Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в ДОУ»
консультация

ЮГАЙ ВИКТОРИЯ ВИКТОРОВНА

Консультация для молодых педагогов "Проектная деятельность в ДОУ" поможет оформить и реализовать любой проект. Всем удачи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №6

муниципального образования Усть-Лабинский район

Консультация для воспитателей

«Проектная деятельность

в ДОУ»

Подготовила: ст. воспитатель

Югай В.В.

2021 г.

Содержание образовательной программы «От рождения до школы», по которой работает наш детский сад, предполагает создание насыщенного инновационного образовательного пространства. Реализации этому также активно способствует педагогическое проектирование.

Проект –  любая деятельность, выполненная «от всего сердца», с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом (американский педагог - Ульям Килпатрик).

Проект - это самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе ее лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое. Это полный, завершенный цикл продуктивной деятельности, как отдельного человека (ребенка), так и группы, или организации.

Метод проектов - это новый подход к организации обучения, при котором познание строится не на запоминании отобранной информации, а  на самостоятельном поиске и развитии интересов ребёнка.

Проектная деятельность – это разнообразная, интегрированная деятельность по достижению определённой цели.

Проектирование отличается от решения проблемы тем, что в результате его предполагается продукт детской деятельности и его дальнейшее использование.

Педагогическая значимость проектов заключается в том, что в процессе проектной деятельности педагог выступает в роли организатора познавательной деятельности детей, а не просто носителем готовых знаний. Проектный метод позволяет эффективно взаимодействовать с родителями воспитанников, вовлекая их в жизнь детского сада.

Особенности проектной деятельности в детском саду заключаются в том, что ребёнок ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, определить замысел, поэтому в воспитательно-образовательном процессе МБДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, родители.

Дошкольник не может быть автором, организатором проектной деятельности. Он нуждается в помощи взрослых, которые способны понять его интересы. По ходу решения поставленных задач взрослый помогает ребёнку найти средства и способы для достижения цели.

Опираясь на помощь взрослых, дети ищут решение проблемы через вопросы к родителям, совместные походы в библиотеку, чтение познавательной литературы, наблюдений. Они совместно занимаются продуктивной деятельностью: рисуют, мастерят, сочиняют.

Условия, необходимые

для успешной реализации проектной деятельности:

  • Учёт интересов ребёнка.
  • Деятельность без принуждения.
  • Тематика из близкого окружения. Проблемная ситуация должна быть доступна для понимания.
  • Предоставление самостоятельности и поддержка детской инициативы.
  • Ненавязчивое привлечение родителей в совместную работу над проектом, создание атмосферы совместного с ребёнком творчества.
  • Соблюдение принципа последовательности в работе над проектом.
  • Совместное с педагогом достижение цели.

Классификация проектов, используемых в практике МДОУ:

  • По составу участников (дети, родители, сотрудники - индивидуальный, парный, групповой и фронтальный)
  • По продолжительности (краткосрочные (1-2 недели, несколько занятий); средней продолжительности (1-3 месяца); долгосрочные (учебный год);
  • По целевой установке (развитие оздоровительной системы в  МБДОУ, развитие коммуникативных навыков и.т.п.)
  • По тематике.

Основные виды проектов, используемых в практике МДОУ:

  • межгрупповые;
  • групповые;  
  • индивидуальные;
  • комплексные.

ЭТАПЫ ПРОЕКТА.

1 этап – организационно-подготовительный:

  • подборка программно-методического обеспечения для реализации проекта;
  • изучение опыта педагогов-новаторов по теме проекта;
  • пополнение предметно-развивающей среды.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта. Вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

2 этап – рефлексивно-диагностический (можно отнести к подготовительному):

  • анализ педагогом резерва своих профессиональных возможностей;
  • формирование банка данных об уровне родительской компетентности в вопросах обозначенной темы.

Здесь происходит совместное движение взрослых и детей к результату, планирование совместной деятельности.

3 этап – практический:

  • коррекция индивидуальных планов педагогов, участвующих в проекте;
  • определение содержания;
  • реализация проекта через взаимодействие с коллегами и родителями, активное внедрение нетрадиционных форм работы с детьми,
  • обобщение и распространение опыта работы.

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач. Дети объединяются в рабочие группы и происходит распределение ролей. Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4 этап – заключительный:

  • анализ достижения целей и полученных результатов;
  • определение дальнейших направлений реализации, рассматриваемой в проекте проблемы в  МБДОУ.

Здесь педагог организует выставку проектов. Предлагаются различные задания и интеллектуальные игры для закрепления и систематизации материала, представленного в детских проектах.

План работы воспитателя по подготовке проекта:

  1. Определить цель проекта.
  2. Наметить основные задачи: образовательные, развивающие, воспитательные.
  3. Определить состав участников проекта. Осуществить поиск возможных партнеров (школа, библиотека, театр и др.).
  4. Составить план-схему (с указанием сроков и результатов).
  5. Подобрать материал и средства для реализации проекта (наглядный материал, аудио, видео и др.)
  6. Предложить домашние задания родителям и детям.
  7. Реализовать проект.
  8. Представить итоговый продукт совместной деятельности (мероприятие, праздник, выставка, презентация, смешные истории, зарисовки  и др.)
  9.  Проанализировать результат. Организовать рефлексию (самоанализ, сравнение результата с целями, оценка перспектив развития проекта).

Типы проектов:

  1. исследовательские.
  2. творческие.
  3. ролевые, игровые.
  4. информационно - практико-ориентированные.

  • исследовательские.

Цель -  организация исследования детей по определенной проблеме, сбор информации об объекте, явлении, образе.

Особенности:

  • четкая структура;
  • обозначенность целей;
  • наличие гипотезы;
  • актуальность и социальная значимость содержания для всех участников;
  • комплекс методов получения и обработки информации.

Эффективный способ разработки этих проектов – модель «трех вопросов»:

  • Что мы знаем? Проводится обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают о предмете или явлении по теме проекта (можно записать ответы детей);
  • Что мы хотим узнать? Ответы детей на этот вопрос – основа постановки задач проекта (так же можно записать) Когда дети выскажутся, воспитатель уточняет способы сбора информации – Как нам найти ответы на вопросы?
  • Что мы узнали? Ответы на этот вопрос дают воспитателю понять, чему научились дети. 

  • творческие.

Цель: развитие творческих способностей в процессе разрешения специально смоделированной проблемной ситуации (дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна, детского праздника); 

Особенности данных проектов:

  • Нет детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается в соответствии с интересами участников, подчиняясь конечному результату;
  • Педагог и дети договариваются о форме представления результатов (сказка, фильм, праздник, концерт, панно и т.д.);
  • Четко продуманную структуру имеет только оформление результата (программа концерта, сценарий постановки или фильма и т.д.);
  • В этих проектах может доминировать определенный вид творчества (изобразительное, музыкальное, художественно-речевое, театральное), а все остальные виды деятельности его обогащают, или все виды творческой деятельности равноправны.

  • ролевые, игровые. 

Цель: имитация социальных или деловых отношений  в различных ситуациях (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

Особенности:  

  • Структура только намечается;
  • Участники берут на себя определенные роли: литературных персонажей, выдуманных героев в придуманных ситуациях;
  • Проекты строятся по принципу развивающейся интриги: дети строят догадки, предположения, прогнозируют результат;
  • Высокая степень творчества;
  • Ведущий вид деятельности – ролево-игровая.

Варианты начала игрового проекта:

  • Исчезновение объекта: пропал Дед мороз, папка с нотами, песня и т.д. Организуется поиск пропавшего объекта (отправляемся в космическое или морское путешествие). В процессе поиска педагог продумывает разнообразные проблемно-игровые ситуации, предлагая детям «игровые позиции» (пришло письмо, выловили из моря бутылку, оказались на острове и пр.).
  • Появление нового объекта (героя): пришел пират, вирус, новая мелодия, нота, сундук с … Организуется выяснение причин появления и анализ объекта, поиск вариантов использования или преобразования (что нам делать с этой мелодией, нотой, сундуком; как его использовать?) Дети в проекте обязательно действуют в соответствии с определенной ролью (моряк, композитор, зайчик, повар)
  • Обыгрывание какого-либо события в жизни детей (праздник, памятная дата, наступление нового сезона). Дети изображают литературных или выдуманных персонажей в проблемных ситуациях, предлагаемых педагогом. Например, в День космонавтики, дети устраивают космическое путешествие, весной можно устроить день птиц, когда дети изображают персонажей, связанных с жизнью птиц…

  • информационно - практико-ориентированные.

Цель: сбор информации о каком-то объекте, явлении, ознакомление с ней участников, анализ и обобщение наблюдаемых фактов (дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

Особенности:

  • Четко обозначенный, ориентированный на социальные интересы результат деятельности участников;
  • Продуманная структура и организация работы на отдельных этапах «Украшение елки», «Оформление зала (группы)», «Создание экспозиции музея».

Таким образом, проектная деятельность в образовательном процессе способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями. Использование в работе с детьми данной технологии позволяет  усвоить материал программы с высокой прочностью, приобрести детьми необходимые знания, навыки, умения.

 Поддерживая детскую инициативу, проектная деятельность помогает оформить ее в виде культурно-значимого продукта. Это значит, что даже в отношении неприятных для маленького человека процессов, ребенок не просто имеет свое мнение, а мнение, которое создалось на основе комплексного изучения, затрагивающего все стороны процесса.

Используя в работе педагогическое проектирование,  реализуется личностно-ориентированный и развивающий подходы к обучению. Основной целью этой многоплановой, педагогической работы является внедрение новых ФГОС, а сними и новых компетенций, технологий. Проектная деятельность – это тот вид педагогической работы, который и будет востребован в связи с реализацией федеральных государственных образовательных стандартов в практику работу дошкольных образовательных учреждений. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста."

Роль проектной деятельности в речевом развитии детей младшего и среднего дошкольного возраста.Обращение к проектной деятельности как средству речевого развития дошкольников, объясняем негативной ...

Консультация для педагогов ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ

В консультации раскрываются возможности использования пректного метода в детском саду....

Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в ДОУ"

Представленная консультация рассказывает о методе проектирования, как о технологии, активизирующей познавательный процесс у детей. Здесь представлена классификация  проектов, их содержание и мето...

Консультация для педагогов «Организация проектной деятельности в дошкольном образовательном учреждении»

Дошкольные работники осознают необходимость развития каждого ребёнка как самоценной личности. Технология проектирования – один из таких способов, позволяющих развивать творческие способности...

Консультация для педагогов ДОУ «Проектная деятельность в условиях ДОУ»

Цель:1. Повышение профессиональной компетентности педагогов; 2.Обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования.Задачи:...

Консультация для педагогов "Организация проектной деятельности в детском саду"

Под методом проектов понимается совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий, обучающихся с обязательной презентацией...

Консультация для педагогов "Инновационно-проектная деятельность в образовательном учреждении: от замысла до плана"

Разработка методологического «каркаса» инновационно-проектной деятельности. Проектирование пояснительной записки проекта....