Тренинг для педагогов ДОУ "Эмоционально-интеллектуальное развитие дошкольника"
методическая разработка

Способность управлять своими собственными действиями и эмоциямискладывается на протяжении всего дошкольного детства, и именно взрослые способствуют накоплению ребенком собственного "эмоционального фонда". Педагогам необходимо постоянно развивать свой эмоциональный интеллект. Чем лучше вы понеимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать тоже самое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл trening_emots-intel.docx22.13 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг для педагогов ДОУ

«Эмоционально-интеллектуальное развитие дошкольника»

Цель: Формирование системы психолого-педагогических знаний о роли и функциях эмоционального интеллекта в педагогической деятельности

Задачи:

-Сформировать знания в области эмоционального интеллекта

-Расширить круг знаний по

-Активизировать процесс самопознания и понимания других людей

-Закрепить в деятельности полученные умения и навыки

Программа включает в себя два обучающих модуля: семинар и тренинг.

I часть

Цель: понимание значимости развития эмоционального интеллекта дошкольника.

Сегодня мы с вами поговорим о эмоционально-интеллектуальном развитии. Развитый эмоциональный интеллект — залог личного благополучия и успеха,

Поэтому перед педагогами и родителями стоит сложная задача воспитать не только здорового и образованного ребенка, но еще и эмоционально развитого.

Выделяют следующие виды интеллекта:

ВЕРБАЛЬНЫЙ – умение общаться с окружающими людьми,

ЛОГИЧЕСКИЙ – помогает рассуждать, решать поставленные задачи и проблемы;
ФИЗИЧЕСКИЙ – учит координировать движения, влияет на моторику;
СОЦИАЛЬНЫЙ – помогает налаживать контакт с обществом и находить свое место в нем;
ДУХОВНЫЙ – обогащает внутренний мир человека;
ТВОРЧЕСКИЙ – дает возможность творить нечто новое, воплощать свои идеи в реальность

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ –помогает анализировать свои ощущения и делать конкретные выводы.

Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции и чувства других людей, свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач. Чтобы обеспечить ребёнку достаточное интеллектуальное развитие, необходимо правильное развитие эмоциональной сферы (любознательность, инициативность; радость открытия, удивление, восхищение)

Работа в детском саду по формированию эмоционального интеллекта строится в 4 направлениях: Восприятие эмоций, Использование эмоций, Понимание эмоций, Управление эмоциями

Необходимо помнить, что, развивая у детей эмоциональный интеллект, педагог должен не прекращать развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать то же самое.

Существует множество техник развития эмоционального интеллекта, как для детей, так и для взрослых. Мы вам хотим предложить совсем несложные игры и упражнения, которые вы можете проводить в свободное время.

II часть тренинг

Цель: Ознакомление с видами и способами проведения игр по развитию эмоционального интеллекта

Игра- упражнение на проявление эмоций «Здравствуйте».

Цель: сплочение группы, создание непринуждённой атмосферы.

Мы с вами сейчас познакомимся. Обычно при встрече принято приветствовать друг друга. Я вам предлагаю сейчас представиться именем, каким вы хотите и поприветствовать всех, проявляя различные эмоциональные состояния: радость, печаль, удивление, обида, злость, подозрительность, доброжелательность.

 

Обсуждение: в этой игре мы развиваем социальные навыки, учим распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) Очень часто мы не умеем определять эмоциональное состояние и выражать его. По первому «здравствуйте» вы будите понимать с каким настроением пришел ребенок или родитель...

Игра «Продолжи фразу»

Инструкция: Я сейчас буду бросать мяч говоря фразу, а вы ее продолжаете, «Я радуюсь, когда …», «Я злюсь, когда …», «Я огорчаюсь, когда …», «Я обижаюсь, когда …», «Я грущу, когда …» «Меня просто бесит» «Я сержусь, когда» и т. д.

Обсуждение В данной игре мы обучаем детей самопознанию, то чтобы ребенок понимал, что с ним происходит и умел выражать и осознавать собственные эмоции. В этой игре можно увидеть насколько разные дети, как они реагируют и на что, это поможет вам найти индивидуальный подход к каждому ребенку. Сейчас, после игры - подумайте, что вас в жизни радует, а что огорчает, какие ваши чувства.

«Ругаемся овощами» (Обзывали)

Инструкция: Предлагаю Вам поругаться, но не плохими словами, а овощами: «Ты - огурец», «А ты - морковка», «Ты - редиска», «А ты - репа» и т.д.

Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: “А ты, ..., морковка!”

Правило: Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. Играем быстро, энергично.  В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например, “ А ты, солнышко!”

Обсуждение: Сейчас много детей, которые склонны к агрессии и не умеют контролировать ее. Если у вас в группе есть такие дети, эта игра вам поможет переключить детей, тем самым мы снимаем вербальную агрессию, позволим детям выплеснуть гнев в приемлемой форме. Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей.

Самое важное: предупредите детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться.

Мы с вами поиграли и поняли насколько сложно и важно правильно выразить то, что ты чувствуешь, понять эмоциональное состояние другого человека.

III часть Обучая, вы развиваете и свой эмоциональному интеллект, вы повышаете качество жизни. Ребенок будет уверен, что его чувства важны, а умение выражать их поможет строить близкие дружеские отношения, эффективнее сотрудничать.

 Не прекращайте развивать свой собственный эмоциональный интеллект.

Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите детей делать то же самое.

Поразмышляйте о том, как вы справляетесь с сильными эмоциями: гнев, стыд, чувство вины, страх, грусть, и что можно изменить в ваших реакциях.

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

А теперь мы хотим вам предложить небольшой тест, который не является психодиагностическим, но возможно даст повод к размышлению.

Тест

Данный тест отражает не характеристики вашей личности, а ваше психоэмоциональное состояние в данный момент. Простой тест, который определяет ваше психоэмоциональное состояние на данный момент.

Инструкция: отвечать на вопросы нужно быстро, не раздумывая, ответы записать или запомнить.

1. Представьте, что вы с кем-то идёте по лесу. Кто бы это мог быть?

 2. Вы идете по лесу и видите возле себя животное. Что это за зверь?

3. Что произойдёт после того, как вы встретитесь с ним глазами?

4. Вы продолжаете идти по лесу и выходите на поляну, на которой стоит дом вашей мечты. Какого размера этот дом?

 5. Окружен ли дом вашей мечты забором?

6. Вы входите в дом и идёте в столовую, чтобы посмотреть на обеденный стол. Опишите, что вы видите на столе и возле него.

7. Вы выходите из дома через заднюю дверь и видите чашку, лежащую прямо на траве. Из какого материала она сделана?

8. Что вы сделаете с этой чашкой?

9. Вы идёте в конец двора. Там находится водоём. Что это за водоём?

10. Как вы собираетесь пересечь водоём, чтобы идти дальше?

Ответы на эти вопросы характеризуют ваши ценности и идеалы. Вот как можно их следует толковать:

1. Человек, рядом с которым вы идете — это самый важный человек в вашей жизни.

2. Размер воображаемого животного отображает размер проблем внутри вашего подсознания. Чем больше животное, тем тяжелее ваша жизнь.

3. То, как вы реагируете на животное, показывает наиболее характерный для вас способ решения проблем (агрессия, пассивность или избегание).

4. Размер дома, который вы увидели, — это размер ваших амбиций. Если он слишком большой, возможно, у вас слишком завышенные ожидания от жизни.

5. Если вокруг дома нет забора, то вы — открытый и внутренне свободный человек. Если он есть, значит, вы цените личное пространство других людей, никогда не вторгаетесь в него без разрешения и ожидаете аналогичного поведения по отношению к вам.

 6. Если в комнате нет никакой еды, цветов или людей, то скорее всего это значит, что вы очень несчастны.

7. Прочность и долговечность материала, из которого сделана чашка, говорит о том, насколько прочными и крепкими вы видите свои отношения в семье. Одноразовый пластиковый стакан или стеклянная чашка? Это может говорить о том, что вам тревожно за будущее своей семьи. Если вы представили в уме металлическую или фарфоровую чашку, то вам не о чем беспокоиться.

8. То, что вы сделаете с чашкой, характеризует отношения с человеком из первого вопроса.

 9. Размер водоема — это масштаб ваших сексуальных желаний.

10. Чем более «мокрый» способ вы выберете, чтобы перебраться на другой берег, тем большее значение в вашей жизни имеет секс.

Важно: Дело в том, что тест отражает не основные психологические характеристики вашей личности, а ваше психоэмоциональное состояние в данный момент.

IV Обратная связь /Рефлексия

Участники, используя информацию, полученную в процессе работы. Делятся своими ощущениями.

Тренер: Способность произвольно управлять своими действиями и эмоциями складывается на протяжении всего дошкольного детства, и именно взрослые способствуют накоплению ребенком собственного «эмоционального фонда», с помощью которого он сможет ориентироваться в своих чувствах и чувствах других людей и строить гармоничные взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Не прекращайте развивать свой собственный эмоциональный интеллект. Чем лучше вы понимаете и выражаете свои чувства, тем успешнее учите ребенка делать то же самое. Поразмышляйте о том, как вы справляетесь с сильными эмоциями: гнев, стыд, чувство вины, страх, грусть, и что можно изменить в ваших реакциях».

Тамара Паттерсон


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

Консультация - дискуссия для педагогов: «Роль педагога в нравственном развитии дошкольников»

Данная консультация была проведена с воспитателями ДОУ в рамках годовой задачи "Нравственно-патриотичекое воспитание дошкольников".Главная задача психолога подвести педагогов к осознанию первостепенно...

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"...

Консультация для педагогов «Музыкально – ритмическое развитие дошкольников» Рекомендации по развитию чувства ритма "Часы"... В последние годы заметно возросла потребно...

Презентация педагога-психолога к инструктивному семинару для педагогов "Мониторинг уровня развития дошкольников в дополнительном образовании"

Презентация содержит программу мониторинга эффективности решения педагогом воспитательных, развивающих и образовательных задач, рекомендации к технологии его проведения. Разработанная программа содерж...

Задание- тренинг для педагогов по патриотическому воспитанию дошкольников

Деловая игра по патриотическому воспитанию.Расширить уровень знаний педагогов по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста....