Программа дополнительного образования по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования кружка «Акварелька» на 2016-2019 учебный год
рабочая программа по рисованию (средняя, старшая, подготовительная группа) по теме

Дмитриева Ксения Владимировна
 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_programma.docx461.22 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида 5

города Лебедянь Липецкой области

             Принято

на заседании педсовета

МБДОУ д/с 5

Протокол 3 от 27.08.2014 г.

               Утверждено

приказом    -од от 27.08.201 г.

   Заведующий МБДОУ д/с 5

      __________/ Е.Н.Хрусталёва        




Программа дополнительного                образования

по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования

 кружка «Акварелька»

на 2016-2019 учебный год

                                                                       Составитель:

                                                            воспитатель МБДОУ д/с  5

                                                                      Дмитриева К.В.

                     

Лебедянь – 2016 г.

Пояснительная записка

                                                     Искусство заключается в том,

                                                     чтобы найти в необыкновенном обыкновенное

                                                     и обыкновенное в необыкновенном

                                                                                                                                         Дени Дидро

     Частью любого творческого процесса является умение видеть мир образно, в его живых красках. Развитие такого умения происходит в дошкольном возрасте. И поэтому очень важно не упустить возможность и расширить способности ребенка к образному познанию. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач педагогической науки на современном этапе. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность. Изобразительная деятельность способствует активному познанию окружающего мира, воспитанию способности творчески отражать свои впечатления в графической и пластической форме. К тому же изобразительное искусство является источником особой радости, способствует воспитанию у ребёнка чувства гордости и удовлетворения результатами труда.

Работая с детьми, моё внимание было обращено на то, что некоторые дети в образовательной деятельности, по художественному творчеству, проявляют творческие способности. Их работы отличаются от работ других детей большей калорийностью красок, интересными индивидуальными находками, техникой исполнения работы. Большую часть свободного времени они любят заниматься рисованием. Они интересуются новыми техниками рисования, им интересна тема беседы о жанрах изобразительного искусства. В связи с этим я решила разработать для этой группы детей программу кружка «Акварелька» по изобразительной деятельности, чтобы помочь развитию их творческого потенциала. Занятия кружка весомо отличаются от занятий, запланированных программой детского сада, но являются не изолированной работой от программы, а расширяют и углубляют знания, полученные на основных занятиях по изобразительной деятельности.

Программа по изобразительной деятельности «Акварелька» направлена на освоение нетрадиционных методов и способов развития творчества детей. В системе работы используются: кляксография, набрызг, монотипия, рисование отпечатком руки, пальцев, рисование с использованием природного материала,  тампонированием и др. Знакомясь с материалами, техникой и способами рисования  дети более углубленно знакомятся с канонами изобразительного творчества, закрепляя и расширяя знания о форме, линии, цвете, композиции.

Нетрадиционное рисование даёт возможность использовать хорошо знакомые предметы в качестве художественных материалов, такое рисование удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество.

 Актуальность проблемы качества дошкольного образования возрастает с каждым днем. Перед работниками дошкольных образовательных учреждений стоит непростая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение само ценности, неповторимости дошкольного периода детства.

Новизна  программы «Акварелька» заключается в том, что занятия по нетрадиционным техникам рисования соответствуют тематическому планированию детского сада, и рассматривают художественное – эстетическое развитие детей, которое является приоритетным направлением деятельности детского сада.

Реализация программы «Акварелька» рассчитана на тех летний курс обучения. В реализации программы участвуют дети от 4 до 7 лет (с средней по подготовительную к школе группу). Работа с детьми по дополнительному образованию по изобразительной деятельности строится в течение учебного года (сентябрь – май, еженедельно ). С детьми 5-ого года жизни (средняя группа) - 1 занятие в неделю, 6-ого года жизни (старшая группа) – 1 занятие в неделю, с детьми 7-ого года жизни (подготовительная к школе группа) – 1 занятие в неделю. Длительность занятий в изостудии  «Акварелька»: с детьми 5-ого года жизни – 20 минут, 6-ого года жизни – 25 минут, 7-ого года жизни – 30 минут.

Цель: Содействовать развитию творчества, выдумки и инициативы детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка через различные виды изобразительной деятельности.

Задачи:

Обучить детей нетрадиционной технике рисования. Помочь детям освоить новый способ спонтанного рисования.

Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать умения и навыки детей в свободном экспериментировании с изобразительным материалом.

Воспитывать инициативу, интерес, навыки сотрудничества. Поощрять и поддерживать личностное творческое начало.

Совершенствовать и закреплять ранние полученные навыки и умения в нетрадиционном рисовании.

Совершенствовать композиционные умения.   Развивать умения сочетать в рисунке разные цвета, воображения, отрабатывать спонтанное рисование, снимать отрицательные эмоции.

Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Дать почувствовать радость творчества и эстетического наслаждения.

Ожидаемые результаты :

Дети создают оригинальные образы (композиции) изобразительно – выразительными средствами;

Экспериментируют с изобразительными материалами;

Проявляют фантазию художественного творчества;

Свободно ориентироваться в получении новых цветов и оттенков;

Самостоятельно выбирать средства выразительности для изображения более точного образа;

Владеть первичными навыками дизайнерского искусства;

А так же получать эмоциональное удовлетворение от занятий рисованием в нетрадиционных техниках. 

Формы проведения итогов реализации дополнительно-образовательной программы по изо деятельности «Акварелька»:

Контроль за эффективностью проведению занятий ведется в ходе индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. А так же участие в конкурсах муниципального, регионального уровня.

                                         Сетка занятий кружка «Акварелька»

п/н

Возрастные

группы

понедельник

вторник

среда

четверг

пятница

1.

Средняя группа (первый год обучения)

15.40- 16.00

2.

Старшая группа (второй год обучения)

15.40-16.05

3.

Подготовительная группа (третий год обучения)

15.40-16.10

 

         Учебно тематический план  на первый год обучения       (средняя группа).

н/п

Наименование нетрадиционных техник

Номер занятия в программе

Общее количество часов (занятий) по данной технике

1.

Рисование пальчиками

1, 2, 7, 10

            4

2.

Оттиск пробкой

3, 4, 6, 8, 16

            5

3.

Восковые мелки и акварель

9, 17, 23, 33

            4

4.

Печать по трафарету

11, 13, 21, 26, 29

            5

5.

Рисование ладошкой

14, 27

            2

   6.

Граттаж

18, 34

             2

7.

Комкание бумаги

19, 30

              2

8.

«Знакомая форма-новый образ»

22, 25

              2

    9.

Тычок жесткой кистью

31

              1

10

Самостоятельно выбранная техника

5, 12, 15, 20, 24, 28, 32, 35,36

              8

                  Итого:

                                36

      Учебно тематический план  на второй год обучения (старшая группа).

н/п

Наименование нетрадиционных техник

Номер занятия в программе

Общее количество часов (занятий) по данной технике

    1.

Рисование пальчиками

         23

                    1

    2.

Оттиск пробкой

         31

                    1

    3.

Восковые мелки и акварель

7, 27, 33,  25, 29

                    5

    4.

Печать по трафарету

            1

                    1

    5.

Рисование ладошкой

          21

                    1

    6.

Граттаж

          17

                    1

     7.

Комкание бумаги

          14

                    1

     8.

«Знакомая форма-новый образ»

             2

                    1

     9.

Тычок жесткой кистью

6, 18

                    2

    10.

Монотипия

3, 32

                    2

11.

Тиснение

5

                    1

12.

Набрызг

9

                    1

13.

Кляксография

13

                    1

14.

Обрывание

34

                    1

15.

Элементы народно-прикладного искусства

10, 15, 22, 23, 26, 30, 35

                    7

16.

Самостоятельно выбранная техника

4, 8, 11, 12, 16, 20, 28, 36

                    9

                        Итого:

36

                                   

Список детей первого года обучения (средняя группа)

...............................................................................................

Список детей второго года обучения (старшая группа)

...............................................................................................

Список детей третьего года обучения (подготовительная группа)

...............................................................................................

            Содержание изучаемого курса  первый год обучения (средняя группа)

п/п

Тема

занятия

Нетрадицион-ные техники

Программное содержание

Оборудование

                                                                 Сентябрь

1

Веселые мухоморы

Рисование пальчиками

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. Закрепить умение ровно закрашивать шляпку гриба, окунать пальчик в краску по мере необходимости.

Вырезанные из белой бумаги шаблоны мухоморов различной формы, алая, малиновая и оранжевая гуашь, мисочки с белой гуашью, салфетки, муляжи или иллюстрации мухоморов.

2

Подсолнухи

Рисование пальчиками

Упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха. Закрепить навыки рисования гуашью. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 с нарисованным кругом, черная тушь в мисочках, зеленая гуашь, кисти, эскизы и иллюстрации  

3

Укрась платочек

Оттиск пробкой, рисование пальчиками

Учить украшать платочек простым узором, используя печатание, рисование пальчиками и прием примакивания. Развивать чувство композиции и ритма

Цветной лист треугольной формы, гуашь в мисочках для рисования пальчиками и печатания, пробка, кисти, гуашь, эскизы и иллюстрации

4

Осеннее дерево

Оттиск печатками из ластика

Познакомить с приемами печати печатками. Упражнять в рисовании углем.

Лист тонированной бумаги формата А4, уголь, печатки в форме листьев, гуашь в мисочках для печатания, иллюстрации и эскизы

                                                              Октябрь

5

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

6

Мои игрушки

Оттиск пробкой, печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов круглой формы( неваляшка, мяч).Закрепить умение украшать предметы, используя печатание и рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, мячи и неваляшка, два медвежонка для игровой ситуации, эскизы

7

Нарисуй воздушные шарики и укрась их

Оттиск печатками, Рисование пальчиками

Учить рисовать предметы овальной формы. Закрепить умение располагать рисунки по всей поверхности листа. Упражнять в украшении рисунков печатанием  

Лист тонированной бумаги формата А3, гуашь, гуашь в мисочках, кисти, воздушные шарики удлиненной формы, листочки с нарисованными овалами для обведения. эскизы

8

Грибы в лукошке

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Упражнять в рисовании предметов овальной формы, печатание печатками. Закрепить умение украшать предметы простым узором( полоска из точек), используя рисовании пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист тонированной бумаги формата А4, коричневая гуашь, гуашь в мисочках, кисти, муляжи грибов, кукла, белка, сумочка и корзинка для игровой ситуации, эскизы

                                                                  Ноябрь

9

Мои любимые рыбки

Восковые мелки и акварель

Упражнять в рисовании предметов овальной формы. Познакомить с техникой сочетания восковых мелков и акварели. Учить тонировать лист разными цветами акварелью. Развивать цветовосприятие

Лист формата А4,восковые мелки, акварель, кисти, эскизы. иллюстрации

10

Первый снег

Рисование пальчиками, оттиск печатками

Закрепить умение рисовать деревья большие и маленькие, изображать снежок с помощью печатания или рисования пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4,тонированный темно-синим, темно-серым цветом, белая гуашь в мисочках, печатки из ластика в форме снежинок, черная тушь, кисть, эскизы, иллюстрации, фото

11

Укрась шарфик

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Познакомить с печатью по трафарету. Учить украшать полоску простым узором из чередующихся цветов и точек. Развивать чувство ритма, композиции

Шарфик, вырезанный из тонированной бумаги, гуашь в мисочках, трафареты цветов, поролоновые тампоны, девочка (игрушка би-ба-бо) и шарфик для игровой ситуации

12

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                          Декабрь

13

Зимний лес

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Упражнять в печати по трафарету. Закрепить умение рисовать деревья сангиной, рисовать пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4, верхняя часть которого тонирована голубым или серым цветом, а нижняя- белая(снег); белая и зеленая гуашь в мисочках, сангина, трафареты елей разной величины, поролоновые тампоны, фото и иллюстрации, эскизы

14

Два петушка ссорятся

Рисование ладошкой

Совершенствовать умение делать отпечатки ладони и дорисовывать их до определенного образа( петушки). Развивать воображение, творчество

Лист формата А4 тонированный, кисть, гуашь, игрушка петушок, эскизы

15

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

16

Укрась елочку бусами

Рисование пальчиками, оттиск пробкой

Упражнять в изображении елочных бус с помощью рисования пальчиками и печатания пробкой. Учить чередовать бусины разных размеров. Развивать чувство ритма

Можно использовать готовые елки из цветной бумаги или нарисованные гуашью, гуашь в мисочках, пробка, елочные бусы, эскизы

                                                                Январь

17

Елочные игрушки

Восковой мелок и акварель, оттиск пробкой

Упражнять в рисовании восковыми мелками елочных игрушек. Закрепить умение тонировать рисунок акварелью. Печатать пробкой

Вырезанные из плотной бумаги елочные игрушки (шары, сосульки, месяц, звезда и др.), восковые мелки, акварель, кисти, гуашь в мисочках, пробка, елка, нарисованная на ватманском листе, елочные игрушки

18

Мой воспитатель

Черно-белый граттаж (готовый лист) черный маркер, сангина

Учить рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики (линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А3 белый (на выбор), черный маркер, палочка для процарапывания, сангина, репродукции портретов, эскизы

19

Снеговичок

Комкание бумаги ( скатывание)

Закрепить навыки рисования гуашью, умение сочетать в работе скатвыание, комканье бумаги и рисование. Учить дорисовывать картинку со снеговиком ( метла, елочка, заборчик и т.д.). Развивать чувство композиции

Лист плотной бумаги формата А4 (тонированной0,салфетка целая и половинка (белого цвета),клей в блюдечке, гуашь, кисть, снеговичок из ваты, эскизы

20

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                             Февраль

21

Нарисуй чашку и укрась ее

Оттиск печатками, печать по трафарету

Учить рисовать чашки различной формы (прямоугольной, полукруглой), украшать их узором (основное украшение- печать по трафарету, дополнительные-печатание печатками). Развивать чувство композиции и ритма

Лист формата А4, гуашь, кисть, печатки из ластика, трафареты, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках, иллюстрации и эскизы, чашки различной формы

22

Кораблики в море

«Знакомая форма-новый образ»; черный маркер и акварель

Учить рисовать кораблики, используя в качестве шаблона для обведения ступню. Закрепить умение раскрашивать рисунок акварелью, Воспитывать аккуратность, Развивать воображение

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, черный маркер, акварель, кисть, эскизы и иллюстрации

23

«Портрет» зимы

Восковые мелки+ акварель, черный маркер+ акварель

Закрепить умение рисовать человека восковыми мелками или маркером, украшать деталями (снежинки), тонировать лист в цвета зимы (голубой, синий, фиолетовый). Развивать воображение, творчество

Лист формата А4, синий восковой мелок, черный маркер, акварель, кисть, эскизы, иллюстрации

24

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                                   Март

25

Нарисуй и укрась вазу для цветов

«Знакомая форма-новый образ»; оттиск печатками

Совершенствовать умения детей в данный изобразительных техниках. Развивать воображение, чувство композиции, ритма

Лист формата А4 тонированный, гуашь в мисочках, печатки, предметы для обведения (подносы, подставки круглой и овальной формы), эскизы, иллюстрации

26

Открытка для мамы

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Совершенствовать умение детей в данных изобразительных техниках. Развивать чувство композиции, ритма

Лист формата А3 (с приклеенными вазами), сложенный вдвое, тонированный, гуашь в мисочках, гуашь, кисть, тампоны из поролона, трафареты цветов, мимозы и тюльпаны или иллюстрации, эскизы

27

Весеннее солнышко

Рисование ладошками

Закрепить умение рисовать в технике печатания ладошкой, навыки коллективной деятельности. Учить смешивать разные краски (желтую, красную, оранжевую) кистью прямо на ладошке

Ватманский лист бледно-голубого цвета, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы

28

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                                  Апрель

29

Ракеты в космосе

Печать по трафарету

Продолжать учить смешивать различные краски (синюю, голубую, фиолетовую, черную) прямо на листе бумаги. Закреплять умение печатать по трафарету. Учить рисовать ракеты, летающие тарелки

Лист формата А3, гуашь, кисти, гуашь в мисочках, трафареты звезд, эскизы и иллюстрации

30

Цыплята

Комкание бумаги или обрывание

Закрепить умение комкать салфетки или обрывать их и делать цыплят, дорисовывать детали пастелью (травку, цветы) и черным маркером (глазки, клюв, ножки). Развивать чувство композиции

Лист формата А4 бледно-голубого цвета, салфетки желтые, целые и половинки (для головы и туловища цыплят), клей ПВА в блюдечках, пастель, черный маркер, шапочки цыплят (для игры), эскизы и иллюстрации

31

Укрась свитер

Тычок жесткой кистью, печатание печатками

Совершенствовать умения в данных техниках.  Воспитывать аккуратность

Вырезанные из тонированной бумаги свитера. Жесткая кисть, гуашь, гуашь в мисочке, печатки, эскизы, кукла и мишка для игровой ситуации

32

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                              Май

33

Одуванчики

Восковые мелки и акварель, печатание печатками

Закрепить умения детей в данных техниках. Учить создавать выразительный образ одуванчиков. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 белого или бледно-зеленого цвета, восковые мелки, акварель, кисть, гуашь в мисочках, печатки в форме треугольников разной величины, иллюстрации, эскизы, карточки для игры

34

Как я вырос за год (автопортрет)

Черно-белый граттаж (готовый лист), черный маркер, сангина

Закрепить умение рисовать портрет человека, используя выразительные средства графики ( линия, точка, штрих). Содействовать передаче отношения к изображаемому. Развивать чувство композиции

Приготовленный лист для черно-белого граттажа или лист формата А3 белый на выбор, палочка для процарапывания, черный маркер, сангина, репродукции автопортретов, эскизы

35

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

36

Итоговая выставка рисунков за год

Продолжать учить рассматривать рисунки. Поощрять эмоциональные проявления, высказывания, выбор понравившихся рисунков

Рисунки детей за год (несколько работ рисунков каждого ребенка)

               Содержание изучаемого курса  второй год обучения (старшая группа)

                                           

п/п

Тема

занятия

Нетрадицион-ные техники

Программное содержание

Оборудование

                                                                  Сентябрь

1

Летний луг

Восковые мелки+ акварель, печать по трафарету

Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данных техниках. Содействовать наиболее выразительному отражению впечатлений о лете

Бумага формат А3, восковые мелки, акварель. Трафареты цветов, гуашь в мисочках, поролоновые тампоны, кисти

2

Укрась вазу для цветов

Печать (печатками, по трафарету) «знакомая форма-новый образ»

Закрепить умение составлять простые узоры, используя технику печатания и технику «старая форма-новое содержание» для рисования вазы. Развивать чувство композиции

Предметы круглой и овальной формы (например, поднос, блюдце), печатки и трафареты, простой карандаш, поролоновые тампоны, гуашь в мисочках

3

Бабочки которых я видел летом

Монотипия, обведение ладошки и кулака

Познакомить детей с техникой монотипии. Закрепить умение использовать технику «старая форма-новое содержание» (ладошка с сомкнутыми пальцами-большое крыло, кулачок-маленькое). Познакомить детей с симметрией (на примере бабочки). Развивать пространственное мышление

Силуэты симметричных и несимметричных предметов в иллюстрации бабочек, лист бумаги, белый квадрат, гуашь, кисть, простой карандаш

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество

Все имеющиеся в наличии

                                                              Октябрь

5

Осенние листья (первое занятие)

Тиснение

Познакомить с техникой тиснения. Учить обводить шаблоны листьев простой формы, делать тиснение на них. По желанию рисовать на общем листе пейзаж  осени (без листьев)

Шаблоны листьев разной формы, простой карандаш, цветные карандаши, материал для тиснения (предметы с различной фактурой), ватман, гуашь, кисти

6

Осенний пейзаж (второе занятие)

Тычкование

Закрепить умение вырезать листья и приклеивать их на деревья, прием тычкования- учить делать ежика, грибочки для него. Развивать чувство композиции

Ножницы, клей карандаш, квадраты (2*2см) из газетной бумаги (около 40шт.), красная, коричневая и белая бумага для грибов (прямоугольники), листья, изготовленные на предыдущих занятиях

7

Астры или георгины в вазе (с натуры)

Восковые мелки, пастель

Учить анализировать натуру, выделяя ее особенности (форму вазы, вид и величину цветов, форму лепестков). Закрепить приемы рисования пастелью. Развивать чувство обращаться к натуре в процессе рисования, подбирать цвета в соответствии с натурой

Букет осенних цветов, лист бумаги темного цвета, пастель

8

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                   Ноябрь

9

Мое любимое дерево осенью

Оттиск печатками, набрызг по трафарету, монотипия

Учить отражать особенности изображаемого предмета, используя различные нетрадиционные изобразительные техники (дерево в сентябре-монотипия, в октябре-набрызг по трафарету, в ноябре-печатанье печатками). Учить соотносить количество листьев и цвет (в сентябре листьев много, они желто-зеленые, в ноябре листьев мало, зеленых нет). Развивать чувство композиции, совершенствовать умение работать в данных техниках

Уголь, сангина, печатки, трафарет, жесткая кисть, бумага формата А4 голубого и серого цвета, кисти, гуашь, иллюстрации, эскизы пейзажей осени( по месяцам)

10

Узор на разделочной доске (городецкая роспись)

Закрепить знания детей о городецкой росписи, ее колорите и элементах. Учить украшать разделочную доску простым узором. Развивать чувство композиции

Изделия с городецкой росписью, разделочные доски разной формы из бумаги, гуашь, кисти

11

Натюрморт из овощей «Что нам осень подарила?» (с натуры)

Закрепить умение составлять натюрморт, анализировать его составляющие и их расположение, упражнять в рисовании пастелью торцом мелка и всей его поверхностью. Развивать чувство композиции

Овощи или муляжи, бумага темного цвета, пастель, эскизы и картины (репродукции) с изображением натюрморта

12

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и

тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                  Декабрь

13

Животные которых я сам придумал

Кляксография, «знакомая форма-новый образ»

Познакомить с нетрадиционной художественной техникой кляксографии. Закрепить умение работать в технике «старая форма-новое содержание». Развивать воображение

Черная и цветная тушь, листы бумаги (20*20см), пластмассовая ложечка, гуашь или фломастеры, простой карандаш, различные предметы (ножницы, кольца, ложки и др.), восковые мелки

14

Мои любимые снежинки (декоративные)

Учить украшать тарелочки и подносы узором из снежинок различной формы и размера. Упражнять в рисовании концом кисти. Закрепить умение смешивать в мисочке белую гуашь с синей, фиолетовой. Развивать воображение, чувство композиции

Тарелочки и подносы, вырезанные из черной бумаги, белая, синяя, фиолетовая гуашь, иллюстрации, эскизы

15

Птицы волшебного сада (городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания детей о городецкой росписи. Познакомить с приемами изображения городецких птиц. Учить рисовать птицу в волшебном саду (из цветов и листьев городецкой росписи). Развивать чувство композиции

Гуашь, кисти, предметы с городецкой росписью, лист формата А3, эскизы

16

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и

тему

Все имеющиеся в наличии

                                                               Январь

17

Я в волшебном еловом лесу

Черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету

Совершенствовать умение в нетрадиционных графических техниках (черно-белый граттаж, печать поролоном по трафарету). Учить в работе отражать облик елей наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Бумага белая формата А4 и А3, картон для граттажа, свечка, палочка для процарапывания, черная тушь, уголь, кисти, поролоновые тампоны, иллюстрации, эскизы

18

Филин

Тычок полусухой жесткой кистью

Учить создавать выразительный образ филина, используя технику тычка и уголь. Развивать умение пользоваться выразительными средствами графики. Закрепить навыки работы с данными материалами

Бумага формата А3, уголь, жесткая и мягкая кисти, черная гуашь, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

20

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                             Февраль

21

Я в подводном мире

Рисование ладошкой, восковые мелки+ акварель

Совершенствовать умение в нетрадиционной изобразительной технике восковые мелки+ акварель, отпечатки ладоней. Учить превращать отпечатки ладоней в рыб и медуз, рисовать различные водоросли, рыб разной величины. Развивать воображение, чувство композиции

Голубой или белый лист формата А3, восковые мелки, акварель, кисти, салфетки, эскизы, иллюстрации

22

Семеновские матрешки (мама с дочкой)

Познакомить детей с семеновскими матрешками. Учить определять колорит, элементы росписи и украшения. Упражнять в рисунке силуэтов матрешек разной величины

Семеновские матрешки, бумага формата А4, гуашь, черный маркер, акварель

23

Семеновские матрешки (мама с дочкой). Второе занятие

Рисование пальчиками

Продолжать знакомить с семеновскими матрешками. Упражнять в рисунке несложной композиции на фартуках ранее нарисованных матрешек. Развивать цветовосприятие

Семеновские матрешки, ранее нарисованные детьми матрешки, гуашь, черный маркер и акварель, гуашь в мисочках, салфетки

24

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                   Март

25

Моя мама

Продолжать знакомить детей с жанром портрета. Закрепить умение изображать лицо (фигуру) человека, пользуясь различными приемами рисования сангиной, графически выразительными средствами (линия, пятно, штрих).

Развивать чувство композиции

Листы бумаги формата А4, А3, сангина, репродукции женских портретов

26

Чудесные платки

Познакомить с павло-посадскими платками, рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложный цветочный орнамент по мотивам павлово-посадских платков. Развивать чувство ритма, цветовосприятие

Черная бумага (20*20см), пастель или гуашь, павлово-посадские платки, эскизы

27

Фрукты на блюде (с натуры)

Восковые мелки+ акварель

Продолжать учить составлять натюрморт из фруктов, определять форму, величину, цвет и расположение различных частей, отображать эти признаки в рисунке. Упражнять в аккуратном закрашивании восковыми мелками фруктов,  создании созвучного тона с помощью акварели

Фрукты или муляжи, тарелка (блюдо), бумага формата А4, восковые мелки или пастель, кисти, акварель, эскизы

28

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся

                                                            Апрель

29

Моя воспитательница

Продолжить учить пользоваться различными графическими средствами (линия, пятно, штрих) для создания выразительного образа человека. Закрепить умение передавать настроение человека в рисунке. Упражнять в пользовании различными приемами рисования сангиной

Бумага различного формата, сангина, эскизы

30

Расцвели чудесные цветы (жостовский поднос)

Познакомить с жостовским промыслом. Рассмотреть выставку, выделить колорит и элементы узора. Учить рисовать несложную композицию по мотивам жостовских подносов. Развивать чувство ритма, цветовосприятия  

Черная бумага форматаА4, кисти, пастель или гуашь, жостовские подносы, эскизы

31

Мы гуляем.

Учить создавать большую коллективную композицию, договариваясь друг с другом, кто что рисует. Закрепить ранее полученные знания и навыки. Развивать чувство композиции

Ватманский лист, пастель, гуашь, кисти

32

Чудесный букет

Монотипия

Закрепить знания детей о симметричных и несимметричных предметах, навыки рисования гуашью. Учить изображать букет в технике монотипии

Бумага формата А3, А4, гуашь, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

                                                                  Май

33

Наши черепахи на прогулке

Восковой мелок+ акварель, черный маркер+ акварель

Совершенствовать умение в данных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунках облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство

композиции

Бумага формата А3, черный маркер, восковые мелки, акварель, кисти, иллюстрации, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

34

Как я люблю одуванчики

Восковой мелок+ акварель, обрывание, тычкование

Совершенствовать умения в данных техниках. Учить отображать облик одуванчиков наиболее выразительно, использовать необычные материалы для создания выразительного

образа

Белая бумага формата А4, цветной картон формата А4, восковые мелки, акварель, кисти, желтые салфетки или квадраты (2*2см) из желтой бумаги для тычкования, зеленая бумага, синтепон, пеноплен и др., клей

35

Я составляю букет (павлово- посадские платки, жестовские подносы, городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания о павлово-посадских, жостовских, городецких росписях, их колорите, узоре. Совершенствовать умение выбирать и рисовать предмет, украшать его

Бумага формата А4, А3, гуашь, кисти, павлово- посадские платки, жостовские подносы, городецкие доски

36

                                   Итоговая выставка детских рисунков за год

         Содержание изучаемого курса третий год обучения (подготовительная группа)

п/п

Тема

занятия

Нетрадицион-ные техники

Программное содержание

Оборудование

                                                                  Сентябрь

1

Ёжики

Тычок жесткой полусухой кистью, оттиск смятой бумагой

Закрепить умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью», «печать смятой бумагой». Учить выполнять рисунок тела ёжика (овал) тычками без предварительной прорисовки карандашом. Учить дополнять изображение подходящими деталями, в том числе сухими листьями

Иллюстрации с изображением ежей, жесткая кисть, смятая бумага, набор гуаши, кисть, сухие листья, клей

2

Ветка рябины (с натуры)

Рисование пальчиками

Учить анализировать натуру, выделять ее признаки и особенности. Закрепить умение рисовать пальчиками, прием примакивания (для листьев). Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Лист формата А4, ветка рябины, гуашь (в том числе оранжевая и алая) в мисочках, кисти

3

Рисование узоров по мотивам дымковских игрушек

Закрепить умение передавать колорит дымковских узоров. Учить комбинировать различные ранее освоенные элементы в новых сочетаниях. Развивать чувство композиции, цветовосприятие

Дымковские игрушки, рисунки детей за прошлые годы, гуашь, кисть, бумага квадратного формата

4

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                             Октябрь

5

Я шагаю по ковру из осенних листьев

Печатание листьями, печать или набрызг по трафарету

Познакомить с техникой печатания листьями. Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Развивать цветовосприятие. Учить смешивать краски прямо на листьях или тампоном при печати

Листы формата А3 черного цвета, опавшие листья, гуашь, кисти, поролоновые тампоны, трафареты

6

Роспись дымковского коня

Закрепить умение украшать дымковским узором простую фигурку. Развивать умение передавать колорит дымковских узоров, чувство композиции. Воспитывать аккуратность

Вылепленные из глины или вырезанные из бумаги фигурки дымковского коня, дымковские игрушки, гуашь, кисти

7

Мое любимое платье или свитер

Оттиск печатками, рисование пальчиками

Закрепить умение украшать платье или свитер простым узором, используя в центре крупное одиночное украшение (цветок и др.), а по вороту-мелкий узор в полосе

Платья и свитера, вырезанные из бумаги, разные печатки, гуашь в мисочках, рисунки одежды, одежда кукол

8

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                             Ноябрь

9

Я люблю пушистое, я люблю колючее

Тычок жесткой кистью, оттиск скомканной бумагой, поролоном

Совершенствовать умение детей в различных изобразительных техниках. Учить отображать в рисунке облик животных наиболее выразительно. Развивать чувство композиции

Тонированная или белая бумага, жесткая кисть, гуашь (для графики-только черная), скомканная бумага, поролоновые тампоны, тарелочка для печати бумагой или поролоном, эскизы, фотографии, иллюстрации

10

Первый снег

Монотипия. Рисование пальчиками

Учить рисовать дерево без листьев в технике монотипии, сравнивать способ его изображения с изображением дерева с листьями. Закрепить умение изображать снег, используя рисование пальчиками. Развивать чувство композиции

Лист формата А4 темно-голубого, темно-серого, фиолетового цветов, черная гуашь или тушь, белая гуашь в мисочках, салфетки, эскизы и иллюстрации

11

Узор на тарелочке (городецкая роспись)

Продолжать закреплять знания детей об элементах и колорите городецкой росписи. Учить составлять простой узор в круге. Развивать чувство композиции

Изделия с городецкой росписью, тарелочки, вырезанные из бумаги, гуашь, кисти

12

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                Декабрь

13

Зимняя ночь

Черно-белый граттаж

Познакомить с нетрадиционной изобразительной техникой черно-белого граттажа. Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих

Лист полукартона или плотной бумаги, свеча, тушь+ жидкое мыло, кисть, заостренная палочка, эскизы, иллюстрации

14

Сухой букет (с натуры)

Продолжать учить использовать выразительные средства графики (пятно, штрих, линия). Учить продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования. Закрепит умение пользоваться такими материалами, как тушь и уголь

Уголь , тушь, лист формата А3, сухой букет в вазе, эскизы

15

Елочка нарядная

Рисование пальчиками, акварель+ восковые мелки

Учить изготовлять плоскостные елочные игрушки (в технике акварель + восковой мелок) для украшения елочки (коллективная работа, выполненная обрыванием). Закрепить умение украшать различные геометрические формы узорами, как на елочных игрушках. Учить украшать елку бусами, используя рисование пальчиками

Различные вырезанные из бумаги фигуры, елочка, акварель, восковые мелки, гуашь в мисочках, елочные игрушки

16

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                Январь

17

Обои в моей комнате

Оттиск печатками, поролоном, пенопластом, рисование пальчиками

Совершенствовать умение в художественных техниках печатания и рисования пальчиками. Развивать цветовое восприятие, чувство ритма. Закрепить умение составлять

простые узоры (полоска, клетка)

Бумага формата А3, печатки, поролон, пенопласт, тарелочки для краски, гуашь, кисти, образцы обоев

18

Мой портрет

Рисование по наждачной бумаге восковыми мелками

Дать знания о портрете как жанре изобразительного искусства. Закрепить умение рисовать портрет человека. Учить отображать в рисунке свое настроение, особенности внешности (прическа и др). Развивать чувство композиции

Репродукции портретов (автопортреты), зеркало, лист наждачной бумаги формата А4, восковые мелки, эскизы, рисунки детей за прошлые годы

19

Сказочные цветы

Рисование по наждачной бумаге

Закрепить умение рисовать необычные цветы, используя разные приемы работы пастелью, восковыми мелками. Развивать воображение, чувство ритма, цветовосприятие

Наждачная бумага разной фактуры формата А4, А3 , фотографии, иллюстрации

20

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить

умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                                  Февраль

21

Пингвины на льдинах (два занятия). Первое занятие-снег, лед и полярная ночь

Учить изображать  снег, лед и полярную ночь, используя гуашь различных цветов, смешивая ее прямо на бумаге. Закрепить понятие о холодных цветах. Упражнять в аккуратном закрашивании всей поверхности листа

Листы формата А3, гуашь, кисть, работы детей за прошлые годы, иллюстрации

22

Пингвины на льдинах. Второе занятие- пингвины

Совершенствовать умение в смешивании белой и черной красок прямо на листе бумаги. Учить рисовать семью пингвинов, передавая разницу в величине птиц. Развивать умение отображать в рисунке несложный сюжет

Подготовленные ранее пейзажи, гуашь, кисти, иллюстрации, рисунки детей за прошлые годы

23

Ветка с первыми листьями с натуры)

Оттиск печатками

Продолжать учить анализировать натуру, определять и передавать в рисунке форму и величину вазы, веточки. Закрепить умение рисовать полураспустившиеся и только проклюнувшиеся листья с помощью печатания, передавать их цвет. Развивать чувство композиции

Лист формата А4, гуашь, кисти, печатки, зеленая гуашь в мисочках, веточки с полураскрывшимися листьями в вазе, эскизы

24

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                              Март

25

Открытка для мамы (мамины любимые цветы)

Печать по трафарету, рисование пальчиками

Учить украшать цветами и рисовать пальчиками открытку для мамы. Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками для создания однотипных изображений. Учить

располагать изображения на листе по-разному

Лист формата А3, согнутый пополам, гуашь в мисочках, зеленая гуашь в банке, кисти, трафареты цветов, поролоновые тампоны, салфетки, иллюстрации, открытки

26

Подснежники для моей мамы

Акварель+ восковой мелок

Учить рисовать подснежники восковыми мелками, обращая внимание на склоненную головку цветков. Учить с помощью акварели

передавать весенний колорит. Развивать цветовосприятие

Бумага формата А4, акварель, восковые мелки, иллюстрации, эскизы

27

Чудесные платки рисуем вместе

Продолжать знакомить детей с павлово-посадскими платками. Учить договариваться между собой о будущем узоре, о том, где какой элемент будет расположен. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги, чувство композиции

Бумага (20*20см), гуашь, кисти, павлово-посадские платки, схемы, эскизы

28

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся

                                                                Апрель

29

Красивые букеты (жостовский поднос)

Продолжать знакомить с росписью жостовских подносов. Учить рисовать подносы разной формы, составлять красивые букеты из простых цветов. Развивать

чувство ритма, композиции

Черная бумага формата А3, гуашь, кисти, жостовские подносы, эскизы

30

Звездное небо

Набрызг, печать поролоном по трафарету

Учить создавать образ звездного неба, используя смешение красок, набрызг и печать по трафарету. Развивать цветовосприятие. Упражнять в рисовании с помощью данных техник

Бумага формата А3, кисти, гуашь, трафареты, поролоновый тампон, жесткая кисть и картонка для набрызга, эскизы, иллюстрации

31

Весна в саду

Тиснение

Продолжать знакомить с техникой тиснения. Учить рисовать листья разных видов и размеров, делать тиснение карандашами различных оттенков зеленого цвета. Закрепить умение вырезать листья и наклеивать на общую работу

Тонкая бумага формата А4, карандаши различных оттенков зеленого цвета, простой карандаш, предметы с разной фактурой для тиснения, ножницы, клей

32

По замыслу

Различные

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных изобразительных техниках. Закрепить умение выбирать

самостоятельно технику и тему

Все имеющиеся в наличии

                                                               Май

33

Игрушки которые мне нравятся (дымковские игрушки и семеновские матрешки)

Закрепить знания о дымковских игрушках и семеновских матрешках, их колорите и узоре. Совершенствовать умение украшать бумажный шаблон или готовые игрушки подходящим рисунком. Развивать чувство ритма, композиции

Бумажные шаблоны или ранее вылепленные игрушки, кисти, гуашь, дымковские игрушки, семеновские матрешки

34

Березовая роща

Рисование свечой

Закрепить умение рисовать свечой и акварелью. Учить создавать выразительный образ березовой рощи. Развивать чувство композиции

Бумага формата А3, свеча, акварель, простой карандаш, гуашь, кисти, репродукции пейзажей, эскизы

35

Вишня в цвету ( с натуры)

Рисование пальчиками, Тычкование

Закрепить умения продумывать расположение рисунка на листе, обращаться к натуре в процессе рисования, соотносить размеры вазы и веток. Совершенствовать умение использовать рисование пальчиками и тычком для повышения выразительности рисунка

Цветущая вишня в вазе, тарелочка для смешивания красок, тычок (палочка с ваткой), салфетки, гуашь, кисти, бумага формата А3 голубого или темно-голубого цвета, педагогические эскизы

36

                                   Итоговая выставка детских рисунков за год

                                                               Литература.

  • Аверьянова А. П. «Изобразительная деятельность в детском саду» - М., 2004г.
  • Александрова Т. Н. «Чудесная клякса», - М., 1998г.
  • Алексеева В. В. Что такое искусство? М., 1991.
  •  Белошистая А. В., Жукова О. Г. Бумажные фантазии. Издательство «Просвещение», 2010.
  • Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М: ТЦ «Сфера», 2000. – 80с.
  • Давыдова Г. Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М. 2007г.
  • Доронова Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М. : Просвещение, 2006
  • Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками»-Москва, 2008г
  • Казанова Р. Г., Сайганова Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
  • Кожохина С. К. «Сделаем жизнь наших малышей ярче» - Ярославль, 2007г.
  •  Косминская В. Б., Халезова Н. Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. - М. : Просвещение, 1987.
  • Колдина Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М. :Мозаика-Синтез, 2013
  • Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.
  •  Комарова Т. С. Как можно больше разнообразия. //Дошкольное воспитание. 1991, 9
  • Комарова Т. С. Изобразительная деятельность: Обучение детей техническим навыкам и умениям. //Дошкольное воспитание. 1991, 2
  • Грибовской А. А. – М. : ТЦ «Сфера», 2005
  • Лыкова И. А. «Цветные ладошки», - М., 1996г
  • Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М.,2013
  • Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М. : «Карапуз – Дидактика», 2006
  • Никитина А. В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»: КАРО, 2010.
  • Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М. : Айрис-пресс, 2013.
  • Перевертень И. Г. Мозаика из круп и семян. АСТ, Сталкер. 2007.
  •  Садилова Л. А. Поделки из мятой бумаги. Издательство «Скрипторий 2003», 2011, - 16с.
  • Стрельникова А. Н. Дыхательная гимнастика. Материалы Интернет.
  •  Тихомирова О. Ю., Г. А. Лебедева. Пластилиновая картина : Для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : Мозаика- Синтез, 2012
  • ТРИЗ в изодеятельности. - г. Набережные Челны, 2007г.
  • Утробина К. К. «Рисованием тычком» - М., 2004г.
  •  Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М. : Издательство «ГНОМ и Д», 2001
  • Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006. – 96с.

                                      Приложение 1

                    Анкета

  • Фамилия, имя, отчество:  Дмитриева Ксения Владимировна
  • Название программы дополнительного образования: Программа по развитию творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования кружка  «Акварелька»
  • Возраст: 35 лет
  • Должность: воспитатель
  • Полное название образовательного учреждения: МБДОУ детский сад 5 г Лебедянь
  • Адрес образовательного учреждения:399610 Липецкая область, г Лебедянь ул. Карла Маркса д 57
  • Домашний адрес с почтовым индексом: 399610 Липецкая область, г Лебедянь ул. Воронежская д. 15 кв.

Директор ОУ (подпись)

М.П.

                   Приложение 2

                           Работа с родителями :


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

«В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь»....

Программа «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования»

Программа по изобразительной деятельности расчитана на детей средних, старших и подготовительных групп.Нетрадиционные техники рисования, которые предложены детям для освоения подобраны по принципу: от...

План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...

Консультация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования"

В статье описаны цели и задачи развития творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования....

«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»

Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования на занятиях по изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста....