердцебиения» (стр. 46) *

Лаборатория «Пульс»
«О чем может рассказать пульс?»
Одному ребенку измеряют пульс, отправляют в другое помещение с «тайным заданием» (физические упражнения), затем измеряют пульс повторно, наблюдают за изменениями. Дети строят предположения, какое было задание. Затем задание могут повторить все.
Цель: показать детям как разнообразные нагрузки влияют на частоту сердцебиения и как тренировать сердце, чтобы быть выносливым
Опыт: пульсоупражнения (стр. 47) *

Январь

Лаборатория «Температура»
«Почему, когда лед тает, всегда получается вода?»
Воспитатель предлагает детям поставить воду в морозилку, спрашивает, знают ли они, что произойдет. На следующий день из холодильника достают лед, рассматривают, наблюдают, что происходит, если подержать в руках, положить на батарею. Делают вывод, что лед-это замерзшая вода. Воспитатель предлагает сравнить температуру льда и теплой воды сначала термометром, затем- датчиками лаборатории. В заключение проводится интерактивная игра «Горячее-холодное»
Цель: учить сравнивать температуру льда и тепловой воды
Опыт: Сравнение температур льда и теплой воды (стр. 21) *

Лаборатория «Температура»
«Как градусник рассказывает, что человек заболел?»
Детям предлагается рассмотреть разные виды термометров, выбрать тот, которым измеряют температуру во время болезни. Из детской энциклопедии узнают, что нормальная температура человека должна быть меньше 37. Воспитатель предлагает детям в парах измерить свою температуру- градусником и в помощью лаборатории.
 
Цель: Познакомить детей с температурой тела человека
Опыт «Измерить температуру своего тела» (стр.20) *
 

Февраль

Лаборатория «Сила»
«Откуда берется сила?»
Цель: показать, как можно измерить силу
Воспитатель предлагает детям подумать, откуда берется сила (занятия физкультурой, правильное питание). Затем просит детей прокатить машинки, одному ребенку надо толкнуть машинку сильно, а другому слабо, затем наоборот. Дети наблюдают за движением машинок, делают с помощью взрослого вывод, чем больше приложена сила, тем быстрее и дальше катится машинка. Один и тот же человек может приложить силу больше или меньше.
Цель: показать, как можно измерить силу
Опыт: измерить силу удара (стр.50) *
измерить силу пальцев (стр.50) *

Лаборатория «Температура»
«Какой Осень для Зимы подарок приготовила?»
Воспитатель показывает детям кубики льда с красными бусинами внутри, читает письмо от Осени (Осень хотела приготовить для Зимы подарок- бусы из рябины. Зима не поняла, что это подарок для нее, и заморозила бусинки. Теперь она просит детей помочь ей.) Дети под руководством воспитателя выдвигают гипотезы, как разморозить бусы.  Один из способов- разморозить лед в горячей воде. В ходе эксперимента подключается лаборатория, измеряется температура воды в начале и в конце, когда лед растаял. Воспитатель уточняет, что достать бусины возможным стало, когда вода стала теплой, комфортной, т.к. лед ее охладил.
Цель: познакомить с понятием «комфортная температура»
Опыт: сделай похолодней (стр.22)

Март

Лаборатория «Электричество»
«Почему не работает робот?»
Воспитатель спрашивает детей, что общего между предметами (электрочайник, компьютер, новогодняя гирлянда- все работают от электричества, включаются в розетку, в которой живет электричество). Воспитатель рассказывает, что такие предметы называются электроприборы, электричество к ним поступает по проводам, знакомит с правилами безопасности при обращении с электричеством. Затем показывает детям игрушечного робота, работающего на батарейке, рассказывает, что он не включается, просит рассказать, что они об этом думают. Выслушав ответы детей, достает из робота батарейку, уточняет, что дети знают об этом предмете (что в ней накоплено электричество, но оно может закончиться). Предлагает проверить батарейку в лаборатории.
Цель: рассказать об электричестве, о правилах безопасности при работе с ним.
Опыт: хорошая и плохая батарейка (стр.32) *

Лаборатория «Свет»
«Когда мешает солнышко, или зачем нам жалюзи?» 
Детям загадываются загадки про луну и звезды. Проводится беседа о времени суток «ночь». Просмотр презентации «Здоровый сон». Воспитатель обращает внимание детей на то, что для них также важен сон в тихий час, и что перед сном   необходимо закрыть жалюзи, чтобы стало потемнее, лучше засыпалось и солнышко не мешало, а после сна жалюзи надо открыть. Предлагается проверить в лаборатории, помогают ли жалюзи уменьшить освещенность группы.
Цель: показать зависимость освещенность в помещении от того, открыты или закрыты жалюзи»
Опыт: измерить силу света в комнате (стр.25) *

Апрель

Лаборатория «Магнитное поле»
«Уберем космический мусор»
Воспитатель обращается к детям с просьбой от лица героя (робота Магнитика) собрать космический магнитящийся мусор.  Дети  под руководством воспитателя вспоминают свойство магнита притягивать металлические предметы. Дети «отправляются на другую планету» (групповая песочница, в которой закопаны различные предметы), с помощью магнитов достают их из песка. Затем им предлагается просеять песок через сито и найти предметы, которые не магнитятся. В лаборатории дети исследуют найденные предметы. В заключение проводится интерактивная игра «Помоги Магнитику»
Цель: познакомить детей с магнитом, его свойствами
Опыт: исследовать немагнитные предметы (стр.41) *

Лаборатория «Магнитное поле»
«Ловись рыбка»
Воспитатель предлагает детям самостоятельно сделать игру «Рыбалка». Дети под руководством воспитателя вспоминают свойство магнита притягивать металлические предметы, обсуждают, из чего можно сделать рыбок (из предложенных материалов выбирают пластиковые папки-карманы, т.к. они не размокнут в воде), как сделать, чтобы «рыбка» ловилась на магнитик удочки (прикрепить скрепку)
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами магнита.
Опыт: исследование предметов (стр.41) *

Май

Лаборатория Сила»
«Идем в гости в медицинский кабинет»
В совместной деятельности «Тонет-не тонет» дети знакомились с весами, когда выдвигали гипотезы и проверяли их. Тогда дети взвешивали разные предметы на игрушечных весах и наблюдали, что большие предметы могут весить меньше, чем маленькие, знакомились с принципом работы весов. Также проводилась игра, в ходе которой дети взвешивали разные предметы, используя вместо мерки камушки- марблс.
------------
Детям сообщают, что они пойдут взвешиваться в медкабинет. Воспитатель предлагает им узнать в лаборатории, что такое вес, и поиграть с Наурашей. А более точный вес дети смогут узнать у медсестры. В группе предлагается интерактивная игра «Что легче»
Цель: познакомить детей с понятием «вес»
Опыт: измерение веса (стр. 50) *

 

 
 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"

Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»

Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Рабочая программа разработана для детей средней  группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Рабочая программа по дополнительному образованию Кружок - «Музыкальная шкатулка». один год (срок реализации программы)

Рабочая программа по дополнительному образованиюКружок -  «Музыкальная шкатулка».один год(срок реализации программы)...

Рабочая программа к дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе художественной направленности «Сказочная лепка»

Пластилинография – это нетрадиционная техника работы с пластилином. Понятие «Пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать. А первая полов...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...