Передовые практики в ДОУ
материал

Биянова Ольга Викторовна

Опыт работы по апробации технологии организации коллективной жизнедеятельности детей: «План-дело-анализ» (проект Л.В. Михайловой-Свирской).  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7_sad_aprobirovanie_tehnologii.docx21.81 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад Передовые практики в ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

Побуждения  дошкольников  к инициативности и самостоятельности одна из приоритетных задач нашего детского сада. Для достижения поставленной цели педагоги  применяют в своей работе различные инновационные технологии. Сегодня мы готовы поделится опытом работы по апробации технологии организации коллективной жизнедеятельности детей: «План-дело-анализ» (проект Л.В. Михайловой-Свирской).  Данный опыт работы был описан воспитателями детского сада, практика прошла экспертизу и 2019г была включена в Региональный атлас образовательных практик Красноярского края, а так же получила методическую поддержку КК ИПК.

Основная идея проекта состоит в том, что обучение, главным образом, проходит  в выбранных детьми видах деятельности.. Дети подключаются к принятию решения о том, что они хотят изучать и с кем они 
хотят работать. 

Компонентами дневного цикла «План – дело – анализ» являются: утренний групповой сбор, на котором осуществляется выбор темы, планирование видов деятельности (места работы, материалов, партнерств и пр.); самостоятельная или совместная деятельность в Центрах активности;  итоговый сбор, на котором подводятся итоги.

Внедрение технологии начали с организации пространства, в группе выделили место,  где можно доверительно общаться. Вместе с детьми, педагоги  определили правила, которые помогают осуществлять образовательный процесс  без многочисленных замечаний.

 Проанализировали и пополнели РППС в группе. Для того чтобы удерживать  внимание детей, важна ежедневная презентация педагогом имеющихся в группе материалов, т.е. напоминание о том, какие материалы, в каких центрах доступны для работы. Все имеющиеся центры были дополнены «подсказками», например, схемы рисования, пооперационные карты, образцы.

Выбор темы образовательного проекта (события, акции).-одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих технологии.

 Наша цель стимулировать инициативу и активность детей в предложении тем, в выборе дел и действий. Выбор темы и содержания может быть любой. Всё что окружает ребёнка, интересует, может быть толчком к выбору темы. Задача взрослых помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.

Тема выбрана. Выявляем  образовательные запросы детей. В этом нам помогает «модель трех вопросов». Что мы знаем?, что хотим узнать? Как узнать?

В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. За основу плана взяли форму, которая называется «Паутинка».

  Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка. Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Идеи взрослых записываются также печатными буквами, но другим цветом. Как правило, на первый день начала темы, она не будет спланирована полностью. Задача воспитателя, дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности: книги, игры и игрушки, задания, ориентированные на разные возраста, разную степень сложности и интересы детей группы. От того, насколько разнообразно будет обеспечена тема материалами, во многом зависит самостоятельность работы в центрах, и однозначно зависит длительность работы по теме.  Так как выбранная тема «работает» в группе от нескольких дней до месяца и больше), то в последующие дни воспитатель предлагает детям дополнять план.

 Воспитатель структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности но оставляет свободу выбора –  что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность.  Дети думают, выбирают центр и обозначают свой выбор на обязательном для данной технологии «Доске выбора», где обозначены все центры детской активности. У детей есть условные знаки- их фотографии. Ребенок вставляет свой условный знак в кармашек с обозначением выбранного им центра. Так появляется план нашей совместной деятельности и возможность реализовать его.

Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров. Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остаётся за ребёнком, вплоть до отказа от участия в общей теме. В то же время, в одном из центров педагог организует совместную деятельность, как правило, с желающими, но дети должны понимать и слово «надо», поэтому педагог, распределяя детей, может сказать: «Маша и  Саша пойдут сегодня со мной в центр науки».

Итоговый сбор проводится после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план.  На итоговый сбор дети приносят все то, что они успели сделать, - рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями.

Все работы раскладываются  возле своих мастеров – им нужно будет представить свою работу.

В процессе общения мы фиксируем высказывания детей, совместно с детьми выбираем и наклеиваем подходящие фотографии, отражающие содержание детской деятельности или ее продукт. 

Мы продолжаем внедрять в свою работу технологию «План – дело – анализ», но уже на данном этапе мы можем увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к учебным). Дети стремятся к организации игр, продуктивных видов деятельности,  общению. Они умеют находить занятие, соответствующее собственному желанию; включаться в разговор, предлагать интересное дело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание передового педагогического опыта по теме "Народные праздники как средство нравственного и познавательного развития дошкольников"

Литературный обзор состояния вопроса.   2. История темы педагогического опыта в педагогике.  3. История изучения темы педагогического опыта в образовательном учреждении. 4. Основны...

Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта

Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...

Обобщение передового педагогического опыта по теме: «Экология – как средство воспитания осознанного отношения дошкольников к окружающему миру».

       Главная цель экологического воспитания – формирование правильного отношения ребёнка к окружающей его природе, к себе как части природы.  Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересован...

Передовой педагогический опыт в практику работы детского сада

Базовая модель опыта:«Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»...

методических разработок «Диссеминация передового педагогического опыта по реализации ФГОС дошкольного образования» Номинация №1 «Инновационные практика реализации ФГОС ДО» Полифункциональное пособие «Зоопарк» Разработал: Воспитатель первой катего

АннотацияПолифункционального пособия «Зоопарк» выполнено в качестве настольной игры, и рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения для организации НОД, театрализованных,...