Консультации для педагогов
рабочая программа

Вайтиева Александра Вячеславовна

В данной консультации вы познакомитесь с структурой и этапами написания рабочей программы воспитания в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo.docx36.78 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на районном методическом объединении руководителей ДОО на тему:

«Программа воспитания. Нормативная база. Структура»

 «Программа воспитания. Нормативная база. Структура»

     В указе президента РФ В.В. Путина № 204 от 07.05.2018 г. «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» главной целью образования обозначено следующее: воспитание гармонично развитой и социально-ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов РФ, исторических и национально-культурных традиций. Эта цель была подтверждена и в Указе Президента РФ от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 года», в которой одним из целевых показателей указано создание условий для воспитания гармонично-развитой личности. Это же направление затем было поддержано в «Законе о воспитании», а точнее о тех изменениях, которые были внесены в июле прошлого года в закон об образовании РФ и приказе Минпросвещения, в котором переутвержден порядок разработки образовательных программ, приведение их экспертизы и ведение реестра, того самого ФГОС реестра, открытого электронного ресурса, в котором мы можем увидеть все примерные основные образовательные программы.  

     Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования, где воспитательная деятельность рассматривается как компонент педагогического процесса и охватывает все составляющие образовательной системы образовательной организации, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.  

     Кроме того, вопросы воспитания также освещены в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025.

    Мы с вами все прекрасно знаем, что достаточно серьезное внимание уделено воспитательному процессу как в дошкольном образовании, так и в общем образовании, это также нашло свое отражение в изменениях в Федеральном законе об образовании в РФ, которые были внесены не так давно.

     В связи с этим перед нами была поставлена задача разработки рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы не позднее 1 сентября текущего года, а также проинформировать родителей и законных представителей наших воспитанников о всех изменениях, которые будут вноситься в образовательные программы дошкольного образования. Но это только начало работы, затем мы должны будем интегрировать содержание рабочей программы воспитания в нашу основную образовательную программу. Т.е. в течение учебного года предстоит очень серьезная работа по пересмотру содержания наших основных образовательных программ так, чтобы рабочая программа воспитания и основная образовательная программа существовали в полной гармонии и в интеграции содержания этих 2 документов, не дублировали, а поддерживали друг друга. Это очень важно понимать всем руководителям ДОО и всем представителям органов управления образованием как муниципальных, так и регионального уровня. Мы сейчас говорим лишь только о начале работы над содержанием воспитания в ДОО.

     На самом деле обучение и воспитание в детском саду настолько переплетаются, что выделить чисто воспитательные аспекты в образовательном процессе очень сложно. Поэтому педагогам необходимо разобраться с основными понятиями, которые внес этот закон, и о предстоящих изменениях в работе. Затем совместно выстроить план действий, чтобы выполнить новые требования.

Что же изменилось в ФЗ?

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся

Произошло уточнение понятия «воспитание»

Было

стало

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства  

воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде 

 Конкретизировано определение «образовательной программы»

Было

Стало

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации.

 Добавлена новая статья о разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы:

  • Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно.
  • В разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего ФЗ советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии)

 В связи с этим возникла необходимость разработки рабочей программы воспитания. При разработке рабочей программы воспитания для ДОО необходимо учитывать следующие нормативно-правовые и информационные документы.

Нормативное правовое и информационное обеспечение при разработке программы воспитания

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р;
  2. Указ Президента Российской Федерации В.В.Путина от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;
  3. Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся;
  4. Примерная рабочая программа воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 01.07.2021 г. № 2/21;
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки России от 17 октября 2013г. № 1155;
  6. Основная образовательная программа дошкольного образования
  7. Региональные и муниципальные программы воспитания

 АЛГОРИТМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ:

1.Разработка «Положения о рабочей группе по разработке рабочей программы и календарного плана воспитательной работы. В положений прописываются:

-общие положения;

-задачи рабочей группы;

-функции рабочей группы;

-права и ответственность рабочей группы;

-организация деятельности рабочей группы.

2.Создание рабочей группы по разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (руководитель создает приказ о составе рабочей группы) (кого обязаны пригласить):

  1.  в разработке программы воспитания и календарного плана воспитательной работы имеют право принимать участие указанные в части 6 статьи 26 настоящего ФЗ советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии);
  2.  при принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников ОО, включая программу воспитания и календарный план воспитательной работы, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при их наличии).

3. Анализ основных понятий (воспитание, образовательная программа, анализируются приоритетные направления, ценности и т.д.);

4.Определение структуры программы;

5.Разработка программы воспитания и календарного плана воспитательной работы.

     Рабочая программа и календарный план воспитательной работы разрабатываются на детский сад на один учебный год, рассматриваются на педагогическом совете и утверждается приказом руководителя ДОО с учетом родительской общественности.

Структура Программы воспитания.

    Программа воспитания является компонентом основной образовательной программы дошкольного образования. В связи с этим структура Программы воспитания включает три раздела – целевой, содержательный и организационный, в каждом из них предусматривается обязательная часть (то, что написано в примерной рабочей программе воспитания, в ФГОС ДО, в ООП ДО) и часть, формируемая участниками образовательных отношений (региональные, муниципальные особенности, или какие то отдельные мероприятия, не выделенные на уровне Федерации, а также направления воспитательной  работы вашего детского сада) .

 Пояснительная записка

В пояснительной записке необходимо указать нормативные основы, т.е. на основании каких документов (информационных, методических, а самое главное правовых), будет разрабатываться рабочая программа. Это важно для любого нормативного документа, чтобы были основы: откуда появилась, на что мы опираемся.

Также необходимо указать в пояснительной записке важные пояснения. А именно то, что «Программа воспитания является компонентом ООП ДО». «Реализация программы основана на взаимодействии с разными субъектами образовательных отношений», указать на социальное партнерство и т.д.

Также в пояснительной записке описываются основные понятия (воспитание, образовательная программа ), указываются преемственность, основные ценности и основные направления воспитания, без разъяснений, т.к. это потом появится в содержательном разделе.

 Для ДОО в примерной программе обозначены 6 основных направлений воспитания, которые более подходят к дошкольному возрасту и прописываются в обязательной части программы:

  • патриотическое воспитание;
  • социальное воспитание;
  • трудовое воспитание;
  • познавательное воспитание;
  • физическое и оздоровительное воспитание;
  • Этико-эстетическое воспитание

В каждом направлении воспитания реализуются определенные воспитательные задачи, а также формируются определенные базовые ценности, которые необходимы для определения целевых ориентиров и портрета воспитанников

Направления воспитания

Ценности

патриотическое воспитание

Родина, природа

социальное воспитание

Человек, семья, дружба, сотрудничество

познавательное воспитание

Знание

физическое и оздоровительное воспитание

Здоровье

трудовое воспитание

Труд

Этико-эстетическое воспитание

Культура и красота

 На самом деле направлений воспитания очень много, и они немножко по -другому сформулированы в стратегии развития и воспитания (гражданское и патриотическое воспитание, духовно-нравственное развитие, приобщение детей к культурному наследию, физическое развитие и культура здоровья, трудовое воспитание и профессиональное самоопределение, экологическое воспитание.) Примерная программа воспитания не запрещает нам выходить на более глобальный уровень. Мы можем указать и другие направления воспитания в части формируемой участниками образовательных отношений, которые мы считаем важными и приоритетными в работе своего детского сада. Эти направления расписываются в зависимости от приоритета детского сада или от тех парциальных программ, или от направленности комплексных программ, которые использует в своей работе детский сад.

Воспитательные задачи согласно ФГОС должны реализовываться в том числе и в рамках существующих и прописанных в ФГОС образовательных областей. Программа воспитания это не единственная воспитательная составляющая в работе детского сада. В ООП ДО также предусмотрена воспитательная работа, мы планируем воспитательные задачи непосредственно при проведении организованной образовательной деятельности, в режиме дня и т.д. Вот поэтому необходимо синхронизировать эти 2 документа: и рабочую программу воспитания и нашу основную образовательную программу. Это очень трудоемкая работа, поэтому эта работа на целый год, а до конца августа необходимо разработать и утвердить рабочую программу воспитания.

 Целевой раздел

  1. Цель Программы воспитания
  2. Методологические основы и принципы построения Программы воспитания
  3. Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы

Целевой раздел программы воспитания  не отличается от раздела ООП ДО. Что мы можем здесь прописать.

 1.1.  Цель Программы воспитания

     Общая цель воспитания в ДОО – личностное развитие дошкольников и создание условий для их позитивной социализации на основе базовых ценностей российского общества через:

1) формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, себе;

2) овладение первичными представлениями о базовых ценностях, а также выработанных обществом нормах и правилах поведения;

3) приобретение первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с базовыми национальными ценностями, нормами и правилами, принятыми в обществе.

Задачи воспитания формируются для каждого возрастного периода (2 мес. – 1 год, 1 год – 3 года, 3 года – 8 лет) на основе планируемых результатов достижения цели воспитания и реализуются в единстве с развивающими задачами, определенными действующими нормативными правовыми документами в сфере ДО. Задачи воспитания соответствуют основным направлениям воспитательной работы.

Задачи, в зависимости от специфики детского сада каждая ОО будет формулировать по своему.

1.2.  Методологические основы и принципы построения Программы воспитания

  • Методологической основой Примерной программы являются антропологический, культурно-исторический и практичные подходы.
  • Программа воспитания руководствуется принципами ДО, определенными ФГОС ДО.
  • Программа воспитания опирается на следующие принципы:

- принцип гуманизма;

- принцип ценностного единства и совместности;

-принцип общего культурного образования;

- принцип следования нравственному примеру;

- принципы безопасной жизнедеятельности;

-принцип совместной деятельности ребенка и взрослого;

- принцип инклюзивности;

Здесь необходимо расписать методологические принципы из ФГОС ДО и добавить, расширить их принципами, которые предлагаются в примерной программе воспитания.

 Также этот подраздел (методологические принципы) распадается на ряд мелких подразделов, которые представлены на слайде: это

  1. Уклад образовательной организации
  2. Воспитывающая среда ДОО
  3. Общности (сообщества) ДОО
  4. Социокультурный контекст
  5. Деятельности и культурные практики в ДОО

 Уклад – общественный договор участников образовательных отношений, опирающийся на базовые национальные ценности, содержащий традиции региона и ОО, задающий культуру поведения сообществ, описывающий предметно-пространственную среду, деятельности и социокультурный контекст.

Уклад учитывает специфику и конкретные формы организации распорядка дневного, недельного, месячного, годового циклов жизни ДОО. Уклад опирается на основные традиции , национальные ценности, традиции региона, детского сада, которые принятии всеми участниками образовательных отношений. И этот уклад должен задавать культуру поведения всех участников, отражаться в РППС, в деятельности и социокультурном контексте.

Воспитывающая среда – это особая форма организации образовательного процесса, реализующего цель и задачи воспитания.

Воспитывающая среда определяется целью и задачами воспитания, духовно-нравственными и социокультурными ценностями, образцами и практиками. Основными характеристиками воспитывающей среды являются ее насыщенность и структурированность. Она должна быть создана в каждой ОО и обязательно чувствоваться

Общности ДОО:

Профессиональная общность- это устойчивая система связей и отношений между людьми, единство целей и задач воспитания, реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности должны разделять те ценности, которые заложены в основу Программы. Основой эффективности такой общности является рефлексия собственной профессиональной деятельности.

Профессионально-родительская общность- включает сотрудников ДОО и всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и уважение друг к другу. Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и в ДОО.

Детско-взрослая общность. Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий, ценностей и смыслов у всех участников общности.

Детская общность. Общество сверстников – необходимое условие полноценного развития личности ребенка. Здесь он непрерывно приобретает способы общественного поведения, под руководством воспитателя учится умению дружно жить, сообща играть, трудиться, заниматься, достигать поставленной цели.

 Культура поведения воспитателя в общностях как значимая составляющая уклада. Культура поведения взрослых в детском саду направлена на создание воспитывающей среды как условия решения возрастных задач воспитания. Общая психологическая атмосфера, эмоциональный настрой группы, спокойная обстановка, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов – это необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

Социокультурный контекст – это социальная и культурная среда, в которой человек растет и живет. Он также включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи и поведение человека.

Социокультурные ценности являются определяющими в структурно-содержательной основе Программы воспитания.

Социокультурный контекст воспитания является вариативной составляющей воспитательной программы. Он учитывает этнокультурные, конфессиональные и региональные особенности и направлен на формирование ресурсов воспитательной программы.

Реализация социокультурного контекста опирается на построение социального партнерства образовательной организации.

В рамках социокультурного контекста повышается роль родительской общественности как субъекта образовательных отношений в Программе воспитания.

 Деятельности и культурные практики в ДОО

Цели и задачи воспитания реализуются во всех видах деятельности дошкольника, обозначенных во ФГОС ДО. В качестве средств реализации цели воспитания могут выступать следующие основные виды деятельности и культурные практики: 

  • предметно-целевая (виды деятельности, организуемые взрослым, в которых он открывает ребенку смысл и ценность человеческой деятельности, способы ее реализации совместно с родителями, воспитателями, сверстниками);
  •  культурные практики (активная, самостоятельная апробация каждым ребенком инструментального и ценностного содержаний, полученных от взрослого, и способов их реализации в различных видах деятельности через личный опыт);
  • свободная инициативная деятельность ребенка (его спонтанная самостоятельная активность, в рамках которой он реализует свои базовые устремления: любознательность, общительность, опыт деятельности на основе усвоенных ценностей).

Возраст

Виды деятельности

Младенческий возраст (2 мес.-1 год)

-непосредственное эмоциональное общение со взрослым;

-манипулирование СП предметами и познавательно-исследовательские действия;

-тактильно-двигательные игры и т.п.

ранний возраст

(1 год — 3 года)

- предметно-манипулятивная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;

- экспериментирование с материалами и веществами;

- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого и др.

дошкольный возраст

(3 года — 8 лет)

- игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская деятельности;

- восприятие художественной литературы и фольклора;

- самообслуживание и элементарный бытовой труд;

- конструктивная, изобразительная, музыкальная, двигательная формы активности.

  1.  Требования к планируемым результатам освоения Примерной программы
  • Планируемые результаты воспитания носят отсроченный характер, но деятельность воспитателя нацелена на перспективу развития и становления личности ребенка.
  • Поэтому результаты достижения цели воспитания даны в виде целевых ориентиров, представленных в виде обобщенных портретов ребенка к концу раннего и дошкольного возрастов.
  • На уровне ДО не осуществляется специальная оценка результатов воспитательной работы в соответствии с ФГОС ДО, так как «целевые ориентиры основной образовательной программы дошкольного образования не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей».

 2.Содержательный раздел

  1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

2.2.Особенности реализации воспитательного процесса

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

  1. Содержание воспитательной работы по направлениям воспитания

  Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных во ФГОС ДО, одной из задач которого является объединение воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.

В содержательном разделе необходимо расписать содержание всех направлений воспитания: понятие, задачи и коротко содержание, через какие направления и формы работы это может быть реализовано. И затем уже в календарном плане конкретно указать какие конкретные мероприятия проводятся по возрастам.

  1.  Особенности реализации воспитательного процесса

В перечне особенностей организации воспитательного процесса в ДОО целесообразно отобразить:

  • региональные и муниципальные особенности социокультурного окружения ОО;
  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых уже участвует ОО, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т. д.;
  • воспитательно значимые проекты и программы, в которых ОО намерена принять участие, дифференцируемые по признакам: федеральные, региональные, муниципальные и т.д.;
  • ключевые элементы уклада ОО;
  •  наличие инновационных, опережающих, перспективных технологий воспитательно значимой деятельности, потенциальных «точек роста»;
  • существенные отличия ОО от других образовательных организаций по признаку проблемных зон, дефицитов, барьеров, которые преодолеваются благодаря решениям, отсутствующим или недостаточно выраженным в массовой практике;
  • особенности воспитательно значимого взаимодействия с социальными партнерами ОО;
  • особенности ОО, связанные с работой с детьми с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с инвалидностью.

  1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников в процессе реализации Программы воспитания

Здесь необходимо описать те виды и формы деятельности, которые используются в деятельности ОО в построении сотрудничества педагогов и родителей (законных представителей) в процессе воспитательной работы. Это все есть в ООП ДО.

 3. Организационный

  1. Общие требования к условиям реализации Программы воспитания

Условия реализации Программы воспитания (кадровые, материально-технические, психолого-педагогические, нормативные, организационно-методические и др.), которые  необходимо интегрировать с соответствующими пунктами организационного раздела ООП ДО.

  1. Взаимодействие взрослого с детьми. События ДОО

Здесь расписываются различные формы взаимодействия взрослого с детьми, различные события, мероприятия.

     Проектирование событий в ДОО возможно в следующих формах:

  • разработка и реализация значимых событий в ведущих видах деятельности (детско-взрослый спектакль, построение эксперимента, совместное конструирование, спортивные игры и др.);
  • проектирование встреч, общения детей со старшими, младшими, ровесниками, с взрослыми, с носителями воспитательно значимых культурных практик (искусство, литература, прикладное творчество и т. д.), профессий, культурных традиций народов России;
  • создание творческих детско-взрослых проектов (празднование Дня Победы с приглашением ветеранов, «Театр в детском саду» – показ спектакля для детей из соседнего детского сада и т. д.).

Это могут быть различные формы: акции, мероприятия, дела, развлечения, знаменательные дни, традиционные праздники, выставки и т.д. Здесь расписывается уклад жизни ДОО: вечерний и утренний сбор, чевствование именинников, минутки общения, собирание коллекций и т.д. Они конкретно прописываются в календарном плане воспитательной работы по всем возрастам.

  1. Организация предметно-пространственной среды

Предметно-пространственная среда должна отражать федеральную, региональную специфику, а также специфику ОО и включать:

  • оформление помещений;
  • оборудование;
  •  игрушки.

  1. Кадровое обеспечение воспитательного процесса

В данном разделе могут быть представлены решения на уровне ОО по разделению функционала, связанного с организацией и реализацией воспитательного процесса; по обеспечению повышения квалификации педагогических работников ОО по вопросам воспитания, психолого-педагогического сопровождения детей, детей с ОВЗ, сирот и опекаемых, с этнокультурными особенностями и т.д.

Также здесь должна быть представлена информация о возможностях привлечения специалистов других организаций (образовательных, социальных и т.д.).

  1. Нормативно-методическое обеспечение реализации Программы воспитания

В данном разделе должны быть представлены решения на уровне ДОО по внесению изменений в должностные инструкции педагогических работников, ведению договорных отношений, сетевой форме организации образовательного процесса, сотрудничеству с другими организациями (в том числе с организациями дополнительного образования и культуры, некоммерческими организациями). Представляются ссылки на локальные нормативные акты, в которые вносятся изменения в связи с внедрением рабочей программы воспитания (в том числе на Программу развития образовательной организации).

Должен быть представлен Перечень локальных правовых документов ДОО, в которые вносятся изменения в соответствии с рабочей программой воспитания.

  1. Особые требования к условиям, обеспечивающим достижение планируемых личностных результатов в работе с особыми категориями детей

Здесь проектируется воспитывающая среда, деятельность и события для особых категорий детей (ОВЗ)

На уровне уклада: ДОО инклюзивное образование – это норма для воспитания, реализующая такие социокультурные ценности, как забота, принятие, взаимоуважение, взаимопомощь, совместность, сопричастность, социальная ответственность. Эти ценности должны разделяться всеми участниками образовательных отношений в ДОО.

     На уровне воспитывающих сред: РППС строится как максимально доступная для детей с ОВЗ; событийная воспитывающая среда ДОО обеспечивает возможность включения каждого ребенка в различные формы жизни детского сообщества; рукотворная воспитывающая среда обеспечивает возможность демонстрации уникальности достижений каждого ребенка.

     На уровне общности: формируются условия освоения социальных ролей, ответственности и самостоятельности, сопричастности к реализации целей и смыслов сообщества, приобретается опыт развития отношений между детьми, родителями, воспитателями. Детская и детско-взрослая общность в инклюзивном образовании развиваются на принципах заботы, взаимоуважения и сотрудничества в совместной деятельности.

     На уровне деятельностей: педагогическое проектирование совместной деятельности в разновозрастных группах, в малых группах детей, в детско-родительских группах обеспечивает условия освоения доступных навыков, формирует опыт работы в команде, развивает активность и ответственность каждого ребенка в социальной ситуации его развития.

     На уровне событий: проектирование педагогами ритмов жизни, праздников и общих дел с учетом специфики социальной и культурной ситуации развития каждого ребенка обеспечивает возможность участия каждого в жизни и событиях группы, формирует личностный опыт, развивает самооценку и уверенность ребенка в своих силах

  1. Примерный календарный план воспитательной работы

На основе рабочей программы воспитания ДОО составляет примерный календарный план воспитательной работы, в котором расписываются мероприятия для каждой возрастной группы. Структуры, как должен выглядеть календарный план воспитательной работы как таковой нет, ее может определить для себя образовательная организация.

Имеется несколько вариантов:

- по направлениям воспитания

- по этапам на основе базовых ценностей (погружение, разработка коллективного проекта, организация воспитательного события)

- по воспитательно значимым проектам и программам (федеральным, региональным, муниципальным).

Лучше всего его сделать по направлениям воспитания для каждой возрастной группы.

В рабочей программе необходимо указать все те мероприятия, которые у вас уже существуют. Чего то дополнительно не стоит много придумывать, но когда вы начнете их проектировать, вы увидите в каком направлении у вас много мероприятий, а в каком их недостаточно и над чем нам нужно работать


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....