Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.
рабочая программа (старшая группа)

Казакова Наталья Владимировна

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_razvitiya_tvorcheskih_sposobnostey_detey.docx25.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 113 «Капитошка»

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста.

Воспитатель: Казакова Н.В.

г. Улан – Удэ

2020г.

Программа развития творческих способностей детей

Пояснительная записка

Развитие творческих способностей - одно из важных направлений, которое формируется именно в дошкольном возрасте. Оно не только актуально для становления личности ребенка, но и для формирования единого мировоззрения человека в современном обществе. Все культурное наследие человечества – это результат творческих способностей людей.

           Цель программы:

Раскрыть и познавательно-творческий потенциал детей дошкольного возраста в процессе творческой активности.

Задачи программы:

  1. Сформировать у детей интерес к творческой деятельности.
  2. Сформировать личностно-значимые качества, навыки социально- психологической компетентности, способствующие реализации творческой личности.
  3. Развить навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми, вовлеченными в творческую активность.

Основные принципы развивающей программы:

  1. Принцип принятия всех продуктов творчества детей, независимо от их формы, содержания и качества (поведение не учитывается).
  2. Принцип вовлеченности детей в художественное творчество, т.е. показывать детям не только продукт, но и сам процесс творчества, чтобы дети видели, как это делается.
  3. Новые понятия должны вводиться только в знакомом, доступном содержании.
  4. Принцип активности и самостоятельности ребенка, а также стимулирование к высказыванию собственных идей по поводу решаемой проблемы.
  5. Содержание развивающих игр и упражнений должно быть ориентировано на ребенка

Этапы программы

Программа осуществляется в 2 этапа.

1 этап - диагностический

Цель: выявление у детей лет способности к творчеству.

2 этап - развивающий

Цель: развитие креативности детей через развитие творческого мышления, творческого воображения и эмоционального мира ребенка.

Развитие творческого мышления предполагается через формирование следующих умений (по Симановскому А.Э.):

  • воспроизводить внешний вид и свойства предмета по памяти;
  • угадывать предмет по словесному описанию свойств и признаков;
  • воссоздавать внешний облик предмета на основе какой-т его части;
  • узнавать в неопределенных графических формах (чернильные пятна, каракули) различные знакомые предметы;
  • комбинировать и сочетать в одном предмете свойства и признаки других предметов и объектов;
  • находить в двух и более объектах общие и различные признаки;
  • узнавать объект по описанию возможных действий с ним;
  • переносить действия, применяемые к одному предмету, на другой;
  • составлять сюжетный рассказ о каком-либо объекте;
  • использовать мерку при сравнении предметов по величине, весу;
  • располагать предметы в порядке убывания или возрастания какого- либо свойства и делать от сюда выводы;
  • находить действия, противоположные по значению (увеличивать - уменьшать, разрезать - соединять).

Некоторые умения могут формироваться параллельно и независимо одно от другого. Задачи, направленные на развитие творческого мышления объединены в 2 блока: один связан с развитием представления, другой развитием умственных действий.

Занятия проводят 1 раз в неделю, время - 30 минут, в первую половину дня после основных занятий, примерно в 10:30 - 11:00, с шестью-восемью детьми. На каждом занятии решают определенную задачу по развитию творческого мышления и воображения. Если материал занятия усваивается трудно, то занятие повторяют 1-2 раза, но с заданиями аналогичными основному занятию. Например, на первом занятии педагог рассказывает, что и как делать. На втором же занятии он выступает уже как партнер (совместная деятельность). На третьем - дети действуют самостоятельно. Взрослый - организатор среды.

Релаксационное дыхательное или мышечное упражнение проводят или не проводят - в зависимости от степени эмоционального возбуждения детей после подвижной игры.

Взаимодействие при выполнении программы:

Для положительного результата в развитии способностей необходима взаимосвязь педагога-психолога, родителей, воспитателей и детей.

Работа с воспитателями включает в себя:

  1. Профилактическую цель, т.е. педагог-психолог, информирует воспитателей о том, что такое творчество, как ее можно распознать и как работать с детьми.
  2. Ознакомление взрослых с принципами, этапами и целями программы по развитию творческости. Нацеливание их на совместную с педагогом-психологом деятельность.
  3. Рекомендации по работе с детьми.

Работа с родителями детей, имеющих развитые творческие способности:

  1. Организация совместной работы воспитателей и родителей по достижению положительного результата в развитии способностей: ознакомление с программой и групповая консультация.
  2. Использование педагогом домашних заданий для развития и закрепления способностей у детей. Нацеливание родителей на эмоциональную поддержку детей в оказании правильной помощи детям в выполнении домашних заданий (не подсказывать, а направлять).
  3. Индивидуальное консультирование родителей при возникновении личностных проблем у детей, имеющих предпосылки одаренности.

Ожидаемые результаты:

  1. Создание банка данных детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
  2. Формирование банка технологий и программ ранней диагностики детей с высоким уровнем развития творческого мышления.
  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных, творческих и других направлениях деятельности, к которым у них есть способности.
  4. Повышение уровня и качества овладения детьми задачами образовательной программы и социальными компетенциями.
  5. Высокая динамика развития продуктивного творческого мышления детей.
  6. Создание условий для сохранения и приумножения интеллектуального и творческого потенциала воспитанников.
  7. Повышение мотивации взрослых на продолжение работы по развитию Творческого мышления у детей.

Календарно-тематический план

П/ П

Тема

Содержание

Срок проведения

1

Первичная диагностика

Цель: выявление у детей способности к творчеству.

Сентябрь

2

Знакомство

Цель: создание творческой атмосферы для самовыражения. Упражнения: «Назови своё имя», «Подарок», «Воспроизведение внешнего вида предметов и его свойств по памяти», «Используйте предмет не по назначению», «Море волнуется», «Улыбка», «Какое настроение», «Предмет и его признаки».

Октябрь

3

«Волшебная страна»

Цель: развитие творческого воображения.

Упражнения: «Улыбка», «На что похоже настроение», «Возьмемся за руки», «Собери фантастическое существо и назови его», «Предмет и его признаки», «Дотронься до...», «Фантастические рисунки».

Ноябрь

4

«Умней-ка»

Цель: знакомство с элементами ТРИЗ-технологий. Упражнения: «Отгадай-ка», «Незаконченный рисунок», «Превращалки», «Порви круг», «Часть-целое», «Незаконченный рисунок», «Чем похожи», «Метод фокальных объектов», «Водный карнавал», «Гиперболизация».

Декабрь

5

Промежуточная диагностика

Цель: выявление динамики развития творческого мышления у детей.

Январь

6

«Сочиняй-ка»

Цель: развитие активного воображения. Упражнения: «Чем пахнет настроение?», «Подарок», «Кляксы», «Придумай сказку», «Где спряталась зебра?», «Кто здесь нарисован?», «Порви круг», «Путешествие на Голубую звезду», «Волшебники», «Волк и Иван-Царевич».

Февраль

7

«Угадай-ка»

Цель: развитие конвергентного и дивергентного мышления. Упражнения: «Мое настроение», «Подарок», «Лишнее слово», «Назови отличие», «Торт», «Угадай-ка», «Сравнение по величине», «Чем измерить?», «Три краски», «Свободный танец».

Март

8

Чему мы научились?

Цель: развитие мотивации на продолжение творческой деятельности.

Упражнения: «Передай мяч», «Подарок», «Расставь по росту и объясни».

«противоположности», «Игрушки и волшебник», «Придумай сказку», «Продолжи рассказ», «Необычное начало и необычный конец», «Игры по желания», «Шел медведь по лесу», «Мы вместе и это здорово».

Апрель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

Цель программы: психологическое сопровождение процесса развития у детей творческих способностей Задачи программы:·        содействовать  полноценному ...

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

Программа развития творческих способностей детей дошкольного возраста «Арт-дизайн»

Арт-дизайн – одна из линий развития современного дизайна. Основным качеством которого, составляют дизайнерские решения этого направления – это сильная художественная составляющая. В арт-ди...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста"

Представленная программа направлена на формирование у дошкольников художественной культуры как части духовной, на приобщение воспитанников к миру искусства, общечеловеческим и национальным ценностям ч...

Программа «Развитие творческих способностей ребенка дошкольного возраста» (срок реализации 1 год, возраст детей – 5-7 лет)

Для развития творческого мышления в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их...

Рабочая программа по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства «Уроки сказки»

В последние годы активно происходит реформирование системы  дошкольного воспитания, появляются новые программы, новые оригинальные методики. На фоне этих прогрессивных изменений наряду с интеллек...