Индивидуализация образовательного процесса в ДОО
консультация

Шарая Наталия Тимофеевна

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по проблеме индивидуализации образовательного процесса. Задачи:

  1. Уточнить представления педагогов о понятиях «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход», их отличиях.
  2. Расширять знания воспитателей по составлению индивидуальной образовательной программы.
  3. Упражнять воспитателей в составлении характеристики на дошкольника. Тема семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа».
  2. Индивидуальная образовательная программа.
  3. Характеристика на ребенка дошкольного возраста.

- Что такое «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход»?

Высказывания педагогов. Работа с определениями.

Посмотрите на таблицу, которая дает сравнение понятий «индивидуализация», и «индивидуальный подход». Проанализируйте таблицу и скажите: в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом?

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon individualizatsiya_obrazovatelnogo_protsessa_v_doo_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Индивидуализация образовательного процесса в ДОО

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по проблеме индивидуализации образовательного процесса. Задачи:

  1. Уточнить представления педагогов о понятиях «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход», их отличиях.
  2. Расширять знания воспитателей по составлению индивидуальной образовательной программы.
  3. Упражнять воспитателей в составлении характеристики на дошкольника. Тема семинара-практикума «Индивидуализация образовательного процесса в ДОУ».

Мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Понятия «индивидуализация», «индивидуальный подход», «индивидуальная образовательная программа».
  2. Индивидуальная образовательная программа.
  3. Характеристика на ребенка дошкольного возраста.

- Что такое «индивидуализация образовательного процесса», «индивидуальный подход»?

Высказывания педагогов. Работа с определениями.

Посмотрите на таблицу, которая дает сравнение понятий «индивидуализация», и «индивидуальный подход». Проанализируйте таблицу и скажите: в чем разница между индивидуализацией и индивидуальным подходом?

 

Индивидуальный подход и индивидуализация

 

Индивидуализация – процесс создания и осознания индивидом собственного опыта, в котором он проявляет себя в качестве субъекта собственной деятельности, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты своей деятельности.

Индивидуальный подход – организация педагогом учебно- воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Выявление проблемных или сильных сторон в развитии ребенка и определение путей коррекции или дальнейшего развития (Л.В. Свирская)

Цель: содействие максимальному раскрытию и самораскрытию потенциальных возможностей развития личности.

Цель: организация процесса передачи суммы знаний, умений, навыков с учетом индивидуальных особенностей ребенка; обеспечение своевременной коррекции недостатков в развитии.

Способы общения: признание права

Способы общения: прямое обучение в

выбора; совместное обсуждение целей и деталей; акцент на достоинствах и сильных сторонах личности.

соответствии с целями, поставленными взрослыми; требование и оценка результата.

Тактика: сотрудничество и партнерские отношения.

Тактика: диктат и опека.

«Хороший ребенок» - инициативный, самостоятельный, способный ясно сформулировать свои цели, желания, творческий.

«Хороший ребенок» - следующий заданному (предложенному) взрослым способу (образцу) выполнения действий.

Убеждение: ребенок учится самостоятельно в процессе

взаимодействия с окружающим миром, самое ценное для полноценного и своевременного развития – приобретение ребенком собственного опыта.

Убеждение: ребенок учится лучше и научится большему под непосредственным руководством взрослого; усвоение опыта взрослых – наиболее ценный способ развития.

Вывод: индивидуализация

распространяется на каждого ребенка; от педагога ожидается большая гибкость и открытость новым идеям, способности к импровизации, постоянному осмыслению происходящего.

Вывод: индивидуальный подход распространяется на небольшую часть детей группы; от педагога требуется умение выявить стороны, требующие усиленного внимания (проблемы и недостатки в развитии) и знание нормы (стандарт, требование программы).

 

Индивидуализация образования основана на поддержке детей в развитии их потенциальных возможностей, стимулировании стремления детей самостоятельно ставить цели и достигать их в процессе познания.

Внимание педагогов направлено на обеспечение активного участия ребенка в образовательном процессе.

Все дети обладают индивидуальными особенностями, которые педагогу следует выявлять и учитывать, чтобы обеспечить оптимизацию процесса обучения и развития.

Индивидуальные особенности, которые воспитатель может выявить и на которые следует реагировать: семейная культурная среда, уровень развития, способности (потребности), сильные стороны, характер и темперамент, интересы и самосознание. Умение распознать различия в поведении детей и сильные стороны их личности позволяет воспитателю лучше понять и принять каждого ребенка, а знание различных методов индивидуализации обучения позволяет найти такой подход, который уменьшит напряжение и максимально увеличит положительный эффект взаимодействия.

В целом в образовательном процессе происходит своего рода «встреча» задаваемого обучением общественно-исторического опыта (социализация) и субъектного опыта ребенка (индивидуализация).

В самом широком смысле индивидуализация может распространяться на целую группу детей. Группа представляет собой уникальное микрообщество с собственной неповторимой субкультурой (любимые занятия и игры, принятые в группе правила, интересы детей, особенности межличностного общения и другие характеристики), в которой индивидуализация учения и развития проявляется стихийно.

Ситуация, когда каждый ребенок в группе занят своим делом, - это и есть индивидуализация, возникающая естественным образом. Для того чтобы естественная индивидуализация могла состояться, от взрослых требуется:

  • умение создавать развивающую среду, стимулирующую активность

детей;

  • время для игр и самостоятельных занятий;
  • готовность оказать помощь и поддержку в ситуациях, когда они нужны.

Индивидуализацию образования можно наблюдать на уровне подгруппы внутри одной группы детей. Используя приемы индивидуализации, удовлетворяющие потребности детей в данной подгруппе, педагог помогает детям почувствовать себя полноценными и активными членами общей группы.

Наконец, индивидуализация обучения может быть необходима отдельным детям в группе. Это особенно относится к тем детям, потенциал развития которых находится выше или ниже установленных условных норм, а также к тем детям, которые имеют какие-либо серьезные особенности развития.

В соответствии с ФГОС ДО, рекомендовано осуществлять образовательный процесс с построением индивидуального плана поддержки развития каждого ребенка или индивидуальной программы сопровождения дошкольников.

Форма составления индивидуальной образовательной программы может быть различной. Тем не менее, существуют параметры, которые обязательно должны содержаться в ИОП:

  • обозначение направления работы;
  • задачи, которые ставятся в рамках данного направления;
  • методы и приемы, формы работы, с помощью которых данные задачи могут быть реализованы, ресурсы;
  • кто участвует в реализации поставленных задач;
  • сроки, в течение которых данную задачу предполагается разрешить; -         результаты реализации поставленной задачи.

Задачи определяются в рамках каждого отдельно взятого направления. Каждая задача ставится как прогнозируемый результат, т.е. она должна быть доступна для данного ребенка и проверяема. Поставленные задачи должны быть рассчитаны на потенциальный уровень ребенка (на зону ближайшего развития).

Алгоритм работы по реализации индивидуальной образовательной программы:

  • входная диагностика, анализ полученных результатов;
  • составление ИОП, планирование мероприятий с воспитанником, родителями;
  • непосредственная реализация ИОП;
  • промежуточный контроль за эффективностью работы: повторная промежуточная диагностика, корректировка программы (если необходимо);
  • продолжение реализации ИОП с учетом корректив;
  • подведение итогов: заключительная комплексная диагностика, ее

анализ;

  • заключение о выполнении программы, выводы, рекомендации. Одним из важных этапов при написании ИОП является составление характеристики на дошкольника. На слайде представлены рекомендации по составлению характеристики. Работа в парах. Используя шаблоны характеристик, составить характеристику на одного ребенка вашей группы, подчеркивая нужные фразы в тексте. Представление результатов работы педагогов в парах.

 

Глоссарий

Индивидуализация обучения – один из дидактических принципов, предусматривающий такой подход к организации учебного процесса, при котором учитываются личностные особенности обучаемых, их социальный и академический опыт, а также уровень интеллектуального развития, познавательные интересы, социальный статус, режим жизнедеятельности и др. факторы, оказывающие влияние на успешность обучения.

Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – программа образовательной и иной деятельности, направленная на личностное, интеллектуальное развитие, разработанная и реализуемая педагогом на основе личностных, образовательных потребностей, запросов ребенка.  

Индивидуальный образовательный маршрут – личная программа действий обучающегося на некотором отрезке обучения: от нескольких минут и часов до недель и даже месяцев; от отдельной части, темы, раздела до целого предмета. Образовательная среда – социокультурная, в том числе педагогическая среда, среда, в которой должна или может быть реализована образовательная деятельность, в том числе деятельность по формированию и реализации индивидуальной образовательной программы.

Педагогическое сопровождение – взаимодействие, в ходе которого ученик выполняет действие, а педагог создает условия для осуществления и осмысления этого действия.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы дошкольного учреждения вне специальных условий воспитания и обучения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию детей с особыми потребностями.

Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких

результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с показателями других людей.

Способности – индивидуально-психологические особенности, которые отличают одного человека от другого, имеют отношение к успешности выполнения одного или многих видов деятельности и обеспечивают легкость и быстроту приобретения умений и навыков.

 

Литература

        1.         Борохович         Л.Ю.         Реализация         принципа         индивидуализации         в

ДОО//Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2015. - № 11.

– с. 21-29

  1. Васильева Т.Н. Как развивать и поддерживать одаренного ребенка//Справочник педагога-психолога. – 2012. - № 5. – с. 40-44.
  2. Кузьмин С.В. Индивидуальная образовательная программа воспитанника ДОУ//Управление ДОУ. – 2013. - № 1. – с. 76-89.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуализация образовательного процесса в рамках внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

Одним из условий ФГОС ДО является поддержка индивидуальности и инициативы детей. Таким образом, образовательный процесс в Доу необходимо строить с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. И...

Индивидуализация образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении

Основным в дошкольном воспитании является не подготовка к школе, а индивидуальное развитие каждого ребенка....

Организация дополнительных образовательных услуг, как средство индивидуализации образовательного процесса и развития творческих способностей детей.

Опыт   работы  ДОУ , представлен на I региональном Фестивале педагогических идей и инноваций в дошкольных образовательных организациях Алтайского края в условиях введения ФГОС ДО....

Современные образовательные технологии, обеспечивающие индивидуализацию образовательного процесса.

  В современном российском образовании усиливается роль воспитанника как субъекта деятельности: ему делегируются функции управления познавательной деятельностью, предоставляются возможност...

Индивидуализация образовательного процесса в рамках групповой Непосредственной Образовательной Деятельности (на занятиях по физической культуре)

В физическом воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) индивидуальный подход является жизненной необходимостью. Главное и важное - это учёт противопоказаний, для того, чтобы избежа...

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса

Индивидуальный образовательный маршрут в ДОУ как средство индивидуализации образовательного процесса...