Программа профессионального саморазвития педагога «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжелым нарушением речи посредством конструирования из бумаги».
материал (старшая группа)
Конструирование из бумаги является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует разные виды работы с бумагой, каждый из которых характеризуется определенной техникой: оригами, киригами, бумажная скульптура, квилинг и др. Самым интересным на мой взгляд является складывание в технике оригами.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 38.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №124»
Программа профессионального саморазвития педагога
Сроки реализации программы 2024-2025 учебный год.
«Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги».
Составила: воспитатель
Шошина Наталья Вячеславовна
г. Дзержинск
2025 г.
Пояснительная записка.
Актуальность проблемы.
Актуальность выбранной темы:
Отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Проблема развития мелкой моторики изучалась с давних пор. Исследования И.М. Сеченова, И.П. Павлова, А.А. Ухтомского, В.П. Бехтерева, А.Н. Соколова и других показали исключительную роль движений двигательно-кинестетического анализатора в развитии речи и мышления и доказали, что первой доминирующей врожденной формой деятельности является двигательная.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты память, мышление, внимание, связная речь. Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и тонкой моторики рук не соответствует возрасту, есть патология, то такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, к шести – семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. На кистях рук расположено множество акупунктурных точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы, рефлекторно с ними связанные. Движения руки человека формируются в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.
Конструирование из бумаги является одним из средств развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста. Существует разные виды работы с бумагой, каждый из которых характеризуется определенной техникой: оригами, киригами, бумажная скульптура, квилинг и др. Самым интересным на мой взгляд является складывание в технике оригами.
Оригами – искусство складывания из бумаги различных фигурок. Бумага – доступный для ребёнка универсальный материал, который широко применяется не только в рисовании, аппликации, но и в художественном конструировании. Складывание из бумаги выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от конфликтной ситуации, снимает нервное напряжение, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние, побуждает конфликтных детей к активной продуктивной деятельности.
Занятия по изготовлению поделок оригами не только развивают воображение и воспитывают аккуратность, но также формируют ловкость пальцев и кистей ребёнка. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., развивает глазомер, активизирует мыслительные процессы, обогащает словарь специальными терминами. В процессе творческого художественного конструирования изменяется и сам ребёнок – форма и способ его мышления, личностные качества. Важно и то, что ребёнок с конфликтным поведением обычно перегружен впечатлениями, а оригами дает возможность выйти в какой-то другой мир, где он может говорить.
Детям нравится заниматься оригами, потому что на каждом занятии обязательно получается какая-нибудь фигурка: приложил усилие, на первых порах не такое уж большое, а из бумажного листа всегда что-то получается – хуже, лучше, не важно, зато своё. Сначала можно сделать простые композиции, затем боле сложные, и подарить маме. Мамы, конечно же, хранят эти подарки, а ребята им напоминают: а помнишь тот праздник, когда я подарил тебе елочку, кораблик, лисёнка? Получается, что оригами еще и незаметно воспитывает малышей, учит их быть внимательными к своим близким, уметь делать подарки, хранить в памяти общие воспоминания.
Согласно ФАОП ДО (п. 12.2.3) основными задачами образовательной деятельности с детьми является создание условий для:
- развития интересов обучающихся, любознательности и познавательной мотивации;
- формирования познавательных действий, становления сознания;
- развития воображения и творческой активности;
- формирования первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, количестве, числе, части и целом, пространстве).
- развития у обучающихся с ТНР познавательной активности; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок конструктивной деятельности.
Цель: развитие мелкой моторики рук посредством конструирования из бумаги.
Задачи:
Работа с детьми:
- развивать у обучающихся с ТНР познавательную активность; обогащение их сенсомоторного и сенсорного опыта; формирование предпосылок конструктивной деятельности;
- продолжать развивать у обучающихся с ТНР мотивационного, целевого, содержательного, операционального и контрольного компонентов конструктивной деятельности. При этом особое внимание уделяется самостоятельности обучающихся, им предлагаются творческие задания, задания на выполнение работ по своему замыслу, задания на выполнение коллективных работ;
- систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей, развивать глазомер;
- совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры;
-формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях;
-совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости.
- ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами.
- формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей;
-совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия.
Работа педагога (воспитателя)
- разработать перспективный план работы с детьми на тему«Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги» .
- Подбор материалов для оснащения КРППС.
- продолжать повышать собственный уровень знаний путём изучения литературы, информаций из интернета, самообразования.
Работа с родителями
- Сформировать систему активного взаимодействия с родителями воспитанников с целью обогащения игрового опыта, речевой активности ребенка.
- Повысить заинтересованность родителей в вопросах развития мелкой моторики рук.
- Повысить уровень психолого-педагогической компетентности родителей в данной теме.
- Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду (использование в домашних условиях конструирование из бумаги).
Источники самообразования.
Литература (методическая, художественная), интернет-ресурсы, медиа-информация на различных ресурсах.
Ожидаемые результаты:
-повышение профессионального уровня;
-повышение качества воспитательно-образовательного процесса;
- развитие мелкой моторики с ТНР посредством конструирования из бумаги.
Планируемые результаты:
-Разработка перспективного плана на учебный год с детьми старшей группы с ТНР на тему «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги».
Оформление информационной папки по тема: «Конструирование из бумаги»
- Составление рекомендаций для родителей.
- Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования.
- Индивидуальные консультации и беседы с родителями по теме самообразования.
Составление памяток для педагогов на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги».
-Выступление на педсовете по теме ««Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги».
Мастер-класс для педагогов «Оригами-конструирование из бумаги».
- Выступление на ГМО «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста c посредством конструирования из бумаги».
Дата начала работы над темой: сентябрь 2024 учебный год.
Предполагаемая дата окончания: май 2026 учебный год.
План работы
Месяц | Цель | Деятельность воспитателя с детьми | Взаимодействие с родителями | Обогащение КРППС |
Сентябрь | Проведение диагностики речевого развития детей. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта. Разработка перспективного плана на учебный год по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги». - Подбор игр и материалов для оснащения КРППС. -Ознакомление детей со способами техники оригами. формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях.
| Игра «Квадрат». Знакомство со способами конструирования из бумажного квадрата. Знакомство детей с основными линиями, фигурами и способами складывания из бумаги. -Оригами «Деревья», «Белый гриб». | Оформление информационной папки по теме : «Развитие мелкой моторики посредством конструирования из бумаги.» | Квадраты из бумаги разного размера и цвета. Создание картотеки базовых обозначений конструирования из бумаги. |
Октябрь | систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики детей, развивать глазомер; совершенствовать умение узнавать и различать плоские и объемные геометрические фигуры; -формировать представление о четырехугольнике; о квадрате и прямоугольнике как о его разновидностях; -совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. - ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами. - формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей; | Коллективная работа «Листопад в лесу». Оригами «Листья», «Бабочка», «Утка». | Индивидуальные консультации «Оригами дома». | Картотека различных форм конструирования из бумаги. |
Ноябрь | совершенствовать навыки ориентировки в пространстве и на плоскости. - ознакомить с техникой бумажной скульптуры и с разными видами оригами. - формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей; | Оригами «Лисичка», «Зайчик», Щенок». | Информация на стенде: «Развитие мелкой моторики детей дома». | Пальчиковый театр из оригами «Животные». |
Декабрь | Продолжать формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей. | Оригами «Снегирь», «Снежинка», «Ёлочка», «Дед мороз». | Беседа с родителями на тему: «Изготовление игрушек из бумаги дома». | Пополнения схем конструирования из бумаги. |
Январь | Продолжать формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей. | Оригами «Самолет». «Снеговик», | Привлечь родителей к созданию игр из бумаги совместно с детьми. | Пальчиковый театр из оригами. |
Февраль | Продолжать совместную работу с родителями по развитию мелкой и общей моторики, формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей; | Оригами «Топорик», «Жираф», «Цветок», «Коралловая рыбка». | Составление и распространение памяток, буклетов для родителей по теме самообразования. | Создание масок для театра. |
Март | формировать умения вводить способы конструирования в процесс изготовления различных игрушек, развивать воображение детей; | Оригами «Тюльпан», «Звезда», «Церковь», «Домики».
| Мастер-класс для родителей «Конструирование из бумаги». | Создание шапочек масок для инсценировки. |
Апрель | совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия. | Оригами «Кошка», «Воробей», «Лягушка», «Кораблик». | Индивидуальные консультации «Что такое базовые формы оригами, знакомство с пооперационными картами» | «Маски лисы и зайца» |
Май | совершенствование умения на основе анализа незнакомых конструкций, выделять знакомые способы конструирования и переносить их в новые условия. Выступление на педсовете по теме: «Развитие мелкой моторики рук у детей с тяжелым нарушением речи старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги». Мастер-класс для педагогов «Волшебный мир оригами». Составление памяток для педагогов «Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста посредством конструирования из бумаги». | Оригами «Ласточка», «Лебедь», «Пенал». | Выставка поделок из оригами. Совместная деятельность родитель-ребенок. | Театр из фигурок оригами. |
Список литературы:
- Афонькина С.Ю.«Оригами и аппликация». Кристалл. Санкт-Петербург 1998.
- О.А. Сафонова «Конструирование из бумаги». Н.Новгород 1994.
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр ,упражнений ,физкультминуток, пальчиковой гимнастики.Изд2-е ,дополнительное.-СПб.:ООО ««ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2019.
- Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. Комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи ( с 6 до 7 лет). – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021
- Нищева Н.В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, перераб. И доп. в соответствии с ФГОС ДО. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018
- ФАОП ДО;
- ФГОС ДО;
- АОП ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня посредством лепки
Одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Проблема повышения эффективности работы педаг...
Формирование фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством интерактивных игр
Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего, полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окруж...
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Данный мастер-класс может быть интересен воспитателям и педагогам – специалистам в работе по речевому и интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста....

«Формирование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи».
Игры и пособия способствующие формированию мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи....
«Развитие фразовой речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством синквейна»
Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день и является важной и трудно решаемой задачей. Успешное решение этой задачи необходимо как для п...

Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи посредством игр и упражнений в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
На сегодняшний день очень актуальна проблема речевого развития детей дошкольного возраста. Число детей с речевыми нарушениями неуклонно растет. Чаще всего нарушения речи носят системный характер. Нару...

План по самообразованию на 2024-2025 учебный год на тему: «Дидактические игры как средство развития мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи.»
Цель: развивать мелкую моторику рук посредством дидактических игр у детей с нарушениями речи с целью коррекции их речевого развития и подготовки руки к письму. Задачи: - совершенствовать координиров...
