Опыт работы на тему: «Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»
материал на тему

Елена Александровна  Шмакова

Публикация посвящяется актуальной теме преемственности ДОУ и школы по вопросам использования ИКТ в работе с дошкольниками. Данный опыт разработан совместно с педагогом-психологом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы на тему: «Использование  интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы»

Как сказал Лев Семенович Выготский, «школьное обучение никогда не начинается с пустого места, а всегда опирается на определенную стадию развития, проделанную ребенком».

Поэтому взаимодействию детского сада и школы на протяжении уже многих лет уделяется большое внимание.

Меняются методы, приемы, технологии развития ребенка, но остается неизменным понятие преемственности.

Преемственность – двусторонний процесс. С одной стороны – дошкольная ступень, которая, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребенка, служащие основой успешности школьного обучения.

С другой стороны, школа, как преемник дошкольной ступени образования, опирающийся на достижения ребёнка-дошкольника.

Исходя из этого в воспитательно-образовательном процессе педагоги нашего дошкольного учреждения стремятся к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования, где детский сад на этапе дошкольного возраста осуществляет личностное, физическое, интеллектуальное развитие ребенка, а также формирует предпосылки учебной деятельности, которые станут фундаментом для формирования у наших выпускников универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

Основные задачи нашего сотрудничества со школой включают в себя:

  • обеспечение естественности перехода ребенка из детского сада в школу;
  • углубление его интереса к школе;
  • реализацию единой линии общего развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства на основе целостного, последовательного, перспективного педагогического процесса;
  • и повышение родительской компетентности в вопросах формирования предпосылок учебной деятельности.

        Современный мир непрерывно меняется, меняется и ребенок. Дошкольники стали более любознательными, раскрепощенными, свободными. Однако хочется отметить, что ограниченный социальный мир многих семей приводит к появлениям у детей трудностей в общении.        

        Кроме этого, сегодняшнее подрастающее поколение поставлено в ситуацию хаотичного потока информации без структурно-логических связей. Зрительное внимание и память многих дошкольников преобладают над слуховыми.

        Наряду с традиционными методами и приемами работы с детьми в дошкольном учреждении и школе появляются новые, позволяющие учитывать особенности современных детей.

В образовании в настоящее время идет переход от объяснительно-иллюстративного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок является не пассивным «приёмником» информации, а сам активно участвует в процессе обучения.

Этому способствует внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс.

        Интерактивное оборудование облегчает его и вызывает большой интерес у детей.

        Сказочные сюжеты, яркие персонажи мотивируют их заниматься и с радостью выполнять различные задания. Ребенку интереснее искать клад с пиратом, чем просто показывать право - лево, а чем выше вовлеченность, тем быстрее обучение.

        Дети могут писать и рисовать на доске, перемещать или изменять размеры объектов и управлять приложениями с помощью маркеров или собственных пальцев.

        Сенсорное оборудование позволяет взаимодействовать одновременно нескольким детям с интерактивными приложениями и друг с другом.

        Большое количество разработанных приложений для интерактивного оборудования делает его неповторимым инструментом для комплексного обучения.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

        К плюсам использования его в образовании дошкольников можно также отнести следующее:

  • оно дает возможность манипулировать объектами на экране и способно надолго привлечь внимание ребенка (это очень помогает в работе с гиперактивными детьми);
  • использование интерактивной доски, как правило, предполагает поощрение ребенка при верном выполнении задания самим компьютером, что является стимулом для познавательной активности, как старших, так и младших дошкольников;
  • с использованием интерактивного оборудования возрастает индивидуализация обучения — ребенок может выполнять задания в удобном для него темпе, компьютер терпелив и ждет, пока ребенок сам придет к правильному решению;
  • также использование информационных технологий помогает моделированию ситуации, которую сложно пронаблюдать и обыграть с помощью традиционных форм обучения. Например, изучение космических объектов знакомство с пустыней, севером и т.д.

        В нашем ДОУ интерактивное оборудование используется для:

- повышения мотивации детей к образовательной деятельности,

- формирования у них познавательного интереса и развития любознательности,

- расширения представлений об окружающем мире,

- для успешного освоения детьми программного материала, а также развития у них познавательных процессов.

        В ДОУ разработана Программа совместной работы по преемственности со средней школой №12. Цель программы: реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.

        Работа осуществляется по направлениям: 

  • Организационная работа
  • Методическая работа
  • Психодиагностическая и коррекционно-развивающая работа
  • Мероприятия для детей
  • Работа с родителями

        Программа включает в себя проект «Скоро в школу», цель которого – развитие предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

        Наряду с традиционными методами и приемами работы такими как: беседа, чтение художественной и познавательной литературы, рассматривание альбомов, рисование на школьную тематику для закрепления представления о школе и школьных принадлежностях, для развития познавательного интереса, любознательности и расширения представления об окружающем мире мы используем мультимедийное и интерактивное оборудование.

        Небольшие 5-ти – 10-ти минутные включения его в различные мероприятия, такие как: занятия, беседы, экскурсии, викторины, КВН повышают их результативность.

        В нашем детском саду имеются группы компенсирующей направленности, которые посещают дети с нарушением зрения. Многие из выпускников этих групп поступают в школу №12, в которой созданы условия для обучения таких детей. Наши дети достаточно хорошо владеют компьютером, так как он является средством коррекции зрения. Мы надеемся, что этот навык поможет детям в процессе их обучения в школе. Разнообразные упражнения компьютерных программ «Ай», «Плеоптика» помогают в развитии концентрации внимания, зрительно-моторной координации, мелкой моторики.

        На современном рынке большое разнообразие интерактивного программного материала.

        В процессе его подбора мы делаем упор на следующие принципы:

- многофункциональность задач,

- учет проблемных зон в развитии наших воспитанников, выявленных в результате педагогической диагностики.

        Также мы учитываем индивидуальные особенности, интересы детей и состав групп.

        Интерактивное и мультимедийное оборудование используется не только в работе с детьми, но и с родителями.

        Практика показывает, что подход педагогов и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают, что если они научат детей считать и писать до школы, то это и будет залогом их успешной учебы. Однако это понятие включает в себя много аспектов.

        Весь дошкольный период дает возможность накопить багаж необходимых навыков, умений. Если вовремя не сформируются те или иные возрастные навыки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, то к моменту поступления в школу у него может накопиться багаж нерешенных проблем, которые будут тормозить процесс развития.

        С целью профилактики появления трудностей развития дошкольника, была разработана серия практических занятий для родителей с использованием компьютерных презентаций в рамках проекта «Возрастные особенности и возможности детей: не упустить время».

        Так, например, в рамках психологической консультации для родителей на тему «Развитие детей раннего возраста» дается информация о том, отчего возникают задержки речевого и психического развития.

        Практическое занятие для родителей младших и средних групп на тему «Почему ребенок не слушается? или Как  помочь дошкольнику освоить правила поведения» посвящено вопросам развития у детей умения слушать и слышать взрослого, овладения элементарными навыками саморегуляции, повышения осознанности поведения.

        На практических занятиях для родителей старших дошкольников рассматриваются вопросы развития навыков общения со сверстниками.

        Презентация «Готовность детей к обучению в школе» знакомит с методами развития предпосылок учебной деятельности.

        Использование в данных презентациях разнообразной анимации, и рекомендаций по использованию интерактивного материала повышают интерес родителей к рассматриваемым проблемам.

        Итак, учебно-воспитательный процесс в ДОУ может быть более успешным, эффективным, если в его процессе в качестве дидактического средства будут использованы компьютер и интерактивные технологии. Это позволяет вывести обучение на новый уровень и получать положительные результаты. Использование интерактивного оборудования в дошкольном учреждении является обогащающим и преобразующим фактором развивающей предметной среды. Обучение дошкольников становится более привлекательным и захватывающим.

Но в то же время нужно помнить, что игры на всевозможном интерактивном оборудовании, даже имея сюжет, не дают ребенку возможности взаимодействия с другим человеком – ребенком или взрослым.

        Оно не может заменить эмоционального человеческого общения так необходимого в дошкольном возрасте. Компьютер, интерактивное оборудование только дополняют педагога, родителя, а не заменяет его.

        Интерактивное оборудование может быть использовано в работе с детьми при безусловном соблюдении физиолого-гигиенических, эргономических и психолого-педагогических ограничительных и разрешающих норм и рекомендаций.

        Если все это учитывать, то интерактивное оборудование становится не заменимым помощником в педагогической деятельности.

        Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы на тему: "Развитие фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня".

Выявление и устранение недоразвития фонематического восприятия у детей с ОНР 3 уровня. Работа включает в себя сравнительный анализ развития фонематического восприятия в старшей и подготовите...

ОПЫТ РАБОТЫ НА ТЕМУ: "ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ИСТОРИЕЙ РОДНОГО КРАЯ"

Первые чувства гражданственности и патриотизма. Доступны ли они малышам? Исходя из многолетнего опыта работы в этом направлении, можно дать утвердительный ответ: дошкольникам, особенно старшего возрас...

Презентация опыта работы "Использование интерактивного оборудования в работе с детьми дошкольного возраста по вопросам преемственности ДОУ и школы"

В презентации представлен опыт работы по использованию интерактивного оборудования в работе с дошкольниками в рамках преемственности ДОУ и школы. Данный опыт разработан совместно со старшим воспитател...

Опыт работы «ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Ребёнок познаёт мир опытным путём. Поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим миром – одна из образовательных задач....

«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» В форме «Программа работы с родителями в старшей группе »

laquo;Психолого-педагогические условия гуманизации образовательной деятельности в контексте требований ФГОС ДО»«Опыт реализации гуманно-личностного подхода в образовательной деятельности ...