Кружок " Акварелька" в средней группе.
рабочая программа (средняя группа)

Подгорная Инна Александровна

Программа дополнительного образования  детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Поповский детский сад «Истоки»

                                                                                                                                         

                                                                                                                           

                                                                                                 

 Программа дополнительного образования детей дошкольного возраста

Кружок «Акварелька»

                                                                                                                                          Программа  составлена   на основе Программы художественного 

                                                                                                                                          воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А.

                                                                                                                              «Цветные ладошки»

Оглавление

1.        Целевой раздел.        4

1.1. Цель и задачи Программы        5

1.3        Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.        10

1.4        Планируемые результаты освоения Программы        10

1.5 Оценивание качества образования.        11

2.        Содержательный раздел.        11

2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие».        11

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности.        16

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.        17

2.4 Календарно-тематическое планирование НОД (рисование)        18

2.4 Работа с семьями воспитанников.        38

3.Организационный раздел.        38

3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.        38

3.2 Обеспеченность учебно-методическими материалами.        40

3.3 Организация образовательной деятельности.        40

3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды        41

Приложение        44

        

Целевой раздел.

Пояснительная записка.

Программа составлена с использованием парциальной Программы  художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А «Цветные ладошки», с учетом основной образовательной программы муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада «Берёзка».

 В современной эстетико-педагогической литературе сущность художественного воспитания понимается как формирование эстетического отношения посредством развития умения понимать и создавать художественные образы.

Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетических знаний. Эстетическое отношение может быть сформировано только в установке на восприятие художественных образов и выразительность явлений.

В эстетическом развитии детей центральной является способность к восприятию художественного произведения и самостоятельному созданию выразительного образа, который отличается оригинальностью (субъективной новизной), вариативностью, гибкостью, подвижностью... Эти показатели относятся как к конечному продукту, так и к характеру процесса деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и возрастных возможностей детей.

 .

1.1. Цель и задачи Программы

Цель программы - формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно-творческих способностей в изобразительной деятельности.

Задачи  художественно-творческого развития детей:

► Формировать способы зрительного и тактильного обследования различных объектов для обогащения и уточнения восприятия особенностей их формы, пропорций, цвета, фактуры.

► Знакомить детей с народной игрушкой (филимоновской, дымковской, семёновской, богородской) для обогащения зрительных впечатлений и показа условно-обобщённой трактовки художественных образов. Проводить мини-спектакли с участием народных игрушек для создания у детей праздничного настроения во время встреч с произведениями народных мастеров.

► Учить детей находить связь между предметами и явлениями окружающего мира и их изображениями в рисунке, лепке, аппликации. Учить «входить в образ».

► Знакомить с книжной графикой на примере творчества известных мастеров детской книги - Васнецова Ю., Дубинчик Т., Елисеева А., Конашевича В., Лебедева В., Рачева Е., Репкина П.

► Организовывать наблюдения в природе для уточнения представлений детей о внешнем виде растений и животных, а также для обогащения и уточнения зрительных впечатлений («Золотой листопад», «Листочки танцуют», «Снежные дорожки», «Пушистые облака», «Тяжёлые тучи», «Весёлый дождик», «Грустный дождь», «Кошка умывается», «Воробьи купаются в лужах» и т.д.).

► Учить детей видеть цельный художественный образ в единстве изобразительно-выразительных средств колористической, композиционной и смысловой трактовки (обучение анализу не должно опережать формирование умения воспринимать художевенный объект нерасчленённо, в гармоничном единстве всех составляющих компонентов).

 ► Создавать условия для самостоятельного освоения детьми способов и приёмов изображения знакомых предметов на основе доступных средств художественно-образной выразительности (цвет, пятно, линия, форма, ритм, динамика) в их единстве.

 

► переводить детей от рисования-подражания к самостоятельному творчеству.

1.2. Принципы и подходы построения и реализации Программы

Общепедагогические     принципы, обусловленные единством учебно-воспитательного пространства ГОУ:

► принцип культуросообразности: построение и/или корректировка универсального эстетического содержания программы с учётом региональных культурных традиций;

► принцип сезонности: построение и/или корректировка познавательного содержания программы с учётом природных и климатических особенностей данной местности в данный момент времени;

► принцип систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач эстетического воспитания и развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далёкому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;

► принцип цикличности: построение и/или корректировка содержания программы с постепенным усложнение и расширением от возраста к возрасту;

► принцип оптимизации и гуманизации учебно-воспитательного процесса;

► принцип развивающего характера художественного образования;

 

Специфические принципы, обусловленные особенностями художественно-эстетической деятельности:

 ► принцип эстетизации предметно-развивающей среды и быта в целом;

 ► принцип культурного обогащения (амплификации) содержания изобразительной деятельности, в соответствии с особенностями познавательного развития детей разных возрастов;

 

► принцип взаимосвязи обобщённых представлений и обобщённых способов действий, направленных на создание выразительного художественного образа;

► принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, чувствования и деяния, сохранение непосредственности эстетических реакций, эмоциональной открытости).

В программе художественного воспитания дошкольников «Цветные ладошки» сформулированы педагогические условия, необходимые для эффективного художественного развития детей дошкольного возраста, а именно:

1) формирование эстетического отношения и художественных способностей в активной творческой деятельности детей;

2) создание развивающей среды для занятий по рисованию, лепке, аппликации, художественному труду и самостоятельного детского творчества;

3) ознакомление детей с основами изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства в среде музея и дошкольного образовательного учреждения.

Эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру являет собой целую систему его индивидуальных, избирательных связей с эстетическими качествами предметов и явлений действительности. В эстетическое отношение ребёнка входит его эмоциональный отклик на прекрасное (красивое, привлекательное), добрые чувства, его творческая деятельность, посильное стремление к преобразованию окружающего по законам красоты, а также к оценке красивых, гармоничных сочетаний красок, звуков, рифм и т.д. Эстетический компонент оказывает существенное влияние на установление ведущих звеньев структуры личности в целом.

 .

Модель  эстетического  отношения включает три ведущих компонента, каждый из которых, в свою очередь, является многосторонним явлением.

1. Способность эмоционального переживания.

Ребёнок не только видит, но и ощущает, чувствует художественный образ, являясь как бы соучастником событий и явлений, передаваемых художественным произведением. Эмпатия и эмоциональное переживание возникают и проявляются в меру возрастных и индивидуальных возможностей детей, они же способствуют развитию мотивационной установки на активное участие в художественной деятельности. Эмоционально-эстетическое переживание возникает на основе специфики воздействия искусства в разных его проявлениях. Сначала это ориентировочное действие, затем возникновение интересов и предпочтений, на основе которых формируется нравственно-эстетическая направленность.

2.Способность к активному усвоению художественного опыта (эстетической апперцепции), к самостоятельной творческой деятельности, к саморазвитию и экспериментированию (поисковым действиям). Общеизвестно, что художественный опыт передаётся ребёнку в различных направлениях и видах творческой деятельности. Ребёнок приобретает основы знаний и представлений о различных видах искусства, начинает осваивать их «язык» - изобразительно-выразительные средства. На этой основе у ребёнка формируются  

3. Специфические художественные и творческие способности (восприятие, исполнительство и творчество).

В эстетическом воспитании ведущая деятельность детей - художественная. Развивающий характер эстетического воспитания состоится при условии овладения детьми обобщёнными (типичными) и самостоятельными способами художественной деятельности, необходимыми и достаточными во всех видах художественной деятельности.

  1. Значимые характеристики для разработки и реализации Программы.

  Мы сделали вывод, что большинство детей любят рисовать, раскрашивать картинки. На родительском собрании приоритетным пожеланием родителей было, уделять больше внимания детей на творческое развитие. В связи с этим было решено выбрать художественно-эстетическое  направление в работе с детьми и разработать программу по рисованию с целью углубления знаний и умений детей применять в рисовании нетрадиционные техники.

За основу была взята программа художественного  воспитания, обучения и развития детей  2-7  лет  Лыковой  И.А.) В данной Программе новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей не повторяющиеся задания, живость и непосредственность восприятия и деятельность. Программа позволяет незаметно осваивать секреты художественного мастерства не по схеме «взрослый учит - ребенок учится», а в интересной, увлекательной общей деятельности. Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

  1. Планируемые результаты освоения Программы

К четырём годам

К пяти годам

К шести годам

На этапе завершения дошкольного образования

Изображает отдельные предметы, простые по композиции и незамысловатые по содержанию сюжеты. Подбирает цвета, соответствующие изображаемым предметам. Правильно пользуется карандашами, фломастерами, кистью и красками.

Изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Передаёт несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Выделяет выразительные средства дымковской и филимоновской игрушки. Украшает силуэты игрушек элементами дымковской и филимоновской росписи 

Создаёт изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.

Использует разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.

Использует различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.

Выполняет узоры по мотивам народного декаративно-прикладного искусства.

Ребенок обладает развитым воображением, различает виды изобразительного искусства. Называет основные выразительные средства произведений искусства

1.5 Оценивание качества образования.

В соответствии с пунктом 3.2.3. ФГОС ДО, а также комментарием Минобрнауки РФ к ФГОС ДО в рамках реализации образовательной  программы педагоги учреждения обязаны анализировать  индивидуальное развитие воспитанников в форме педагогической диагностики для:  

Индивидуализации образования, которая предполагает поддержку ребенка, построении его индивидуальной траектории, а также включающая при необходимости коррекцию развития воспитанников в условиях профессиональной компетенции педагогов;

Оптимизация работы с группой детей.

 

  1. Содержательный раздел.

2.1Описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательной  области «Художественно – эстетическое развитие».

Содержание психолого-педагогической работы с детьми дошкольного возраста по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование).

Младшая группа (3-4 года)

Предлагать детям передавать в рисунках красоту окружающих предметов и природы (голубое небо с белыми облаками; кружащиеся на ветру и падающие на землю разноцветные листья; снежинки и т. п.). Продолжать учить правильно держать карандаш, фломастер, кисть, не напрягая мышц и не сжимая сильно пальцы; добиваться свободного движения руки с карандашом и кистью во время рисования. Учить набирать краску на кисть: аккуратно обмакивать ее всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса, хорошо промывать кисть, прежде чем набрать краску другого цвета. Приучать осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку

Средняя группа (4-5 лет)

Продолжать формировать у детей умение рисовать отдельные предметы и создавать сюжетные композиции, повторяя изображение одних и тех же предметов (неваляшки гуляют, деревья на нашем участке зимой, цыплята гуляют по травке) и добавляя к ним другие (солнышко, падающий снег и т. д.). Формировать и закреплять представления о форме предметов (круглая, овальная, квадратная, прямоугольная, треугольная), величине, расположении частей. Помогать детям при передаче сюжета располагать изображения на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами. Направлять внимание детей на передачу соотношения предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста .

Декоративное рисование. Продолжать формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использовать дымковские и филимоновские изделия для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги). Познакомить детей с городецкими изделиями. Учить выделять элементы городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть и называть цвета, используемые в росписи.

Старшая группа (5-6 лет)

Предметное рисование. Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, объектов, персонажей сказок, литературных произведений. Обращать внимание детей на отличия предметов по форме, величине, пропорциям частей; побуждать их передавать эти отличия в рисунках. Учить передавать положение предметов в пространстве на листе бумаги, обращать внимание детей на то, что предметы могут по-разному располагаться на плоскости (стоять, лежать, менять положение: живые существа могут двигаться, менять позы, дерево в ветреный день — наклоняться и т. д.).   Учить располагать на рисунке предметы так, чтобы они загораживали друг друга (растущие перед домом деревья и частично его загораживающие и т. п.).

Декоративное рисование. Продолжать знакомить детей с изделиями народных промыслов, закреплять и углублять знания о дымковской и филимоновской игрушках и их росписи; предлагать создавать изображения по мотивам народной декоративной росписи, знакомить с ее цветовым строем и элементами композиции, добиваться большего разнообразия используемых элементов. Продолжать знакомить с городецкой росписью, ее цветовым решением, спецификой создания декоративных цветов (как правило, не чистых тонов, а оттенков), учить использовать для украшения оживки. Познакомить с росписью Полхов-Майдана. Включать городецкую и полхов-майданскую роспись в творческую работу детей, помогать осваивать специфику этих видов росписи. Знакомить с региональным (местным) декоративным искусством. Учить составлять узоры по мотивам городецкой, полхов-майданской, гжельской росписи: знакомить с характерными элементами (бутоны, цветы, листья, травка, усики, завитки, оживки). Учить создавать узоры на листах в форме народного изделия (поднос, солонка, чашка, розетка и др .

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Предметное рисование. Совершенствовать умение изображать предметы по памяти и с натуры; развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Совершенствовать технику изображения. Продолжать развивать свободу и одновременно точность движений руки под контролем зрения, их плавность, ритмичность. Расширять набор материалов, которые дети могут использовать в рисовании (гуашь, акварель, сухая и жирная пастель, сангина, угольный карандаш, гелевая ручка и др.). Предлагать соединять в одном рисунке разные материалы для создания выразительного образа. Учить новым способам работы с уже знакомыми материалами (например, рисовать акварелью по сырому слою); разным способам создания фона для изображаемой картины: при рисовании акварелью и гуашью — до создания основного изображения; при рисовании пастелью и цветными карандашами фон может быть подготовлен как в начале, так и по завершении основного изображения. Продолжать формировать умение свободно владеть карандашом при выполнении линейного рисунка, учить плавным поворотам руки при рисовании округлых линий, завитков в разном направлении (от веточки и от конца завитка к веточке, вертикально и горизонтально), учить осуществлять движение всей рукой при рисовании длинных линий, крупных форм, одними пальцами — при рисовании небольших форм и мелких деталей, коротких линий, штрихов, травки (хохлома), оживок (городец) и др Сюжетное рисование. Продолжать учить детей размещать изображения на листе в соответствии с их реальным расположением (ближе или дальше от рисующего; ближе к нижнему краю листа — передний план или дальше от него — задний план); передавать различия в величине изображаемых предметов (дерево высокое, цветок ниже дерева; воробышек маленький, ворона большая и т. п.).  

Декоративное рисование. Продолжать развивать декоративное творчество детей; умение создавать узоры по мотивам народных росписей, уже знакомых детям и новых (городецкая, гжельская, хохломская, жостовская, мезенская роспись и др.). Учить детей выделять и передавать цветовую гамму народного декоративного искусства определенного вида. Закреплять умение создавать композиции на листах бумаги разной формы, силуэтах предметов и игрушек; расписывать вылепленные детьми игрушки. Закреплять умение при составлении декоративной композиции на основе того или иного вида народного искусства использовать xapaктерные для него элементы узора и цветовую гамму.

2.2. Вариативные формы, способы, методы реализации Программы в образовательной деятельности.

 ► метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;

► метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной   отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;

► метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);

► метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);

► метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный на формирование эстетического вкуса;

► метод разнообразной художественной практики;

  •  
  • познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними);
  • восприятие художественной литературы и фольклора;
  • самообслуживание и элементарный бытовой труд;
  • конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал;
  • изобразительная (рисование);
  • музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
  • двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

 

2.3. Способы и направления поддержки детской инициативы.

Способы поддержки детской инициативы

  • создание условий для разнообразной самостоятельной творческой деятельности
  • поощрение – одобрение, похвала,
  •  награждение подарком,
  • эмоциональная поддержка, проявление особого доверия, восхищения,
  • повышенного внимания и заботы;
  • наказание – замечание,
  • предупреждение, порицание,
  • индивидуальный разговор,
  • временное ограничение определённых прав или развлечений;
  • образовательная ситуация;
  • игры;
  • соревнования; состязания;
  • выставки детских работ;
  • участие в конкурсах
  • привлечение детей к украшению группы к различным мероприятиям

2.4 Календарно-тематическое планирование

Младшая группа 3-4 года.

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Мой весёлый, звонкий мяч»


«Разноцветные шарики»

 

«Яблоко с листочком и червячком»

«Ягодка за ягодкой (на кустиках)»

Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры.

Рисование овальных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. Дополнение изображения карандашными рисунками (ниточки на шариках).

Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы.

Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок -ватными палочками.

Октябрь

«Падают, падают листья»

«Грибы на пенёчке»


«Выросла репка большая-пребольшая»

«Мышка-норушка»

Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым

Создание коллективной композиции из грибов. Рисование грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, травка).

Создание сказочной композиции, рисование репки и домика .

Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание сказочного образа.

Ноябрь

«Град, град!»

«Светлячок» по мотивам стихотворения В. Шипуновой.

«Сороконожка в магазине»

«Полосатые полотенца для лесных зверушек»

Изображение тучи и града ватными палочками

с изменением частоты размещения пятен

(пятнышки на туче близко друг к другу, град на

небе - более редко, с просветами.

Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чѐрного или тѐмно-синего цвета. Развитие воображения

Рисование сложных по форме изображений на

основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образа.

Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий)

Декабрь

«Вьюга-завируха»

 

 

 

«Серпантин»

 

 

 

 

«Праздничная ёлочка»

 

 

«Волшебные снежинки»

 

Рисование хаотичных узоров в технике по-мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого опенка.

Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы.

Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета.

Рисование шестилучевых снежинок из трёх линий с учётом исходной формы (круг, шестигранник), дорисовывание узоров фломастерами или красками (по выбору детей).

Январь

Февраль

«Бублики-баранки»

 

 

«Катится колобок по дорожке»

 

 

 

 

«Снеговик-великан»

 

«В некотором царстве»

«Робин Красношейка»

«Большая стирка» (платочки и полотенца)

«Мойдодыр»

Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Самостоятельный выбор кисти: с широким ворсом - для рисования баранок, с узким ворсом -для рисования бубликов.

Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки -на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет.

Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики.

Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы,образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие

воображения.

Создание образа лесенки: наклеивание готовых форм – бумажных полосок.  Дорисовывание сюжета по своему замыслу.

Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (бельё сушится на верёвочке.

Создание весёлых композиций: рисование готовых фигурок на цветной фон, рисование на них «грязных» пятен, дорисовка «ёмкостей» для купания (тазик, ванночка, лужа, ручей)

Март

«Цветок для мамочки»

 

«Сосульки»

 

 «Неваляшка танцует»

 

 «Солнышко,солнышко,

Раскидай колечки!»

Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги.

Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию

Изображение неваляшки в движении (в наклонном положении). Сочетание материалов и способов создания образа. Развитие чувства формы и ритма

Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка

Апрель

«Ручеёк и кораблик»

 

«Почки и листочки»

 «Божья коровка»

 

 «Флажки»

Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции.

   Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и листочками.

   Рисование выразительного, эмоционального образа жука «солнышко» (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы.

    Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета.

Май

«Филимоновские игрушки»

 

 

 «Цыплята и одуванчики»

Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса.

   Создание монохромной композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, тряпочкой). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. Воспитание интереса к природе и отражению представлений (впетчатлений) в доступной изобразительной деятельности

 Средней группе (4-5 лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлые картинки»

 

 «В лесу»

 «Цветочная клумба»

 

 

 «Весёлый поезд»

Определение замысла в соответствии с назначением рисунка (картинка для шкафчика). Самостоятельное творчество - рисование предметных картинок и оформление рамочками

    Рисование простых сюжетов по замыслу. Выявление уровня развития графических умений и композиционных способностей.

      Рисование цветов разной формы, подбор красивого цветосочетания. Освоение приёма оформления цветка(красивое расположение, украшение декоративными элементами)
    Рассматривание вида из окна.

Создание коллективной композиции из паровозика и вагончиков.

Октябрь

«Храбрый петушок»

 

 «Листопад и звездопад»

 

«Яблочко спелое»

 

 «Кисть рябины красной»

Рисование петушка гуашевыми красками. Совершенствование техники владения кистью: свободно и уверенно вести кисть по ворсу, повторяя общие очертания силуэта

 Создание красивых композиции на бумаге. Знакомство с явлением контраста

Рисование многоцветного (спелого) яблока гуашевыми красками и половинки яблока (среза) цветными карандашами или фломастерами

 Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник.

Ноябрь

«Мышь и воробей»

 

 «Зайка серенький стал беленьким»

 

 «Бабушкин домик»

 

 «Сказочный дворец»

Создание простых графических сюжетов по мотивам сказок. Понимание обобщённого способа изображения разных животных (мышь и воробей)

 Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю - раскрашивание бумажного силуэта серого цвета белой гуашевой краской.

 Дать представление о русской избе как памятнике русской деревянной архитектуры; учить передавать особенности строения избы, украшать узорами окна, двери.

 Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали (решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

Декабрь

«Котятки и перчатки»

 

 

«Наша ёлочка»

 

 

 «Сказочные птицы»

 

 

 «Забавные животные»

   Изображение и оформление «перчаток» (или «рукавичек») по своим ладошкам - правой и левой. Формирование графических умений - обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги.

      Рисование новогодней ёлки гуашевыми красками с передачей особенностей её строения и размещения в пространстве. Выбор конкретных приёмов работы в зависимости от общей формы

художественного объекта .

  Учить детей рисовать птиц по представлениям (по сказкам); передавать в рисунке правильную посадку головы птицы, положение крыльев, хвоста; воспитывать любовь и бережное отношение к пернатым.

 Познакомить детей с творчеством Е.И.Чарушина; учить рисовать животных, составляя изображение из простых форм (овал, круг, линия и т.д.). Развивать наблюдательность, эстетическое восприятие окружающего мира и желание его изображать

Январь

«Зимние забавы»

 

 «Клякса»

 

 

«Дворец для снегурочки»

 

 «Девочка-снегурочка»

Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления одежды. Развитие глазомера, чувство цвета, формы.

 Познакомить с таким способом изображения, как кляксография; показать её выразительные возможности; развивать воображение, фантазию, интерес к творческой деятельности.

    Продолжать знакомить детей с произведениями поэтов, художников и композиторов о зиме. Учить детей создавать сказочный образ, рисуя основу здания и придумывая украшающие детали ( решетки, балконы, различные колонны). Учить делать набросок карандашом только главных деталей; закреплять приёмы рисования гуашью.

  Учить детей рисовать Снегурочку в шубке, смешивая цвета для получения новых оттенков. Вспомнить с детьми содержание сказки о Снегурочке, попросить придумать новую сказку. Развивать самостоятельность, творческую активность.

Февраль

«Как розовые яблоки, на ветках снегири!»

 

 «Мишка и мышка»

 

 

 «Храбрый мышонок»

 

 «Замёрзшее дерево»

Рисование снегирей на заснеженных ветках. Создание простой композиции. Передача особенностей внешнего вида конкретной птицы - строения тела и окраски.

     Самостоятельный отбор содержания рисунка. Решение творческой задачи: изображение контрастных по размеру образов (мишка и мышка) с передачей взаимоотношений между ними. Получение серого цвета для рисования мышки.

  Передача сюжета литературного произведения: создание композиции, включающей героя - храброго мышонка - и препятствий, которые он преодолевает.

  Учить создавать в рисунке образ замёрзшего дерева; закреплять умение правильно рисовать строение дерева (ствол, сучки, тонкие ветви). Развивать воображение, творческие способности.

Март

 

 

 

 

 

 

 

 

 Апрель

«Весёлые матрёшки »

 

 

 «Красивые салфетки»

 

 

«Подарим маме цветы»

 

 «Корабли на море»

 

«Кошка с воздушными шариками»

«Рыбки играют, рыбки сверкают»

 

«Изящные рисунки Ю.Васнецова к к книге «Шутки-прибаутки»

 

 «Кони на лугу»

Знакомство с матрёшкой как видом народной игрушки. Рисование матрёшки с натуры с передачей формы, пропорций и элементов оформления «одежды» (цветы и листья на юбке, фартуке, сорочке, платке). Воспитание интереса к народной культуре.

   Рисование узоров на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки.

   Учить рассматривать живые цветы, их строение, форму, цвет; рисовать стебли и листья зелёной краской, лепестки- ярким, красивым цветом (разными приёмами). Закреплять умение использовать в процессе рисования разнообразные формообразующие движения.

     Расширять представление детей о морском транспорте. Учить задумывать композицию рисунка, его содержание. Развивать творческое воображение, эстетические чувства.

Рисование простых сюжетов по мотивам литературного произведения. Свободный выбор изобразительно-выразительных средств для передачи характера и настроения персонажа кошки, поранившей лапку).

    Изображение рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников). Развитие комбинаторных и композиционных умений.

  Познакомить детей с творчеством Ю.Васнецова; учить создавать иллюстрации к детским потешкам, передавать образы персонажей; развивать образное мышление, воображение.

Учить составлять композицию с фигурами лошадей, варьируя их положение на листе. Учить рисовать коня, соблюдая основные пропорции; дополнять рисунок необходимыми элементами.

Май

«Радуга-дуга, не давай дождя!»

 

 

 

 «Путаница»

 

«Праздничный салют»

 

«Красивое платье»

Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе.

     Рисование фантазийных образов. Самостоятельный поиск оригинального («невсамделишного») содержания и соответствующих изобразительно-выразительных средств. «Раскрепощение» рисующей руки. Освоение нетрадиционных техник (рисование пальчиками, ладошками, отпечатки разными предметами, кляксография). Развитие творческого воображения и чувства юмора. Воспитание самостоятельности, уверенности, инициативности.

    Учить детей рисовать праздничный салют, используя восковые мелки, акварель или гуашь; познакомить детей с достопримечательностями г.Москвы; прививать любовь к нашей Родине, её традициям.

Познакомить детей с работой ателье мод; нарисовать красивую одежду, развивать эстетическое восприятие; обратить внимание на то, что искусство окружает нас повсюду.

Старшая группа (5-6 лет)

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Весёлое лето»

 «Летняя палитра»

 

 «Деревья в нашем парке»

 

«Кошки на окошке»

Рисование простых сюжетов с передачей движений, взаимодействий и отношений между персонажами.

  Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры.

Рисование лиственных деревьев по представлению с передачей характерных особенностей строения ствола и кроны.

 Создание композиций из окошек с симметричными силуэтами кошек и декоративными занавесками разной формы.

Октябрь

«Осенний натюрморт»

 

 «Осенние листочки»

 «Игрушка дымковская»

 

«Нарядные лошадки»

Рисование овощей по их описанию в загадках и шуточном стихотворении; развитие воображения.

 Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит - акварельными красками.

   Знакомство с дымковской игрушкой как видом народного декоративно-прикладного искусства.

 Декоративное оформление вылепленных лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами).

Ноябрь

«Золотая хохлома»

 

 «Белая берёзка»

 

 «Лиса-кумушка»

 

 «Чудесные превращения кляксы»

Знакомство детей с «золотой хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, Кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи.

     Рисование осенней берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник

Создание парных иллюстраций к разным сказкам: создание контрастных по характеру образов одного героя; поиск средств выразительности.

 Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание -«оживление» необычных форм.

Декабрь

«Белая берёза под моим окном…»

 

 «Волшебные снежинки»

 

«Еловые веточки»

 «Кошка с котятами»

Изображение зимней (серебряной) берёзки по мотивам лирического стихотворения; гармоничное сочетание разных изобразительных техник.

     Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях или по концентрическим кругам.

 Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок»

   Учить детей рисовать пушистый мех животного с помощью жёсткой кисти. Учить составлять композицию, учитывая передний и задний план. Развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность

Январь

«Весёлый клоун»

 

«Весело качусь я под гору в сугроб»(2 занятия)

 

 «Сказочная гжель»

 

Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме -в движении и с передачей мимики (улыбка, смех).

Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений).

 Познакомить детей с традиционным русским промыслом- «гжельская керамика»; освоить простые элементы росписи (прямые линии различной толщины, точки, сеточки). Воспитывать уважение к народным умельцам.

Февраль

«Наша группа»

 «Волшебные цветы»

 

 

«Папин портрет»

 

 «Милой мамочки портрет»

Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество.

 Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков.

   Рисование мужского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека (папы, дедушки, брата, дяди

     Рисование женского портрета с передачей характерных особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретного человека.

Март

«Солнышко нарядись»

 

 «Солнечный цвет»

 

«Дымковская барышня»

 «Весеннее небо»

Рисование солнышка по мотивам декоративно-прикладного искусства и книжной графики (по иллюстрациям к народным потешкам и песенкам).

    Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных» оттенков.

     Декоративное оформление вылепленных фигурок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, штрихами.

     Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому».

Апрель

«Я рисую море»

 

 «Морская азбука»

 

 «Превращения камешков»

 

«Наш аквариум»

Свободное экспериментирование с акварельными красками и разными художественными материалами: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому.

     Изготовление коллективной азбуки на морскую тему: рисование морских растений и животных, названия которых начинаются на разные буквы алфавита.

     Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы.

  Составление гармоничных образов рыбок из отдельных элементов (кругов, овалов, треугольников).

Май

«Зелёный май»

 

 

 «Радуга-дуга»

 

 

 «Неприбранный стол»

 

 

 

 

«Рисуем музыку»

Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение «весенней» палитры. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

  Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Воспитание художественного интереса к природе, отображению представлений и впечатлений от общения с ней в изодеятельности.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

 Продолжать развивать творческую активность и воображение детей.

 Учить ассоциировать музыку со своим настроением, называть своё душевное состояние и выражать его на бумаге при помощи цветовых пятен, линий, образов. Закреплять умение детей смешивать цвета.

Подготовительная к школе группа

Месяц

Название занятия

Задачи занятия

Сентябрь

«Улетает наше лето»

 

 «Чудесная мозаика»

 

«Весёлые качели»

 «Ветка рябины»

 

 

Создание условий для отражения в рисунке летних впечатлений (самостоятельность, оригинальность, адекватные изобразительно-выразительные средства).

Знакомство с декоративными оформительскими техниками (мозаикой) для создания многоцветной гармоничной композиции.

Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях; самостоятельный поиск изобразительно-выразительных средств.

   Учить детей передавать характерные особенности натуры: форму частей, строение веток и листьев, их цвет и оттенки. Закреплять умение красиво располагать ветки на листе бумаги. Упражнять в рисовании карандашом и гуашью. Учить сопоставлять рисунок с натурой, добиваться большей точности в изображении.

Октябрь

«Лес, точно терем расписной..»

 

 «Деревья смотрят в озеро»

 

 «Летят перелётные птицы»

(по мотивам сказки М.Гаршина)

 «Осенние дары»

 

Самостоятельный поиск оригинальных способов создания кроны дерева (обрывная и накладная аппликация, раздвижение, прорезной декор) и составление многоярусной композиции.

Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками (монотипия, отпечатки.)

  Создание сюжетов по мотивам сказки, комбинирование изобразительных техник, отражение смысловых связей и пространственных взаимоотношений.

 Закрепить знания о жанре живописи- натюрморте. Учить детей рассматривать натуру, сравнивая длину, ширину, цвет, форму предметов. Учить делать подготовительный набросок, т.е. строить рисунок, намечая основные контурные очертания простым карандашом; затем закрашивать акварельными красками.

Ноябрь

«Такие разные зонтики»

 

 «Мы едем, едем, едем в далёкие края…»

 

 «По горам, по долам…»

 «Разговорчивый родник»

 

Рисование узоров на полукруге; осмысление связи между орнаментом и формой украшаемого изделия (узор на зонте и парашюте).

  Отображение в рисунке впечатлений о поездках - рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия.

  Отражение в рисунке своих представлений о природных ландшафтах (сюжет на фоне горного пейзажа).

   Ознакомление с изобразительными возможностями нового художественного материала - пастели. Освоение приёмов работы острым краем (штриховка) и плашмя (тушевка).

Декабрь

«Морозные узоры»

 

 «Дремлет лес под сказку сна»

 

 «Гжельская сказка»

 

 

 

«Сказочная птица»

 

 

Рисование морозных узоров в стилистике кружевоплетения (точка, круг, завиток, листок, лепесток, трилистник, волнистая линия, прямая линия с узелками, сетка, цветок, петля и пр.).

 Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор оригинальных способов рисования заснеженных крон деревьев. Совершенствование техники рисования концом кисти (рука на весу).

  Закреплять знания детей о холодной гамме оттенков гжельской росписи; учить получать разные оттенки. Учить создавать декоративную композицию, используя только белый и синий цвета. Продолжать знакомить с приёмами рисования элементов росписи. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, творческие способности.

Закреплять знания детей о тёплых цветах и их оттенках; умение смешивать гуашевые краски, рисовать кистью. Учить создавать в рисунке образ сказочной птицы, рисуя необычные элементы на хохолке, хвосте, оперении с помощью узоров, оттенков цвета. Развивать чувство цвета и ритма в узоре, творческую активность.

Январь

«В рождественскую ночь»

 

 «Баба Яга и Леший»

 

 «Кони-птицы»

 

 «Народный индюк (по мотивам дымковской игрушки)»

Познакомить детей с историей праздника Рождества, его особенностями. Учить создавать композицию со свечой и ёлочной веткой. Воспитывать чувство уважения к русской культуре, её истокам.

Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев.

Создание условий для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам городецкой росписи. Развитие чувства цвета, формы и композиции.

Оформление лепных фигурок по мотивам дымковской (вятской) игрушки. Освоение узора в зависимости от формы.

Февраль

«Пир на весь мир (декоративная посуда и сказочные яства)»

 

 «Морские коньки играют в прятки»

 

 «Белый медведь и северное сияние»

 

«Я и папа»

 

Рисовани декоративной посуды по
мотивам «гжели», дополнение изобра
жениями сказочных яств и составле
ние коллективной композиции (празд-
ничный стол).

Самостоятельный выбор художественных материалов и средств образной выразительности для раскрытия предложенной темы.

Поиск способов изображения северных животных по представлению или с опорой на иллюстрацию. Рисование северного сияния по представлению: подбор гармоничного цветосочетания.

Рисование парного портрета в профиль, отражение особенностей внешнего вида, характера и настроения конкретных людей (себя и папы).

Март

«Мы с мамой улыбаемся»

 

 «Букет цветов»

 

 «Золотой петушок»

 

 «Чудо - писанки» (беседа о декоративно-прикладном искусстве)

Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы).

  Рисование с натуры; возможно точная передача формы и колорита весенних цветов в букете. Развитие способности к передаче композиции с определённой точки зрения.

Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.

Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству.

Апрель

«Золотые облака» (весенний пейзаж)

 

«Заря алая разливается»

 «День и ночь»

 

 «В далёком космосе»

Дальнейшее знакомство детей с новым художественным материалом - пастелью. Освоение приёмов передачи нежных цветовых нюансов.

  Рисование восхода солнца (зари алой) акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому».

Ознакомление с явлением контраста в искусстве, пояснение специфики и освоение средств художественно-образной выразительности.

 Создание рельефной картины (панорамы), включающей разные космические объекты (солнце, планеты, звёзды, созвездия, кометы). Формирование навыков сотрудничества и сотворчества.

Май

«Весенняя гроза»

 

 

«Букет с папоротником и солнечными зайчиками»

 

 «Лягушонок и водяная лилия»

 

«Мой любимый детский сад»

Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно-образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передать движение.

Составление сложных флористических композиций со световыми эффектами (солнечными зайчиками) по представлению или с натуры. Дальнейшее знакомство с жанром натюрморта. Развитие способности к формообразованию и композиции. Воспитание эстетического вкуса, интереса к природе.

    Составление сюжетных композиций, самостоятельный выбор художественных материалов, изобразительно-выразительных средств и технических способов. Создание интереса к познанию природы и отражению полученных представлений в художественных образах.

Закреплять умение детей рисовать гуашью, смешивать краски для получения нужного оттенка. Учить представлять настроение своей картины и передавать его в цвете. Развивать творческую активность и самостоятельность.

2.4 Работа с семьями воспитанников.         

Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей, создание единого образовательного пространства, в котором все участники образовательного процесса (дети, родители, педагоги) плодотворно взаимодействуют друг с другом.

Целью работы с семьями воспитанников является поддержка стремления родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

Задачи: привлекать родителей к активным формам совместной с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения;

Основные направления и формы взаимодействия ДОУ с семьями детей

1. Взаимное информирование основанное на взаимодоверии и взаимопонимании: индивидуальные и коллективные беседы, консультации, анкеты, неформальные встречи, опросы, интернет – сайты, дневники, фотоальбомы, разнообразные буклеты и др.

2. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов ДОУ образовательные проекты, мастер-классы, прогулки, экскурсии, совместные занятия, создание коллекций и мини-музеев, тематические беседы, театральные представления, Дни открытых дверей, тематические гостиные, совместные чаепития, творческие выставки, и др.

3. Непрерывное образование и самообразование взрослых: консультации, родительские собрания, тематические конференции, вебинары, семинары, круглые столы, семейные гостиные, тематические встречи; мастер – классы,

обмен опытом, тренинги профессионального и личностного роста, тематические выставки, фотогазеты, выставки творчества и др.

3.Организационный раздел.

3.1 Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

Место

размещения 

Основное

предназначение 

Оборудование и игровые материалы 

Групповая комната

Проведение режимных 

моментов

Совместная и самостоятельная деятельность 

Проведение непрерывной непосредственно – образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой

Компьютер (интернет)

проектор

телевизор

DVD проигрыватель

DVD диски

столы, стулья

стеллаж,

бумага

ткань    

Муляжи «Овощи» 

Муляжи «Фрукты»

Набор фигурок «Животные Севера»

Набор фигурок «Животные Африки»

Набор фигурок «Животные леса»

Муляжи «Грибы»

Демонстрационный материал «Филимоновская игрушка –

свистулька

Демонстрационный материал «Гжельская традиционная

керамика»

Демонстрационный материал «Хохломская роспись по

дереву»

Демонстрационный материал «Дымка»

Демонстрационный материал «Городецкие узоры»

Демонстрационный материал «Полхов-Майдан»

Предметы народных промыслов

Куклы

Изобразительные материалы (гуашь, акварель, восковые мелки, карандаши(цветные, графитные), фломастеры, трафареты, печатки, парафиновая свеча, нитки, ватные палочки, коктейльные трубочки, губка, зубочистки, колпачки от фломастеров и др. бросовый материал)

3.2 Обеспеченность учебно-методическими материалами.

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014

Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа.- М.:ИД «Цветные ладошки», 2014

Лыкова И.А. Комплект технологических карт по рисованию: «Море», «Мои птички», «Мой зоопарк», «Мои цветы», «Моя природа».

3.3 Организация образовательной деятельности.

Программа реализуется в регламентируемой непосредственной образовательной деятельности (рисование), в первую половину дня, согласно сетки занятий

Возраст

детей 

Регламентируемая деятельность (НОД) 

3—4 года 

 15 мин 

  

4—5 лет 

 20 мин 

  

5—6 лет 

20—25 мин 

  

6—7 лет 

30 мин. 

  

Планирование образовательной деятельности при работе по пятидневной неделе

Организованная образовательная деятельность

Базовый

вид деятельности

Периодичность

Вторая

младшая

группа

Средняя

группа

Старшая

группа

Подготови-

тельная

группа

Рисование

1 раз в неделю

1 раз в неделю

1 раза в неделю

1 раза в неделю

 Так же образовательная деятельность осуществляется в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) и один раз во второй половине дня согласно циклограмме.

 3.4 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация развивающей среды с учетом ФГОС построена так, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности. Среда обогащена элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, что каждый ребенок имеет возможность свободно заниматься любимым делом

 Развивающая предметно-пространственная группы не может существовать сама по себе, без детей и взрослых, которые меняют ее в соответствии со своими потребностями, интересами, целями и задачами взаимодействия. В группе имеется уголок художественно-зстетического развития.    Уголок трансформируемый и полифункциональный, как диктует ФГОС ДО, все атрибуты доступны детям.

Насыщенная предметно-развивающая и образовательная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка.

Развивающая предметная среда - основное средство формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Среда, окружающая детей в детском саду, обеспечивает безопасность жизни, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма каждого их них.

Принципы создания предметно-развивающей среды:

1. Среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

2. Гибкое и вариативное использование пространства. Среда служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора легко сменяемыми.

5.При организации предметной среды учитываются закономерности психического развития, показатели здоровья детей, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра представлена теплыми, пастельными тонами.

8. При создании развивающего пространства учитывается ведущая роль игровой деятельности.

9. Предметно-развивающая среда группы меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию. Иначе говоря, среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный мир, окружающий ребенка, пополняется и обновляется, приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

Приложение

Педагогическая диагностика

художественно-творческого развития детей дошкольного возраста

(методика Казаковой Т.Г., Лыковой И.А.)

п\п

Ф. И.ребенка

1. Характеристика

отношений, интересов,

способностей в области

художественной

деятельности:

2. Характеристика качества способов

творческой деятельности:

3. Характеристика качества продукции:

увлечѐнность

творческое

воображение

применение

известного в

новых условиях

самостоятельность

в нахождении

способов

(приѐмов)

создания образа

нахождение

оригинальных

способов

(приѐмов),

новых для

ребѐнка

нахождение

адекватных

выразительно-

изобразительных

средств для

создания образа

соответствие

результатов

изобразительной

деятельности

элементарным

художественным

требованиям

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Экологический кружок "Почемучка" Средняя группа (4-5лет)

Занятия экологического кружка "Почемучка" призваны формировать способности детей, сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, ...

Кружок для средней группы

Кружок для средней группы...

Презентация "Театральный кружок" в средней группе.

Занятия театральной деятельностью направлены на развитие интересов и способностей ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой...

Кружок в средней группе

Тема опытно - экспериментальной работы: «Развитие творческих способностей ребёнка в процессе использования нетрадиционных художественных техник   в образовательном процессе»....