Главные вкладки

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.
    методическая разработка по развитию речи (подготовительная группа) по теме

    Гончарова Галина Владимировна

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы: "Дикие животные наших лесов" и "Дикие животные Севера". Тема НОД: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая технология. Непосредственно образовательная деятельность является итоговой после изучения двух лексических тем; "Дикие животные наших лесов" и "Дикие животные Севера".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_nod_sravnenie_medvedey.docx26.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 Калининского района Санкт-Петербурга

     Непосредственно – образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группе с ОНР.

    Направление: «Познавательно – речевое развитие».

    Тема: «Сравнение бурого и белого медведей»

    Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

    Цели:

    • Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе;
    • Систематизировать знания о диких животных наших лесов и диких животных Севера;
    • Уточнять и расширять представления детей об образе жизни медведей, живущих в разных природных условиях, их приспособленности, образу жизни, характеру питания, в соответствии с местом обитания;
    • Уточнять и закреплять знания детей об особенностях внешнего вида бурого и белого медведя;
    • Развивать умение детей сравнивать белого и бурого медведя с помощью карточек-моделей;
    • Развивать мышление, учить думать, отстаивать своё суждение, развивать память;
    • Развивать связную речь, общие речевые навыки, зрительное внимание и восприятие;
    • Развивать диалогическую и монологическую формы речи;
    • Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе;
    • Совершенствовать грамматический строй речи (употребление существительных с суффиксами –онок-, енок-, -ат-, ят-);
    • Формировать грамматический строй речи (употребление форм винительного падежа имен существительных);

    • Совершенствовать синтаксический строй речи (составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а);
    • Воспитывать бережное отношение к природе.

    Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Труд».

    Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: «Дикие животные наших лесов» и «Дикие животные Севера»: лес, сосновый бор, Север, Арктика, белый медведь, бурый медведь, гигант Севера, животное, зверь, всеядный, хищник, лапы, когти, ступни, подошвы, шерсть, мохнатая, берлога,, муравьи, маскировочная окраска, рычат, бегают, плавают, лиса, заяц, волк, белка, ёж, рысь, кабан, тюлень, морж, спасатели, Служба спасения животных.

    Оборудование: демонстрационные картинки с изображением бурого и белого медведей; модели леса (соснового бора) и Арктики; модели-карточки с изображением существенных признаков белого и бурого медведей; плоскостные изображения диких животных наших лесов и Севера на магнитах; мяч; магнитофон, аудиокассета с записью мелодии из кинофильма «Кавказская пленница»; персонаж кукольного театра Ёжик.


    Ход непосредственно-образовательной деятельности:

    1. Организационный момент.

    Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом напротив магнитной доски (на доске помещены демонстрационные картинки с изображением бурого и белого медведей).

    Раздаётся стук в дверь (воспитатель незаметно для детей надевает на руку персонажа кукольного театра Ёжика).

    Воспитатель: Дети, к нам в гости сегодня пришёл необычный гость. Вот он. Кто это?

    Дети: Ёжик.

    Ёжик (совсем тихо, почти шёпотом): Здравствуйте, дети.

    Воспитатель: Да, дети, это Ёжик. Он ещё очень маленький и всех боится. Ёжик, а почему ты такой грустный?

    Ёжик: Потому, что я ещё маленький, я родился этой весной под старым большим сосновым пнём. Я пошёл погулять и заблудился. Я не знаю где мой дом и где моя мама.

    Воспитатель: Ёжик, тебе очень повезло, потому что наши дети знают, где твой дом и обязательно помогут тебе его найти.

    Ёжик (смотрит на картинки): Ой! А кто это?

    Дети: Это бурый и белый медведи.

    Ёжик: Какие большие и страшные. А я о них ничего не знаю.

    Воспитатель: Дети, давайте расскажем Ёжику о буром и белом медведях.

    Садись, Ёжик, послушай наших детей.

    Воспитатель усаживает Ёжика на маленький стульчик.

    1. Сравнение бурого и белого медведей.

    Воспитатель: Дети, для того, чтобы нашему гостю было понятно, что это за звери, давайте, сравним бурого и белого медведей. Расскажем

    Ёжику, чем они похожи и чем они отличаются друг от друга.. А для того, чтобы рассказать всё мы будем рассказывать по моделям-картинкам, которые помогут вам помнить о чём надо говорить.

    На столе перед магнитной доской разложены карточки-модели.

    Воспитатель: Чем похожи бурый и белый медведи.

    Дети берут по одной  модели, по очереди выставляют её на магнитной доске и рассказывают.

    1-ый ребёнок (выставляет модель): Это – медведи, звери или дикие животные.

    2-ой ребёнок: У них одинаковое строение тела: есть туловище, шея, голова, на голове глаза и уши, нос и пасть, у них по четыре ноги, лапы с когтями и маленький хвостик.

    3-ий ребёнок: У них есть пасть с острыми зубами.

    4-ый ребёнок: Их тело покрыто густой шерстью.

    5-ый ребёнок: Оба они рычат.

    6-ой ребёнок: Они одинаково передвигаются: ходят и бегают. Медведи умеют плавать.

    7-ой ребёнок: Медведицы кормят медвежат молоком.

    Воспитатель выставляет ещё одну модель, предлагает ответить желающему ребёнку.

    Ребёнок: Бурые медведи и белая медведица проводят зиму в берлоге.

    Физкультминутка «Белые медведи»

    (звучит мелодия из кинофильма «Кавказская пленница»)

    Где-то на белом свете,

    Дети разводят руки в стороны.

    Там, где всегда мороз,

    Дети обхватывают, трут себя руками.

    Трутся спиной медведи

    О земную ось.

    Дети выгибают спину, руки на поясе,

    Приседают и приподнимаются на ногах-пружинках.

    Трутся они стараясь,

    Вертят земную ось,

    Дети делают вращательные движения тазом, руки на поясе.

    Чтоб ребятишкам в группе

    Хлопки руками над головой.

    Весело жилось.

    Хлопки.

    Дети садятся на свои места.

    Воспитатель: А в чём же отличия бурого и белого медведей?

    Дети берут по одной модели, по очереди выставляют её на магнитной доске и рассказывают.

    1-ый ребёнок: Бурый медведь живёт в лесу, а белый медведь на Севере, в Арктике.

    2-ой ребёнок: Белый медведь больше по размеру, чем бурый медведь.

    3-ий ребёнок: Шерсть бурого медведя коричневого цвета, а у белого медведя она белая.

    4-ый ребёнок: Шерсть у белого медведя длиннее, а у бурого короче.

    5-ый ребёнок: У бурого медведя голова большая, а у белого меньше и вытянутая. Шея у бурого медведя короткая, а у белого длинная. Уши у бурого медведя полукруглой формы, а у белого медведя уши острые.

    6-ой ребёнок: Лапы у белого медведя большие, мощные, а у бурого меньше. У белого медведя на лапах длинные крепкие когти, а у бурого медведя когти короче.

    7-ой ребёнок: Бурый медведь всеядный. Он питается грибами, ягодами, рыбой, муравьями, мёдом. Белый медведь – хищник. Он питается рыбой, тюленями.

    Воспитатель выставляет ещё одну модель и просит желающих рассказать ещё об одном отличии.

    Ребёнок: Бурый медведь строит себе берлогу из веток и маленьких деревьев, а белая медведица  роет себе берлогу в снежном сугробе.

    Воспитатель выставляет следующую модель и спрашивает, что она означает.

    Ребёнок: Белый медведь – самец не спит зимой, а всю зиму бродит в поисках пищи.

    Ёжик: Спасибо, дети, теперь я знаю что медведи – дикие животные. Знаю, чем похожи и в чём отличие бурого и белого медведей.

    1. Игра с мячом «Большие и маленькие»

    Воспитатель приглашает детей на ковёр, берёт в руки мяч.

    Воспитатель: А теперь встаньте в кружок. Давайте поиграем. Я буду бросать вам мяч и называть дикое животное. Один из вас будет ловить мяч и называть детёныша этого животного и возвращать мяч мне.

    Воспитатель: Медведь.

    1-ый ребёнок: Медвежонок.

    Воспитатель: Волк.

    2-ой ребёнок: Волчонок.

    Воспитатель: Лиса.

    3 –ий ребёнок: Лисёнок.

    Воспитатель: Заяц.

    4-ый ребёнок: Зайчонок.

    Воспитатель: Белка.

    5-ый ребёнок: Бельчонок.

    Воспитатель: Ёж.

    6-ой ребёнок: Ежонок.

    Воспитатель: Кабан.

    7-ой ребёнок: Поросёнок.

    А теперь продолжим эту игру. Я буду называть дикое животное, а вы детёнышей этого животного.

    Воспитатель: Медведь.

    1-ый ребёнок: Медвежата.

    Воспитатель: Волк.

    2-ой ребёнок: Волчата.

    Воспитатель: Лиса.

    3-ий ребёнок: Лисята.

    Воспитатель: Заяц.

    4-ый ребёнок: Зайчата.

    Воспитатель: Белка.

    5-ый ребёнок: Бельчата.

    Воспитатель: Ёж.

    6-ой ребёнок: Ежата.

    Воспитатель: кабан.

    7-ой ребёнок: Поросята.

    Воспитатель: Молодцы, дети, правильно ответили на все мои вопросы.

    1. Авторская игра «Спасатели»

    Дети садятся на стульчики напротив магнитной доски. На доске модели леса и Арктики.

    Воспитатель: А сейчас, мы с вами – спасатели и работаем в «Службе спасения животных». Нам поступило сообщение, что дикие животные попали в беду. Они заблудились и оказались на необитаемом острове. Они не могут найти свой дом. Наша задача: найти диких животных,

    спасти их. Назвать кого ты спас, где это животное обитает и поместить его в место его обитания.

    Например: Я спасла морского котика, он живёт в Арктике (прикрепить морского котика на модель Арктики).

    Работу по спасению животных будем выполнять по очереди, по одному, чтобы не напугать спасённое животное.

    Воспитатель уточняет детям место поиска животных.

    Игра продолжается до тех пор, пока не будут спасены все животные.

    Воспитатель (оглядываясь вокруг): Дети, а где же наш Ёжик? Вот он!

    (показывает детям плоскостное изображение Ёжика). Дети, мы обещали Ёжику найти дом и вернуться к маме. Давайте выполним своё обещание.

    Один из детей помещает изображение Ёжика на модель леса, рядом с ежихой.

    Воспитатель благодарит детей за спасение животных.

    1. Итог.

    Воспитатель задаёт детям вопросы: Чем занимались, в какие игры играли, что больше всего понравилось?

    Воспитатель: Дети, за то, что вы помогли Ёжику вернуться домой, он оставил вам в подарок энциклопедию «Про животных». А ещё он и его мама ежиха  собрали для вас в лесу лесные ягоды (конфеты в форме лесных ягод).

    Воспитатель угощает детей и благодарит их от лица Ёжика и его мамы.

                                                                                           Воспитатель: Гончарова Г.В.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

    Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

    Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

    Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы с использованием игровой и здоровьесберегающей технологии и технологии проблемной ситуации Тема: «Путешествие с Капитошей»

    Задачи:Закреплять знания детей о состояниях воды в разное время года.Учить обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости, умение делать выводы.Совершенствовать грамматический строй речи; р...

    План-конспекта непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности VII вида (6-7 лет) с использованием ТИКО - конструктора. По теме «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС С ЗАЙЧИКОМ ТИКО»

    Использование конструктора ТИКО для развития математических способностей детей с ЗПР. Обучение счету и закрепления знания геометрических фигур. ...

    Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ЗПР по теме «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий

    Конспект совместной деятельности для детей подготовительной группы с ЗПР по теме «Скоро в школу» с использованием современных образовательных технологий: — игровая технология; — здоровье сберегающа...

    Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с нарушением речи «Парад на Красной площади» - с использованием элементов логоритмики.

    Конспект занятия на развитие музыкальных и творческих способностей  детей в различных  видах музыкальной деятельности.1. Воспитание патриотических чувств средствами музыки.2. Формирование му...