«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».
консультация по логопедии (старшая группа)

Трашенкова Людмила Владимировна

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл melkaya_motorika.docx18.08 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

   Хорошо известна зависимость речи от степени подвижности пальцев рук (ввиду близости расположения речевых и двигательных зон в коре головного мозга, возбуждение, возникающее в двигательной области коры больших полушарий, передается на центры речевой моторной зоны и стимулирует артикуляцию). У детей с тяжёлыми нарушениями речи отстает развитие движений пальцев рук, также у некоторых детей  наблюдается недостаточная сформированность   общей моторики и зрительно-двигательной  координации. Там, где требуется использование точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы для того, чтобы одеваться, рисовать, печатать, выполнять множество разных бытовых и учебных действий, дети со слабо развитой мелкой моторикой руки испытывают затруднения.

        Поэтому работая  с детьми, имеющими нарушения речи, одной из  приоритетных целей  является   развитие и совершенствование мелкой моторики кисти и пальцев рук на логопедических занятиях.

Можно определить  следующие задачи:

  • Выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.
  • Развивать тактильную чувствительность рук детей.
  • Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.
  • формировать элементарные специфические графические навыки.
  • Подготовить руку ребенка к письму.
            Использование физкультминуток, где движения детей сочетаются с речью. Такие физкультминутки способствуют переключению на другой вид деятельности, повышению работоспособности, снятию нагрузки, тренируют психические процессы (память, внимание).

        Пальчиковые упражнения с массажёром  «Су-Джок» способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей.

        Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой стимулируют умственную деятельность, способствуют хорошему эмоциональному настрою, улучшению произношения многих звуков, а значит - развивают речь.

        Игры (дидактические, театрализованные, «театр в руке», сюжетно-ролевые) позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

        Использование графических упражнений учит ориентироваться на ограниченной плоскости, развивает мыслительную деятельность, внимание, память ребенка, приучает руку к письму.

        Для развития мелкой моторики можно использовать интересные пособия:

Многофункциональный развивающий тренажер (автор Е.В.Полозова )

изготовлен из деревянного каркаса, в котором вырезаны отверстия для винтовой

части пластиковой бутылки.

Используется для развития у детей сенсорных способностей, зрительно

пространственного восприятия, зрительно-моторных координаций, внимания,

речи, памяти, мыслительной деятельности.

        Настенный модуль с мешочками для организации тактильных игр.

Способствует развитию навыка тактильного различения и когнитивных умений

распознавать и сортировать предметы на ощупь. В ходе индивидуальных и

подгрупповых занятий дети,ощупывая пальцами мешочки, в которые можно

спрятать самые разные предметы, пытаются угадать их содержимое.

         Настольный модуль - ящик из фанеры с отверстиями для рук.

Представляет широкие возможности для организации игр на тактильное

распознавание и описание словами предметов, которые спрятаны в ящике.

        Сенсомоторный куб (автор Е.П.Кольцова), различные бизиборды,  мешочек-искалочка – совершенствуют  связную речь, развивают тактильные ощущения, мелкую моторику рук.

        Игры  с прищепками, игры с липучками, шнуровки  - развивают тонкую моторику пальцев рук и развивают речь.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление с основами архитектуры детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

В программе М.В. Васильевой, В. В. Гербовой знакомство с архитектурой начинается со средней группы. У детей  формируется представление  о том, что здания - это архитектурные сооружения. Дети...

Социальная адаптация детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи в условиях общеобразовательного дошкольного учреждения.

В соответствии с современными требованиями в образовании одним из основных компонентов является включение детей с общим недоразвитием речи (всех уровней) в среду  нормально развивающихся сверстни...

Игровое полифункциональное пособие «Учимся правильно говорить – легко» для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Игра «Учимся правильно говорить – легко» является является полифункциональным игровым пособием т.к. не только способствует автоматизации поставленных звуков в игре, развитию фонемати...

Примерная адаптированная программа по физической культуре для детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи

Перечень физических упражнений для детей с тяжёлыми нарушениями речи, перечень основных движений, подвижных игр и упражнений на год, материально - техническое оснащение, список литературы, расписание ...

О ПРОБЛЕМЕ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЬНОМУ ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Одним из приоритетных направлений развития специального образования является обеспечение ранней социализации и интеграции в общество детей с ограниченными возможностями здоровья. Трудности социа...

Практикум для родителей «Создание условий для развития грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи с помощью игр»

Создать условия для повышения компетентности родителей в развитии грамматического строя  речи  у детей с помощью игр...

Использование игровых приёмов при коррекции лексико- грамматических нарушений у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлым нарушением речи

При работе с детьми с тяжёлым нарушением речи можно эффективно использовать различные дидактические игры и игровые приемы, создавать различные игровые ситуации.Использование различных форм работы обес...