1. Описание педагогического опыта по теме «Я и другие, все мы дружные такие».
статья по теме

Артемьева Анастасия Александровна

     Предложенная информация является фрагментом  практического опыта и может использоваться в различных видах деятельности детей.

     Данный опыт работы обеспечивает обогащение содержания образовательной практики в контексте общих тенденций и приоритетов развития дошкольного образования Российской Федерации и направлен на повышение качества дошкольного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_pedagogicheskogo_opyta.docx28.1 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Артемьева А.А.,

воспитатель МБДОУ № 226

Описание педагогического опыта  по теме

«Я и другие, все мы дружные такие».

Работаю с детьми старшего дошкольного возраста в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. В сентябре 2015 года в группу поступили дети 5 лет, посещавшие другие детские сады или находившиеся на домашнем воспитании. Так как ребята посещали другие сформировавшиеся детские коллективы и ранее были незнакомы друг с другом, то для каждого из них настал период адаптации к новым условиям: узнать новых сверстников и педагогов, познакомиться с правилами жизни группы. В данной ситуации основная задача — создание дружного детского коллектива в группе. Конечно, в это время детям очень нужна помощь и поддержка педагога.

Моя педагогическая практика показывает, что детям с ОВЗ сложно узнавать и различать свои эмоциональные состояния и настроения окружающих, изменять свое поведение в соответствии с ситуацией, вступать во взаимодействие с другими, договариваться и разрешать конфликты.

Проанализировав данную ситуацию, я поняла, что передо мной как перед воспитателем группы компенсирующей направленности стоит задача поиска таких методов и приемов работы, которые бы комплексно позволяли корригировать речь ребенка и содействовали формированию коммуникативной компетентности детей.

Изучив методические рекомендации и практические разработки академика РАО, доктора психологических наук, профессора В. С. Мухиной, доктора психологических наук, профессора М.И. Лисиной, Т.А. Репиной, Г.А. Урунтаевой, профессора, доктора педагогических наук, кандидата психологических наук О. В. Хухлаевой, кандидата психологических наук А. Г. Арушановой и других я поняла, что необходима систематическая работа, направленная не только на коррекцию речевого развития, но и на социально – коммуникативное развитие детей. Данная работа должна быть организована таким образом, чтобы изменить и обогатить новым содержанием и формами организации образовательный процесс в ДОО.

Мне очень близка точка зрения кандидата педагогических наук, ведущего сотрудника Центра «Дошкольного детства им. А.В. Запорожца» Аллы Генриховны Арушановой, которая рассматривает коммуникативную компетентность как способность налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи речевых и неречевых средств.

А.Г. Арушанова пишет, что коммуникативная компетентность является базисной характеристикой личности дошкольника, важнейшей предпосылкой благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфических детских видов деятельности – коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и др.

Элементами эффективного общения являются:

  1. желание вступать в контакт с окружающими;
  2.  умение организовывать общение - слушать собеседника, эмоционально сопереживать, решать конфликтные ситуации;
  3. знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими.

В соответствии с ФГОС ДО на этапе завершения дошкольного образования ребенок может быть способен активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности.

Одной из задач АОП ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно – нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.

Таким образом, представляю опыт работы по теме «Я и другие, все мы дружные такие» с целью формирования коммуникативной компетентности детей старшего дошкольного возраста.

В рамках реализации данной темы были поставлены следующие задачи:

  1. Формировать навыки позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками на основе норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Развивать социальный и эмоциональный интеллект (эмоциональная отзывчивость, сопереживание, готовность к совместной деятельности со сверстниками, уважительное отношение и чувство принадлежности к сообществу детей и взрослых).
  3. Воспитывать самостоятельность и способности к саморегуляции собственных действий, доброжелательное отношение к окружающим.

Формируя у детей коммуникативную компетентность, можно научить ребенка адекватно реагировать на различные социальные ситуации, подготовить его к прохождению следующего этапа жизни, следующей ступени обучения.

Работу по реализации темы «Я и другие, все мы дружные такие» можно условно разделить на три этапа.

  1. «Какой Я».  Цель: расширение представлений о самом себе, своих особенностях, предпочтениях и настроении.
  2. «Я и другие».  Цель: формирование навыков позитивного взаимодействия с окружающими на основе норм и ценностей, принятых в обществе.
  3. «Мы дружные». Цель: воспитание доброжелательного отношения к окружающим, готовности к совместной деятельности.

Название этапа

Содержание работы

Пополнение  и изменение предметно – пространственной среды  группы

Формы организации совместной деятельности детей и взрослого

1

«Какой я»

На данном этапе ведется работа по расширению представлений детей о своих индивидуальных особенностях (настроение, внешность, предпочтения).

Здесь можно предложить детям игры и игровые упражнения: «Разгляди себя в зеркале», «Радио», «Мои любимые игры», «Мое настроение» и другие.

Постепенно воспитатель вносит в предметно – пространственную среду группы «Экран настроения», Куклу – Вопросик,  кубик настроений,  плакат «Азбука настроений», игра «Домик настроений», коврик злости.  

На начальном этапе работы именно взрослый объединяет детей и организует их совместную деятельность. Это специально организованные игры и игровые упражнения, тематические беседы, разыгрывание ситуаций и этюдов.

2

«Я и другие»

На данном этапе детям предлагаются игры и игровые задания, в ходе которых нужно сотрудничать с другими членами группы.  Особенно нравятся детям игры «Мастер и ученики», «Белые медведи», «Строим вдвоем», «Рисунок по кругу», «Путаница».

Кукла – Мирилка. Мешочек для секретов. Волшебный клубочек. Серия тематических сюжетных картинок «Я и другие». Подборка произведений детской художественной литературы.

Здесь взрослый организует различные формы совместной деятельности (в парах, в малых подгруппах, мальчик – девочка, фронтально).

3

«Мы дружные»

На этом этапе педагог старается создать ситуации взаимодействия, в ходе которых дети могут проявить сочувствие, сопереживание, умение договариваться и согласовывать свои действия друг с другом. Особое внимание здесь уделяю воспитанию у детей способности к саморегуляции собственных действий.

Игра «Лоскутный коврик». Пополнение библиотеки группы, картотеки сюжетных картинок.

Воспитатель поощряет детей к проявлению инициативы и самостоятельности при выборе вида деятельности и партнеров для игры.

В ходе работы использую различные игры и игровые упражнения, как предложенные авторами методических пособий, так и разработанные мною. Широко использую прием разыгрывания ситуаций из жизненного опыта детей и последующего их обсуждения.

Работу по формированию коммуникативной компетентности дошкольников веду в различных видах совместной деятельности с детьми:

  • игровая деятельность (сюжетно – ролевая игра, игры с правилами);
  • режимные моменты;
  • непосредственно образовательная деятельность;
  • организация развлечений, викторин, тематических вечеров, конкурсов по данной тематике;
  • восприятие художественной литературы;
  • в ходе непосредственного ситуативно – личностного, ситуативно - делового общения с детьми.

Реализую тему своей педагогической деятельности в тесном взаимодействии с родителями детей; использую различные формы:

  1. Практико – ориентированные. В рамках комплексно – тематического планирования детского сада совместно с родителями реализовала социально - ориентированные проекты: «Вместе весело шагать» в рамках темы «Если добрый ты, это хорошо, а когда наоборот?», проект «Мой день» в рамках темы «Моя любимая семья».
  2. Информационно – просветительские. Организовала в группе информационный уголок для родителей, мини – библиотеку, картотеку игр и рекомендаций для родителей и детей.

Отмечаю положительные результаты работы, направленной на формирование коммуникативной компетентности у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи по теме «Я и другие, все мы дружные такие»:

  • По итогам наблюдений, дети с удовольствием вступают в общение со сверстниками и взрослыми, в группе не выявлено «отвергаемых» детей.
  • Ребята научились работать в парах, малых подгруппах, что позволяет развивать коммуникативные навыки, ситуативно-деловое общение со сверстниками.
  • Дети научились слушать и слышать друг друга, стараются договариваться и самостоятельно разрешать конфликтные ситуации.
  • Удалось вызвать интерес у родителей воспитанников группы к формированию коммуникативной компетентности. У родителей изменилось мнение о важности развития социального и эмоционального интеллекта детей. Большинство родителей включились в совместную деятельность, участвуют в организации и пополнении предметно – пространственной среды, в детско – взрослых социальных проектах.
  • В ходе работы по данной теме обогатился собственный педагогический опыт, обобщила и систематизировала материалы о развитии коммуникативной компетентности у детей дошкольного возраста.

Считаю, что деятельность по развитию коммуникативной компетентности обогащает содержание образования дошкольников, дает возможность развития личности ребенка в соответствии с принятыми в обществе нормами и правилами. Целенаправленная работа по теме «Я и другие, все мы дружные такие» имеет положительный педагогический эффект, заключающийся в использовании полученных коммуникативных навыков при взаимодействии с детьми и взрослыми в различных социальных ситуациях.

Предложенная информация является фрагментом  практического опыта и может использоваться в различных видах деятельности детей.

Таким образом, мой опыт работы обеспечивает обогащение содержания образовательной практики в контексте общих тенденций и приоритетов развития дошкольного образования Российской Федерации и направлен на повышение качества дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие на тему: «Я и другие. Учимся быть дружными»

Конспект открытого занятия. Психологическая тематика. Взаимоотношения в группе. cat42.gif...

Описание педагогического опыта воспитателя МБДОУ №2 «Дюймовочка» Дёминой Надежды Юрьевны По теме « Организация познавательно - исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста»

Любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, искать новые сведения об окружающем мире - важнейшие черты детского поведения. Ребенок рождается исследователем - это его естественно...

Проект на тему "Такие разные часы или знакомство детей со временем" (краткое описание педагогического проекта)

В данной разработке представлены цели, задачи  работы с детьми по теме "Знакомство детей со временем", проблемы и причины выбора данной темы; а так же представлены мероприятия с детьми ...

Педагогический проект Тема: «Лук наш друг

Дети младшего дошкольного возраста обладают небольшим запасом знаний о выращивании лука и его полезных свойствах, о том, где он может произрастать, о необходимых условиях роста. Их интерес к познавате...