Особенности мелкой моторики детей среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи
методическая разработка (старшая группа)

Корнева Наталья Викторовна

Актуальность исследования. Задержка и отклонение от нормы в
физическом развитии, в том числе в развитии мелкой моторики, тормозят
формирование жизненно важных умений. Особенно значимо данное
утверждение для детей с речевыми нарушениями. Следствие слабого
развития моторики руки - общая неготовность большинства
современных детей к письму или проблемы с речевым развитием.

Мелкая моторика тесно связана с речевой моторикой; у детей с тяжелыми нарушениями речи затруднено воспроизведение артикуляционных укладов, язык ограничен в движениях, из-за чего страдает звукопроизношение. Поэтому одним из немаловажных аспектов развития дошкольника с тяжелыми нарушениями речи является развитие координации движений пальцев рук.

Все вышеизложенное и предопределило актуальность данной проблемы: чем выше уровень развития мелкой моторики, тем лучше развита речь у детей. Поэтому необходимо подчеркнуть, что развитие мелкой моторики ребенка стимулирует активную работу головного мозга, совершенствует координацию движений и развитие речи.

Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена многими учеными: И.П. Павловым, А.А. Леонтьевым, А.Р. Лурия, Л.С. Выготским, В.М. Бехтеревым и др. Все они считали, что речевые области мозга формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

Кроме того, положительное влияние развития мелкой моторики на речь ребенка подтверждены в трудах М. Монтессори, Д.Сели, Н.А.Бернштейна, В.М.Бехтерева, Л.С.Выготского, А.Р.Лурия, Р.Гнатадзе, Ю.Луговской, И.Павленко. У.В.Ульенковой, О.Н.Усановой, М.М.Безруких.

 

Объект исследования: процесс развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Предмет исследования: особенности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Цель исследования: Теоретически изучить и практически исследовать возможность развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с целью, объектом и предметом сформулирована следующая гипотеза: развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи окажется более успешным если:

развитие будет осуществляться в ведущей деятельности детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;

будет осуществлен подбор целесообразных методов, форм и средств по развитию мелкой моторики для детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

В соответствии с целью и гипотезой решаются следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие «мелкая моторика» в современной психолого - педагогической науке;
  2. Определить особенности развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
  3. Выявить методы и формы организации работы по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
  4. Определение уровня развития мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Для решения задач, поставленных в исследовании, были использованы следующие методы: анализ теоретических источников по проблеме исследования; педагогический эксперимент и количественный и качественный анализ результатов.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности по логоритмике с детьми среднего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи (общее недоразвитие речи). Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!».

Тема занятия: «В гостях у Сказки. Здравствуй, Радуга!». Коррекционно-образовательные цели. Ориентация в ритмических структурах, сравнение и  различение звуков по их длитель...

Роль пальчиковых игр в развитии речи и мелкой моторики детей 1 младшей группы с тяжёлыми нарушениями речи.

Учёные, изучая деятельность детского мозга, отмечают большое стимулирующее значение двигательной функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и под ростков АПН установили, что уровень развития ...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...

Использование технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.    

Мастер класс для родителей о использовании технологии обучения составлению загадок, для развития речи у детей старшего дошкольного возраста...