Утренний сбор
методическая разработка

Лозовик Татьяна Петровна

Предлагаемый материал рекомендован для педагогв, работающих поппрограмме "Открытия" (Юдиной Е.Г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренний сбор как активный способ внедрения  коммуникации и доброжелательных отношений в образовательный процесс дошкольных учреждений.

Подготовила: Лозовик Т.П., старший воспитатель

       Личность развивается в общении и посредством общения. Общение позволяет формировать, структурировать и озвучивать мысли, учиться слушать и понимать окружающих, представлять (презентовать) себя другим, заинтересовывать  собой, своими идеями. Общение – та же деятельность и точно так же, как и любая другая, имеет цель и результат (продукт). Вся жизнь человека среди других людей – сверстников, младших и взрослых, в быту, в учёбе и в производственной деятельности строится на основе коммуникации (общения). На мой взгляд, самым естественным образом эта компетентность  у наших воспитанников формируется во время групповых сборов. Групповой сбор - это время и место обмена опытом, применения знаний, планирования практических действий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по их словам и делам. Иными словами, групповые сборы - это время и место естественного формирования и проявления ключевых компетентностей воспитанников.

Одним из них является утренний сбор, который прост в организации и помогает воспитателям создавать сообщество взрослых и воспитанников, способствует ответственному и заботливому отношению детей друг к другу.

В один день он начинается со звона колокольчика, в другой - с прихода игрушки, героя сказки, мультфильма, большой интересной новости, освещения проблемной ситуации. Общий круг предоставляет нам возможность увидеть всех. Все ещё только собираются в круг, идёт процесс «устройства»: дети договариваются, кто с кем рядом сядет, узнают, для кого нужно оставить местечко. Уже на этом  этапе формируется  умение вступать в контакт или избежать нежелательного контакта, договориться о совместных действиях. Начинается сбор с приветствия, которое адресовано каждому, кто находится в круге. Воспитатели для этого используют множество различных приёмов: рукопожатия, восточные приветствия, приветствия с добавлением жестов или новых слов и т. п.  Далее педагоги с детьми проводят коммуникативную игру, например: «глаза в глаза», передай настроение, скажи  доброе слово, также это может быть прикосновение ладошек, плечиков, локотков, носиков, высказывание пожеланий, комплиментов, вручение подарков. Всё это даёт позитивный настрой, позволяет детям говорить и слышать друг друга и становиться основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день.

 Не менее важный момент группового сбора - игра или игровой тренинг. Игры могут быть любые, не требующие большой подвижности: словесные игры, игры - фантазии, игры – шутки, развивающие игры. Их основа - это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпровождения. Например, элементы психогимнастики (тренинга) помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией; элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение. Также, педагоги используют вопросы, стимулирующие логическое мышление, требующие высказывания суждений, оценки, сопоставления:

- Что было бы, если…?

- Что бы ты сделал, если бы был волшебником?

- Как можно обойтись без…(книги, шапки)?

- Что бы ты хотел изменить?

- Что поможет запомнить? и другие.

      Затем с детьми обмениваются новостями. Это очень ответственная и  значимая часть сбора для  развития коммуникативных навыков. Детям предоставляется возможность высказать свои мысли, фантазии, ребенок может радоваться за своих друзей или огорчаться вместе с ними. Высказаться всегда хочется всем, поэтому существуют правила, которые мы ввели совместно с детьми: сегодня говорит тот, у кого день рождения, а завтра, у кого в руках волшебная палочка, послезавтра – клубочек или микрофон. Такой способ общения приучает детей говорить по очереди и слушать другого. Эта часть сбора, пожалуй, наиболее насыщена содержанием.

     Вся наша жизнь - обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Обмен новостями позволяет нашим воспитанникам слышать друг друга, таких разных, отличающихся не только по характеру, темпераменту, интересам, но и по способу выражения мысли, по темпу и стилю речи. Это очень важно, так как в дальнейшей жизни им предстоит слышать разные суждения, понимать разных людей, стараться быть понимаемым разными людьми. В обмене новостями участвуют не только дети, но и взрослые (воспитатели, родители, специалисты)- это обеспечивает широкий диапазон событий. В обмене новостями присутствуют самые разнообразные сюжеты, чаще всего такие, каких не было в личном опыте ребёнка. Это значительно расширяет сведения о мире, пробуждает мысль, рождает идеи, иногда упорядочивает представления. Так естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т.п. Чаще всего этому детей безуспешно учат на специальных занятиях, на придуманных взрослыми темах. В данном случае лёгкость и естественность высказываний обеспечиваются тем, что темы разговора выбираются самими детьми. В выборе информации они свободны, поэтому разговор становится открытым и искренним, что стимулирует участников вступать в коммуникации.

Неотъемлемой частью структуры  утренних сборов в нашем учреждении, является работа с правилами. Начиная с младшего возраста, воспитатели постепенно вовлекают детей в разработку правил, помогают им самостоятельно следовать этим правилам и оценивать своё поведение. Дети вместе с воспитателем обсуждают и устанавливают правила в группе, которые становятся общими стандартами для всех,  включая и взрослых. Это один из способов, чтобы обеспечить максимальное соблюдение норм детьми, а именно привлечение их к самостоятельному изменению и созданию новых правил, по мере возникновения такой необходимости, а также определению «правила дня» и т.п.

      В заключительной части утреннего сбора с воспитанниками планируется предстоящая деятельность в течение дня - «дорожка дел» и презентация материала в центры активности. Детям предоставляется выбор материала, деятельности, партнёров.

Обычно и взрослые, и дети привыкли к тому, что все темы мероприятий в детском саду определяются воспитателями, а детские интересы просто «учитываются». Но чтобы их учесть, нужно было, чтобы они были озвучены, а ещё лучше, чтобы они были зафиксированы. Групповой сбор предоставляет такую возможность. Здесь каждый желающий предлагает свои идеи, но  важно рассказать о них так, чтобы другие услышали, почувствовали к ним интерес. Так параллельно, формируется неотделимая от коммуникативной,  социальная компетентность, возникают разные подходы к общению: кому-то нужно сказать несколько раз и помедленнее, кому-то для понимания, достаточно жеста или взгляда, с кем-то на «вы» и предельно вежливо, с кем-то по-товарищески, кто-то выскажет способы решения проблемной ситуации, кто-то найдёт решение для себя сам.

  Пусть  темы, которые предлагают для плана воспитанники, достаточно просты, но это именно те идеи, которые самостоятельно рождаются у них, на которые они мотивированы, в которых проявляется их инициатива, конструктивная активность, которые диктуются их любознательностью и знаниями.  В тоже время, это  проявление других ключевых компетентностей - деятельностной и информационной: чтобы узнать, нужно почитать, спросить, попробовать, сделать. Это создает серьёзную внутреннюю мотивацию, развивает познавательные интересы воспитанников, воспитывает  уважение детей друг к другу, пробуждение у них чувства собственного достоинства.

Наблюдая за педагогическим процессом,  я увидела, что такая форма работы с детьми как групповой сбор дает им право выбирать где, с кем и чем они хотели бы заниматься, воспитывает самостоятельность, инициативу, развивает сотрудничество между детьми, учит детей планировать свою деятельность, способствует развитию субъектной позиции в деятельности. А самое главное, я считаю, группой сбор предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно - делового общения детей и взрослых и  является эффективной формой взаимодействия с детьми, позволяющей развивать личностные качества воспитанников, решает задачи образовательных областей, в частности социально коммуникативной, речевой, познания.

Ежедневно на утреннем сборе педагогами реализуются такие задачи:

- установить комфортный социально-психологический климат;

- пообщаться с детьми, посмеяться и повеселиться;

- дать детям возможность высказаться и выслушать друг друга;

- познакомить детей с новыми материалами;

- ввести и обсудить с детьми новую тему;

- организовать планирование детьми своей деятельности;

- организовать выбор партнёров;

- моделирование образцов поведения и отношения и выработка правил жизнедеятельности группы.

Утренние сборы - это время, также для обучения детей жизненно необходимым навыкам в их поведенческом репертуаре. Групповые сборы мотивируют детей, обращаясь к основным человеческим потребностям:

Потребность чувствовать себя в безопасности

Потребность чувствовать принадлежность к чему - либо, быть принятым и любимым

  Чувство защищённости, отсутствие опасности, когда педагоги убеждают воспитанников в том, что они защищены, никто не нанесёт им вреда, пока они находятся в детском саду. Чувство безопасности даёт ребёнку возможность взаимодействовать с другими, доверять себе и другим людям, не бояться рисковать.

Чувство принадлежности возникает, когда у ребёнка есть место, где его считают нужным, умным, достойным внимания. Дети, которые не испытывают это чувство, зачастую проявляют агрессию, пытаясь таким образом обратить на себя внимание. Заботливый, последовательный педагог не осуждает, не проявляет гнев к таким детям, заботится, даёт понять, что никому не позволит причинить им боль.

В настоящее время педагогические коллективы интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Современный образовательный процесс  организовывается при совместной деятельности взрослых и детей в равноправном их участии в выборе содержания и планирования действий. Такая совместная деятельность начинается с утреннего сбора. Мы поделились опытом организации образовательной деятельности на утреннем сборе. Такая форма работы проводится в соответствии с требованиями реализуемой в нашем учреждении  образовательной программы дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г.Юдиной, научный руководитель А.Г.Асмолов.

   



Предварительный просмотр:

Тематический контроль старшего воспитателя на тему «Утренний сбор».

Подготовила: Лозовик Т.П., старший воспитатель

В нашем Учреждении реализуется основная образовательная программа дошкольного образования, которая составлена на основе образовательной программы дошкольного образования «Открытия» под редакцией Е.Г.Юдиной, научный руководитель А.Г. Асмолов.

В соответствии с намеченным годовым планом нашего учреждения, приказом учреждения о проведении тематического контроля «Утренний сбор», регулярно в установленные сроки, осуществляется контроль по подготовке и организации совместной деятельности с детьми на утреннем сборе в дошкольных группах.

Утренний сбор в нашем учреждении - это ежедневная спланированная и структурированная практика, которая  длится от 15 - 25 минут, в зависимости от возраста воспитанников.

При подготовке к наблюдению важно чётко определить, что нужно посмотреть, услышать, выделить, чтобы проанализировать в дальнейшем деятельность воспитателя, вычленить минусы, определить эффективность воспитательно – образовательной работы по организации и проведению утреннего сбора, определить перспективы деятельности педагогов по организации утреннего сбора.

Поэтому в сферу контроля мы определили следующие направления:  

- условия, созданные в группе для совместной деятельности на утреннем сборе

- подготовка и руководство педагогом совместной деятельностью на утреннем сборе

-  проявление, умений, навыков у воспитанников на утреннем сборе.

В ходе наблюдения совместной деятельности на утреннем сборе не допускается, делать замечания педагогу, однако участие в процессе как партнёра и поддержание разговора с воспитанниками, приветствуется, так как это будет способствовать получению более полной картины организации и результативности просмотренного.

После наблюдения проводится анализ с воспитателем, цель которого показать педагогу, насколько целесообразно выстроена его работа, определить дальнейшие шаги. Вначале предлагается педагогу проанализировать свою деятельность с позиции поставленных им целей,  задач и в соответствии с требованиями реализуемой программы. Затем осуществляется анализ старшего воспитателя или другого контролирующего лица. Для осуществления контроля за проведением утреннего сбора мы разработали экономичную форму фиксации наблюдений, предлагаемую в виде блок – схемы, которая поможет осуществлять такую работу

Анализ организации совместной  деятельности с детьми на утреннем сборе с (период контроля)

Ф.И.О. заполняющего: ________________________                                          

Количество присутствующих детей: _______

Ф.И.О. воспитателя:

 1._________________________2.____________________3._______________

4.________________________5.______________________6._______________

7.________________________8.______________________________________                                               

Вопросы на контроле

Перечень групп

……

……

Примечания

1.

 Организует утренний сбор:

- использует приёмы для расположения детей (могут меняться – на стульчиках, на именных подушках, на ленточках-лучиках общего солнышка группы и т.п.)

- использует позывные для утреннего сбора (звон колокольчика, звук металлофона, песенка или ритмичные хлопки, заклички или приглашение и т.п.).

- способствует открытости, вниманию детей друг к другу, придаёт чувство единства в коллективе.

2.

Соблюдает структуру утреннего сбора:

- приветствие (вербальное, невербальное);

- коммуникативная игра;

- новость дня;

- прогноз погоды;

- календарь недели;

- дорожка дел;

- представление домашнего задания;

- развивающая игра;

- работа с правилами;

- презентация материала;

- распределение по центрам

3.

Выдерживает временные рамки

4.

Соблюдает этапы проведения утреннего сбора

5.

Выдерживает спокойный, искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты

6.

 Использует приёмы для создания эмоционально - положительной атмосферы на утреннем сборе и настроя детей на весь день.

7.

Наличие наглядно-демонстрационного, дидактического материала (правила группы, иллюстрации, дидактические предметы, игрушки); эстетичность

8.

Соответствие содержания и материала утреннего сбора, возрастным особенностям детей

9.

Использует приёмы для мотивации к предстоящей деятельности (образовательная ситуация, игровой момент, проблемная ситуация)

10.

Использует приёмы для организации свободного общения и развития речи воспитанников, для умения выражать свои чувства, мысли

Обогащает и активизирует  словарный запас детей

11.

Использует приемы, для включения в деятельность застенчивых, неуверенных, имеющих низкий показатель социальной активности детей, для повышения их самооценки  

12.

Создаёт «ситуацию успеха» ребёнку

13.

Поддерживает детскую самостоятельность и инициативу

14.

Использует приёмы для обучения правилам речевого диалога, регулированию взаимоотношений детей, разрешению конфликтов, возникающих в процессе утреннего сбора

15.

Соответствие материала,  содержания, видов  деятельности,

реализуемой программе и теме

16.

Использует смену видов деятельности (где это возможно)

17.

Учитывает индивидуальные особенности воспитанников (при необходимости)

18.

Использует приёмы для презентации материала в центры активности

19.

Использует приёмы для мотивации и распределения воспитанников по центрам активности

20.

Соблюдает требования СанПиН

Воспитанники

1.

Знают позывной, собираются на утренний сбор по сигналу

2.

Занимают место, в соответствии правилам или указанному обозначению

3.

Вступают в общение, поддерживают разговор, представляют домашнее задание

4.

Задают и отвечают на вопросы

5.

Проявляют инициативу,

предлагают, выдвигают идеи

6.

Знают и соблюдают  правила взаимодействия и взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (умеют обратиться, выслушать, не перебивать, предложить, уступить, умеют слышать и слушать, поддержать, поблагодарить, извиниться и т.п.)

7.

 При необходимости применяют способы решения конфликтных ситуаций, проявляют  способность управлять своим поведением

8.

Работают с календарём, умеют сообщить о погоде

9.

Осознанно выбирают центры активности, используя предложенные способы



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Утренний сбор "Гжельские узоры"

Краткий конспект утреннего сбора для страших дошкольников по теме "Гжельские узоры"...

Конспект утреннего сбора №1 по проекту "Я хочу здоровым быть!"

Создать условия для положительной мотивации к изучению темы проекта....

Утренний сбор "Утренний круг"

Возможность для детей эмоционально, приятно, познавательно общаться между собой и со взрослыми....

Утренний сбор. Картотека утреннего круга.

Утренний сбор (утренний круг) – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его комм...

Утренний сбор. Картотека утреннего круга

Утренний сбор (утренний круг) – это ритмически организованная, эмоционально и сенсорно наполненная играми, направленная на стимуляцию активного участия ребенка в общей игре, на развитие его комм...

Утренний сбор "Утренний круг"

Цель: создать положительный эмоциональный настрой на весь день – создать тон.Задачи:- Учить делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать,  играть).- Учить говорить предложениями.- Иниц...

Утренний сбор. Картотека утреннего круга.

Утренний сбор. Картотека утреннего круга....