Модифицированная программа " Арт- терапия на логопункте"
рабочая программа

Кожина Людмила Николаевна

Программа предназначена для учителя-логопеда ДОУ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Улыбка»

Утверждено

Заведующей МДОУ д/с №1 «Улыбка»

Г.А.Кудинова

Модифицированная программа «Арт-терапия на логопункте».

Составитель:

Учитель-логопед

Кожина Л.Н.

п.г.т. Смирных

2021г

Модифицированная программа «Арт-терапия на логопункте» для детей дошкольного возраста рассчитана на реализацию в течение 1 учебного года. Программа содержит подробное описание и рекомендации по организации арт-терапии, с использованием разных техник. Изотерапии (нетрадиционные техники рисования), кинезиологические упражнения, су-джок – терапии. В приложениях к данной программе содержатся подробные конспекты НОД с детьми. Каждое из НОД включает в себя игры и упражнения, направленные на развитие и коррекцию речи, развитие воображения, фантазии, внимания, мелкой моторики рук. Кроме того, представлен большой объем игровых упражнений, построенных на основе арт-терапевтических техник для дошкольников, повышающих процесс восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Работа с родителями представлена в виде итоговых занятий совместных с детьми, как форма подведения итогов после каждого блока занятий. В данную программу включены методические рекомендации по работе с каждым тематическим блоком НОД, а также список необходимого материала и оборудования. Кроме того, программа содержит блок диагностического материала. Для выявления более полного представления о ребенке.

Пояснительная записка. Актуальность.

В настоящее время особое внимание уделяется детям с нарушениями речи. Основная цель образовательного учреждения - обеспечение условий для совместного воспитания и образования нормально развивающихся детей и детей с ОВЗ, то есть с разными образовательными потребностями. Но зачастую без внимания остается речь, эмоции. Родители мало внимания уделяют эмоционально-личностным особенностям своих детей и развитию творческих способностей. Построение образовательного процесса в организации диктует необходимость создания структурно – функциональной модели, спроектированной на основе интеграции системного, компетентностного и дифференцированного подходов, ориентирующего педагогов на овладение воспитанниками социальными, здоровьесберегающими, коммуникативными, деятельностными, информационными компетенциями. В связи с этим возникает необходимость поиска новых эффективных методов в воспитании и развитии детей. И поэтому, наряду с использованием традиционных методов, важную роль в преодолении сложностей развития могут сыграть инновационные методы, такие как арт-терапия. Арт-терапия – это специализированная форма терапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания в процессе восприятия и создания продуктов искусства, творческой деятельности. Арт-терапия представляет собой совокупность методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью, технологией коррекционного применения. Исследования, проведенные под руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия c детьми дошкольного возраста позволяют решать следующие задачи: Воспитательные. Способствуют нравственному развитию личности, обеспечивают ориентацию в системе моральных норм, усвоению этики поведения.

Коррекционные. Способствуют успешной корректировке образа “Я”, улучшению самооценки, исчезновению неадекватных форм поведения, налаживанию способов взаимодействия с другими людьми. Психотерапевтические. Создают атмосферу эмоциональной теплоты, доброжелательности, признания ценности личности другого ребенка. Способствуют возникновению ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха.

Диагностические. Позволяют корректно понаблюдать за детьми в самостоятельной деятельности, узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, личностное своеобразие.

Развивающие. Способствуют в переживании ребенком успеха в той или иной деятельности, самостоятельно справляться с трудной ситуацией. В целом осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ОВЗ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей воспитанников.

Метод арт-терапия возник в 30-е годы ХХ века. Первый урок применения арт-терапии относится к попыткам коррекции эмоционально-личностных проблем детей, эмигрировавших в США из Германии во время второй мировой войны. Термин «арт-терапия» (буквально: терапия искусством) ввѐл в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулѐзными больными в санаториях. Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятия искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья. В нашей стране метод использования изобразительной деятельности в лечебных целях называется рисующей психотерапией (А.И. Захаров, 1982) или изотерапией (Р.Б. Хайкин, 1988). Первоначально арт-терапия возникла в контекст теоретических идей З. Фрейда и К. Юнга, а в дальнейшем приобрела более широкую концептуальную базу, включая гуманистические модели развития личности К. Роджерса (1951) и А. Маслоу (1956). Основная цель арт-терапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самоуважения. Арт – терапия в образовании – это системная инновация, которая характеризуется:

∙ комплексом теоретических и практических идей, новых технологий;

∙ многообразием связей с социальными, психологическими и педагогическими явлениями;

∙ относительной самостоятельностью (обособленностью) от других составляющих педагогической действительности (процессов обучения, управления и др.);

∙ способностью к интеграции, трансформации. Ребѐнок в арт – терапевтическом процессе приобретает ценный опыт позитивных изменений. Постепенно происходит углублѐнное самопознание, гармонизация развития, личностный рост ребенка. При разработке модифицированной программы «Арт-терапия в работе с детьми» я опирались на следующие нормативно – правовые документы: «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребѐнка» Ст. 23. Дети, имеющие особенности в развитии имеют право на достойную и полноценную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство, способствуют его уверенности в себе и облегчают его активное участие в жизни общества. Ст. 27. Дети имеют право на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. Ст. 29 п.1 Образование детей должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей детей в их самом полном объеме. Ст. 31 Дети имеют право на участие в культурной жизни и занятии искусством. Таким образом, данная работа реализует государственные гарантии и соблюдение прав ребѐнка в области обучения. Новизна модифицированной программы «Арт-терапия в работе с детьми» заключается в объединении инновационных арт-терапевтических техник и технологии. В качестве приоритетного направления выбрано воздействие на эмоциональное здоровье ребенка и развитие творческих способностей через использование арт-терапевтических техник.

Цель программы: сохранение и укрепление здоровья и развитие творческих способностей дошкольников арт – терапевтическими методами. Для реализации намеченной цели я поставила следующие задачи.

Задачи программы:

1. Социализировать и адаптировать детей.

4. Способствовать расширению эмоционального опыта.

5. Способствовать развитию и совершенствованию моторики рук и тонких движений пальцев.

6. Развивать воображение, фантазию и творческие способности.

7. Развивать познавательные процессы.

8. Формировать знания о типах росписи, как народного ремесла.

9. Воспитывать положительное эмоциональное отношение к взрослым, сверстникам и самому себе.

Система работы данной модифицированной программы выстроена в соответствии с разделом «Коррекционная работа» основной общеобразовательной программы учреждения, направлена на развитие дошкольников и соответствует ФГОС.

Начало и конец НОД носят «ритуальный» характер и повторяются на каждом занятии, что позволяет сохранить у детей ощущение целостности и завершенности занятия, а также чувствовать себя более комфортно. После проведения каждой НОД учитель-логопед отмечает наиболее трудные для детей техники росписи и упражнения и на их основании корректирует свою работу. Задания, с которыми дети справляются достаточно легко, рекомендуется в дальнейшем усложнить. При этом не стоит детей перегружать сложными задачами, так как именно опыт достижения успеха повышает самооценку. Применение арт-терапевтической технологии является в данной работе не только средством развития творческих способностей дошкольника, но и средством коррекции речи. На счету данного метода множество случаев улучшения речи дошкольников, налаживания эмоциональных контактов со сверстниками и семьей. Несмотря на тесную связь арт-терапии с лечебной практикой, в данном случае арт-терапия приобретает преимущественно коррекционную и развивающую направленность. Для успешного решения не только задач поставленных данной программой, но и для эффективного развития внутреннего мира детей необходимо тесное взаимодействие с семьями воспитанников. Кроме проведения совместных детско - родительских итоговых НОД в каждом тематическом блоке, взаимодействие с родителями проходит и в информационно-консультативной и просветительской работе. Необходимую информацию родители могут получить на информационном стенде в логопункте при индивидуальных консультациях.

Учебно-методический план.

Модифицированная программа предполагает проведение одного занятия в неделю. Рекомендуемое число детей не более 6-12 человек. Продолжительность НОД 20 - 30 минут. Структура занятия выстроена с учётом психофизиологических и возрастных особенностей детей. НОД состоит из трех частей:

Часть 1. Вводная. Основная цель – настроить группу на совместную работу, создать положительный эмоциональный настрой, активизировать внимание детей. Содержание: игры – ритуал приветствия, игры – здоровалки.

Часть 2. Основная или рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего НОД, и она зависит от тематического блока, цели и задач НОД. Содержание: проведение мастер-класса.

Часть 3. Завершающая. Основная цель – создание готовой работы каждого ребёнка.

Данная модифицированная программа состоит из 4 тематических блоков с использованием арт-терапевтических техник:

1. Блок «Сенсорный мир» - НОД с детьми с использованием методов су-джок терапии.

2. Блок «Цветные ладошки» - НОД с использованием методов изотерапии (рисование нетрадиционными способами, роспись деревянных заготовок).

3. Блок «Кинезиология» - НОД с использованием методов тацевально-двигательной терапии.

4. Блок «Игровые фантазии» - НОД с использованием методов куклотерапии, игротерапии, сказкотерапии, театротерапии.

5. Итоговое НОД по всему курсу – (развлечение – выставка детских работ).

Заключение.

«Один рисунок стоит тысячи слов». Эта восточная мудрость, пожалуй, наиболее точно отражает основную идею арт – терапии. Изобразительное и иное творчество можно назвать универсальным средством визуального общения. Именно на этом языке происходит динамическое взаимодействие участников так называемого «арт – терапевтического процесса» в атмосфере эмоциональной заботы и поддержки. Так реализуется богатый исцеляющий потенциал спонтанной художественной деятельности, происходят позитивные изменения в интеллектуальном, речевом, эмоциональном и индивидуально – личностном развитии ребенка. Теперь уже с уверенностью можно сказать, что средства арт – терапии используемые на занятиях с детьми позволяют:

∙ Создать положительный эмоциональный настрой в группе;

∙ Облегчить процесс коммуникации со сверстниками, другими взрослыми. Совместное участие в художественной деятельности способствует созданию отношений взаимного принятия;

∙ Обратиться к тем реальным проблемам или фантазиям, которые по каким – либо причинам затруднительно обсуждать вербально;

∙ Способствованию творческого самовыражения, развитию воображения, эстетического опыта, практических навыков изобразительной деятельности, художественных способностей в целом;

В своей работе я увидела, что дети стали более активными, инициативными, способными к принятию самостоятельного решения, к постановке новых вопросов и к нахождению собственных оригинальных ответов. Возросла уверенность в себе, в своих возможностях. В известной степени у ребят сформировалась привычка к свободному самовыражению. Можно смело сказать, что, развивая воображение, творческий потенциал ребѐнка, я затрагиваю развитие не только правильной речи, но и личностных, и индивидуальных его особенностей. Ведь если составить обобщенный «портрет» здорового ребенка, то можно увидеть следующее. Здоровый ребенок – это ребенок творческий, эмоционально отзывчивый, любознательный и активный, познающий окружающий мир, овладевший необходимыми средствами и способами для общения со сверстниками и взрослыми. Умеющий управлять своим поведением, способный сам решать различные проблемы адекватные своему возрасту. В целом можно сделать следующий вывод, что оптимизация развития речи и здоровья ребёнка позитивно сказывается на физическом здоровье детей и этому способствуют арт – терапевтические методы и техники.

Согласовано педагогическим советом

«____» __________2021г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа "Родные просторы" Автор Терентьева Н.А

Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем. Имеется рецензия Л.М.Денякиной,к.п.н...

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучению «Хочу в школу!». Модифицированная программа для детей 6-7лет с ОВЗ. Срок реализации 1год

Рабочая программа по психолого-педагогическому сопровождению процесса подготовки детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ к систематическому школьному обучении «Хочу в школу!» модифицирована и предна...

Модифицированная программа по работе с гиперактивными детьми «Непоседливый ребенок». С использованием программы «Комфорт»

Программа включает в себя как подгрупповую, так и индивидуальную работу.  Индивидуальная работа проводится по  программы «Комфорт», режим «Кардио – ФБУ» - обучение и закрепление навыка диафр...

Модифицированная программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР 3-4 уровня в условиях логопункта

Представленная программа может заинтересовать учителей-логопедов, работающих на логопункте при массовом ДОУ, в котором нет речевой группы....

Модифицированная программа "Казачонок", Программа дополнительного образования "Азбука безопасности"

Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях, посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности.Обеспечение выпо...

Тематический план к программе " Арт-терапия на логопункте".

Тематическое планирование к программе....

Модифицированная программа по коррекции эмоционально-аффективной сферы детей 5-7 лет с помощью метода Арт-терапии.

 Коррекционно-развивающая программа предназначена для улучшения психологического здоровья дошкольников....