Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи посредством конструирования из бумаги».
материал (старшая группа)

Шошина Наталья Вячеславовна

Конструирование из бумаги является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует разные виды работы с бумагой, каждый из которых характеризуется определенной техникой: оригами, киригами, бумажная скульптура, квилинг и др.  Самым интересным на мой взгляд является складывание в технике оригами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_konstruir.iz_bumagi.docx38.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»

 Программа профессионального саморазвития педагога

Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.

«Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста  посредством конструирования из бумаги».

Составила: воспитатель

Шошина Наталья Вячеславовна

г. Дзержинск

2025 г.

Пояснительная записка.

Актуальность проблемы.

Актуальность выбранной темы:

    Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.

       Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.  

       Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

     Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные.  Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

     

     Конструирование из бумаги является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует разные виды работы с бумагой, каждый из которых характеризуется определенной техникой: оригами, киригами, бумажная скульптура, квилинг и др.  Самым интересным на мой взгляд является складывание в технике оригами.

  Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, побуждает конфликтных детей к активной продуктивной деятельности.

      Занятия по изготовлению поделок оригами не только развивают воображение и воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребёнка. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами. В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребёнок – форма и способ его мышления, личностные качества. Важно и то, что ребёнок с конфликтным поведением обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может говорить.

       Детям нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж большое, а из бумажного листа всегда что-то получается – хуже, лучше, не важно, зато своё. Сначала можно сделать простые композиции, затем боле сложные, и подарить маме. Мамы, конечно же, хранят эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисёнка? Получается, что оригами еще и незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.

      Согласно ФАОП ДО  (п. 12.2.3)  основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:

- развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации;

- формирования познавательных действий, становления сознания;

- развития воображения и творческой активности;

- формирования первичных представлений об  объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве).

- развития у обучающихся с ТНР познавательной активности; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок конструктивной деятельности.

Цель: развитие мелкой моторики рук посредством конструирования из бумаги.

Задачи:

Работа с детьми:

- развивать  у обучающихся с ТНР познавательную  активность; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок конструктивной деятельности;

- продолжать  развивать  у обучающихся с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности обучающихся, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных  работ;

- систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей, развивать глазомер;

- совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры;

-формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях;

-совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

- ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами.

- формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;

-совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия.

 Работа педагога (воспитателя)

  • разработать перспективный план работы с детьми на тему«Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста   посредством конструирования из бумаги» .
  • Подбор материалов для оснащения  КРППС.
  • продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы,  информаций из интернета, самообразования.

Работа с родителями

             

  • Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
  • Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.
  • Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.  
  • Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях конструирование из бумаги).  

Источники самообразования.

Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных  ресурсах.

Ожидаемые результаты:

-повышение профессионального уровня;

-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;

- развитие мелкой моторики с ТНР посредством конструирования из бумаги.

Планируемые результаты:

 -Разработка перспективного плана на учебный год с детьми старшей группы с ТНР на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста   посредством конструирования из бумаги».

   Оформление информационной папки  по тема: «Конструирование из бумаги»  

  • Составление рекомендаций для родителей.
  • Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
  • Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.

Составление памяток для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста  посредством конструирования из бумаги».

-Выступление на педсовете по теме ««Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста   посредством конструирования из бумаги».

 Мастер-класс для педагогов «Оригами-конструирование из бумаги».

- Выступление на ГМО «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста c  посредством конструирования из бумаги».

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.

Предполагаемая дата окончания: май 2026 учебный год.

План работы

Месяц

Цель

Деятельность воспитателя с детьми

Взаимодействие с родителями

Обогащение КРППС

Сентябрь

Проведение диагностики речевого развития детей.

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта.

Разработка перспективного плана на учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста  посредством конструирования из бумаги».

- Подбор игр и материалов для оснащения КРППС.

-Ознакомление детей со способами техники оригами.

формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях.

 

Игра «Квадрат».

Знакомство со способами конструирования из бумажного квадрата.

Знакомство детей с основными линиями, фигурами и способами складывания из бумаги.

-Оригами «Деревья»,

«Белый гриб».

Оформление информационной папки  по теме : «Развитие мелкой моторики посредством конструирования из бумаги.»

Квадраты из бумаги разного размера и цвета.

Создание картотеки базовых обозначений конструирования из бумаги.

Октябрь

систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей, развивать глазомер;

совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры;

-формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях;

-совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

- ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами.

- формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;

Коллективная работа «Листопад в лесу».

Оригами «Листья»,

 «Бабочка»,

 «Утка».

Индивидуальные консультации  «Оригами дома».

Картотека  различных форм конструирования из бумаги.

Ноябрь

совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.

- ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами.

- формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;

Оригами «Лисичка», «Зайчик»,

Щенок».

Информация на стенде:  «Развитие мелкой моторики детей дома».

Пальчиковый  театр  из оригами «Животные».

Декабрь

Продолжать формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей.

 Оригами «Снегирь», «Снежинка»,  «Ёлочка»,

«Дед мороз».

Беседа с родителями на тему:

  «Изготовление игрушек из бумаги дома».

Пополнения схем конструирования из бумаги.

Январь

Продолжать формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей.

Оригами

«Самолет». «Снеговик»,  

Привлечь родителей к созданию игр из бумаги совместно с детьми.

Пальчиковый театр из оригами.

Февраль

Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;

Оригами «Топорик», «Жираф», «Цветок»,

«Коралловая рыбка».

Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.

Создание масок для театра.

Март

формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;

Оригами  «Тюльпан», «Звезда», «Церковь», «Домики».

 

Мастер-класс для родителей «Конструирование из бумаги».

Создание шапочек масок для инсценировки.

Апрель

совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия.

Оригами «Кошка»,

«Воробей», «Лягушка», «Кораблик».

Индивидуальные консультации  «Что такое базовые формы оригами, знакомство с пооперационными картами»

«Маски лисы и зайца»

Май

совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия.

Выступление на педсовете по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи  старшего дошкольного возраста  посредством конструирования из бумаги».

Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир оригами».

Составление памяток для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста  посредством конструирования из бумаги».

Оригами «Ласточка», «Лебедь», «Пенал».

 Выставка поделок из оригами.

Совместная деятельность родитель-ребенок.

Театр из фигурок оригами.

Список литературы:

  • Афонькина С.Ю.«Оригами и аппликация».  Кристалл. Санкт-Петербург 1998.
  • О.А. Сафонова «Конструирование из бумаги». Н.Новгород 1994.
  • Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Изд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО  «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
  • Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО  «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
  • Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)  с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
  • ФАОП ДО;
  • ФГОС ДО;
  • АОП ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки

Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...

Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».

Игры и пособия способствующие   формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....

«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»

   Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного

На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.»

Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму. Задачи: - совершенствовать координиров...