СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ
статья (старшая группа) на тему

Репина Елена Михайловна

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ  

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЕ  

Одной из приоритетных задач современного дошкольного образования является обеспечение высокого уровня социально-коммуникативного развития будущих первоклассников как предпосылки их успешной адаптации и социализации в детское сообщество.

 В документах ФГОС ДО к основным характеристикам социально-коммуникативного развития детей относятся: положительное отношение к себе и другим детям, активное взаимодействие с взрослыми и сверстниками, участие в совместных играх, способность договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам других детей, радоваться их успехам, стараться разрешать конфликты, проявление инициативности и самостоятельности в разных видах деятельности, общение, конструирование, соблюдение социальных норм поведения и правил в разных видах деятельности.

Проблема изучения социально-коммуникативного развития представлена во многих научных трудах, прежде всего, тех, которые рассматривают развитие форм общения старших дошкольников со сверстниками и значимым взрослым (М.И. Лисина, О.А. Репина, А.Г. Рузская) [5]. В этих и других работах отражается содержание возрастного феномена «внутренняя позиция школьника», описанного Л.И. Божович, а также раскрывается значение влияния сюжетно-ролевой игры на личностное развитие ребёнка (В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и т.д.) [1,6].

На данный момент при анализе психолого-педагогической литературы мы обнаружим целый ряд понятий, которые характеризуют социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. В частности, это такие понятия как «социально-психологическая готовность детей к школе» (О.А. Добрина, Т.Н. Нагаева и др.), «готовность к социальному взаимодействию» (Н.А. Логинова), «социальная компетентность» (Н.И. Белоцерковец), «коммуникативная компетентность» (Е.М. Олифанова) и другие [6,7].

Наличие такого многообразия подходов к рассмотрению социально-коммуникативного развития обуславливает сложности для его рассмотрения. В то же время многие исследователи сходятся во мнении о том, что общими функциями этого многообразия терминов является формирование успешной адаптации детей к социуму, развитие коммуникативных навыков, необходимых для осуществления игрового взаимодействия среди сверстников, а также для социализации в детское сообщество.

На наш взгляд, целесообразно рассматривать весь этот спектр понятий как составляющих, входящих в понятие «социально-коммуникативное развитие дошкольника». Социально-коммуникативное развитие старшего дошкольника обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школьному обучению и характеризуется как достаточный уровень развития социального и эмоционального интеллекта, способность реализовывать различные формы совместной игровой деятельности и общения с взрослыми и сверстниками.

Согласно ФГОС ДО, основными задачами социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста являются:

  1. Создание условий для усвоения детьми дошкольного возраста норм и ценностей, принятых в обществе.
  2. Развитие социального и эмоционального интеллекта детей, их эмоциональной отзывчивости, сопереживания.
  3. Способствовать становлению самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции действий детей.
  4. Формировать уважительное отношение и чувство принадлежности к своей семье, к сообществу детей и взрослых в коллективе.
  5. Формирование у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, на природе, а также готовность к взаимодействию со сверстниками.

Решение данных задач может эффективно осуществляться посредством сюжетно-ролевой игры. Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте. Л.С. Выготский отмечал, что у дошкольников игра и занятие, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность ребёнка. Именно игра является неиссякаемым источником развития личности. Основной ценностью игровой деятельности является то, что она обладает наибольшими возможностями для приобретения социального опыта, развития коммуникативных навыков детей [2].

Игра как никакая другая деятельность позволяет на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путём те или иные формы общения. Д.Б. Эльконин, рассматривая влияние игры на развитие личности ребёнка, акцентирует внимание на том, что условия возникновения игры в онтогенезе также связаны с социальной природой человека. В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребёнка [9].

Игровая деятельность оказывает влияние на произвольность психических процессов, способствуя их развитию. Согласно структуре сюжетно-ролевой игры, одним из её центральных компонентов выступает роль, то есть соответствующий принятый в обществе нормам и правилам способ поведения людей в различных ситуациях. Выполнение роли ставит ребёнка перед необходимостью действовать не так, как он хочет, а так, как это предписано ролью, подчиняя социальным нормам и правилам поведениям. Выполняя роли, ребёнок учится сдерживать свои непосредственные побуждения, поступаться, ограничивать свои личные желания для того, чтобы продемонстрировать общественно-значимый одобряемый образец поведения.

Сюжетно-ролевые игры в основе своей построены на замысле. Замысел является результатом наблюдения ребёнка за окружающей действительностью, осуществляя его, ребёнок действует по определённым правилам.

В сюжетно-ролевой игре и правила, и роли, и сюжет изобретаются детьми и определяют взаимоотношения между ними. Несмотря на исследования сюжетно-ролевой игры,  определить однозначно её сущность не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе и совместимые, и противоречивые начала. Она является одновременно свободной и жёстко регламентированной, непосредственной и опосредованной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной.

Развитие сюжетно-ролевой игры в старшем дошкольном возрасте, по мнению Д.Б. Эльконина, является свидетельством возрастающей связи ребёнка с обществом, особой связи, которая характерна для данного возраста. Ролевые игры не просто представляют жизнь ребёнка, они являются проявлением свободы их деятельности, в которой, фантазируя и подражая, они раскрывают свой характер, своё понимание жизни. Содержание ролей, которые берут на себя дети и которые реализуют посредством основных игровых действий, учат их основным навыкам общения в обществе между людьми [9].

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показывает, что сюжетно-ролевая игра выступает как одно из важнейших средств социально-коммуникативного развития старших дошкольников, потому что в ней создаются предпосылки для развития эмпатии, принятия общественных норм и правил, развития навыков взаимодействия, саморегуляции и  т.д.

Литература

  1. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. - М., 2001. - 402 с.
  2. Выготский, Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский.- М.: Эксмо, 2005.- 512 с.
  3. Галигузова, Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. / Л.Н Галигузова, Е.О. Смирнова. - М.: Просвещение, 2002. - 144 с.
  4. Елагина, М.Г., Гуськова Т.В. Общение ребенка с окружающими на рубеже раннего и дошкольного детства. / М.Г. Елагина, Т.В. Гуськова. - М.: Педагогика, 1989. - 88 с.
  5. Лисина, М. И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. - Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии. - М.: Педагогика, 1998. – 146 с.
  6. Межличностные отношения от рождения до 7 лет / под ред. Е.О.Смирновой. - Москва-Воронеж, 2000. – 235 c.
  7. Нагаева, Т.Н. Педагогические условия формирования социально-педагогической готовности к школе воспитанников интернатных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Т. Н. Нагаева. – 2007. – 28 с.
  8. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект/ под ред. Н.Я. Михайленко, Н.Н. Подьяккова. -  М., 2001 - 148 с.
  9. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Академия, 1998. - 360 с.