Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Играем вместе с детьми»
методическая разработка

Козлова Велина Борисовна

Аннотация к методической разработке семинара – практикума для воспитателей ДОУ

«Играем вместе с детьми»

 

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важности правильной диагностики и последующей развивающей работы с ребенком для его полноценного развития, при этом центральное место отводится роли взрослого и организации игры.  Разработка включает два семинарских занятия и тематический педсовет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_igraem_vmeste_s_detmi.docx24.38 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Играем вместе с детьми»

Занятие 1. «Теоретические основы игры»

Литература:

  • Детский сад и семья/ под редакцией Т.А. Марковой, Москва, 1986, с.93- 114
  • Зворыгина Г., Комарова Н. Педагогические условия формирования сюжетно – ролевой игры.// Дошкольное воспитание, № 5, 1989.
  • Игра дошкольника/ Под редакцией С.Л. Новоселовой, Москва, 1989.
  • Козлова С.А. Дошкольная педагогика.- Москва , 2004.
  • Смирнова Е.О. Дошкольник в современном мире: книга для родителей. – Москва, 2008.
  • Ткаченко И.В. Играют – значит интересно живу. – Москва, 2008.
  • Практикум по дошкольной педагогике. / Г.С. Красницкая и др., Москва, 1998.
  • Якобсон С.Г., Соловьева Е.В. Дошкольник. Психология и педагогика возраста. – Москва, 2008

План работы:

  1. Разминка «Докажите очевидное»
  2. Сообщение «Игра как предмет научного изучения»
  3. Диагностика педагогов.

Ход занятия:

   Уважаемые коллеги! Сегодня я пригласила вас на встречу с Волшебницей игрой. Учитывая, что игра является самым любимым и желанным видом детской деятельности и имеет огромное развивающее значение, несложно понять, в чем заключается ее волшебная сила. В качестве разминки мы поиграем в игру «Докажи очевидное»: я буду зачитывать общеизвестные утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения, отражающие значение игры, а вы должны доказать эти утверждения на примерах из своей практической деятельности.

  1. Игра для ребенка – это радость и удовольствие.
  2. Игра облегчает адаптационный период.
  3. Игра помогает установить доверительные отношение отношения с ребенком.
  4. Игра – окно в мир взрослой жизни.
  5. Игра способствует развитию речи .
  6. Игра имеет значение для умственного развития.

(После каждого утверждения педагоги размышляют и доказывают на примере практики данные высказывания)

         Вы на практических примерах доказали важность игры для ребенка. Подтверждая ваши слова, Академик Рубенштейн говорил об игре : « В игре, как в фокусе, собираются, проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности»

На протяжении многих лет игра дошкольника являлась предметом научного изучения многих педагогов, психологов, ученых. Я вам представлю обзор научных изучений игры. Вам хорошо известны подходы к пониманию игры Д. Менджерицкой, Р. Жуковской, А. Усовой, Н. Михайленко, С.Новоселовой. Игра в их представлении – это жизнь ребенка, его радость, необходимая для него деятельность. В игре дошкольник усваивает общественный опыт, но не копирует окружающую жизнь, а выражает свое отношение к увиденному, а это связано с развитием творческого воображения. Специфики игры они представляют в том, что ребенок по- особому самостоятелен в ней: он свободен в выборе темы игры, роли, сюжета, в определенном изменении содержания, направления игры, в выборе товарищей по игре, игровых материалов, определении начала и окончания игры. Они отмечали, что оценка игры является мощным средством воспитания личности ребенка. Своеобразие детской игры, конечно же требует от взрослого большей деликатности в педагогическом руководстве этой деятельностью. Между тем типичные для прежних лет ошибки имеют место и сейчас.  Игру либо пускают на самотек, либо недопустимо регламентируют. Важно, чтобы взрослый был рядом, вместе с играющими детьми, не давил на них сверху. Он должен стать доброжелательным соучастником игры независимо от того, берет он на себя какую – либо роль или не берет.

Вместе с тем каждый из перечисленных ученых выделяет свой, наиболее значимый, предмет исследования, что очень ценно для развития науки и совершенствования практики.

 Д.В. Менджерицкая определила в качестве предмета исследования сюжет игры, ее этическое содержание, позволяющее ребенку наиболее ярко выразить свое ролевое поведение. Игра, по ее словам, возникающая на основе нравственно ценного сюжета, воспитывающим образом влияет на детей, их взаимоотношения не только в игре повседневной жизни. Дети по собственному побуждению ориентируются на привлекательный для игры образ. Он вызывает у них положительные эмоции, повышает интеллектуальную активность и желание действовать в игре как герой. Положительные роли и ролевые отношения успешнее воплощаются в игре и определенным образом влияют на детские взаиотношения вне игры, если педагог организует аналогичную работу со своими воспитанниками по завершению игры: организует беседы, чтение сказок, рассказов, рассматривание картин, иллюстраций к книгам и др. Такого рода данные представлены и в исследованиях единомышленников Д.В. Менджирицкой, В.Марковой, В. Воронова, Л.Бочкарева и других.

Предметом научного исследования Р.И. Жуковской был сюжет детской игры, его содержание и педагогическое руководство с целью всестороннего воспитания ребенка. Особое внимание она уделяла проблеме формирования в игре нравственно – волевых черт характера ребенка, коллективизма, уважения к труду взрослого, а так же развитию у детей различных интересов. Р.И.Жуковская обращала внимание на развитие самодеятельности в игре, творчества ребенка.

А.П. Усова выдвинула в качестве предмета  исследования реальные общественные взаимоотношения детей в игре, определив эту деятельность как форму организации их жизни и средство влияния на ее благоприятное развитие, особенно в условиях ДОУ. Поэтому столь важным она считала проникновение игры в различные виды деятельности дошкольника при решении различных задач воспитания и образования.

Н.Михайленко ставит в своих исследованиях задачу выявления особенностей поэтапного овладения все более усложняющимися способами построения игры. Это существенно способствует воспитанию у детей – партнеров по игре положительных взаимоотношений, их общественной, нравственной направленности.

Специально выделяется исследователями проблема сюжетосложения как особого этапа формирования игры, своеобразного способа развития творческого потенциала ребенка, который наиболее ярко обнаруживается в старшем дошкольном возрасте.

Исследования игры детей раннего возраста получили в 60 – 70 годах 20 века. Они убедительно показали, что в этом возрасте игра возникает лишь при общении ребенка с взрослым и обучении ребенка с взрослым и обучении его простейшим игровым умениям. Это необходимая база для развития игры (Н. Аксарина, С.Новоселова, Е. Зверыгина и др.)

Велика роль игры в семейной педагогике. Однако исследований в этой области почти нет (В.Иванова). Науке еще предстоит восполнить этот пробел.

Таким образом, подытоживая вышесказанное, следует отметить, что хорошая игра должна давать радость детям, сохранять свободу выбора темы, сюжета, партнеров и вместе с тем требовать от каждого участника умения согласовывать с другими свои действия, намерения. От педагога во многом зависят успешность протекания игры, ее формирующее влияние  на личность дошкольника.

В заключение занятия я предлагаю вам провести самодиагностику по вопросам:

  1. Игра – ведущий вид деятельности дошкольника :
  • Влияет на формирование на формирование произвольности психических процессов;
  • Детям нравится заниматься  игрой;
  • В игре зарождается учебная деятельность;
  • В игре формируется личность ребенка;
  • Дети всегда находятся в мире фантазий
  1. Игра отличается от простого манипулирования тем, что:
  • Игровое действие имеет знакомый характер (использование предметов- заместителей)
  • Игра является средством назидания
  • Игра имеет определенную структуру.
  1. К структурным элементам игры относятся:
  • Игра;
  • Содержание;
  • Роль
  • Опыт
  • Сюжет

(Ключ: 1-а,в,г, 2- а,в,3-в,д)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка семинара практикума для воспитателей ДОУ "Играем вместе с детьми"

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста. Материалы посвящены актуальной теме игрового развития дошкольника, важност...

Семинар-практикум для педагогов «Освоение организации проектной деятельности детьми»

Практический материал для педагогов ДОУ по ознакомлению с проектной деятельностью....

Семинар-практикум для педагогов по взаимодействию с гиперактивными детьми в условиях ДОУ

Данный семинар позволит познакомить педагогов с особенностями прояления гиперактивности у детей и разработать совместно практические рекомендации по работе с такими воспитенниками...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

Материал представляет собой семинар-практикум, направленный на повышение психологической компетентности педагогов в работе с гиперактивными детьми. В теоретической части педагоги имеют возможность поз...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Взаимодействие с гиперактивными детьми»

      Представленнный сценарий семинара-практикума прогодится психологам ДОУ в работе с педагогами с целью повышения их психолого-педагогической компетентности при взаимодействии...

Семинар – практикум с педагогами на тему «Общение с детьми»

Цель: Способствовать овладению педагогами методами эффективного взаимодействия с детьми в различных видах совместной деятельности....

Семинар-практикум из опыта работы «Играем вместе с мамой»

Разработка предназначена для проведения методических семинаров в ДОУ с педагогами, работающими с детьми дошкольного возраста....