Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.
методическая разработка (развитие речи, старшая группа) по теме

Оберемко Ольга Валериевна

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического  и синтаксического строя речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nasekomye.doc150 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР.

Тема: «Составление рассказов - описаний о насекомых (по схеме)».

Направление: «Познавательно-речевое развитие».

Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии, технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми.

Цели: Расширение и углубление представлений о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Совершенствование грамматического стоя речи (образование слов-антонимов). Совершенствование  синтаксического строя речи (составление сложносо-чинённых предложений с противительным союзом а). Развитие связной речи, речевого слуха, зрительного внимания и восприятия, мышления, памяти. Воспитание бережного отношения к природе.                                                                                                               Уточнение, расширение и активизация словаря по теме: насекомое, бабочка, жук, стрекоза, пчела, шмель, муха, муравей, гусеница, божья коровка, кузнечик; ползать, летать, порхать, кружиться, жужжать, звенеть, собирать; пчелиный, пёстрый, разноцветный, полезный, вредный.                                                                                                             Оборудование: Ковралин, на нём  составлена композиция (игровое поле)  поляны полевых цветов; плоскостные изображения насекомых; схема для составления рассказов, картина С. Артюшенко «Насекомые и пауки»; мяч.

Ход.

1. Организационный момент. Игра «На полянке».

На ковралине  составлена композиция (игровое поле) поляны  с полевыми цветами. На столе воспитателя плоскостные изображения насекомых. Воспитатель предлагает детям выбрать по одной картинке. Предлагает детям сесть на стульчики, которые стоят полукругом напротив ковралина.

Воспитатель: Дети, сейчас мы поиграем в игру «На полянке». Я буду загадывать загадки, а тот, у кого картинка-отгадка, будут выходить и прикреплять её на тот цветок или в то место, которое я назову.

Воспитатель загадывает загадки:

  • У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела,

     И большие, большие глаза. Называют её….(Стрекоза).

Ребёнок, отгадавший загадку,  закрепляет стрекозу на колокольчике (по заданию воспитателя).

Воспитатель: Расскажите, где находится насекомые, скажи об этом красиво, назови стрекозу красочно. Хорошо, если вы будете употреблять слова из загадки.

Ребёнок: Красавица стрекоза сидит на колокольчике.

Воспитатель: Хорошо. Послушайте следующую загадку.

  • Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд.

    Людям всем она мила, а зовут её …………(Пчела)

Воспитатель: посади пчелу на мак. Скажи, где находится пчела?

Ребёнок: Мохнатая пчела сидит на красивом  красном маке.

  • Этот маленький скрипач изумрудный носит плащ.

     Он и в спорте чемпион, ловко прыгать может он.        (Кузнечик)

Воспитатель: посади кузнечика на ландыш. Скажи, где сидит кузнечик?

Ребёнок: Кузнечик-чемпион сидит на белом ландыше.

  • Кто нектар цветочный пьёт, полосатый, а не кот?         (Шмель)

Воспитатель: Посади шмеля на одуванчик. Скажи, где находится шмель?

Ребёнок: Полосатый шмель сидит на жёлтом одуванчике.

  • Она ярка, красива, изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок.     (Бабочка).

Воспитатель: посади её на ромашку. Скажи, где сидит бабочка?

Ребёнок: Яркая бабочка сидит на белой ромашке.

  • Он работник настоящий, очень, очень работящий.

Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом.             (Муравей).

Воспитатель: посади муравья под паутину. Скажи, что он делает?

Ребёнок: Маленький, трудолюбивый муравей бежит под паутинкой._

2. Составление рассказов-описаний о насекомых по схеме.

Воспитатель оставляет изображения насекомых на игровом поле, добавляет ещё 3-5 изображений насекомых.

Логопед. А теперь выберите по одному насекомому и расскажите о нем по уже знакомой нам схеме.

1-й ребенок. Это бабочка-крапивница. Она небольшая. У нее продолговатое туловище, маленькая головка с длинными усиками, две пары ножек и шелковистые крылья коричневого цвета с разноцветными узорами. Крапивница летает. Питается она цветочной пыльцой.

Рассказы составляют по очереди все 6-8 детей. Другие дети внимательно слушают, воспитатель  предлагает им выбрать лучшего рассказчика.

3. Игра с речевым сопровождением «Бабочки весной».

Дети образуют круг, встают друг от друга на расстоянии вытянутых в стороны рук, лицом к центру круга.

Бабочки проснулись,                                           Встают на носочки, поднимают

руки через стороны вверх.

К солнцу потянулись.                                         Опускаются на всю стопу, руки

через стороны вниз.

Крылышками машут,                                         Руки к плечам, выставляют пооче-

Над цветами пляшут.                                           редно вперед на пятку правую

и левую ногу.

Друг за другом, друг за другом                       Кружатся на месте, руки в стороны

Кружат бабочки над лугом.                               – вниз.

Беззаботные летают,                                            Бегут по кругу друг за другом,

Над цветочками порхают.                                   плавно взмахивая руками вверх-

  • вниз.        

 Ветерок весенний налетел,                          Останавливаются, поворачиваются

 Бабочкам он песенку пропел:                            лицом к центру круга, выполняют

 «пружинку», покачивая руками

вперед-назад.

 «Вы летайте, вы порхайте,                                 Выполняют наклоны вниз, при

Нектар цветочный собирайте!                          наклоне руки отводят назад.

Вы танцуйте, вы играйте,                                  Выполняют повороты вправо-Веселитесь, улыбайтесь!»                                  -влево, руки на поясе.

Танцевали целый день -                                 Выполняют прыжки на двух ногах

Веселиться им не лень.                                      на месте, руки на поясе.

 Как устали танцевать,                                        Шагают на месте.

 На цветочки сели спать.                                   Приседают, руки складывают под

щёчкой.  

Завтра бабочки опять                                         Встают из приседа, хлопают в

Будут над лужком порхать!                              ладоши.  

4. Составление сложносочинённых предложений с противительным союзом а (совершенствование синтаксического строя речи) по картине С.Картюшенко

 «Насекомые и пауки». 

Воспитатель предлагает детям сесть на стульчики и  прикрепляет к доска картину.

Воспитатель: Расскажите, каких насекомых вы видите на картине, что они делают. Составьте предложения сразу о двух насекомых, как мы с вами уже делали занимаясь индивидуально.

Ребёнок: Разноцветная бабочка вьётся над веткой липы, а жёлтая бабочка кружится над цветком клевера.

2-ой ребёнок: Мохнатый шмель собирает нектар с цветка клевера, а пчела хочет взять нектар из цветка ландыша.

3-ий ребёнок: Зелёный кузнечик сидит на одном листке ландыша, а муравьи ползут по другому листку.

4-ый ребёнок: Длинноногая водомерка бежит по воде, а жук-плавунец ныряет в воду. (и т.д.)  

Воспитатель убирает картину и просит детей пройти на ковёр и встать в круг.

5. Игра с мячом «Закончи предложение».

Воспитатель: Давайте поиграем в игру с мячом «Закончи предложение».

Майский жук большой, а божья коровка…

1 ребёнок….маленькая.

У майского жука крылья короткие, а у стрекозы….

2-ой ребёнок…..длинные.

Воспитатель: У жука усы толстые, а у бабочки…

3-ий ребёнок…тонкие.

У шмеля спина широкая, а у водомерки…

4 –ый ребёнок…узкая. (и т.д.)

 

    Итог.

 Воспитатель убирает мяч и оценивает работу детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Сравнение бурого и белого медведей". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексические темы:...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми подготовительной группы с ОНР. Тема: "Игра - путешествие "Едем в деревню". Использование современных образовательных технологий: Игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной к школе группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексичес...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...