семинар "ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ в ДОУ"
материал на тему

Моисеева Светлана Владимировна

Уточнение понятия "здоровьесберегающие технологии" , формы этих технологий и применение их в повседневной работе педагогов с детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ЦЕЛЬ СЕМИНАРА:  1) конкретизация понятия  «здоровьесберегающие  технологии»

                                    2)классификация форм и физкультурно-оздоровительной работы в

                                       области здоровьесберегающих  технологий

                                    3)приобщение педагогов к применению здоровьесберегающих технологий в    

                                       Ежедневной работе с детьми.

                                                    ХОД СЕМИНАРА:

1.ВВЕДЕНИЕ.

     Отдельной образовательной областью в ФГТ выделена область «ЗДОРОВЬЕ», содержание которой направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

  1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
  2. Воспитание культурно-гигиенических навыков;
  3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни

Решать данные задачи необходимо не только в области «ЗДОРОВЬЕ», но и интегрированно, при решении задач других областей образовательного процесса. Эффективность применения здоровьезберегающих технологий зависит   от многих факторов: регулярное проведение мониторинга здоровья детей, индивидуальный подход к каждому ребенку и создание в ДОУ здоровьесберегающего пространства, т.е.- МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ, -ЭКОЛОГИЯ И ГИГИЕНА, -СОВРЕМЕННЫЙ ДИЗАЙН, -РАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ДНЯ РЕБЁНКА В ДОУ.

     Выделяют три группы технологий:

  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:  Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная  гимнастика, гимнастика бодрящая, корригирующая гимнастика , ортопедическая гимнастика.
  2. Технологии обучения здоровому образу жизни: физкультурное занятие, проблемно-игроовые (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры , беседы на тему «ЗДОРОВЬЕ» , самомассаж, точечный самомассаж. Биологическая обратная связь(БОС*изменение показателей организма при помощи приборов*).
  3. Коррекционные технологии: Арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, фонетическая и логопедическая ритмика.

Важно, чтобы каждая из этих технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность  сформировала у детей стойкую мотивацию к здоровому образу жизни в целом.

Применение здоровьесберегающих технологий в ДОУ  нацелена на улучшение воспитательно-образовательного процесса, на сохранение и укрепление здоровья детей.

     ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ -  одна из основных технологий по здоровьесбережению детей. Используемые методы в работе по этой технологии:

  1. Режим смены динамических поз ( по мет. Базарного)
  2. Схемы зрительных траекторий (по мет. Базарного)
  3. Метка на стекле(по мет. Аветисова)
  4. Зрительно-пространственная активность детей (по мет. В.Ф. Базарного)

МЕТКА НА СТЕКЛЕ (ПО АВЕТИСОВУ)

ПРИМЕРНО В 1 СМ. ЦВЕТ, ФОРМА И РАСПОЛОЖЕНИЕ НА УРОВНЕ ТЕЛА РЕБЁНКА  (СИДЯ ИЛИ СТОЯ) НЕ ИМЕЮТ ЗНАЧЕНИЯ. ВАЖНО, ЧТОБЫ РАССТОЯНИЕ ДО ГЛАЗ  ОТ МЕТКИ СОСТАВЛЯЛО 30 – 40 СМ.

МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ: СМОТРИТЕ НА МЕТКУ, А В ЭТО ВРЕМЯ СЧИТАЙТЕ ДО «10», ЗАТЕМ ПЕРЕВЕДИТЕ ВЗГЛЯД ЗА ОКНО НА САМЫЕ ДАЛЁКИЕ ПРЕДМЕТЫ «НА ГОРИЗОНТЕ»  И СЧИТАЙТЕ ДО «30» . УПРАЖНЕНИЕ ПОВТОРИТЬ ОТ ТРЁХ ДО ШЕСТИ РАЗ.

УПРАЖНЕНИЕ «МЕТКА-ГОРИЗОНТ»  СПОСОБСТВУЕТ УМЕНЬШЕНИЮ ЗРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ, ТАК КАК ПРИСХОДИТ МАССАЖ ВНУТРИГЛАЗНОЙ МЫШЦЫ, ОТВЕТСТВЕННОЙ ЗА РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ГЛАЗ.

ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ АКТИВНОСТЬ.

В ОПРЕДЕЛЁННЫЙ МОМЕНТ ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЗРИТЕЛЬНО НАЙТИ РАЗМЕЩЁННЫЕ В ПРОСТРАНСТВЕ ГРУППЫ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, ОТГАДКИ НА ЗАГАДКИ, СИЛУЭТЫ ИГРУШЕК И ДР.

ТОЧЕЧНЫЙ МАССАЖ.

ТОЧЕЧТНЫЙ МАССАЖ ВЫПОЛНЯЕТСЯ ПУТЁМ НАЖИМАНИЯ КОНЧИКАМИ ПАЛЬЦЕВ НА КОЖУ И МЫШЦЫ В МЕСТАХ ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ТОЧЕК. ЭТОТ ВИД МАССАЖА МОЖЕТ БЫТЬ КАК РАССЛАБЛЯЮЩИМ, ТАК И ВОЗБУЖДАЮЩИМ СРЕДСТВОМ, ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ В КОМПЛЕКСЕ БЛАГОТВОРНО ВЛИЯЕТ НА ОРГАНИЗМ РЕБЕНКА. В ОСНОВНОМ ИСПОЛЬЗУЕТСЯ ДЛЯ НОРМАЛИЗАЦИИ НЕРВНЫХ ПРОЦЕССОВ И КАК ПРАВИЛО ЭТО САМОМАССАЖ ПОДОШВ И ПАЛЬЦЕВ НОГ, КИСТЕЙ РУК, ГОЛОВЫ И ЛИЦА.НЕОБХОДИМО ОБЪЯСНИТЬ ДЕТЯМ, ЧТО САМОМАССАЖ ВЫПОЛНЯЕТСЯ НЕ СИЛЬНЫМИ НАЖИМАМИ, А АККУРАТНО И ЛЕГОНЬКО НАЖИМАЯ НА ОПРЕДЕЛЁННЫЕ ТОЧКИ.

ЦЕЛЬ МАССАЖА – ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ПРОСТУДНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ МИМИКОЙ ЛИЦА. ВЫПОЛНЯЕТСЯ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ,ИМИТИРУЯ РАБОТУ СКУЛЬПТОРА.

Нажимаем пальцами на переносицу, точки в середине бровей, производя вращательные движениясначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполняется 5-6 раз.

Прилагая усилия. Оказывая давление, «рисуем» брови. Придавая им красивый изгиб. «вылепливаем» густые брови при помощи щипков.

Легкими прикосновениямилепим глаза, расчёсываем реснички.

Ведём пальцами от переносицы к кончику носа, «вылепливая » нос Буратино.

САМОМАССАЖ ЛИЦА ДЛЯ ДЕТЕЙ В СТИХАХ «НОС, УМОЙСЯ!»

«КРАН, ОТКРОЙСЯ!» - ПРАВОЙ РУКОЙ ДЕЛАЕМ ВРАЩАТЕЛЬНЫЕ ДВИЖЕНИЯ (ОТКРЫВАЕМ КРАН)

«НОС, УМОЙСЯ!» - РАСТИРАЕМ УКАЗАТЕЛЬНЫМИ ПАЛЬЦАМИ ОБЕИХ РУК КРЫЛЬЯ НОСА.

«МОЙТЕСЬ СРАЗУ ОБА ГЛАЗА!» - НЕЖНО ПРОВОДИМ РУКАМИ НАД ГЛАЗАМИ.

«МОЙТЕСЬ, УШИ!» - РАСТИРАЕМ ЛАДОНЯМИ УШИ.

«МОЙСЯ, ШЕЙКА!» - АККУРАТНЫМИИ ДВИЖЕНИЯМИ ГЛАДИМ ШЕЮ СПЕРЕДИ.

«ШЕЙКА, МОЙСЯ ХОРОШЕНЬКО!» - ГЛАДИМ ШЕЮ СЗАДИ, ОТ ОСНОВАНИЯ ЧЕРЕПА К ГРУДИ.

«МОЙСЯ, МОЙСЯ, ОБЛИВАЙСЯ!» - АККУРАТНО ПОГЛАЖИВАЕМ ЩЕКИ.

«ГРЯЗЬ, СМЫВАЙСЯ! ГРЯЗЬ СМЫВАЙСЯ!» - ТРЁМ ЛАДОШКИ ДРУГ О ДРУГА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Конспект НОД ОО Познавательное развитие ФЭМП в подготовительной группе от 6 до 7 лет для детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием современных образовательных технологий. (игровые технологии, личностно-ориентированная технология, технология сотр

Цель: Формирование элементарных математических представлений у детей 6 – 7 лет Задачи:Образовательная: Продолжать учить  составлять арифметическую задачу на сложение на наглядном...