Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая технология и Мнемотехника.
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме

Гончарова Галина Владимировна

Конспект непосредственно - образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Образовательная область: "Коммуникация". Лексическая тема: "Полевые и луговые цветы". Тема: "Придумывание загадок - описаний о полевых и луговых цветах". Использование современных образовательных технологий: Здоровьесберегающая и мнемотехника. Цель: Путем развития визуального мышления сконцентрировать внимание ребёнка на речевом мышлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_tema_tsvety.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 17 компенсирующего вида Калининского района Санкт-Петербурга

Непосредственно образовательная деятельность детей старшей группы с ОНР.

Направление: «Познавательно-речевое развитие»

Тема: «Придумывание загадок – описаний о полевых и луговых цветах»

Использование современных образовательных технологий: Мнемотехника и здоровьесберегающая технология.

Образовательные задачи:

  • Вызывать интерес к окружающему виду, формировать реалистические представления о природе;
  • Расширять представления о растениях луга;
  • Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме: «Полевые цветы»;
  • Совершенствовать грамматический строй речи (согласование прилагательных с существительными);
  • Формировать умение составлять по образцу воспитателя простые и сложные предложения;
  • Формировать умение составлять по мнемотаблице короткое описание-загадку о полевых цветах;

Коррекционные задачи:

  • Развивать общие речевые навыки, речевой слух, зрительное внимание и восприятие:
  • Развивать память, мышление;
  • Автоматизировать правильное произношение и дифференцировать в речевой деятельности детей все поставленные ранее звуки.

Воспитательные задачи:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, ответственности;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Безопасность».

Оборудование: магнитная доска, предметные картинки по теме, коврограф, мнемотаблица, мяч, магнитофон, запись музыки для проведения физкультминутки.

Предварительная работа: Экскурсия с родителями за город, на опушку леса, на луг. Рассматривание полевых и луговых цветов. Рассматривание картины П.Т. Ван Брусселя «Цветы и фрукты». Разучивание упражнения «Дрёма». Разучивание загадок и стихов о цветах.

Ход:

  1. Организационный момент:

Дети встают полукругом напротив воспитателя. В руках у воспитателя букет искусственных цветов, на столе ваза.

Воспитатель: Дети, вот и наступила поздняя весна. Природа вокруг нас оживает. Она поражает нас многообразием растений и цветов. Их на нашей планете великое множество. Без цветов Земля не была бы такой красивой. Дети, вы уже обратили  внимание на букет, который я держу в руках. Как вы думаете из каких цветов составлен мой букет?

Воспитатель: Правильно, дети.

  1. Упражнение: «Поставь цветы в вазу».

А сейчас послушайте стихотворение Е.Серовой о полевых цветах.

Воспитатель читает детям стихотворение:

                              Их видимо-невидимо,

                              Не сосчитаешь их!

                              И кто их только выдумал –

                              Весёлых, голубых?

                              Должно быть, оторвали

                              От неба лоскуток.

                              Чуть – чуть поколдовали –

                              И сделали цветок.

Воспитатель: Дети, как вы думаете, про какие цветы это стихотворение?

Дети: Это стихотворение про незабудки.

Воспитатель: Правильно, дети. А теперь, найдите пожалуйста, в моем букете цветок незабудку.  

Ребёнок находит цветок незабудку и называет его.

Воспитатель предлагает поставить его в вазу, стоящую на столе.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Г.Давыдовой

                         На лужайке  летней

                         Кашка расцвела.

                         Пушистые головки

                         К небу подняла.

                         Красно-розовый цветок

                         Я вплету себе в венок,

                         Заиграла кашка

                         В венке среди ромашек.

Воспитатель: Про какой цветок говорится в этом стихотворении?

Воспитатель. Правильно, в народе его так и называют - кашкой. А какое  называние есть ещё у этого цветка?

Воспитатель: Да. Это стихотворение так и называется «Клевер-кашка». А теперь найдите этот цветок в моём букете, назовите его и поставьте в вазу.

Ребёнок находит цветок называет его и ставит в вазу.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение Е.Серовой про ромашки

                         Нарядные платьица,

                         Жёлтые брошки,

                          Ни пятнышка нет

                          На красивой одёжке.

                          Такие весёлые эти ромашки

                           Вот-вот заиграют,

                           Как дети в пятнашки.

Воспитатель: А теперь, найдите в моём букете эти весёлые цветы, назовите их и поставьте в вазу.

Ребёнок находит ромашки, называет и ставит их в вазу.

Воспитатель: А теперь послушайте стихотворение  Е.Серовой «Фиалка»:

                            На солнечной опушке

                            Фиалка расцвела-

                             Лиловенькие ушки

                            Тихонько подняла.

                             В траве она хоронится,

                             Не любит лезть вперед,

                             Но всякий ей поклонится

                             И бережно возьмёт.

Воспитатель: Как называется это стихотворение?

 Воспитатель: Найдите фиалку в моём букете и поставьте фиалку в вазу.

Ребёнок находит, называет и ставит её в вазу.

Воспитатель: А теперь я прочитаю вам стихотворение о цветке, который мы встречаем постоянно.

                        Одуванчик у дорожки

                        В пышной шапке,

                        С длинной ножкой.

                        Я нашла его в лесу,

                        Но с собой не унесу:

                        Лишь возьму его в букет,

                        Ветер дунет - шапки нет.

                                           Л.Аграчёва.

Воспитатель: О каком цветке я прочитала стихотворение?

Воспитатель: А теперь, посмотрите внимательно и скажите, есть ли у меня в букете одуванчик?

Воспитатель: Я предлагаю, взять одуванчик, поставить его в вазу и сказать, чем он отличается от одуванчика, о котором говорится в стихотворении.

Воспитатель: Правильно, дети молодцы. Ну вот, мы с вами и поставили наш красивый букет в вазу.

Воспитатель: А из каких цветов мы с вами составили букет?

Дети садятся полукругом напротив магнитной доски. На доске помещены картинки с изображением полевых и луговых цветов.

План - схема для составления описательного рассказа.

  1. Рассматривание полевых и луговых цветов.

Воспитатель: Дети, рассмотрите и назовите изображенные полевые и луговые цветы

Воспитатель: Постарайтесь описать растения, использую план - схему, которая находится перед вами.

Воспитатель: Пример: Это василёк. Василек – полевой цветок. Он растёт в поле среди ржи. У василька тонкий стебель, узкие листочки и яркие синие цветы.

Подобные рассказы составляют все дети.

  1. Физкультминутка «Вместе по лугу идём»

Вместе по лугу идём,                             Ходьба на месте.

Не спешим, не отстаём.                         Потягивание-руки в стороны.

Вот выходим мы на луг                         Наклониться и коснуться левой  

                                                                  ступни  правой рукой,

Тысяча цветов вокруг!                           потом наоборот - правой ступни

 Вот ромашка, василёк,                          левой рукой.

Медуница, кашка-клевер.

Растилается ковёр

И направо и налево.                                Повороты вправо-влево.

Чтоб сорвать в лесу цветочки,               Наклоны вперед: сначала к правой

Наклоняйтесь до носочков.                    ноге, затем к левой.

Раз – цветок, два – цветок.

А потом сплети венок.                            Руки поднять над головой, а затем  

                                                                   Опустить до уровня головы –

                                                                   «надеть венок на голову».

                                                                    Ходьба на месте.

Снова мы идём по лесу.                          Потягивания – руки в стороны.

А вокруг так интересно!

Отдохнуть пора, дружок,

Мы присядем на пенёк.                           Дети садятся на места.

  1. Придумывание загадок-описаний о полевых и луговых цветах.

Воспитатель: Мы с вами научились составлять короткое описание о луговых и полевых цветах. А сейчас, используя нашу мнемотаблицу, мы будем придумывать загадки-описания о полевых и луговых цветах. Опишите цветок, не называя его. А мы отгадаем.

Пример У этого растения толстый стебель, широкие тёмные листья и жёлтый цветок. Когда он отцветает, он превращается в пушистый белый шарик. Что это за растение?

Воспитатель: Правильно. А теперь вы по очереди попробуете загадать загадки.

Дети по очереди составляют загадки-описания.

Другие дети выбирают чья загадка была составлена лучше, интереснее. Аргументируют свой выбор.

  1. Упражнение с мячом: Скажи наоборот»

Воспитатель берёт в руки мяч и предлагает детям выйти на ковёр и встать в круг.

Воспитатель: Давайте поиграем в уже знакомую вам игру «скажи наоборот». Вы будете заканчивать начатое мной предложение.

Воспитатель: Цветки бывают большие, а бывают…

……маленькие.

Воспитатель: Цветы можно рвать, а можно…

….. сажать.

Воспитатель: Стебли у цветов могут быть длинные, а могут быть..

……короткие.

(Ещё несколько вопросов).

Воспитатель:. Цветы можно уничтожать, а можно…

…… беречь.

  1. Итог.

Воспитатель: Конечно же, полевые и луговые цветы нужно беречь. Вы уже знаете, что многие полевые цветы занесены в Красную книгу. Лучше любоваться полевыми цветами, рисовать их или фотографировать их, потому что сорванный цветок живёт недолго. Пусть он растёт, чтобы им могли любоваться все!  

Воспитатель дарит детям раскраски о полевых цветах.

        Воспитатель: Гончарова Г.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных познавательных технологий: Мнемотехника, игровые технологии, здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление: "Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Весна. Перелётные птицы". Использование современных обра...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: Игра" Угалай-ка". Составление загадок-описаний о фруктах". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии.

Лексическая тема "Фрукты". Конспект написан в игровой форме. Цель: Расширение и уточнение представлений детей о фруктах. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, развитие мышления....

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема: "Составление загадок-описаний о насекомых". Использование современных образовательных технологий: игровые, здоровьесберегающая технология.

Лексическая тема: "Насекомые". Цель: Расширение и углубление представлений детей о насекомых, особенностях их внешнего вида и образе жизни. Развитие связной речи. Совершенствование грамматического...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы для детей с ЗПР по теме "В гости к Кисточке" с использованием современных образовательных технологий: -игровые техно...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшей группы с ОНР «Придумывание загадок – описаний о полевых и луговых цветах»

Непосредственно образовательная деятельность детей старшей группы с ОНР.Направление: «Познавательно-речевое развитие»Тема: «Придумывание загадок – описаний о полевых и луговых ...

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы по теме: «Путешествие в мир наземного транспорта с мячиком Непоседой» с использованием игровой, личностно-ориентированной и здоровьесберегающей технологий

Цель: создание условий для формирования знаний детей о наземном транспорте,  правилах дорожного  движения  и значении  сигналовсветофора.Образовательные задачи:- Обогащать представ...