СТАТЬЯ НА ТЕМУ : "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
статья

Сухова Ольга Николаевна

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сухова Ольга Николаевна, Лихошертова Ольга Александровна,

Димова Галина Владимировна

воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода

 

Творческое воображение, наряду с восприятием, памятью и мышлением играет важную роль в жизни каждого человека, в развитии его личности. Благодаря ему в сочетании с развитой социальной чуткостью и созидательной системой ценностей создаются великие шедевры и изобретения человечества. Опыт великих педагогов, философов, писателей и родителей, показывает, что большое значение в развитии творческого воображения, а также в воспитании и обучении детей они уделяли метафорической, наиболее доступной для понимания ребенка, форме изложения материала, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты и т. д. По мнению ряда психологов (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Л. С. Выготский), работа со сказкой, использование красивой и точной метафоры развивают не только личность ребенка, но и способствуют развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым. Использование сказочных образов помогает лучше усвоить и понять даже сложную информацию, которую пытается донести взрослый до детей. На сегодняшний день в рамках практической психологии сформировалось новое молодое направление — сказкотерапия. Однако, все новое — хорошо забытое старое. Задолго до появления термина «сказкотерапия» великий педагог В. А. Сухомлинский активно применял в своей педагогической практике многие сказкотерапевтические методики и элементы. Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает сказка в жизни ребенка. Сказка – это не только сфера чудес, нежный мир грез и фантазий, но еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Несмотря на кажущуюся пустяковость сказочных историй, в них заключены важнейшие общечеловеческие знания и мудрость веков: они открывают перед ребенком новые горизонты познания, существенно расширяющие его мир. В сказкотерапии используется пять типов сказок. Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Психологическая сказка - чуть сложнее и одновременно - чуть проще. Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность. Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Медитативная сказка - самая сложная. У медитативной сказки может не быть четкого и ясного сюжета, строгого начала и конца, но она должна вызывать яркий эмоциональный отклик у слушателей, создавать у них яркие сказочные образы, глубоко погружать слушателя в сказочный процесс. Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Метод сказкотерапии позволяет развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок, выражая свои мысли через речь игрушки или героя — открывает, порой, незаметно даже для самого ребенка те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия помогает открыть воспитателю у ребенка все то, что глубоко скрыто в самых сокровенных уголках души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, воспитатель может узнать о ребенке много нового и неизвестного и помочь ребенку справиться со своими страхами и внутренними переживаниями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ СКАЗОК В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сухова Ольга Николаевна, Лихошертова Ольга Александровна,

Димова Галина Владимировна

воспитатели, МБОУ «Начальная школа – детский сад № 26 «Акварель» города Белгорода

Творческое воображение, наряду с восприятием, памятью и мышлением играет важную роль в жизни каждого человека, в развитии его личности. Благодаря ему в сочетании с развитой социальной чуткостью и созидательной системой ценностей создаются великие шедевры и изобретения человечества. Опыт великих педагогов, философов, писателей и родителей, показывает, что большое значение в развитии творческого воображения, а также в воспитании и обучении детей они уделяли метафорической, наиболее доступной для понимания ребенка, форме изложения материала, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты и т. д. По мнению ряда психологов (Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, И. В. Вачков, Л. С. Выготский), работа со сказкой, использование красивой и точной метафоры развивают не только личность ребенка, но и способствуют развитию взаимопонимания между ребенком и взрослым. Использование сказочных образов помогает лучше усвоить и понять даже сложную информацию, которую пытается донести взрослый до детей. На сегодняшний день в рамках практической психологии сформировалось новое молодое направление — сказкотерапия. Однако, все новое — хорошо забытое старое. Задолго до появления термина «сказкотерапия» великий педагог В. А. Сухомлинский активно применял в своей педагогической практике многие сказкотерапевтические методики и элементы. Не нужно быть тонким психологом, чтобы понять, какое огромное место занимает сказка в жизни ребенка. Сказка – это не только сфера чудес, нежный мир грез и фантазий, но еще и верный друг, и мудрый воспитатель. Сказка воспитывает характер и помогает ребенку разобраться в том, что такое хорошо и что такое плохо. Несмотря на кажущуюся пустяковость сказочных историй, в них заключены важнейшие общечеловеческие знания и мудрость веков: они открывают перед ребенком новые горизонты познания, существенно расширяющие его мир. В сказкотерапии используется пять типов сказок. Дидактическая сказка - самая простая и ненавязчивая. Чаще всего её используют в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. Цель дидактической сказки - передать ребёнку некое новое знание, умение, навык. Психологическая сказка - чуть сложнее и одновременно - чуть проще. Психологическая сказка - это любая авторская история, содержащая вымысел. В этом заключается её простота. Но одновременно с этим, психологическая сказка имеет своей целью повлиять на личностное развитие слушающего путём передачи важной информации в ярком метафорическом виде. В этом её сложность. Психокоррекционные сказки сочиняются и рассказываются с целью оказать мягкое влияние на поведение и установки человека - как взрослого, так и ребёнка. Сначала в такой психокоррекционной сказке демонстрируется неэффективный и непродуктивный стиль поведения, а потом предлагается альтернатива. Психотерапевтическая сказка - это жемчужина в короне сказкотерапии. Эти сказки обладают наибольшей силой воздействия, они должны быть глубокими, красивыми и мудрыми. Темы, которые затрагиваются в психотерапевтических сказках - отношение человека к самому себе, к миру вообще и к другим людям. Цель психотерапевтической сказки - оказать своевременную поддержку, избавить от страданий, помочь в проблемной жизненной ситуации, вылечить психоэмоциональную травму. Чаще всего для создания психотерапевтических сказок используется арсенал религиозных духовных притч. Медитативная сказка - самая сложная. У медитативной сказки может не быть четкого и ясного сюжета, строгого начала и конца, но она должна вызывать яркий эмоциональный отклик у слушателей, создавать у них яркие сказочные образы, глубоко погружать слушателя в сказочный процесс. Известно, что у детей дошкольного возраста преобладает «правополушарный» тип мышления. Следовательно, наиболее важная для их развития и социализации информация должна быть передана через яркие образы. Именно поэтому сказочные истории являются лучшим способом передачи ребенку знаний о мире, о способах взаимоотношений между людьми, о возможностях самореализации. Исходя из этого, можно определить предмет сказкотерапии как процесс воспитания внутреннего мира ребенка, развития его души. Метод сказкотерапии позволяет развивать самосознание, коммуникативные и творческие способности, улучшать взаимодействие с окружающими его людьми, тем самым создавая благоприятные условия, способствующие психическому и личностному росту ребенка. Но главный секрет сказкотерапии в том, что ребенок, выражая свои мысли через речь игрушки или героя — открывает, порой, незаметно даже для самого ребенка те переживания, о которых никогда не сказал бы прямо. Сказкотерапия помогает открыть воспитателю у ребенка все то, что глубоко скрыто в самых сокровенных уголках души. Обыгрывая определенную ситуацию, близкую к жизни, воспитатель может узнать о ребенке много нового и неизвестного и помочь ребенку справиться со своими страхами и внутренними переживаниями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня по теме: «Использование дидактических игр в работе с детьми дошкольного возраста» На 2015 – 2020 годы.

Можно выдвинуть     гипотезу: Предположим, что систематически и правильно организованные дидактические игры способствуют улучшению процесса воспитания и обучения детей младшего дошкольн...

Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом....

Статья на тему: «Использование ИКТ- технологий в работе с детьми дошкольного возраста»

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) — это личностно-ориентированные технологии, способствующие реализации принципов дифференцированного и индивидуального подхода к обучению. Мир, в к...

Статья на тему " Использование приемов мнемотехники в работе с детьми дошкольного возраста"

В данной статье рассматриваются приемы мнемотехники и их значание в работе с дошкольниками....

статья на тему: "Использования игровых технологий в работе с детьми дошкольного возраста".

laquo;Игра не пустая забава.Она необходима для счастья детей,для их здоровья и правильного развития»Д. В. Менджерицкая...