План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.»
материал (старшая группа)

Кобчикова Анна Сергеевна
Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму. Задачи: - совершенствовать координированные движения пальцев рук у детей; - формировать тактильные ощущения, создавая представления о предметах и признаках; - учить детей выполнять упражнения в разных темпах обеими руками поочередно и одновременно; - развивать у детей, посредством дидактических игр пальцы и кисти рук.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл phphbfpq4_samoobrazovanie-2024.docx23.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 комбинированного вида г. Бокситогорска»

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.»

Выполнила:

Кобчикова Анна Сергеевна

2024

Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.

Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму.

Задачи:

- совершенствовать координированные движения пальцев рук у детей;

- формировать тактильные ощущения, создавая представления о предметах и признаках;

- учить детей выполнять упражнения в разных темпах обеими руками поочередно и одновременно;

- развивать у детей, посредством дидактических игр пальцы и кисти рук.

Развитие речи детей тесно связано с состоянием мелкой моторики рук. Функция кисти уникальна и универсальна. Она – основной орган труда во всем его многообразии. Рука настолько связана с нашим мышлением, с переживанием, трудом, что стала вспомогательной частью нашего языка.

Формы работы:

• совместная работа с детьми;

• индивидуальная работа;

• свободная самостоятельная деятельность самих детей.

Предполагаемый результат:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые

приборы и принадлежности для письма, получают удовольствие от

творческой деятельности, стремятся к познанию окружающего мира, задают

вопросы.

Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)

-массаж кистей рук;

- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;

- изготовление дидактических игр, шнуровок;

- лепка из пластилина;

- игры с кубиками, конструкторами;

- рисование с использованием шаблонов, трафаретов

-пальчиковый театр.

Использовались игры:

-«Геометрические вкладыши»;

-«Крупная и мелкая мозаика»

- «Пирамидка»;

- «Игры в сухом бассейне для рук»;

-«Узнай что в мешочке?»;

- «Разрезные картинки»;

- «Строим из Лего»;

- «Пазлы деревянные и картонные»;

- «Шнуровка»,

- «Прищепки»;

Система работы представлена по следующим направлениям:

В непосредственно образовательной деятельности – совместная и индивидуальная дифференцированная работа с детьми;

  • Работа вне образовательной деятельности (пальчиковая гимнастика, дидактические игры во второй половине дня);
  • Родительское собрание с показом пальчиковых игр детьми (в конце учебного года);
  • Работа с родителями - консультации и беседы.

I этап - Организационно-диагностический.

Изучение учебно-методической литературы. На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого воспитанника.

II этап - Теоретический.

На этом этапе проводится индивидуальная оценка развития мелкой моторики руки каждого ребенка; изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста; обобщение учебно-методической литературы; (составление картотеки пальчиковых игр, шнуровок, игр и т.д.)

III этап – Обобщающий

Этот этап характеризуется тем, что дети охотно осваивают дидактические игры и упражнения под руководством воспитателя и самостоятельно. На этом этапе очень важно организовать непосредственно-образовательную и игровую деятельность как единый процесс, направленный на развитие речи, творческих, познавательных способностей детей, предложить такое количество дополнительных игр и образовательной деятельности, где бы каждый ребенок мог реализовать свои эмоциональные, физические способности. Систематичность обеспечивается ежедневным проведением разнообразных дидактических игр: в непосредственно образовательной деятельности, и в свободной самостоятельной деятельности.

Форма отчета:

1. Сделать консультацию для родителей по развитию мелкой моторике дошкольников.

2. Провести анкетирование родителей.

3. Составить картотеку дидактических игр и пальчиковых игр.

Предполагаемые результаты:

У детей развита мелкая моторика, они могут правильно держать столовые предметы, карандаши, кисть, будут развиты внимание, память, мышление, получают удовольствие от творческой и игровой деятельности.

Практическая часть.

  • Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координацию и точности движение руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  • развивать воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческих активностей;
  • обогащение предметно – развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  • повышение компетентности родителей в вопросе развитие речи детей, мелкой моторике с использованием дидактических игр.

Используемая литература:

1. Бардышева Т. Ю. Здравствуй, пальчик. Пальчиковые игры. – М. : «Карапуз», 2013. – 18 с.

2. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 64 с.

3. Ермакова И. А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 18 с.

4. Ивлев С. В. Занимательные задачки. – М. : Мой мир, 2011. – 256 с.

5. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. дом «Литера», 2014. – 96 с.

6. Никитина А. В. 29 лексических тем. Пальчиковые игры, упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей. – СПб. : КАРО, 2013. – 96 с.

7. Пименова Е. П. Пальчиковые игры. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 211 с.

8. Рымчук Н. Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики. Оригинальные пальчиковые игры. Раннее развитие малыша. Ростов-на-Дону: Владис: М. : РИПОЛ классик, 2015. – 320 с.

9. Тимофеева Е. Ю. Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. – СПб: Корона-Век, 2016. – 32 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аппликация как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи.

  Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего развития каждого ребёнка. В целом под «моторикой» понимается вся сфера двигательных функций организма человека. Раз...

Перспективный план самообразованию по теме "Дидактическая игра как средство развития представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи IIIуровня"

Перспективный план работы воспитателя по развитию представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр...

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....

План работы по самообразованию по теме: «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»

План работы по самообразованию по теме:«Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений (ФЭМП) детей старшего дошкольного возраста»...

Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи посредством конструирования из бумаги».

Конструирование из бумаги является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует разные виды работы с бумагой, каждый из которых характеризуется определенной т...