семинар - практикум "Игровые технологии"
методическая разработка

Попова Татьяна Александровна

Игровые технологии в речевом развитии дошкольников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл praktikum_-_igrovye_tehnologii.docx22.41 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

«Игровые технологии в речевом развитии дошкольников»

Цель: повышать педагогическую компетентность воспитателей дошкольного образования через знакомство с современными технологиями развития речи воспитанников учреждения дошкольного образования.

Задачи:

- расширять знания по использованию современных технологий речевого развития воспитанников учреждения дошкольного образования;

- способствовать внедрению новых технологий в образовательный процесс в учреждении дошкольного образования.

I. Теоретическая часть.

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушение речи. А ясная и правильная речь – это залог продуктивного общения, уверенности, успешности. Понятие «речевое развитие» включает владение речью как средством общения и культуры; обогащения активного словаря; развитие связной, грамматически правильной, диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Психолого-педагогические исследования доказали положительную роль игры в развитии и обучении детей. В работе по развитию речи дошкольников использование игровых технологий оптимизирует коррекционное воздействие, которое делает процесс обучения более интересным и занимательным, эффективным.

Понятие «современные игровые технологии» включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. Рассмотрим некоторые из них.

Дидактические игры:

  • игры с предметами или игрушками («Ателье», «Чьи детки», «Угадай по описанию», «За покупками в магазин);
  • настольнопечтные («Скоро в школу», «Часть и целое, «Ваши любимые сказки»);
  • словестные игры («Телефон», «Цепочка слов», «Назови слово по звуку»).

Театрализованные игры :

  • игры драматизации, где ребенок исполняет роль в качестве артиста («Колобок», «Красная Шапочка», «Теремок»);
  • режиссёрские игры, где артистами являются игрушки и их заместители, а ребенок организует деятельность как сценарист и режиссер, озвучивает героев и комментирует сюжет (театры: плоскостной, пальчиковый, театр «БИ-БА-БО и т.д).

Пальчиковые игры. Являются прекрасным средством переключения детей с одного вида деятельности на другой. Заключаются пальчиковые игры в проговаривании стихов с одновременным движением.

Игровые приемы при заучивании стихотворений. Декларирую стихотворение дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. При заучивании потешек, прибауток, стихов учим детей не только произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц.(«Расти коса до пояса», «Кран откройся», «Водичка, водичка»).

Сочинительство. Проходит в форме синквейна, что  в переводе с французского обозначает «пять сточек»Это творческая работа, которая имеет короткую  форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. Однако это не просто стихотворение, стихотворение, написанное по определенным правилам:

1 строка – одно  существительное, выражающее главную тему синквейна;

2 строка – два прилагательных выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, из нескольких слов, показывающая отношение к теме.

5 строка – заключение в форме существительного, которое отражает сущность темы(ассоциация).

Сиквейн на примере басни Крылова «Ворона и Лисица»:

Ворона.

Доверчивая, глупая.

Сидела, держала, закаркала.

Ворона глупая.

Глупость.

Или, например, такой:

Лисица.

Проворная, хитрая.

Крала, говорила, обманула.

Лисица съела сыр.

Хитрость.

Сказкотерапия. Сочинение детьми сказок:

  • Салат из сказок (смешивание разных сказок);
  • Что будет если. Сюжет задается воспитателем;
  •  Изменение характера персонажей (старая сказка на новый лад);
  • Использование моделей (картинки, геометрические фигуры);
  • Введение в сказку новых атрибутов (волшебные предметы, бытовые приборы);
  • Введение новых героев (как сказочных так и современных);
  • Тематические сказки (цветочные, ягодные, животные и т.д.);

Элементы сказкотерапии многоплановы. Одно из направлений – аналитическое. Суть этого направления сводиться к интерпретации сказок. В основании этого метода содержится идея о том, что из поколения в поколение люди проходили сложные ситуации и выходили их них. Информация об этом зашифрована не только в подтексте сказок но и в сказочных образах. Сказки не только приятно слушать, но и не менее приятно рассказывать. Рассказывание имеет свои особенности. В этом направлении используют следующие формы: групповое рассказывание, рассказывание детям все известной сказки (каждый ребенок по очереди рассказывает маленький кусочек сказки, рассказывание всем известной сказки и придумывание к ней продолжения). Как показывает практика, необходимо начинать с простейших сказок, постепенно переходя к более сложным.

  ЛЕГО-технология. Использование ЛЕГО-технологии позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности, развитие речи дошкольников, а это одно из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе. Применение ЛЕГО на занятиях по развитию речи способствует:

  • развитию лексико-грамматических средств речи;
  • формированию грамматической составляющей речи (согласование числительных с  существительными; прилагательных с существительным в роде, числе, падеже; использование различных приставок и т.д.);
  • формированию графического образа букв при обучении грамоте, а также к развитию тактильных ощущений(игра с закрытыми глазами на ощупь);
  • овладению звуко-буквенным анализом и слого-звуковым составом слов (применяются кубики с традиционным цветовым обозначениям гласных, твердых и мягких согласных).
  • формированию пространственной ориентации и схемы собственного тела.

Здоровьезберегающие  технологии. Это система мер, направленных на улучшение здоровья воспитанников. Одним из видов здоровьезберегающих технологий является гимнастика. В работе используются следующие виды гимнастики:

  • дыхательная;
  • пальчиковая;
  • гимнастика после сна;
  • игровой массаж.

Мнемотехника. В переводе с греческого это звучит как искусство запоминать. Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание и увеличивающее объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Особенности технологии: применение не изображение предметов, а использование символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, символы максимально приближены к речевому материалу, например для обозначения диких животных используется елка, а обозначения домашних – дом.

Как любая работа, мнемотехника строиться от простого сложному. Начинать работы следует с простейших мнемоквадратов, затем -  мнемодорожки, а после – мнемотаблицы.

Отличительные особенности технологии:

-имеет четкое теоритическое и эксперементальное обоснование;

-приемы запоминания индивидуализированы;

широко используются образные коды, обеспечивающие быстрое запоминание;

-введено понятие «Навык запоминания» и разработана точная система контроля навыка запоминания.

Мнемоквадраты помогают детям самостоятельно определять главные свойства и признаки рассматриваемого объекта, обогащая словарный запас, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: елочка – зеленая, ягодка – красная.

Мнемодорожка позволяет понять основную последовательность и связанность текста, помогает удержать его в памяти. Она представляет собой дидактический материал, схему, в которую занесена определенная информация. Мнемотаблицы – схемы служат дидактическим материалом по развитию связанной речи детей. Содержание мнемотаблиц – это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явления природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Работа на занятии по мнемотаблице строится из трех этапов:

1.Рассматривание таблица и разбор таблицы, что на ней изображено.

2.Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование ее из абстрактных символов в образы.

3.После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказа по заданной теме.

Мнемотаблицы используют:

  • для обогащения словарного запаса,
  • при обучении составления рассказов,
  • при пересказах художественной литературы,
  • при отгадывании и загадывании загадок,
  • при заучивании  стихов. 

Моделирование. Модели особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: ключевое слово или словосочетание в каждой  стихотворной строчке «кодируется» подходящей по смыслу картинкой. Таким образом, все стихотворение зарисовывается автоматически. после этого ребенок по памяти, опираясь на графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагается готовая план-схема, а по мере обучения ребенок активно включается в процесс создания своей.

  Речевое развитие детей средствами игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. она представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр. одной из трех больших групп, которые включает технология «Сказочные лабиринты игры», является группа игр с буквами, звуками, словами и слогами. К ним относятся: «Теремки Воскобовича», «Складушки», «Читайка на шариках – 1,2»; игры-эрудиты «Яблонька», «Ромашка», «Снеговик», знаковые конструкторы «Шнур-малыш», «Шнур-затейник», «Геоконт», «Конструктор букв».

II. Практическая часть.

Цель: повысить профессиональный уровень педагогов, активизировать применение мнемотехники в работе с детьми.

Уважаемые коллеги! Я приглашаю Вас принять участие в деловой игре, где мы сможем применить свои знания по использованию мнемотехники в работе с детьми, вспомним педагогические технологии.

Задание № 1 Угадайте название сказки по предложенным мнемотаблицам.

Задание № 2 Составить мнемотблицу или мнемосхему по предложенному стихотворению:

Как у бабушки Наташи

Ели вкусную мы кашу,

Каша пшенная,с дымком

С хлебом, с маслом, с молоком

Взяли мы большие ложки

Съели все до самой крошки

Вот такая каша,

У бабушки Наташи!

Задание № 3 Чтение мнемотаблицы. (По предложенной мнемосхеме составить и записать небольшой рассказ-изложение)

Задание № 4. Прочитать по предложенной мнемосхеме загадку.

Задание № 5. Составить синквел по сказке «Цветик-семицветик».

Задание№ 6. На развитиях по развитию связанной речи, использую синквейн, можно придумать рассказ. Давайте попробуем:

Белый, пушистый.

Прячется, боится, убегает.

Я жалею зайца.

Дикое животное.

  1. .  Рефлексия

Что запомнилось особенно?

Какие игры были наиболее интересны?

Что планируете взять на заметку в своей работе?

Ваши вопросы, пожелания и рекомендации по теме семинара?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка педагогического семинара "Здоровьесберегающие технологии в работе с детьми дошкольного возраста". Старший воспитатель 1й квалификационной категории Руденко Ольга Васильевна

Здоровье детей на первом месте в деятельности детского сада, вот почему педагоги углубленно изучают и внедряют современные технологии оздоровления детей....

семинар "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ"

Уточнение понятия "здоровьесберегающие технологии" , формы этих технологий и применение их в повседневной работе педагогов с детьми....

Семинар. Игровая технология в образовательном - воспитательном процессе ДОУ.

В последнее десятилетие в результате изменений традиционных представлений о развитии и его соотношении с воспитанием особое внимание уделяется становлению ребёнка как субъекта различных видов и форм д...

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»

Семинар. Тема: Технология исследовательской деятельности в ДОУ как условие повышения качества образования современных детей в условиях внедрения ФГОС»...

Семинар-практикум «Технология педагогического общения с родителями»

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой т...

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"

Городской теоретико-практический семинар "Современные технологии в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста"...

Семинар. "Игровые технологии. Сюжетно-ролевая игра"

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В и...