Главные вкладки

    « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования»
    консультация по теме

    Пантелеймонова Наталия Викторовна

    «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Добрый день! Меня зовут Пантелеймонова Наталия Викторовна. Я работаю в д\саду №129 « ДУБРАВУШКА», с детьми 3-4 лет,  с сентября 2011 года.

    Тема: « Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования» меня интересует на протяжении нескольких лет. На сегодняшней консультации мне бы хотелось познакомить вас с этим вопросом. Консультация будет состоять из двух частей: теоретической (просмотр слайдов) и практической.

    -Существует множество техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том , что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата . Например , какому ребёнку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой ,ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок . Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у детей:

    -мелкой моторики рук и тактильного восприятия;

    -пространственной ориентировки на листе бумаги , глазомера и зрительного восприятия;

    -внимания и усидчивости;

    -изобразительных навыков и умений ,наблюдательности, эстетического восприятия ,эмоциональной отзывчивости;

      Кроме того, в процессе этой деятельности у дошкольника формируются навыки контроля и самоконтроля.

    ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС-это настоящее чудо .Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки -это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие ,как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушать: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».

      Во многом  результат ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимуляторов. Такими стимуляторами могут быть:

    -игра, которая является основным видом деятельности детей;

    -сюрпризный момент-любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребёнка отправиться в путешествие;

    -просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому, им важно почувствовать себя значимыми;

    -музыкальное сопровождение и т.д.

       Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя рисование.

     С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ:

    -рисование пальчикам

    -рисование ватными палочками

    -тычок жёсткой полусухой кистью

    -рисование ладошками

     ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА МОЖНО ЗНАКОМИТЬ С БОЛЕЕ СЛОЖНЫМИ ТЕХНИКАМИ:

    -оттиск поролоном

    -печать по трафарету

    -свеча и акварель

    -набрызг

    -тычкование

     В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ ДЕТИ МОГУТ ОСВОИТЬ ЕЩЁ БОЛЕЕ ТРУДНЫЕ МЕТОДЫ И ТЕХНИКИ:

    -кляксография с  трубочкой

    -кляксография обычная

    -рисование с зубочисткой

    -монотипия-рисование с нитками

    Каждый из этих методов -это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, да свободу для самовыражения, также работа способствует развитию координации движений.

    А сейчас я хочу немного рассказать о техниках рисования:(сопровождаю показом слайдов).

    1.ТЫЧОК ЖЁСТКОЙ ПОЛУСУХОЙ КИСТЬЮ.

    Возраст: любой.

    Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

    Материалы: жёсткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

    Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

    2.РИСОВАНИЕ ПАЛЬЧИКАМИ.

    Возраст: от 2-х лет.

    Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

    Материалы: мисочка с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы и салфетки.

    Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь хорошо смывается.

    3.РИСОВАНИЕ ЛАДОШКОЙ.

    Возраст: от трех лет

    Материалы: гуашь или акварель, широкая кисть или кусочек поролона, бумага любого цвета, салфетки

    Способ получения изображения: поролоном или широкой кистью окрашиваем ладошку ребенка выбранным цветом, затем отпечатываем ладошку на бумаге, дорисовываем недостающие детали. Можно использовать одновременно несколько цветов. После работы ладошку вытираем салфеткой и оставшуюся краску смываем водой.

    4.РИСОВАНИЕ НИТКАМИ.

    Возраст: от четырех лет

    Материалы: нитки (лучше шерстяные) различной длины, гуашь, бумага

    Способ получения изображения: опускаем нитки в краску, что бы они пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Укладываем нитку на листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрываем чистым листом бумаги, концы нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний лист бумаги. Дорисовать необходимые элементы. После освоения этой техники с использованием одной нитки можно усложнять работу и использовать две и более нити.

    5.РИСОВАНИЕ НА СЫРОЙ МЯТОЙ БУМАГЕ.

    Возраст: от пяти лет

    Материалы: бумага, краски, вода, кисти, салфетки

    Способ получения изображения: лист бумаги осторожно смять, что бы нарушить структуру бумаги. Расправить бумагу и намочить ее водой. Рисуем способом по сырому задуманный образ. Хорошо удаются в этой технике пейзажи.

    6.НАБРЫЗГ.

    Возраст: от пяти лет

    Материалы: бумага, гуашь, зубная щетка, расческа с зубчиками в один ряд

    Способ получения изображения: ребенок опускает зубную щетку в баночку с краской, затем проводит расческой по зубной щетке, держа её над бумагой.

    7.КЛЯКСОГРАФИЯ ОБЫЧНАЯ.

    Возраст: от пяти лет

    Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложка

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом бумаги и прижимается. Затем верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

    8.КЛЯКСОГРАФИЯ С ТРУБОЧКОЙ.

    Возраст: от пяти лет

    Материалы: бумага, гуашь, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков)

    Способ получения изображения: ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

    9.СВЕЧА + АКВАРЕЛЬ.

    Возраст: от четырех лет

    Материалы: свеча, плотная бумага, акварель, кисти

    Способ получения изображения: ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым.

    10.ПЕЧАТЬ ПО ТРАФАРЕТУ.

    Возраст: от четырех лет

    Материалы: плотная бумага, трафареты из картона, гуашь или акварель, поролон

    Способ получения изображения: ребенок прикладывает трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

    11.РИСОВАНИЕ ЗУБОЧИСТКАМИ.

    Возраст: от шести лет

    Материалы: бумага, гуашь или акварель, зубочистки (спички), салфетки

    Способ получения изображения: ребенок обмакивает зубочистку в краску и наносит желаемый рисунок на бумагу, для каждой краски берется отдельная зубочистка.

    12.РИСОВАНИЕ МЫЛЬНЫМИ ПУЗЫРЯМИ.

    Возраст: от шести лет

    Материалы: бумага, краски, жидкое мыло, трубочка для коктейля, мелкая баночка

    Способ получения изображения: опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло, вода) и подуть так, что бы получились мыльные пузыри. Чистый лист бумаги прикасать к пузырям, как бы перенося их на бумагу. Получаются интересные отпечатки, можно дорисовать детали.

    13.ВОСКОВЫЕ МЕЛКИ+АКВАРЕЛЬ.

    Возраст: от 4 лет

    Средства выразительности: пятно, фактура, цвет, линия.

    Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

    Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остаётся незакрашенным.

    14.МОНОТИПИЯ ПРЕДМЕТНАЯ.

    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, симметрия, цвет.

    Материалы: плотная бумага любого цвета, кисти, гуашь или акварель.

    Способ получения изображения: ребёнок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные). После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

    15.АКВАРЕЛЬНЫЕ МЕЛКИ.

    Возраст: от 5 лет

    Средства выразительности: пятно, цвет, линия.

    Материалы: плотная бумага, акварельные мелки, губка, вода в блюдечке.

    Способ получения изображения: ребёнок смачивает бумагу водой с помощью губки, затем рисует на ней мелками. Можно использовать приёмы рисования торцом мелка и плашмя. При высыхании бумага снова смачивается.

    16.ЦВЕТНОЙ ГРАТТАЖ.

    Возраст: от 6 лет

    Средства выразительности: линия, штрих, цвет.

    Материалы: цветной картон или плотная бумага, предварительно раскрашенные акварелью либо фломастерами, свеча, широкая кисть, мисочки для гуаши, палочка с заточенными концами.

    Способ получения изображения: ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем воска. Затем лист закрашиваются гуашью, смешанной с жидким мылом. После высыхания палочкой процарапывается рисунок. Далее возможно дорисовывание недостающих деталей гуашью.

    А сейчас у нас с вами практическая часть, немного порисуем.(Займите места, садитесь поудобнее).Мы будем рисовать по технике-«ЗНАКОМАЯ ФОРМА-НОВЫЙ ОБРАЗ».

    Берём листы бумаги, простой карандаш, любой предмет .Затем положим этот предмет на лист бумаги и обводим его простым карандашом .Потом проявляем творчество, превращаем этот предмет во что-то интересное, создаём сюжет, дорисовываем детали.

    Материалами могут служить:

    -цветные карандаши

    -гуашь

    -акварель

    -фломастеры

    -кисточки

    -ватные палочки и т.д.

    (Всё это вы можете найти на столе).Итак, приступаем к работе.(Педагоги рисуют).

    Итак, смотрим на ваши рисунки. Очень интересные, неожиданные рисунки, где проявляется творчество, фантазия, интерес, присутствует сюжет.(Выставляем рисунки).

    -А сейчас я вам хочу показать детские рисунки по этой теме.(показываю).

    И в заключении нашей консультации ,я вам хочу предложить литературу ,где вы можете  со всем этим ознакомиться ,и взять для себя в работе со своими детьми.

    1.Р.Г.КАЗАКОВА «Занятия по рисованию с дошкольниками»Москва.2009г

    2.А.А.Грибовская «Занятия по изобразительной деятельности»Москва

       2009г.

    3.Т.В.Королева «Игры с красками»

    4.И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в д\с»Москва 2007г.

    5.А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»

    6.Рабочии тетради: - «Чудо карандаши»3-5лет.

                                        - Это может ваш малыш (рисуем ладошками).

                                        - Это может ваш малыш (волшебные краски).

    Консультация подошла к концу. Мне было очень приятно с вами общаться. Надеюсь что вы взяли для себя что-то новое из этой консультации.

    СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!

            

    КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

    НА ТЕМУ: «РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ ТЕХНИКИ РИСОВАНИЯ».

    Провела: воспитатель 2 мл.гр.

    Панетелеймонова Н.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ НЕТРАДИЦИОННЫЕ СПОСОБЫ РИСОВАНИЯ

    С самого раннего возраста ребенок пытается отразить свои впечатления об окружающем мире в своем изобразительном творчестве через визуальные ощущения....

    Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

    Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье», в рамках городского конкурса «Воспитатель года – 2017»

    Родительское собрание во второй группе раннего возраста на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования в ДОУ и в семье»Подготовила вос...

    План самообразования на 2019-2024 гг. на тему: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционную технику рисования».

    Нетрадиционные техники рисования - это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей ...