Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»
методическая разработка

Константинова Светлана Викторовна

 

 

Уважаемые педагоги!  Предлагаю Вашему вниманию мастер-класс по использованию инновационных технологий: теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) и детской цифровой лаборатории "Наураша в стране Наурандия".Эти технологии дают возможность развить у детей нестандартное мышление, познавательные процессы и интерес ко всему неизведанному. С уважением, Светлана Викторовна.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов

«Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ»

Слайд 1.

Добрый день, уважаемые коллеги! Я, Константинова Светлана Викторовна, старший воспитатель МАДОУ 17 Огонек представляю вашему вниманию мастер-класс на тему «Использование инновационных технологий в работе с молодыми педагогами в ДОУ». 

Слайд 2

На сегодняшний день главной проблемой ДОУ является низкая мотивация молодых педагогов. Одной из ключевых причин существования этой негативной ситуации, на наш взгляд, является недостаточное использование в образовательном процессе современных инновационных образовательных технологий. Рассматривая проблему формирования профессиональной компетентности молодых педагогов, мы предложили пути решения данной проблемы посредством реализации таких технологий как:

- технология решения изобретательских задач (ТРИЗ);

- исследовательский метод в обучении, т.е. использование цифровой лаборатории «Наураша в стране Наурандия".

 Слайд 3  Задачи, которые мы поставили для себя,  представлены на слайде.

На сегодняшний день на базе МАДОУ № 17 «Огонёк» с октября по декабрь 2020года реализован проект «Инновационные формы работы с молодыми педагогами в ДОУ», но работа в данном направлении продолжается – в декабре 2020 года был выигран грант компании «Эксон Нефтегаз Лимитед» по теме «Любознайки в стране Наурандии», который закончит свою реализацию в июне 2021 г.

Слайд 4, Обучение педагогов проходило посредством проведения различных форм обучения: консультаций,

Слайд 5 - семинаров-практикумов,

Слайд 6 - мастер-классов,

Слайд 7- диссеминации педагогического опыта на

Слайд 8 - методическом объединении воспитателей ДОУ города Южно-Сахалинска.

Слайд 9. Девиз нашего мастер-класса вы видите на экране

В век цифровых технологий, дошкольное образование не может обойтись без использования компьютерных технологий, поэтому применение цифровой лаборатории «Наураша» является инновационной технологией, с которой я сегодня вас хочу познакомить.

Слайд 10. заставка Наураши 

Лаборатория представляет собой компьютерную программу, главным героем которой является мальчик  Наураша, маленький учёный, исследователь, помощник педагогов и друг детей, увлечённый желанием познавать мир. Наураша «переносит» детей в удивительную страну Наурандиюцифровую лабораторию, где с помощью датчика «Божья коровка» дети проводят исследования, узнают и чувствуют то, что нельзя увидеть глазами.

Слайд 11. ЛАБОРАТОРИЯ. (выставляю 2-3 лаборатории)

Наша лаборатория представлена восемью модулями«Температура»«Кислотность»«Электричество»

«Магнитное  поле»«Свет»«Звук», «Пульс», «Сила». 

Состав каждого модуля индивидуален. Перечень необходимого оборудования и материалов представлен в пособии, находящимся в комплекте (показ книги), где прописаны и все задания.

Слайд 12. комплектация

В каждом цифровом модуле есть свой определённый набор оборудования и инструментов, т.е. всё необходимое для работы готово, ничего не надо искать и придумывать самостоятельно.

Измерения и опыты, заложенные в компьютерной программе обеспечены необходимым оборудованием в цифровых модулях.

Слайд 13. Практическая часть

Уважаемые коллеги, я приглашаю вас в удивительный мир научных открытий и предлагаю поработать в лаборатории Кислотность.

Задание №1

Приглашаются 2 педагога.

Как можно определить вкус фруктов?

-Можно ли измерить кислоту фруктов прибором?

СЛАЙД 14. 2-я часть эксперимента -работа с 2 педагогами

  1. Загружаем программу
  2. Открываем модуль кислотность.
  3. Выбираем настройку заданий.
  4. Определяем задачи исследования.
  • Познакомиться с понятием «кислота»
  • Научиться измерять кислотность разных продуктов

Внимание! Перед проведением каждого измерения необходимо промыть датчик в чистой воде

Внимание! Начинать измерения необходимо после того, как Наураша закончит формулировать задание.

Для измерения кислотности существует ШКАЛА измерения кислотности. (Показать изображение шкалы). Значение кислотности измеряется по шкале от 1 до 14. Чем ниже значение, тем выше показатель кислотности. Середина шкалы (7)  нейтральное значение.

1. ЯБЛОЧНЫЙ СОК — Налить яблочный сок в стакан с зелёной наклейкой.

- Произвести измерение.

- Кислота есть и в нашем желудке (КАКАЯ?) (соляная кислота), если её в желудке очень много, то человек испытывает дискомфорт, неприятные ощущения и даже боль.

2. ЛИМОННЫЙ СОК — Налить лимонный сок в стакан с жёлтой наклейкой. (работа с 2 педагогами, вызвать других педагогов)

- Произвести измерения.

- какой сок самый кислый, согласно проведённым измерениям? (Лимонный)

3. ЧИСТАЯ ВОДА (работа с 2 педагогами, вызвать других педагогов — Налить воду в стакан с белой наклейкой.

- Произвести измерения. (Вызывается один педагог).

ВЫВОД: Вода не содержит кислоты, показатель кислотности воды 7 – это соответствует нейтральной (не кислой) среде.

Благодаря такому оборудованию, мы наглядно знакомим детей: что такое кислота? и её наличие в разных продуктах

Остальные лаборатории также интересны детям и расширяют их кругозор в познании физических качеств предметов.

Следующая инновационная технология – это ТРИЗ

Слайд 15. ТРИЗ

Целью использования технологии ТРИЗ в детском саду является не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Задачи представлены на слайде.

В процессе знакомства педагогов с ТРИЗ-технологией были использованы:

Слайд 16, 17 -  Круги  Луллия,  

Слайд 18 -  Системный анализ (системный оператор), 

Слайд 19- Математические тренажёры, Мнемотаблицы и алгоритмы,

Слайд 20 – Коллаж из сказок, Метод каталога, Шесть волшебников, и др.игры

Слайд 21  Практическая часть игра со сказками!!!  Раздать 2-3 пары сказок.

Знакомство педагогов с инновациями позволило повысить рост профессионального мастерства молодых педагогов, сформировать способность к профессиональной рефлексии, умение осуществлять исследовательскую деятельность.

Слайд 22.   Рефлексия со смайликами

По окончанию вашей работы, я попрошу Вас сделать вывод о проделанной работе:

Считаете ли вы такие методы работы эффективными?

Будет ли вам полезна та информация, которую вы узнали?

Хотелось бы вам внести подобные методы в вашу работу с детьми?

Оцените наш мастер-класс одним из смайликов!

Слайд 23. Спасибо коллеги за вашу работу и отзывы о ней. В свою очередь, хочу сказать, что для меня данная программа интересна. Все опыты и исследования адаптированы для детского возраста, они могут самостоятельно делать выводы по итогам своей работы. Занятия с использованием Цифровой лаборатории и методами ТРИЗ способствуют развитию познавательного интереса дошкольников.

БЛАГОДАРЮ  ЗА  ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Праздник «Наураши»

Ведущий: Здравствуйте ребята! Сегодня мы отправимся с вами в страну знаний и экспериментов.

Давайте дружно встанем в круг и возьмем друг друга за руки. Вы чувствуете теплоту наших рук?

Вы пришли к нам в добрый час.

Мне приятно видеть вас.

Будем вместе мы играть.

Экспериментировать и рассуждать.

Но сначала, но сначала.

Нужно что то нам сказать.

Здравствуйте.

Дети: Здравствуйте!

Появляется Наруша

Наураша: Здравствуйте ребята! Вот мы снова с вами и встретились. Вы находитесь у меня в гостях в цифровой лаборатории Наураша и здесь вы станете экспериментаторами.

Только для начала запомним правила безопасности:

БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ

• вставать с места.

• трогать оборудование и приборы.

• засовывать что-либо в нос, рот, уши

Ведущий: Наураша приготовил для вас интересные задания

О чем будет наше первое задание  вы узнаете, отгадав загадку:

К дальним сёлам, городам,

Что идет по проводам

Светлое величество!

Это

Дети: Электричество

Ведущий: Ребята, если я отключу ноутбук от розетки,  он все равно продолжает работать…. И телефон тоже работает….(Почему как вы думаете?)

Ответы детей

Наураша: А все потому, что в этих приборах есть батарейки, в которых ток живет и хранится. Итак, батарейка – это источник электрического тока.

Наураша: А где живет электрический ток?

Ответы детей

Наураша: Вы знаете, откуда он приходит в ваш дом?

Ответы детей

Ведущий: Лампочка предмет простой, Висит себе и светит. Но что бы было, милый мой, Не будь её на свете? Солнце село за холмом. И в домах темным-темно. Ни журналы полистать. Ни в игрушки поиграть. Остаётся только спать, Или голову ломать, Лампочку изобретать.

Наураша: Почему горит лампочка?

Ответы детей

Наураша: Ребята, мы с вами находимся в лаборатории и сейчас узнаем какие предметы могут выдавать ток, электричество. Давайте проверим это на яблоке. Приглашаю детей с каждой группы за столы. Я буду помогать как правильно определить ток в предметах.

Дети проводят опыт с яблоком.

Ведущий: А что еще ты можешь нам предложить?

Наураша: Я  предлагаю нам узнать есть ли электричество в лимоне!

Дети проводят опыт с лимоном.

Наураша: Ну, что ж пойдемте дальше.

А чтоб нам энергии хватило и чтоб бодрее стать — предлагаю в игру поиграть.

Физкультминутка:

Ток бежит по проводам (дети касаются плеча соседа слева)

Свет несет в квартиру нам (поднимают руки над головой)

Чтоб работали приборы, (прыгают на месте)

Холодильник, мониторы (повороты вправо, влево)

Кофемолки, пылесос

Ток энергию принес. (хлопают в ладоши)

Наураша: Ребята, где мы нашли электричество?

Ведущий: Классно, ребята, зарядились энергией!

Ведущий: Наураша, а что еще интересного можешь показать?

Наураша: Ребята, для чего нужны батарейки? А кт знает какие есть полюса у батарейки? На одном конце плюс, на другом минус, их нельзя перепутать. Мы сейчас измерим электричество в трех батарейках. Давайте попробуем это сделать.

Дети проводят опыт с тремя батарейками.

Наураша: А сейчас мы исследуем картофель и узнаем есть ли электричество в нем.

Дети проводят опыт с картофелем.

Наураша: Молодцы ребята! Где мы нашли электричество? Какие есть полюса у батарейки?

Наураша: Но в моей лаборатории множество лабораторий. Сейчас мы узнаем, что такое сила и проверим насколько вы сильные.

(Программа Наураша говорит, что такое сила)

1 опыт. В первом нашем опыте мы будем измерять силу нашей руки. Нужно ударить по груше как можно сильно.

2 опыт. Во втором опыте мы с вами измерим свой вес. Для этого нужно положить дощечку на грушу и сесть на нее.

3 опыт. В третьем опыте мы проверим как вес машин влияет на асфальт. Для этого надо положить на грушу дощечку и проехать машиной по дощечке.

Наураша: Какие сильные ребята.

Наураша: Ребята, давайте отдохнем. Встаньте в круг. Игра называется «Бывает – не бывает». Я задаю вам вопрос, если такое бывает, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.

•Воздух бывает теплый? (Бывает).

• Воздух бывает чистый? (Бывает).

• Воздух бывает пушистый? (Не бывает).

• Воздух бывает легкий? (Бывает).

• Воздух бывает грязный? (Бывает).

• Воздух бывает сердитый? (Не бывает).

• Воздух бывает холодный? (Бывает).

• Воздух бывает полосатый? (Не бывает).

Наураша: Вот мы отдохнули и перейдем к новым опытам..

Наураша: Скажите, дети, для чего ученые проводят опыты и эксперименты? (Дети отвечают)

Наураша: Конечно, ученые хотят разгадать загадки природы.

Наураша: И для вас у меня первая загадка: чего в этом зале очень много, но мы этого не видим? (Дети отвечают)

Наураша: Сейчас мы проведем такой опыт, что все смогут увидеть отгадку. (детям раздаются пакеты)

1. Детям предлагается надуть пакет.

-Что мы видим?

Ответы детей.

-Откуда берется этот воздух?

Ответы детей

-Какого цвета воздух?

Ответы детей.

-Можно ли услышать воздух?

Ответы детей.

2. Наураша надувает шарик, а затем выпускает воздух из шарика через щель так, чтобы получился звук.

Ведущий: Что мы слышим?

Ответы детей.

Воспитатель: Еще один вопрос о свойстве воздуха – чем пахнет воздух?

Ответы детей.

3.Ведущий: А чем пахнет воздух в этом пакете? (2 Пакета с апельсинами)

Ответы детей.

Ведущий: Значит, что лежит в этом пакете?

Ответы детей. (Открываю пакет, в нем лежат апельсиновые корки).

Ведущий: Апельсина в пакете нет, хотя, наверное, раньше и был.

Наураша: А сейчас мы с вами еще проведем эксперимент. Но а с чем мы познакомимся, вы узнаете через загадки.

В море я всегда солена,

А в реке я пресная.

Лишь в пустыне раскаленной

Мне совсем не место.

(Вода.)        

Чего в гору не вкатишь

В решете не унесешь,

В руках не удержишь.

(вода)

«Я и море, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу.

(Вода.)

4. Наураша достает два апельсина – один очищенный, другой с кожурой и бросает их в две банки с водой.)

Наураша: Смотрите, дети, что случилось с первым апельсином и со вторым?

Ответы детей.

Наураша: Чем можно объяснить то, что 1 апельсин тонет, а 2 нет? (Плавучесть зависит от воздуха, которого много в порах апельсиновой корки; этот эксперимент также подтверждает, что воздух легче воды). Раздать детям корочки , чтобы посмотреть, что там есть дырочки.

Наураша: А сейчас будет новый опыт, который нам покажут (Катя)

Для эксперимента понадобится  стакан, краски, лист бумаги или картона.

Ход:

- наливаем в стакан воды, для красоты можно подкрасить красками

-накрываем стакан с водой куском бумаги или картона (как крышкой) и , придерживая рукой, медленно переворачиваем (лучше это делать над миской)

-убираем руку и вуаля, вода не выливается.

Все дело, конечно же, в атмосферном давлении, именно оно удерживает бумажную крышку и не дает воде вылиться.

Наука это здорово!

Мы здорово с вами поэкспериментировали  и здорово с вами потанцуем.

Физминутка  танец фиксиков

Рефлексия.

Ведущий: В гостях у кого вы сегодня были?

Наураша: Что интересного вы узнали?

Ведущий: Какие опыты мы ставили вместе с Наурашей?

Наураша: Молодци, ребята! Кем вы были в моей лаборатории? Я хочу вам сделать подарок, каждой группе дарю семена и каждому из вас мою эмблему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с педагогами «Использование квест — технологии в работе с дошкольниками»

Данный мастер-класс позволит  конкретизировать представления педагогов:1. О принципах организации и содержании квест – игры;2. Предложить практические рекомендации, направлен...

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"

Мастер-класс для педагогов:"Использование здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда"...

Мастер - класс " Внедрение в практику использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста "

Цель мастер-класса: создание условий для совершенствования профессиональных компетенций педагогов и специалистов ДОУ (инструкторов по физической культуре, учителей – логопедов, воспитателей) в в...

Мастер класс для педагогов "Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста"

—Формирование речи у дошкольников является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного о...

Консультация для молодых педагогов "Использование КЕЙС-метода в работе с молодыми педагогами"

Консультация носит обучающий характер и нацелена на активное использование КЕЙС-метода в дошкольном образовании....

Мастер – класс для педагогов «Использование инновационных технологий в организации детского труда»

Распространение передового педагогического опыта по применению инновационных технологий в организации детского труда....

Мастер-класс для педагогов «Использование инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО»

Повышение профессионального уровня педагогов;- формирования опыта по использованию инновационных технологий в процессе образовательной деятельности по речевому развитию дошкольников в рамках ФГОС ДО....