Доклад к Августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для повышения качества дошкольного образования» Подготовила и провела педагог-психолог Дугаева М.А.
консультация

Дугаева Майнат Абутагировна

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное образование по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап.Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях.

 В своем докладе остановлюсь на основных направлениях работы направленныхна создание условий  для повышения качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokla_dlya_avgustovskoy_konferentsii.docx34.61 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 к Августовской педагогической конференции на тему:

«Создание условий для повышения качества дошкольного образования»

 

Люди вместе могут совершить

то, чего не в силах сделать в одиночку:

единение умов и рук, сосредоточение

 их сил могут стать почти всемогущими

Д.Уэбстер

Добрый день,

Уважаемые коллеги!

Рада приветствовать вас на ежегодной августовской педагогической конференции, проводимой в преддверии нового учебного года. Новый учебный год ставит перед нами новые задачи, которые должны четко понимать руководители все уровней.

Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ «Об образовании», является первой ступенью в системе непрерывного образования, что предъявляет повышенные требования к качеству образования в ДОУ. Дошкольное образование по всем новым логикам становится важнейшим этапом государственного образования, не менее значимым, чем школьный этап. Проблема качества образования является весьма актуальной в современных условиях.

 В своем докладе остановлюсь на основных направлениях работы  направленных на создание условий  для повышения качества дошкольного образования.

Понятие «качество» многогранно и с позиции каждого его участника трактуется по-разному:

Для детей – это обучение в интересной для них игровой форме.

Для родителей – это эффективное обучение детей, хорошая подготовка детей к школе:

  • обучение без утомления;
  • сохранение здоровья детей как психического, так и физического;
  • успешность обучения;
  • поддержание желания детей учиться

Для воспитателей – это, во-первых, положительная оценка их деятельности руководителем дошкольного учреждения, родителя;

  • оптимальный подбор методов и приемов работы с детьми;
  • поддержание интереса детей к учебному процессу;
  • успешное развитие детей в процессе их обучения;
  • сохранение физического и психического здоровья детей;
  • рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени воспитателя;
  • обеспеченность педагогического процесса всеми необходимыми пособиями и оборудованием.

Для руководителя - это:

-высокая оценка деятельности воспитателей родителями и детьми, повышение тем самым престижа детского сада как фактора сохранения и развития дошкольного учреждения;

-сохранение здоровья детей;

-рациональное использование учебного времени детей и рабочего времени педагогов;

-успешность деятельности педагогов и детей;

  • полное усвоение выбранных программ, качественная подготовка детей к школе.

Цель любой управленческой деятельности – организовать работу в дошкольном учреждении так, чтобы она приносила наивысший эффект. Сегодня к современному ДОУ предъявляются такие требования, при которых повышение уровня управления становится объективную необходимостью. Руководитель должен быстро и гибко  реагировать на запросы общества. Все это требует от руководителей умения  проектировать свою систему управления ,определять свои подходы к управлению, нести ответственность  за принятые решения  и конечные результаты. Исходя из выше сказанного следует ,что для создания условий  для повышения качества дошкольного образования необходимо:

СЛАЙДЫ

1.Доступность услуг дошкольного образования.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов

3. Создать условия для организации команды единомышленников;

4.Создать единое образовательное пространство для решения поставленных задач;

5.Саздать предметно-пространственную среду для всестороннего развития детей.

Одним из основополагающих критериев повышения качества дошкольного образования

Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов через курсы повышения квалификации, мастер-классы, семинары –практикумы, консультации. Так же через организацию методического объединения на уровне ДОУ.

Качество дошкольного образования на современном этапе

Качественное дошкольное образование возможно при соблюдении следующих условий

  • Определение целей образования детей дошкольного возраста с позиций

 социального,  государственного заказа.    

  • Адекватность содержания, методов и форм образования детей их возрасту.
  • Рассмотрение знаний, умения и навыков в системе дошкольного образования лишь в качестве  средства его развития.
  • Создание гуманистической образовательной среды, способствующей развитию ребенка и сохранению его индивидуальности.
  • Личностно ориентированное взаимодействие взрослых с детьми, ориентировка  на относительные показатели детской успешности.
  • Соблюдение материально-технических и медико-социальных условий, ориентированных на ребенка и его благополучие.

Качество дошкольного образования определяется:

  • содержанием дошкольного образования,
  • требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности),
  • создание предметно-пространственнщй  среды.

Содержание дошкольного образования  зависит  от  качества  управленческого и педагогического планирования. Наличие в системе управленческого планирования стратегического плана – образовательной программы ДОУ.

Организация развивающей среды  в соответствии с

образовательной программой

Никакое обучающее влияние взрослого не может быть успешно осуществлено без реальной деятельности самого ребенка. Содержание и способы этой деятельности обуславливаются окружающей ребенка предметной средой, в которой он постоянно живет, действует, творит.

Каким же общим требованиям должна отвечать развивающая предметная среда, независимо от специфики образовательного учреждения?

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения, а также требованиям       проектной культуры;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т. е. специфику как ведущей деятельности (общения, предметной деятельности, игры), так и других, возникающих рано и развивающихся к старшему дошкольному возрасту, т. е. обеспечивать переход ребенка к следующему этапу развития. Иначе говоря, способствовать решению задачи создания “зоны ближайшего развития” (Л.С. Выготский) через организацию предметной среды;
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • , предметно-пространственную среду побуждающую детей к их познанию через практическое экспериментирование с ними, а также в связи с этим и к наделению новыми смыслами консервативных компонентов. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т. д.), так и развитие детей в ней;
  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: сомасштабном действиям его рук (масштаб “глаз–рука”), его росту и предметному миру взрослых.

.

2.Расширение педагогического потенциала родителей,

повышение их компетентности

Надо отметить, что последнее нововведение Минобрнауки России, связанное с “предшкольным образованием”, отразилось и на работе ДОУ, которые стали заниматься целенаправленной интенсивной подготовкой к школе детей, начиная с 5 лет (а иногда и раньше), используя методики и дидактический материал школьного типа (тетради, прописи, азбуки и т. п.). Справедливости ради отметим, что большинство воспитателей понимает, к каким дальнейшим отрицательным последствиям может это привести, но они вынуждены “соответствовать” требованиям родителей и школы.

Поэтому необходимо повышение педагогической компетентности родителей.

  • Анализ анкетирования родителей по содержанию и реализации элементов программы «Воспитания и обучения в детском саду»
  • Обучающий семинар родителей детей среднего и старшего возраста по содержанию новой программы
  • Выявление и распространение передового опыта семейного воспитания
  • Организация дополнительных образовательных услуг
  • Активизация родителей  для участия в обновлении развивающей среды д/с.

Образовательная программа предполагает создание диагностических методик, позволяющих оценить реализацию программы

В современной системе дошкольного образования психологическая и педагогическая диагностика выступает только в качестве контроля за эффективностью конкретной образовательной программы, реализуемой детским садом. В этом случае диагностические методики применяются для того, чтобы проследить за динамикой продвижения ребенка в освоении данной программы, ее влияния на развитие ребенка, а также за эффективностью воспитательно-образовательной деятельности педагога по данной программе.

Обучение и воспитание в дошкольном возрасте носит целостный характер и может быть распределено в образовательном процессе по предметам лишь условно. Образовательные программы для детей дошкольного возраста в отличие от школьных программ включают в себя содержание, связанное с обучением, и содержание, связанное с организацией жизнедеятельности детей в группе. Именно поэтому диагностика в дошкольном возрасте не может опираться только на выявление знаний, умений и навыков.

Единственно приемлемой для воспитателей формой диагностической работы является педагогическая диагностика методом наблюдения за детьми в ходе занятий и в повседневной жизни.

Составной частью комплекта пособий, реализующих комплексную Программу развития и воспитания дошкольников «Воспитание и обучения в детском саду», является комплекс диагностических методик

Авторы пособия «Диагностика развития и воспитания дошкольников»                     предлагают диагностические методики, позволяющие исследовать уровень сформированности основных психологических черт у дошкольников разного возраста. Наряду с диагностикой психических процессов, деятельности, коммуникативной компетентности авторы предлагают методики изучения готовности детей к школьному обучению.

Оценка качества работы ДОУ должна вестись и с позиции того, как педагогический процесс учитывает современную социальную ситуацию и ситуацию в образовании (его положительные и отрицательные стороны (тенденции)), а также результаты новых достижений в практике (инноваций) и науке, в т. ч. мировой, и сообразно сочетает их с уже сложившимися традициями, и как на основе этого учреждение выстраивает перспективу своего развития.

Система оценки качества организации воспитательно-образовательного процесса позволяет:

-  проследить динамику развития каждого ребёнка;

-  оценить успешность усвоения принятой в ДОУ образовательной программы;

-  пределить перспективы, направления работы педагогического коллектива детского сада.

Система управления качеством образования в ОУ:

  • аудит
  • общественная экспертиза
  • сравнительная оценка в своей кластерной группе
  • мониторинг
  • диагностика

        

Основные направления развития дошкольного образования

Повышение уровня профессионализма педагогов детских садов

  • Создание сети стажировочных площадок, задачами которых являются повышение квалификации и обмен инновационным опытом педагогов и педагогических коллективов детских садов.
  • Реализация проекта «Детский сад для всех и каждого», нацеленного на поддержку лучших программ развития дошкольных образовательных учреждений.
  • Организация городского конкурса «Воспитатель года», направленного на выявление и поощрение талантливых педагогов дошкольного образования.

Здоровьесбережение

  • Внедрение системы мониторинга здоровья детей.
  • Совершенствование организации питания.
  • Формирование индивидуальной модели оздоровления детей.
  • Приобщение детей к культуре здорового образа жизни и укрепление интереса к занятиям физической культурой и спортом.

Совершенствование форм обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья

  • Развитие инклюзивного воспитания в дошкольных учреждениях.
  • Создание комфортной, безопасной, адаптированной к особым нуждам воспитанников среды, оснащённой специальным оборудованием; развитие системы психолого-педагогического сопровождения ребёнка.
  • Создание непрерывных образовательных маршрутов: вариативные формы дошкольного образования — детский сад — начальная школа.

Информационная открытость дошкольного образования 

  • Расширение возможности регистрации детей в режиме онлайн в едином реестре будущих воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
  • Использование автоматизированной информационной системы «Комплектование ДОУ» для обеспечения прозрачности комплектования детских садов и возможности прогнозирования потребностей в дошкольных образовательных услугах.
  • Создание интернет-сайтов дошкольных образовательных учреждений и широкое использование современных информационно-коммуникационных технологий информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг.

Повышение эффективности управления современным детским садом

  • Развитие государственно-общественной системы управления дошкольным образовательным учреждением: создание управляющих советов, наделённых реальными полномочиями в вопросах стратегического управления, финансово-хозяйственной деятельности, контроля качества образования, кадровой политики.
  • Старт пилотного проекта по переходу на новые механизмы финансирования дошкольных образовательных услуг за счёт целевых субсидий, новую систему оплаты труда, стимулирующую качество, результативность и профессиональное развитие педагогов.

Контроль качества образования.

Контроль качества может осуществляться через процедуру аттестации учреждения и организации. Отличие от существующей сегодня системы аккредитации, в ходе которой ДОУ подтверждают свою принадлежность к учреждению определенного вида (коррекционное, центр развития и т.п.) состоит в том, что

А) важное место должны занимать показатели качества образования, определяемые уровнем и динамикой развития ребенка

Б) аттестация должна распространяться не только на муниципальные ДОУ, но и на негосударственные и некоммерческие организации, получающие в случае успешного прохождения процедуры право на бюджетное финансирование образовательной программы.

Условия получения свидетельства об аттестации:

  • Соответствие реализуемой образовательной программы виду ОУ/ОО,
  • Соответствие психического и физического развития ребенка возрастным ориентирам и/или предъявленная индивидуальная динамика развития ребенка, зафиксированная в ходе диагностики. В случае дошкольного возраста целесообразно говорить именно о возрастных ориентирах – примерных периоде появления новообразований, а не о нормах развития, в которых заданы жесткие требования к достижениям ребенка. При этом подразумевается, что в качестве критериев оценки выступают именно названные выше параметры (мышление, коммуникативные способности и игровая деятельность, а также эмоциональное благополучие и физическое здоровье, а ни в коем случае не конкретные умения ребенка).

Когда были приняты федеральные государственные требования (ФГТ), система дошкольного образования, по сути, оказалась не готова к реализации этого документа, к тому, чтобы эти требования были реально введены и реально работали на ребенка-дошкольника, потому что в первую очередь они написаны не для педагогов, не для воспитателей, а для того, чтобы принести пользу детям дошкольного возраста.

– В чем основные риски происходящих изменений?
– В чем вообще беда системы дошкольного образования? Как многие отмечают, в под

процесс не может быть ни вполне целенаправленным, ни качественным.          Таким образом, качество дошкольного образования это интеграция: Гарантированной реализации минимальных стандартов образования, т.е. качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении, позволяющего ребенку как субъекту образовательного процесса гарантированно достичь уровня образованности, обеспечивающего переход на следующую образовательную ступень – начальной школы. Способности субъектов образования ставить цели в различных контекстах и достигать их: качества полноценного, возрастосообразного развития ребенка, сохранения его здоровья; качества профессионально-личностных достижений педагогов дошкольного образовательного учреждения; качества управления системой дошкольного образования;       3.Способности отвечать требованиям и ожиданиям основных и косвенных потребителей и заинтересованных сторон, т.е. качества результатов дошкольного образования, удовлетворяющего ожиданиям и запросам потребителей (в первую очередь – родителей) и соответствующего государственным нормативам. 4.Стремления к совершенствованию, т.е. стремления не только к реальному, но и к потенциальному качеству образования в  дошкольном образовательном учреждении.          Следовательно, качество дошкольного образования – обобщенная мера эффективности деятельности дошкольного образовательного учреждения, проявляющаяся в гарантировании уровня предоставляемых образовательных услуг, который удовлетворяет ожидания и запросы потребителей и соответствует государственным нормативам.          От чего же зависит качество ДОУ? 1.  От качества работы воспитателя 2.  От отношений, которые сложились в коллективе 3.  От условий, которые создает руководитель для творческого поиска новых методов и форм работы с детьми 4.  От объективной оценки результатов деятельности каждого сотрудника. Мы согласны с мнением О.А. Сафоновой о том, что качество образования – это объект мониторинга в дошкольной организации, предстающий  в виде четырех блоков: качество образовательного процесса (элементами которого являются содержание, организация, дети, педагоги, взаимодействие педагогов и детей); качество ресурсообеспечения (ресурсы и условия, необходимые для образовательного процесса); качество управления; качество результатов работы образовательной системы в дошкольной организации. Следовательно, качество  дошкольного образования в организации  -  это управляемый процесс,  это результат деятельности  всего педагогического коллектива. В связи с этим, качество образования  в  дошкольной организации – это результат деятельности коллектива, который определяется следующими позициями: – как ребенок в организации реализует свое право на индивидуальное развитие в соответствии с возрастными возможностями и способностями; – как организован педагогический процесс в детском саду (режим, выбор программ и технологий, обеспеченность пособиями, система повышения профессионального роста педагогов через разные формы методической работы,  и т.д.); – какие  условия  созданы  в  дошкольной образовательной организации  (образовательная  среда, ориентированная  на самоценность  дошкольного  детства; положительный  микроклимат в  коллективе;  система  стимулирования  качественной работы, творческая направленность  деятельности  коллектива ДОО  и  его руководителя;  ориентация  на  образовательные  потребности  и  запросы  семьи;  систематическое коллективное  обсуждение  состояния  образовательного  процесса  и  принятия грамотных  управленческих  решений и  т.д.) Как показал анализ литературы, существуют различные подходы к определению совокупности показателей качества дошкольного образования в ДОО.         Мы предлагаем всю совокупность подходов к выделению параметров оценки свести к следующим пяти блокам: 1. Образовательная деятельность; 2. Развивающая среда; 3. Психологический комфорт ребенка; 4. Здоровьесберегающая деятельность; 5. Удовлетворение потребности семьи.  Современная концепция ФГОС, в которой образовательный стандарт понимается как общественный договор, ориентирована на учёт интересов и потребностей ребёнка, его семьи, общества и государства.        Системообразующим компонентом ФГОС выступают требования к результатам освоения ООП, потому что именно результаты образования, во-первых, представляют собой конкретное описание достигнутых целей образовательной деятельности, а во-вторых, являются главным предметом договора между личностью, обществом и государством.         Система оценки качества образования призвана обеспечить единство требований к подготовленности воспитанников, объективность оценки их достижений, преемственность между дошкольным образованием и начальной школой. К тому же наличие единого подхода к пониманию качества дошкольного образования позволит обеспечить согласованность деятельности всех субъектов системы образования. Всё это, в конечном счёте, будет способствовать реализации права граждан на получение качественного дошкольного образования.            На  основании  вышеизложенного,  мы сформулировали  следующие  основополагающие  уровни  проявления  качества  дошкольного  образования: предоставление  родителям  возможности  выбора  для  своего  ребенка  индивидуально-образовательного  маршрута, обеспечение  социальной  защиты  дошкольника  от  некомпетентных  педагогических  воздействий; предоставление  родителям  гарантий,  что  к  концу  дошкольного  детства  их  ребенок  получит  необходимый  уровень  подготовки  для  успешного  обучения  в  начальной  школе.          Важным аспектом качества образования является образовательный процесс, который имеет свои специфические рычаги управления. Прежде всего, образовательный процесс должен осуществляться в условиях развивающего взаимодействия между педагогами, детьми и родителями. Оптимизация данного процесса может касаться либо изменения условий протекания общения, либо системы форм и способов его реализации. Второй путь управления качеством образовательного процесса предполагает воздействие на его компоненты (И.П. Подласый) – целевой, содержательный, деятельностный, результативный. Это значит, что повышение эффективности проводимых мероприятий будет зависеть от качества воспитательно-образовательной работы взрослых (педагогов и родителей) и собственной деятельности ребенка на каждом этапе образовательного процесса. Третий путь совершенствования образовательного процесса в ДОО, предполагает формирование связей между информационным, коммуникативным и организационно-деятельностным компонентами педагогической системы. Основой совершенствования системы управления качеством образовательного процесса в ДОО здесь выступают единство компонентов, целостность и гибкость функционирования системы воспитательно-образовательной или коррекционно-развивающей работы в ДОО.          Проектная деятельность в ДОО.          Сегодня государством поставлена задача, подготовить совершенно новое поколение: активное, любознательное. И дошкольные учреждения, как первая ступенька в образовании, уже представляют, каким должен быть выпускник детского сада, какими качествами он должен обладать.         Становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое пространство, требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных учреждений, совершенствования педагогических технологий.         Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений.           Мы считаем этот метод очень эффективным, т.к. он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе.   Метод проектов интересен и полезен не только детям, но самим педагогам, т.к. он дает возможность сконцентрировать материал по определённой теме, повысить уровень собственной компетентности по проблеме, вывести на новый уровень взаимоотношения с родителями, ощутить себя действительно партнером детей в решении исследовательских задач, сделать процесс познания не скучным и чрезмерно назидательным. Метод проектов естественно и гармонично вплетается в образовательный процесс детского сада.  Именно проектная деятельность поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребёнка, а также заинтересовать его, увлечь в эту деятельность. Она позволяет объединить педагогов, детей, родителей, научить работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу. Каждый ребёнок сможет проявить себя, почувствовать себя нужным, а значит, появится уверенность в своих силах.  Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность детей – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.  Применительно к детскому саду проект – это специально организованный воспитателем и самостоятельно выполняемый воспитанниками комплекс действий, направленных на разрешение проблемной ситуации и завершающихся созданием творческого продукта. Суть «метода проектов» в образовании состоит в такой организации образовательного процесса, при которой обучающиеся приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов, имеющих не только познавательную, но и прагматичную ценность. Преимущества проектного метода: является одним из методов развивающего обучения, т.к. в его основе лежит развитие познавательных навыков детей, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; повышает качество образовательного процесса, позволяя решать разноплановые задачи; служит развитию критического и творческого мышления. способствует повышению компетентности педагогов. способствует приобщению родителей воспитанников к деятельности ДОО. Мы считаем, что использование на практике технологии проектной деятельности позволит нам, решая многочисленные задачи организации педагогического процесса, достичь нового качества деятельности дошкольной образовательной организации.          Проектная деятельность —

Я твёрдо уверена; всё, что окружает ребёнка в детском саду и дома-в семье, это инструмент его развития и, главное, чтобы этот инструмент не навредил маленькому человеку, а был правильно подобран.

Считаю, что качество образования и качество жизни ребёнка-дошкольника-это единое целое. Уже совсем скоро все учебные заведения радостно распахнут свои двери для всех детей.

Уважаемые коллеги, в преддверии нового учебного года искренне желаю вам ярких педагогических побед, крепкого здоровья, талантливых воспитанников, понимающих родителей, личностного и профессионального роста!

 Пусть вашей мудрости, таланта, чуткости, заботы и внимания хватит на каждого ребёнка, а ваши всезнайки, непоседы и почемучки искренне любят вас, гордятся вами и доверяют вам


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая этика, профессиональный стандарт педагога как инструмент повышения качества дошкольного образования.

Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундЭффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без ад...

педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Цель педсовета: в игровой форме проанализировать профессиональную компетентность педагогов ДОУ.Задачи педсовета:·         Уточнить теоретические понятия ...

Педагогический совет « Профессиональное становление педагогов как средство повышения качества дошкольного образования»

Профессиональное становление рассматривается / по сл. Ожегова/ как  возникновение, образование профессиональных качеств, необходимых для данной профессии. И вот сегодня, мы с вами и проверим...

Условия, способствующие повышению качества дошкольного образования

В презентации подробно рассмотрены пять основных условий повышения качества дошкольного образования...

Создание единой педагогической основы взаимодействия с семьями воспитанников для повышения качества дошкольного образования

Детство - это уникальный период в жизни человека: именно в это время происходит становление личности, формируется здоровье,  опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. За тыс...

Участие на областном педагогическом салоне «Реализация ФГОС ДО как ресурс повышение качества дошкольного образования»

Тема: «Игровые технологии в обучении детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»...

Презентация августовской педагогической конференции на тему: «Создание условий для художественно-эстетического развития детей во 2 младшей группе»

Художественно-эстетическое воспитание и развитие детей осуществляется в изобразительной, музыкальной, театрализованной и игровой деятельности. Все зависит от первого дошкольного опыта, который ре...