Доклад на тему «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»
презентация
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение –
детский сад №57 «Белочка» г. Улан-Удэ комбинированного вида
Проспект Победы, д. 9 А, г. Улан – Удэ, Республика Бурятия, 670017
Тел/факс 8(3012)21-60-10, 21-66-57, Е-mail: belochka-57@yandex.ru
Доклад
на тему «Шкала ECERS-R, как инструмент
оценки качества дошкольного образования»
Выполнила:
воспитатель первой
квалификационной категории
Ситникова Н. В.,
.
2019г
Представляем Вашему вниманию нашу презентацию, тема которой «Шкала ECERS-R как инструмент оценки качества дошкольного образования».
При составлении данной презентации и самообследования мы руководствовались нормативно-правовыми актами и законами:
Федеральный закон об образовании от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации». Разработка над соответствующим законопроектом началась в 2009 году, когда в обществе возникло мнение о необходимости изменения системы регулирования школьного, средне-специального и высшего образования. Дело в том, что работающие в то время два основных закона – «Об образовании» (1992 год) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996 год) стали тормозить взаимоотношения в этой сфере. Тем более, что именно в это время закончилась первая стадия формирования рынка образовательных услуг, предоставляемых на коммерческой основе.
ФГОС дошкольного образования, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155. Стандарт является основой для разработки образовательной программы дошкольного образования и вариативных примерных образовательных программ дошкольного образования. В стандарте учитываются равные возможности освоения ребенком образовательной программы на разных этапах ее реализации, а также индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 (Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования). Так, дошкольное образование можно получить в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне таковых (в форме семейного образования). Его содержание определяется образовательной программой дошкольного образования. Названная программа самостоятельно разрабатывается и утверждается образовательными организациями. При этом требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения программы определяются соответствующим федеральным государственным образовательным стандартом. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. Образовательная деятельность в организации осуществляется в группах. Последние могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Кроме того, могут быть организованы (без реализации образовательной программы дошкольного образования) группы детей раннего возраста (обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет), а также по присмотру и уходу для лиц в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Также могут быть созданы семейные дошкольные группы с целью удовлетворения потребности населения в услугах дошкольного образования в семьях.
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 октября 2013 г. № 08-1408 (Методические рекомендации по реализации полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению оказания государственных и муниципальных услуг в сфере дошкольного образования.)
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 (Об утверждении показателей деятельности дошкольной образовательной организации, подлежащей самообследованию)
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации и Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, № 01-52-22/05 -382 от 7 февраля, 2014 г .
Комментарий ФГОС дошкольного образования от 28 февраля № 08-249
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
В течение 2-х недель учебы мы изучали шкалу ECERS-R.
Немного истории, откуда она появилась, кто ее разработал. Шкала с успехом используется во многих странах мира для национального мониторинга качества образования, для межстрановых исследований, для независимой оценки качества, для разработки программ развития образовательных организаций и внутреннего контроля качества образования.
Шкалы ECERS были разработаны в 1980 году специалистами Университета штата Северная Каролина (США). В 1997 году они были пересмотрены и дополнены компонентами, позволяющими оценить включение в группы детей с ограниченными возможностями здоровья и учет культурного разнообразия (ECERS-R revisededition, переработанное издание). Переработанное издание шкалы вышло в 2005 году под именами сотрудников Института развития ребенка им. Франка Портера Грэхема Университета Северной Каролины Тельмы Хармс, Дебби Крайер, Ричарда М. Клиффорда. В 2011 году вышла еще одна шкала в дополнение к ECERS-R, разработанная при взаимодействии американских и британских специалистов (авторы Кэти Сильва, Ирам Сирадж-Блэчфорд, Брэнда Таггарт) шкала ECERS-E (education), состоящая из 4 разделов. В 2015 году вышла третья редакция шкал ECERS.
ECERS представляет собой шкалы наблюдений, позволяющие оценивать образовательную среду отдельной группы детского сада (среда как «третий педагог»). Под «образовательной средой» создатели ECERS понимают организацию пространства, времени и взаимодействие. Таким образом, показатели ECERS охватывают весь спектр условий, в которых оказывается ребенок в детском саду. Шкалы Экерс не обладают контрольной функцией. Основная задача – понять, сделать выводы как обеспечивается качество образования в данном конкретном учреждении, соответствует ли оно требованиям Стандарта и планировать дальнейшее развитие ДОУ в области обеспечения качества.
Вначале шкалы ЕСЕRS дается содержание, инструкции по использованию, система оценки и оценочный лист, профиль. Система оценки включает в себя: в тексте используются следующие обозначения: Д (Да); Н (Нет); НП (Не применимо).
В состав ЕСЕRS входят 7подшкал:
1. «Пространство и оборудование»,
2. «Уход за детьми»,
3. «Речь и мышление»,
4. «Занятия»,
5. «Взаимодействие»
6. «Структурирование педагогической работы»,
7. «Родители и воспитатели».
Каждая из них состоит из разделов, например подшкала
1-я подшкала ПРОСТРАНСТВО И ОБОРУДОВАНИЕ стр. 16 состоит:
1. Пространство внутри помещения
2. Мебель для ухода, игр и учения
3. Оборудование для отдыха и комфорта
4. Организация пространства для игр
5. Места для уединения
6. Оформление пространства для детей
7. Места для развития крупной моторики
8. Оборудование для развития крупной моторики
2-я подшкала «УХОД ЗА ДЕТЬМИ», стр. 34 состоит из разделов
1. Приветствие/прощание
2. Еда/перекусы
3. Сон/отдых
4. Пользование туалетом / пеленание
5. Профилактические мероприятия
6. Безопасность
3-я подшкала «РЕЧЬ И МЫШЛЕНИЕ», стр. 46, состоит из разделов
1. Книги и картины
2. Стимулирование общения
3. Использование речи для развития логического мышления
4. Использование речи в повседневном общении
4-я подшкала «ЗАНЯТИЯ», стр. 54 состоит из разделов
1. Развитие мелкой моторики
2. Занятия искусством
3. Музыка/движение
4. Кубики
5. Песок/вода
6. Ролевые игры
7. Опыт общения с природой / знания о природе
8. Математика/счет
9. Использование телевизора, видео и/или компьютеров
10. Воспитание толерантности и уважения к различиям и индивидуальности
5-я подшкала «ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ», стр. 74 состоит из следующих разделов:
1. Надзор при занятиях по развитию крупной моторики
2. Общий надзор за детьми (кроме занятий по развитию крупной моторики)
3. Дисциплина
4. Взаимодействие воспитателей и детей
5. Взаимодействие детей
6-я подшкала «СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ» стр. 82
1. Распорядок дня
2. Свободная игра
3. Групповые занятия
4. Учет потребностей детей с ограниченными возможностями
И, наконец, 7-я подшкала «РОДИТЕЛИ И ВОСПИТАТЕЛИ», состоит из разделов:
1. Работа с родителями
2. Учет персональных потребностей воспитателей
3. Учет профессиональных потребностей воспитателей
4. Взаимодействие и сотрудничество воспитателей
5. Методическая работа с персоналом и аттестация
6. Возможности для профессионального роста
Для изучения и для самообследования в старших группах № 12 мы выбрали под шкалу Речь и мышление.
Индикаторы подшкалы:
1. Книги и картины
2. Стимулирование общения
3. Использование речи для развития логического мышления
4. Использование речи в повседневном общении
Пояснения к проведению оценки
При проведении оценочной деятельности необходимо учитывать содержание каждой подшкалы согласно примечанию (пояснению) и выставлять баллы.
При заполнении оценочного листа необходимо иметь ввиду, что если оценивались все компоненты подшкалы, тогда можно выявить балл,
Обратить внимание: если эксперт поставил НП, это не означает «нет» и не влияет на общее количество баллов.
Если поставили «нет», то на другую оценочную шкалу не переходим
Если при начале наблюдения по подшкале «Структурирование педагогической работы», любому индикатору по аспекту 1.1 вы поставили «нет», значит можно не проводить обследование, так как уже не созданы условия для исследования.
НО: Если эксперт ставит по шкале обследования «нет», то можно продолжать обследование, в том случае, когда данная оценка имеет положительное значение.
Таким образом, если эксперт заполнил аспекты подшкалы и поставил три балла учитывая промежуточный (промежуточными являются 2,4,6), оценки выставляются следующим образом: оценка 1 ставится, если хоть один аспект положительный, оценка 2 ставится, если в первом аспекте все положительные и если есть один положительный ответ в 3 аспекте, оценка 3 ставится если все ответы положительные в 3 аспекте, оценка 4 ставится если все ответы в 3 аспекте положительные и есть хоть 1 положительный ответ в аспекте 5, оценка 5 ставится если в аспекте 5 все ответы положительные, оценка 6 ставится если все ответы в 5 аспекте положительные и половина аспектов положительные в 7 аспекте. Оценка 7 ставится если все ответы в 7 аспекте положительные.
Результаты: Исследования проводились в старших группах № 8, 12 по подшкале « Речь и мышление»
- По показателю «Книга и картина» было поставлено 2 балла, так как по индикатору 3.1. « Что не достаточно количество книг, картин для свободного пользования детьми».
- По показателю «Стимулирование общения» было поставлено 6 баллов, так как по индикатору 7.2. «Что воспитатели не всегда связывают устную речь с письменной (не записывают что дети диктуют и записывают)».
- По показателю «Использования речи для развития логического мышления» - 5 баллов, так как по индикатору 7.1. « Воспитатели не всегда стимулируют детей, рассуждать на протяжении всего дня, опираясь на освоение понятий на текущие события и опыт.
- По показателю «Использование речи в повседневном общении» - 7 баллов, так как по всем аспектам поставили «ДА».
Расчет среднего балла: Для расчета средних оценок по подшкалам были сложены баллы для каждого признака в подшкале и разделены на количество признаков, получивших оценку.
Таким образом:
2+6+5+7= 20 20÷4=5
средний балл 5 баллов
Вывод
- Проанализировав в определенной группе старшего возраста, подшкалу «Речь и мышление» мы пришли к выводу, что необходимо обратить внимание на необходимость смены формата фронтальных занятий на подгрупповую и индивидуальную деятельность детей. Необходимо учить детей слушать друг друга, беседовать, договариваться, вместе находить правильное решение поставленной задачи, проявлять инициативу.
- Обращать внимание детей на логическую последовательность, когда они
рассказывают о произошедших за день событиях.
- Стимулировать желание детей рассуждать на протяжении всего дня, опираясь при освоении понятий на текущие события и опыт. Понятия вводить с учетом интересов детей и их потребностей в решении определенных задач («Скажи, сколько сегодня необходимо тарелок, чтобы накрыть на стол»). Побуждать детей рассказывать о событиях, которые произошли выходные дни.
- Стимулирование общения должно носить также деятельный характер. Это помогает ребенку сконцентрироваться, увидеть значимость своего высказывание в действии. Например, играя в речевую игру «Скажи ласково», ребёнок, проговаривая слова, наматывает клубочек, и видит, как клубочек растет. В игре «Комплимент», когда один ребенок передает мяч другому с наилучшими пожеланиями, так же речевая деятельность имеет активный, деятельный характер.
- Необходимо пополнить уголок широким выбором книг: фантастическими рассказами; рассказами о событиях, людях, животных, природе, науке, о различных культурах и возможностях. Желательно, чтобы книги располагались по разным тематическим уголкам. Книги о природе, о временах года, о животных - в уголке «Исследования». Книги о транспорте, правилах дорожного движения, пожарной безопасности - в уголке «Безопасности». Книги о цифрах, интересные логические задачи, ребусы, лабиринты, кроссворды – в уголке «Математики».
- Обогатить развивающую среду картинами по временам года; иллюстрациями поэтов, композиторов, художников, не только русских и зарубежных, но так же и бурятских. Например, приезд знаменитого человека. При этом можно использовать афиши, разный материал для проведения занятия, картинки сюжетного характера: о космосе, о природе, журналы.
Ввиду того, что реализуется ФГОСТ уже третий год, мы начинаем переходить на частую смену книг согласно тематике, своего планирования, трилингвизма требуемого Экерсом, где изменение картин и картинок в группе должно быть постоянным.
Следует обратить внимание на устную речь детей и при их желании, записывать высказывания, рассуждения, пожелания для родителей. Записывать за ребёнком придуманные им рассказы, сказки, поощряя его творческое начало. Поддерживать детскую инициативу.
Также хотелось бы отметить, что в работе с детьми нужно мотивировать детскую деятельность с инициативы взрослых на инициативу детей; перейти от вербального обучения к познанию через действие, чтобы дети познавали окружающий мир в действии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»
Выступление с докладом на педсовете Тема: «Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования»...
Доклад на тему: "Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании"
Сказкотерапия как здоровьесберегающая технология в дошкольном образовании...
Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»
Выступление на педсовете: Докладна тему «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...
Презентация: к выступлению на педагогическом совете на тему: "Оценка качества дошкольного образования. (шкала ECERS - R)"
выступление на педсовете : презентация "Оценка качества дошкольного образования.(шкала ECERS - R)"...
Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.
Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству ...
Доклад на тему: «Оценка качества дошкольного образования (шкала ECERS - R)
«Шкала для комплексной оценки качества образования в ДОО (ECERS) – это инструмент, который ориентирован на те же ценности, что и ФГОС ДО, и конкретизирует требования стандарта...
Доклад - выступление на педагогическом совете: «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»
Выступление на педагогическом совете: Доклад «Шкала ECERS-R, как инструмент оценки качества дошкольного образования»...