Главные вкладки

    Консультация для воспитателей
    консультация

    Акопян Алина Спартаковна

    Консультация для педагогов

    Тема:

    «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Федеральное государственное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

    «Детский сад общеразвивающего вида «Москва»

    Управления делами Президента РФ

    Консультация для педагогов

    Тема:

    «Коммуникативная компетентность педагогов ДОУ»

    https://avatars.mds.yandex.net/get-zen_doc/3644482/pub_5f9280edd26325382eae33a8_5f928e07b28cf051843a5c20/scale_1200

    Подготовила

     старший воспитатель

     высшей квалификационной категории:

    Акопян А.С.

    Ессентуки, 2021г.

    На современном этапе интерес к проблеме формирования коммуникативной компетентности педагогов не ослабевает. Это связано с тем, что основной составляющей профессиональной компетентности педагога дошкольного образовательного учреждения является коммуникативная компетентность педагога, в том числе и в работе с родителями.

    Педагог в современном детском саду должен быть широко образованной и эрудированной личностью, профессионально компетентным, умеющим найти «ключик» к каждому ребенку, родителю, иметь свою «изюминку» быть интересным для окружающих. Важно, чтобы воспитатель не только владел внедряемыми технологиями, но и был открыт к общению. Построение воспитательно- образовательного процесса в соответствии с новыми ФГОС предполагает изменение практически всей системы деятельности педагога, пересмотр его взглядов на структуру коммуникации с детьми и родителями. Этот процесс требует больших эмоционально-личностных затрат и зачастую вызывает растерянность и неуверенность в своей компетентности у педагогов. Быть компетентным – значит уметь мобилизовать имеющиеся знания, опыт, свое настроение и волю для решения проблемы в конкретных обстоятельствах.
                                                              Виды компетенций

    В научной литературе выделяются следующие виды компетентностей:

    • познавательная;

    • интеллектуальная;

    • информационная;

    • технологическая;

    • культурологическая;

    • психологическая;

    • психолого-педагогическая;

    • профессиональная;

    • социально-психологическая;

    • общекультурная;

    • коммуникативная.

          Коммуникативная компетентность относится к группе ключевых, т. е. имеющих особую значимость в жизни человека, поэтому ее формированию следует уделять пристальное внимание.

         Сочетание терминов «коммуникативная компетентность» впервые было использовано в русле социальной психологии (от лат. Competens – «способный») – способность устанавливать и поддерживать эффективные контакты с другими людьми при наличии внутренних ресурсов (знаний и умений) . 
         К основным качествам, обеспечивающим успех деятельности воспитателя, традиционно относят: интерес к своей профессии, увлеченность, любовь к детям, творческие способности, уравновешенность, требовательность, доброжелательность, наблюдательность.

         Опыт работы показывает, что одной из острых проблем стала проблема общения педагога с родителями и детьми.

          Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с детьми, родителями, коллегами, безусловно, в еще большей степени зависит от умения общаться. При этом ведущая роль в общении принадлежит педагогу, т. к. именно он является профессионалом и официальным представителем образовательного учреждения.

         В педагогической практике общение является важнейшим фактором профессионального успеха.

    Взаимоотношения в системе: «педагог-родитель»

         В настоящее время взаимодействие с родителями воспитанников занимает достойное место в ряду приоритетных направлений воспитательно-образовательного процесса дошкольных учреждений.

       Отсутствие взаимопонимания, различие взглядов на некоторые вопросы воспитания и развития дошкольника – все это ведет к росту недоверия между педагогом и родителем, рассогласовывает их действия, ставит под сомнение возможность партнерства, о необходимости которого мы так много говорим.

        Характер общения педагога с родителями обусловлен следующими составляющими:

    • психолого-педагогической подготовленностью;

    • коммуникативной культурой педагога;

    • личностной психологической готовностью.

         В случае отсутствия хотя бы одной из указанных составляющих педагогическое общение педагога с родителями становится малоэффективным, а диадическое общение и вовсе невозможно наладить.

        Педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

         Да, трудностей в организации общения много: это и непонимание родителями важности режима детского сада, и постоянное нарушение, и отсутствие единства требований в семье и в детском саду. Сложно складывается общение с молодыми родителями, а также с родителями из неблагополучных семей или имеющих проблемы личного характера. Они зачастую относятся к педагогу снисходительно и пренебрежительно, с ними трудно установить контакт, наладить сотрудничество, стать партнерами в общем деле воспитания ребенка.

       И хотя характер общения зависит, прежде всего, от личностных качеств участников, все же практика работы позволяет выделить ряд общих причин, обуславливающих типичные ошибки, которые допускают педагоги:

    -незнание техник общения;

    -жесткие ожидания по отношению к родителям;

    -оценивание родителей;

    -директивная позиция по отношению к родителям;

    -суетливость, состояние истерики, излишняя эмоциональность педагога в ответ на слова и действия родителей;

    -использование стереотипов, установок, затрудняющих общение;

    -приписывание родителям своих представлений и ожиданий (проекция) ;

    -агрессия, напористость;

    -равнодушие, унылость.

    Основными факторами эффективности взаимодействия педагога с родителями являются:

    -повышение авторитета семьи;

    -восприятие ошибок воспитания как возможностей для развития;

    -учет интересов и запросов родителей;

    -единство в подходах к работе с семьями воспитанников;

    -использование широкого спектра методов и форм работы с родителями;

    -установка на работу с родителями как на работу с единомышленниками (вместо установки «родитель – враг, соперник»);

    -доброжелательное отношение к ребенку и родителям (вместо обвиняющей позиции педагога);

    -заинтересованность педагога в решении проблемы ребенка (вместо формального общения, «для галочки»);

    -системный характер работы с родителями (вместо спонтанных, «одноразовых» мероприятий);

    -создание в ДОУ обстановки взаимного доверия.

        При развитии коммуникативной компетентности у воспитателей целесообразна организация методической работы детского сада, в процессе которой будет осуществляться решение профессиональных педагогических задач.

         Реализация такого подхода обеспечивается следующими условиями: включение в содержание методических мероприятий проблемного контекста, создание эмоционально-целостного фона, вариативное использование форм сотрудничества, актуализация субъектного опыта в сфере коммуникации и расширение субъективных функций специалистов сферы дошкольного образования. 
       Кроме того, необходимо ввести в содержание запланированных мероприятий информацию о значимости эффективной коммуникации в педагогической деятельности, об основных предпосылках формирования коммуникативных умений и знаний у детей дошкольного возраста, о взаимозависимости коммуникативной компетентности воспитателя и коммуникативной компетентности воспитанников. 

         Формирование у педагогов смыслообразующих мотивов и ценностных ориентаций на эффективную коммуникацию осуществляется посредством организации бесед, диспутов, дискуссий, наблюдений за коммуникативным поведением коллег при воздействии с детьми, их родителями, администрацией дошкольного учреждения, составление и решение на их основе проблемных ситуаций и задач коммуникативного характера, анализ собственных коммуникативных способностей. 

    Алгоритм принятия родителя:

    1. Сдержать свои отрицательные эмоции, снять раздражение через осознание положительных качеств и черт родителя.

    2. Реагировать не на сами поступки, которые раздражают, а на мотивы, побуждающие родителя так действовать: осознание мотивов помогает снять раздражение.

    3. На этой основе принять родителя таким, какой он есть.

    4. Попытаться изменить отношение к родителю или же его мотивацию.

    Итог:

    Упражнение «Спокойствие, только спокойствие!»

     Эти слова говорил Карлсон Малышу. Спокойствие и терпение – основные моменты в безоценочном общении и принятии человека таким, какой он есть. Выделив родителей, к которым у вас больше всего претензий, пересмотрите свое отношение, используя алгоритм принятия (раздаточный материал). Безусловно, чтобы найти контакт с неприятным для вас родителем, необходимо подключить весь свой опыт, а так же учесть свои личные особенности, которые помогают продуктивному общению или, напротив, препятствуют ему.

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

    Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

    Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

    Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

    Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

    Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

    Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

    Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...