описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий"
материал (подготовительная группа)

Дмитрук Ирина Юрьевна

описание педагогического опыта по теме информационно -познавательного проекта "Путешествие в мир профессий" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedag_opyt_po_proektu_dmitruk_i.yu_.odt25.39 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад «Медвежонок»

                                                      Описание опыта

по информационно – познавательному

проекту

 «Путешествие в мир профессий».

для детей подготовительной к школе группы.

Вид проекта: информационный, познавательный, групповой, совместный 

Сроки реализации проекта: (01.09.2019 – 22.05.2020)

Участники проекта: воспитатели группы, дети, родители детей.

Актуальность опыта

Обновление системы дошкольного образования ставит перед современными педагогами задачу воспитания у дошкольников предпосылок «нового человека», конкурентоспособной личности, успешно реализующей себя в профессиональной среде, обладающей чертами: исследователей, изобретателей, предпринимателей, новаторов. Для того чтобы ребенок осознанно сделал выбор во взрослой жизни, его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближнего окружения, с профессий родителей и людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям. А формирование знаний и развитие интереса к труду взрослых возможно в совместной, организованной и свободной деятельности детей, через игру и игровые приемы, что позволит ненавязчиво ориентировать воспитанников на будущую профессию.

         Основная идея инновационного проекта - это создание в дошкольном учреждении единого развивающего пространства для ознакомления детей с профессиями.

С этой целью мы создали мобильную развивающую предметно-пространственную среду (мастерские), которые удовлетворяют образовательные потребности по развитию ранней профориентации как в группе, так и в ДОУ.

Мастерские представляют собой организованное пространство с учётом специфики каждой профессии и создают условия для игрового сюжета.

В мастерских мы знакомим детей с многообразием профессий, где ребенок может познакомиться с основами различных профессий, попробовать себя в роли врача, пожарного, телеведущего, визажиста, строителя и. т. д. 

Цель: развитие интереса у детей о разнообразии мира профессий, через «погружение» в реальные практические ситуации.

Задачи

Предполагаемые результаты

Создать мастерские (активные центры) со специально организованной развивающей предметно-пространственной среды, со сменными игровыми атрибутами

В процессе обогащения предметной среды у детей сформируются:

-представление о разных профессиях;

 -обобщенное представление о структуре трудового процесса с использованием предметов-заместителей в качестве атрибутов для творческих игр.

Расширять представления о разнообразных видах профессий (производственного труда (шитьё, производство продуктов питания, строительство) и обслуживающего труда (медицина, торговля, образование), в том числе и современных.

Расширять представления о профессиях, связанных со спецификой местных условий.

Дошкольник получит максимально разнообразные сведения о профессии и инструментах, которыми пользуются люди определенных профессий. 

Развивать у детей трудовые навыки в ходе игровой деятельности, понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

Сформируется обобщенное представление о структуре трудового процесса и понимание взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности.

Выделяет структуру трудовых процессов (цель, материалы, инструменты, трудовые действия, результат);

 Объясняет взаимосвязь различных видов труда и профессий.

Развивать у детей творческую инициативу, познавательную активность, словарный запас по данному направлению;

Воспитывать интерес и уважение к людям труда.

- Объясняет роль труда в благополучии человека; 

- называет профессионально важные качества представителей разных профессий

моделирует в игре отношения между людьми разных профессий; 

-участвует в посильной трудовой деятельности взрослых;

Показать результаты труда, их общественную значимость.

- Эмоционально-положительно относится к трудовой деятельности, труду в целом; 

-демонстрирует осознанный способ безопасного поведения в быту;

- имеет представление о семейном бюджете и назначении денег;

- разовьется чувство уважения к людям разных профессий;

Реализация проекта.

Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа:

I   этап (организационный): проведение диагностики, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, организация мастерских, подготовка наглядного материала, встречи с родителями воспитанников по организации экскурсий на их место работы, налаживание контактов с ближайшими социальными организациями.

II этап (практический): реализация тематического плана через посещение социальных структур, организацию совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей, не имеющих возможность осуществить посещение их предприятий по изготовлению презентаций «Профессии моих родителей».

III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта. В проекте учитывается вся тематика сюжетно-ролевых игр с производственными и бытовыми сюжетами и дополняется значительным количеством сюжетно-ролевых игр профориентационной направленности.

Критерии, показатели и средства измерения уровня сформированности представлений о мире труда и профессий у дошкольников

Показатели

Методики

Переодичность

Осведомленность о

труде взрослых

Опросник Л. В. Куцаковой

«Профессиональная

деятельность взрослых»

2 раза в год

сентябрь

апрель

Ранние

профориентационные

склонности

Модифицированный профориетационный опросник

Е. И. Климова

1 раза в год

Сентябрь

Игровая деятельность

(игры профессионально

-ориентированного

характера)

Педагогическая диагностика В.П.

Кондрашова по определению уровня развития игры Диагностика игровой деятельности» (игры профессионального характера)

2 раза в год

сентябрь

апрель

Рис. 1. Уровень представлений о профессиях. (Опросник Л. В. Куцаковой)

     

Рис. 2. Частота применения полученных представлений в творческих играх, расширение спектра профессий в одной и той же игре (Профориентационный опросник Е. И. Климова)

Рис.3. Игры профессионально -ориентированного характера

Итоги проекта (выводы):

  Результат в процессе реализации проекта получился достаточно интересным. Ребята не только расширили кругозор и повысили   уровень знаний о профессиях, но уже на этом возрастном этапе стали выбирать профессии на будущее, причем, не только ориентируясь на профессии своих родителей, стали больше интересоваться какими умениями и знаниями должен обладать специалист своего дела. Конечным мероприятием был «Парад профессий» где каждый ребенок представлял свою будущую профессию.

Таким образом, за период работы по проекту у дошкольников наблюдалась положительная динамика уровня сформированности о профессиях в рамках раннего информирования о профессиях, ознакомлению с профессиями родителей воспитанников, актуализации перед родителями вопроса ранней профориентации дошкольников. У детей улучшились показатели познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, речи (диалогической стороны, рассуждения и выводы), воображения (творческого и воссоздающего).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта на тему: "Развитие познавательных и творческих способностей детей через художественный труд"

Предоставление своего педагогического опыта, о проделанной работе с дошкольниками  по теме : "Развитие познавательных и творческих способностей дошкольников черезх художественный труд"....

1. Описание педагогического опыта по теме «Я и другие, все мы дружные такие».

   Предложенная информация является фрагментом  практического опыта и может использоваться в различных видах деятельности детей.     Данный опыт работы обеспечивае...

Описание педагогического опыта по теме: «Расширение словаря у детей дошкольного возраста с помощью дидактических игр и упражнений»

Цель: теоретически обоснование и практическое подтверждение влияния лексических упражнений на развитие словаря детей дошкольного возраста....

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА ПО ТЕМЕ: СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  (1 слайд) Сущность опыта заключается в формировании нравственных чувств у детей старшего дошкольного возраста через произведения детской художественной литературы.    (2 с...

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»

Описание педагогического опыта на тему «Использование мнемотаблиц в развитии ребенка дошкольника»            Дошкольному возраст...

Описание педагогического опыта по теме «Формирование основ пожарной безопасности детей дошкольного возраста» для конкурса "Педагог года -2021"

Вся моя работа посвящена актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Актуальность опыта связана и ...