Консультация "Взаимодействие с семьей"
консультация

Марина Сергеевна Олехнович

Консультация "Взаимодействие с семьей"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ   С  СЕМЬЕЙ.

Концептуальная  основа – признание  приоритетной  роли  семьи  в  формировании  личности  ребенка. Современная  педагогическая  наука  располагает  многочисленными  свидетельствами,  подтверждающими  то,  что  созревало  в  народной   практике   воспитания, отмечалось  в  трудах  выдающихся  целителей  прошлого,  а  именно – бесспорный  приоритет  семейного  воспитания в  развитии  личности  ребенка. В  настоящее  время  семейная  педагогика – интенсивно  развивающаяся  отрасль  научного  знания. Педагог,  отвечающий  современным  требованиям,  должен  осознанно  и  с  интересом  отнестись  к  изучению  и  использованию  этих  знаний.  Тогда  станет  очевидной  причина  изменения   функции  современного  дошкольного  учреждения,  реализация  которых   ориентирована  на  семью,  сотрудничество  с  ней.

Итак,  две  ветви  воспитания – в семье  и  в  общественных  учреждениях – сложились  в  глубокой  древности,  уходя  своими  корнями  в  историю  человечества  к  заре  его  существования. Обе   ветви  представляют  собой  неоднозначные  явления: им  присуще  много  общего,  но  имеются  и  существенные  принципиальные  различия. Так,  задачи  воспитания  в  условиях  семьи  и  общественных  образовательных  учреждений,  будучи  конкретно – историческими, зависящими  от  особенностей   жизни  человека  в  обществе  на  определенном  этапе  его  развития,  отличаются  соотношением  эмоционального  и  рационального  компонентов: в  семье  преобладает  первый,  в  общественном  воспитании  главенствует  второй.

Известные  различия  наблюдаются  в  целях,  принципах  содержания  общественного  и   семейного  воспитания. В  ДОУ,  в  школе   носит  объективный  характер,  поскольку  подчинена «заказу»  общества  на  воспитание   необходимых  ему  членов. В  семье  цель   воспитания  отличается  субъективизмом,  потому  что  в  ней  выражаются  представления  конкретной  семьи  о  том,  какими  она  хочет  вырастить  своих   детей.

Методы  воспитания,  которые  используются  в  детском  саду  и  семье,  отличаются  по  своему  набору,  по  содержанию,  следовательно,   и  по  психологической  сущности  и  эффективности  воздействия  на  ребенка  семей.  В  семейных  методах  воспитания  отсутствует  печать  преднамеренности,  свойственная   детскому  саду,  зато  наблюдается  больше  естественности,  обращенной  к  конкретному  ребенку,  имеющему  свой  жизненный  опыт,  определенные  привычки,  пристрастия,  интересы. Учитывая  вышесказанное,  можно   сделать  вывод  о  том,  что  общественное  воспитание  по  сравнению  с  семейным,  отличается  большей  научностью, обоснованностью,  целенаправленностью,  планомерностью.  Однако  это не  обеспечивают  приоритет  общественного   воспитания  в  формировании  личности  ребенка,  особенно  в  первые  годы  жизни.

таким  образом,  общественное  и  семейное  воспитание  имеет  целый  ряд  принципиальных  отличий,  которые  необходимо  учитывать  для того,  чтобы  обеспечить  их  целесообразное  взаимодействие,  взаимодополнение  в  реальном   образовательном  пространстве.

Семья  как  один  из  социальных  институтов  должна  стать  объектом сегодняшних   забот   системы  дошкольного  образования.

Формы  сотрудничества  этих  двух  социальных  институтов  (ДОУ  и  семья)  определены  нормативно-правовыми  документами:

  • «Конвенция  о правах  ребенка»;
  • «Конвенция  дошкольного  воспитания»;
  • Кодекс  о  браке  и  семье  в  РФ;
  • Закон  РФ  «Об  образовании»;
  • Типовое  положение  о  дошкольном  образовательном  учреждении;
  • Письмо МО  и  ПО РФ  от  07.06.94. № 53-М «О  реализации  прав  детей  при  приеме  в  образовательное  учреждение»;
  • Письмо  МО  и  ПО РФ  от 22.04.97.  № 990/14-15  «О  подготовке  детей  к  школе».

В  законе  РФ  «Об  образовании»  особое  место  отводится  именно  дошкольным  образовательным  учреждениям  по  разработке  перспективных  форм  взаимодействия  с  семьей,  определены  права  и  обязанности  родителей  как  законных  представителей  своих  детей.

Однако  следует  отметить,  что  идея  взаимодействия  с  семьей  не  нова.  Как   показали  социологические  исследования,  проведенные   Уральским  государственным  университетом  им. А.М.Горького,  острота  проблем  сохраняется:

  • 24%  родителей  считают  себя  достаточно  осведомленными  в  вопросах  воспитания  детей;
  • 44% - придерживаются  противоположного   мнения;
  • 32% - затрудняются  ответить.

Таким  образом,  76%  родителей  нуждаются  в  получении  специальных  знаний  о  том, как  правильно  воспитывать  своего  ребенка.

Несмотря  на  все  трудности  в  воспитании  детей,  сложную  социально-экономическую  ситуацию,  в  которой  мы  живем, родители  надеются  на  то,  что  когда  их  малыши   подрастут,  то  им  улыбнется  счастье:

  • 37%  опрошенных  смотрят  в  будущее  своих  детей  с  надеждой  и  оптимизмом;
  • 22% - спокойно  без  иллюзий;
  • 39% - с  тревогой  и  неуверенностью.

Снять  это состояние,  хотя  бы  частично, можно  организуя  работу  с  семьями,  воспитывающими  детей, готовя  их  к  будущей  самостоятельной  жизни.

Поэтому  дошкольному  учреждению  своей  деятельностью  необходимо  обеспечить  доступность  дошкольного  образования  для  всех  слоев  населения  на  основе  взаимодействия  с  семьей.

Конкретные  шаги,  предпринимаемые  нашим   ДОУ № 26  таковы: статус  санаторно-оздоровительного  позволяет  принимать  в  детский  сад ослабленных  и  часто  болеющих  детей,  проводить  с  ними  лечебно-профилактическую  работу;   в  детском  саду  предусмотрен  гибкий  режим,  удобный  для  родителей  (неполная   рабочая  неделя,  провод  в  удобное  для  родителей  время).  Сотрудничество  с  детской  поликлиникой    позволило   получить  сведения  о  потенциальных  воспитанниках  нашего  детского  сада  и  о  детях  микрорайона,  не  посещающих  детские   дошкольные  учреждения.

Используя  эти  данные,   нами  было  проведено  социологическое  исследование  семей   микрорайона,  дети  которых  не  посещают  детский  сад.  Были  выявлены  причины  непосещения  детьми  детского  сада. Среди  них  наиболее  часто  встречающаяся – воспитание  детей  не  работающими  родственниками. Были   выявлены  неблагополучные   семьи:  семьи,  воспитывающие  ребенка  инвалида,  семьи,   имеющие  материальные  затруднения.

Данный  материал   позволил  создать  банк  данных  о  потенциальных  воспитанниках,  об  их  здоровье  и  начать  целенаправленную  работу  с  неорганизованными  детьми.  Было  проведено  анкетирование   родителей   с  целью  выявления   образовательных  потребностей   и  возможных  затруднений  родителей.

Для  решения  выявленных  проблем  нами  планируется   организовать  лекторий,  к  проведению  которого  будут  привлечены  наиболее  опытные  педагоги,   медики,  логопед.  Будут  организованы  не  только  лекции,  но  и  тренинги   для  родителей,  демонстрация  деятельности  педагогов   с  целью   обучения  родителей  приемам  и  методам  индивидуального  развития  ребенка.

В  2000-2001 г.г.  на  базе   нашего  детского  сада  открыт  логопункт,  где  дети  получают  квалифицированную   помощь  логопеда. Желаемое  будущее – организовать совместно  с  детской  поликлиникой  службу  сопровождения.  Это,  прежде  всего  диагностика   уровня  развития  личности   ребенка,  проведение  тренинговых  занятий  с   детьми   и  их  родителями,  консультирование  родителей, ранее  выявление  недостатков  умственного  и  физического  развития  ребенка.

Таким  образом,  главная  задача  деятельности  ДОУ – изменение  привычных  традиционных  форм   взаимодействия  с  родителями.  Основной  тактикой  в  воспитании  детей  должны быть  не  диктат,  требования  и  наставления,  а  осознание   необходимости  изменения  стиля  взаимодействия.  Обеспечивая  доступность  образовательных  услуг    для  детей  дошкольного  возраста,  необходимо  реализовать  их  в  новых  подходах  и  развивать  перспективные   формы  взаимодействия  с  семьей.

Ежегодное  анкетирование  родителей  высветило  актуальные  проблемы  семейного  воспитания  и  позволило  определить  основные  направления  взаимодействия  ДОУ  с  семьями  воспитанников  в  дальнейшем:

  • приобщение  родителей  к  образовательному  процессу,  ознакомление  с  содержанием  работы  педагогов  ДОУ;
  • реальное  участие  родителей  в  жизни  ДОУ;
  • организационная  и  просветительная   работа,  вводит  родителей  в  специфику  ДОУ,  жизненное  пространство  личности  ребенка.

Инновационная  модель  взаимодействия  ДОУ  с  семьями  воспитанников  на  основе  программно-целевого  подхода  включает  в  себя:  социальный  паспорт  родителей,  микрорайона,  анкетирование  родителей,  диагностику  интересов  и  потребностей  (см. приложение).

Практика  показывает,  что  некоторые  аспекты  по  взаимодействию  с  семьей  требуют  совершенствования  данной  деятельности.

Сложность  задач,  стоящих  перед  ДОУ  и  родителями  диктует  целесообразность  привлечения  программно-целевого   подхода  для  разработки  системы  взаимодействия  семьи  и  дошкольного  образовательного  учреждения,  определения  эффективных   путей  управления  ею.

В  этой  связи  изучение   системы  взаимодействия  дошкольного   образовательного  учреждения   с  семьей   будет  сводиться  к   рассмотрению  связей  и  отношений  между  элементами  системы. Практика  показала,  что  примерно  лишь  треть  родителей  систематически   задействованы  в  этой  работе.  Остальные  же  в  ней  принимают   эпизодическое  участие,  что  обуславливает  остроту  противоречия   МЕЖДУ  НЕОБХОДИМОСТЬЮ  УСТАНОВЛЕНИЯ  ТЕСНОГО  КОНТАКТА  С  СЕМЬЕЙ  В  ОБРАЗОВАНИИ   ВОСПИТАННИКОВ  И   НЕВКЛЮЧЕННОСТЬЮ  В  ЭТУ  РАБОТУ  БОЛЬШИНСТВА  РОДИТЕЛЕЙ.

Кроме  того,  имеется  необходимость  в  совершенствовании  форм  работы  с  родителями.  Ориентация  системы  взаимодействия  с   родителями  позволит  по  нашему  мнению, снять  противоречие  МЕЖДУ   НЕОБХОДИМОСТЬЮ   ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  РАЗНООБРАЗНЫХ  ФОРМ  РАБОТЫ   И  НЕМНОГООБРАЗИЕМ   ПОСЛЕДНИХ  В  ПРАКТИКЕ  НЕКОТОРЫХ  ПЕДАГОГОВ.

Значительный  рост  общеобразовательного  и  культурного  уровня  родителей  создает,  как  ни  странно,  определенные  трудности,  у  педагогических  работников.  Практика  показывает, что  некоторые   педагогические   работники  испытывают  существенные   трудности  при  осуществлении  этой  работы.  Педагоги  недостаточно  обсуждают  с  родителями   вопросы   долговременного   развития,  что  влечет  за  собой  определенные   трудности  и  часто   воспитателю  приходится  справляться  с  ними   одному.  Это  ко  всему   прочему  ставит  на   более  низкую  ступень  компетентность  педагога     в  создании   условий  и   перспективы  для  развития   ребенка.   ВЫСОКИЙ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ   УРОВЕНЬ   МНОГИХ  РОДИТЕЛЕЙ,  ДЕТИ  КОТОРЫХ   ПОСЕЩАЮТ  НАШЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ,  НАХОДЯТСЯ  В   ПРОТИВОРЕЧИИ  С   БОЛЕЕ  НИЗКИМ  УРОВНЕМ  ОБРАЗОВАНИЯ   БОЛЬШИНСТВА   ВОСПИТАТЕЛЕЙ.

В  этих  условиях   актуализируется  деятельность   заведующей   по  руководству  работой  воспитателей   с  семьей,  позволяющая  добиться  высокой  культуры  общения  с  родителями,  глубокого  знания  психологии,  новой  стратегии   работы  с  родителями.

Еще  раз,  возвращаясь  к  вскрытым  противоречиям,  обнаруживаем,  что они  поднимают  проблему  взаимодействия  с  семьей  на   новый,  качественно  более  высокий  уровень,  что  дает  возможность   сформулировать  главную  цель  данного   проекта  так:  «СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ   СИСТЕМЫ   СОВМЕСТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  СЕМЬИ  И  ДОШКОЛЬНОГО  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ,  НАПРАВЛЕННОЙ  НА   ВОСПИТАНИЕ  И  РАЗВИТИЕ   ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА».

Достижение  главной  цели  направлено  на  решение  следующих  задач:

  • формировать  единые  взгляды   педагогов  и  родителей  на  изучение  личности  дошкольника,  с  учетом  интересов  и  склонностей  детей;
  • исследовать  воспитательный  потенциал  семьи  и  разработать  возможные   варианты   его  использования  в  совместной  деятельности  семьи  и  ДОУ;
  • осуществлять  диагностику  реальных  затруднений  родителей  в  организации   воспитательного   процесса  в  домашних  условиях   и  их  участия  в   процессе  образования  в  условиях ДОУ,   оказывать  им  практическую   и  методическую  помощь;
  • формировать  единый  коллектив  родителей  и  детей;
  • создать  условия  для  самообразования  родителей  и  совершенствования  педагогического   мастерства  воспитателей  в  повышении  эффективности  их  воздействия  и  творческого сотрудничества;
  • изучить,  обобщить  и  внедрить   положительный  опыт   семейного  воспитания;
  • определить  результативность  функционирования  взаимодействия  семьи   и  ДОУ.

Конкретное  представление  приведенной  цели  программы   осуществляется  в  формировании ожидаемого  результата.  Он  представляется  нам  как  ПОВЫШЕНИЕ   ЗНАЧИМОСТИ  РОЛИ  РОДИТЕЛЕЙ  В  ОСУЩЕСТВЛЕНИИ  СОВМЕСТНОЙ   ДЕЯТЕЛЬНОСТИ   СЕМЬИ   И  ДОШКОЛЬНОГО   ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО  УЧРЕЖДЕНИЯ  ПО  ВОСПИТАНИЮ   И  РАЗВИТИЮ  ЛИЧНОСТИ  РЕБЕНКА.

Достижению  ожидаемого  результата  способствует   целостное  выполнение  мероприятий.

ПЕРЕЧЕНЬ  МЕРОПРИЯТИЙ,  НАПРАВЛЕННЫХ

НА  ДОСТИЖЕНИЕ  ОЖИДАЕМОГО  РЕЗУЛЬТАТА.

Мероприятия  

Сроки

Ответственные

1.

Сбор  информации  о  семьях  воспитанниках  ДОУ.

Старший

воспитатель

2.

Сбор  информации  о  семьях  потенциальных  воспитанников  ДОУ.

Ст.мед.сестра

воспитатели

3.

Посещение  семей  дошкольников.  изучение  условий  обучения  воспитания  ребенка  в  семье.  

Старший

      воспитатель

     Воспитатели  

4.

Повышение  квалификации  воспитателей  в  личных  вопросах  взаимодействия  с  родителями.

Проведение  консультаций  и  семинаров  для   воспитателей  по  вопросам  работы   ДОУ и  семьи:

  • детский  сад  и  семья: соотнесение  целей  и  задач  ДОУ  и  семьи;
  • родительский  комитет,  его  права  и  обязанности;
  • индивидуальная  работа  с  родителями;
  • посещение  родителями   детского   сада;
  • организация  и  проведение  собраний  для   родителей,  индивидуальных  и  коллективных   бесед;
  • подготовка детей к  школе;
  • привлечение родителей к помощи ДОУ;

          семинары:

-  «Школа  педагогического  мастерства»;

-  «Психолого-педагогические  основы  взаимодействия  семьи  и  ДОУ»;

-  «Характеристика  семьи»;

-  «Пути  повышения  педагогической  культуры».

  • конференция:

        «психолого-педагогические  основы  семейного  воспитания (родительский  авторитет, воспитание  в  семье,  воспитательный  потенциал  семьи)»;

  • семинар-практикум:

«Формы  работы  с  семьей»;

  • разработка просветительской  программы  для  родителей; нормативно-правовой;  медико-педагогичевкой;  психолого-педагогической.

Старший

воспитатель

5.

Проведение групповых   консультаций  с  родителями:

  • о  санитарно-гигиенических  условиях  жизни  и  воспитания  ребенка  в  семье;
  • о  значении  режима  дня  в  развитии  , в  воспитании  детей;
  • организация  сна  и   отдыха  детей;
  • развивающая  среда  дома;
  • закаливание  организма  ребенка;
  • об  охране  здоровья  ребенка;
  • о  профилактике  простудных  заболеваний;
  • праздники  в  семье;
  • как  готовить  ребенка  к  школе;
  • поощрения  и  наказания  детей;
  • я  сама воспитываю  ребенка.

Старший

      воспитатель

Воспитатели

Специалисты

6.

7.

8.

Проведение  групповых  консультаций  и  собраний.

 Группы  раннего  возраста:

  • вопросы  долговременного  развития;
  • эмоциональное  здоровье  и психическое развитие  детей;
  • активизирующее  речевое  общение,  пальчиковые  игры – тренинги;
  • ранняя  социализация  детей;
  • оздоровление  детей  раннего  возраста;
  • сенсорное  развитие;
  • игра  в  жизни  ребенка;
  • консультации:

факторы,  влияющие  на  характер  привыкания  ребенка  к  условиям  детского  сада;  рекомендации  для  родителей  по  сближению  домашнего  режима  с  режимом  в  детском  саду.

Вторая  младшая  группа:

  • основные  характеристики  ребенка 3-х  лет;
  • связь  психологических  процессов  развития  ребенка  с  образовательной  программой;

Средняя  группа:

  • основные  характеристики  психического  и  физического  развития  ребенка  4-5  лет;
  • возраст  почемучек;
  • расширение  физических  возможностей,  тренировка  и  совершенствование  отдельных  физических  качеств;
  • развитие  творческих  способностей  детей.

Старшая  группа:

  • особенности  развития  детей  5-6 лет;
  • развитие  логического  мышления;
  • развитие  произвольности;
  • развитие  коммуникативности;
  • о  безопасности  ребенка;
  • с  чего  начинается  подготовка  ребенка к  школе.

Подготовительная  к  школе  группа:

  • развитие  произвольности;
  • игры  с  правилами;
  • физическая  и  физиологическая  готовность  к  школе;
  • как  стимулировать  желание  учиться.

Проведение  индивидуальных  бесед  с  родителями.

Проведение  общих  собраний  для  родителей.

Воспитатели

        Старший

      воспитатель

     Воспитатели

     Заведующий

9.

Разработка  программы  и  лекториев  для  родителей.

        

       

        Старший

воспитатель

Воспитатели

10.

Изучение  затруднений  родителей  в  вопросах  обучения   и  воспитания.

Старший

Воспитатель

11.

Разработка  планов  и  проектов  занятий  с  молодыми  родителями  и  родителями,  дети  которых  не  посещают  ДОУ.

Старший

      воспитатель

Воспитатели

Специалисты

12.

Разработка  и  формирование  «Уголка  для  родителей», создание  библиотеки  для  родителей.  

Старший

      воспитатель

Воспитатели

Специалисты

13.

Организация  и  проведение  дня  открытых  дверей.

Заведующий

Старший

      воспитатель

14.

Привлечение  родителей  к  организации  и  проведению  развлекательных  и  познавательных  мероприятий: утренников,  вечеров,  праздников.  

Старший

      воспитатель

Воспитатели

Специалисты

15.

Организация  работы  родительского  комитета.

Заведующий

16.

Лекторий  для  родителей «Воспитание  здорового  образа  жизни».

Старший

      воспитатель

Специалисты

17.

Индивидуальные  консультации родителям   часто  болеющих  детей  «Как  оздоровить  ребенка  дома».

Старший

      воспитатель

Воспитатели

Мед.сестра

18.

Налаживание  тесной  связи  с  организациями: детская  поликлиника; телевидение; краеведческий  музей; выставочный  зал; школа.

19.

Галерея  детского  и  семейного  творчества.

Воспитатели

20.

Организация  игротеки.

Воспитатели

21.

Изучение  положительного  опыта  семей  в  воспитании  детей.  Обобщение  и  пропаганда этого  опыта.  

Старший

      воспитатель

22.

Разработка   критериев  отслеживания  результативности  функционирования  и  развития  системы  взаимодействия  ДОУ  и  семьи.  

Заведующий

Старший

      воспитатель

23.

Отслеживание  степени  достижения  промежуточных  целей   взаимодействия  ДОУ  и  семьи.

Старший

      воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....