РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными»
рабочая программа (младшая группа)

Екатерина Михайловна Шефер

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raboya_prog_rastem_zdorovymi_krepkimi.docx83.12 КБ

Предварительный просмотр:

        __________Л.Ф. Кириленко

        Приказ № ___________

        от___.____.201  г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Растем здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

на 2018-2019 учебный год

вторая младшая группа

        

        Воспитатель:

        

Воспитатель:

 Шефер Екатерина Михайловна

Лесосибирск 2019

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка…………………………………………3
  2. Общая характеристика………………………………………….5
  3. Тематическое планирование…………………………………...9
  4. Целевые ориентиры……………………………………………..16
  5. Материально-техническое обеспечение……………………….17

      6.Список литературы……………………………………………....19

      7. Приложение……………………………………………………...21

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Природа наделила детей врожденным стремлением к движению. Потребность в двигательной активности детей настолько велика, что педагоги называют дошкольный возраст «возрастом двигательной активности».

Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности. Формирование физических качеств, двигательных умений и навыков тесно связано с психическим здоровьем ребенка, с воспитанием эстетических чувств и нравственно – волевых черт личности.

 Приоритетным направлением в работе с детьми дошкольного возраста должно быть физическое воспитание дошкольников, направленное на повышение сопротивляемости детского организма к неблагоприятным факторам внешней и внутренней среды, усвоение теоретических знаний из области физической культуры, формирование двигательных умений и навыков, развитие физических и психических качеств и способностей, интереса и потребности в физическом совершенствовании, всестороннем формировании личности ребенка.

Кандидат педагогических наук Т.Н. Доронова считает, что физическое развитие ребёнка является важным и необходимым фактором  для полноценного развития и воспитания детей: « … ребенок в дошкольном детстве должен почувствовать мышечную радость и полюбить движение, это поможет ему пронести через всю жизнь потребность в движении, приобщиться к спорту и здоровому образу жизни». 

Физическое развитие детей является важным условием для формирования жизненно важных базовых, локомоторных навыков и умений, создается фундамент двигательного опыта, осваивается азбука движения, из элементов которой впоследствии формируется вся двигательная деятельность человека, которая является одновременно и условием, и стимулирующим фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер  « первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещение в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие…»

Таким образом, в системе образования и воспитания физическое развитие детей дошкольного возраста занимает особое место. Именно в дошкольном детстве в результате целенаправленного педагогического воздействия формируются здоровье, общая выносливость и работоспособность, жизнедеятельность и другие качества, необходимые для всестороннего гармоничного развития личности.

 

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

Рабочая программа разработана на основе примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016. 

Рабочая программа по развитию детей дошкольного возраста обеспечивает развитие детей в возрасте от 3 до 4 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основному направлению – «Физическое развитие».

«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно- двигательной  системы  организма,  развитию  равновесия,  координации  движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящим ущерба  организму,  выполнением  основных  движений  (ходьба,  бег,  мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами  и  правилами  (в  питании,  двигательном  режиме,  закаливании,  при формировании полезных привычек и др.)»

Содержание данной программы составлено с учётом следующих принципов:

         Принцип природосообразности предполагает учет индивидуальных физических и психических особенностей ребенка, его самодеятельность (направленность на развитие творческой активности), задачи образования реализуются в определенных природных, климатических, географических условиях, оказывающих существенное влияние на организацию и результативность воспитания и обучения ребенка;

Принцип культуросообразности предусматривает необходимость учета культурно-исторического опыта, традиций, социально-культурных отношений и практик, непосредственным образом встраиваемых в образовательный процесс;

Принцип вариативности обеспечивает возможность выбора содержания образования, форм и методов воспитания и обучения с ориентацией на интересы и возможности каждого ребенка и учета социальной ситуации его развития;

Принцип индивидуализации опирается на то, что позиция ребенка, входящего в мир и осваивающего его как новое для себя пространство, изначально творческая. Ребенок наблюдая за взрослым, подражая ему, учится у него, но при этом выбирает то, чему ему хочется подражать и учиться.

Принцип индивидуализации предполагает предоставление ребёнку возможности выбора в разных видах деятельности, акцент на инициативность, самостоятельность и личностную активность;

Принцип позитивной социализации ребенка предполагает освоение ребёнком в процессе сотрудничества с обучающим взрослым и сверстниками культурных норм, средств и способов деятельности, культурных образцов поведения и общения с другими людьми;

Принцип свободной самостоятельной деятельности детей, где позиция которую занимает взрослый – это позиция создателя развивающей среды, когда взрослый непосредственно не включён в детскую деятельность, а создает образовательную среду, в которой у детей появляется возможность действовать свободно и самостоятельно;

Принцип участия семьи в образовании ребенка, т.е. родители должны стать равноправными и равно ответственными партнёрами педагогов, принимающими решения во всех вопросах развития и образования, сохранений здоровья и безопасности их детей.

Таким образом, при организации образовательного процесса учтены принципы интеграции образовательных областей (социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие) в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

Цель программы – 

гармоничное физическое развитие у воспитанников через приобщения к физическим упражнениям с учетом состояния здоровья и уровня развития младших дошкольников.

Достижение поставленных цели требует решения определённых задач:

1.    Развивать активность детей в  двигательной  деятельности;

2.    Развивать стремление играть в подвижные игры с простым содержанием, несложными движениями;

3.   Развивать умение играть в игры, способствующие совершенствованию основных движений (ходьба, бег, бросание, катание);

4.     Развивать умение прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед, в длину с места, отталкиваясь двумя ногами;

5.    Развивать умение  в ходе  игры  соблюдать правила;

6.    Развивать инициативную  речь  в ходе  игры  со взрослыми и сверстниками;

7.       Познакомить детей  с упражнениями, укрепляющими различные  органы и системы организма;

8.      Способствовать участию  детей в  совместных  играх, поощрять игры  с мячом, игры  в  которых  развиваются  навыки  ползания и лазания;

9.        Закреплять разнообразные действия с мячом (брать, держать, переносить, класть, бросать, катать);

10.      Воспитывать желание выполнять физические упражнения на прогулке;

  1. Формировать потребность делиться своими впечатлениями;
  2.   Формировать желание вести здоровый  образ  жизни;
  3.  Предупреждать утомление, укреплять глазные мышцы, снять напряжение, общее оздоровление зрительного аппарата.

             Программа разработана для детей в возрасте 3-4 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

Программа предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня. Продолжительность занятия: 15минут, с октября 2018 по май 2019 года в МБДОУ «Детский сад №29 «Золотой ключик» во второй младшей группе. Педагогический мониторинг проводится 2 раза в год: вводный — в сентябре, итоговый - в апреле.

Общее количество занятий – 15.

 Форма проведения занятий – подгрупповая, групповая, индивидуальная.

Программа включает в себя первичную диагностику уровня физического развития детей 3-4 лет, проводимую непосредственно перед началом всего цикла занятий, и повторную диагностику по его окончанию. Методики представлены в Приложении.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

СРОКИ

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ПРЕДМЕТНОЕ

ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Сентябрь 2018

Первичная диагностика уровня физического развития детей

Октябрь 2018

Утренняя гимнастика  

Беседа с детьми: «Как стать здоровыми?»

ОРУ

Основные виды движений:

 1.Ходьба и бег между двумя параллельными линиями (ширина – 25см);

2. Прыжки на двух ногах на месте (2-3 раза);

3. Прокатывание мячей;

4. Ползание с опорой на ладони и колени.

Подвижные игры:

 1.«Бегите ко мне»;

2.«Птички»; 3.«Кот и воробышки»;

4. «Быстро в домик».

Малоподвижные игры:

1. «Ходьба стайкой за воспитателем в обход зала»;

2. «Найдем птичку»;

3. «Сорви яблоко»;

 4. «Найдем жучка»

Бодрящая гимнастика «Потягивание» см. приложение.

Гимнастика для глаз (комплекс 1, см. приложение);

Гимнастика дыхательная (см. приложение).

Развивать ориентировку в пространстве, при ходьбе в разных направлениях; учить ходить по уменьшенной площади опоры, сохраняя равновесие; прыжки на двух ногах на месте; умение действовать по сигналу воспитателя, предупреждать утомление, укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

Развивать инициативную  речь  в ходе  игры  со взрослыми и сверстниками;

Ознакомить детей с ЗОЖ;

Проводить профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Мяч, кубик, коврики и массажные дорожки.

Ноябрь 2018 г.

Утренняя гимнастика  

Беседа с детьми «Полезная еда»

Основные виды движений:

 1. упражнения в сохранении равновесия (ходьба боком приставным шагом, по гимнастической скамейке (высота 30 см.));

2. прыжки на двух ногах через канат (расстояние между ними 30-40см;

3. прыжки со скамейке на полусогнутые ноги «Парашютисты»;

4.. прокатывание мяча друг другу;

5.броски мяча вверх и ловля его двумя руками;

6. ползание по скамейке на четвереньках.

Подвижные игры:

 1. «Поймай комара»;

2.  «Воробышки и кот»;

 3. «У медведя во бору».

Малоподвижные игры: 

пальчиковая гимнастика «Семья»;

Бодрящая гимнастика «Веселые ножки» см. приложение;

Гимнастика для глаз (комплекс 2 см. приложение);

Гимнастика дыхательная (см. приложение).

Развивать умение бегать, сохраняя равновесие, изменять направление, темп бега в соответствии с указаниями, ползать на четвереньках, передвигаться по скамейке, катать мяч в заданном направлении, бросать его двумя руками, ударять об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить, доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, предупреждать утомление, укреплять глазные мышцы, снять напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

 Развивать инициативную  речь  в ходе  игры  со взрослыми и сверстниками;

Ознакомить детей с ЗОЖ;

Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Гимнастическая скамейка, мяч, кольцеброс, флажки, канат, коврики и массажные дорожки.

Декабрь 2018 г.

Основные виды движений:

1. Игровое упражнение в сохранении равновесия «Пройди не задень»  (ходьба между кубиками);

2. Игровое упражнение «Лягушки попрыгушки» (прыжки на двух ногах);

Подвижные игры: «Снежинки-пушинки» «Коршун и птенчики»;

 

Малоподвижные игры: «Найдем птенчика»;

Гимнастика для глаз (комплекс 3-4) см. приложение;

 

 Гимнастика дыхательная (см. приложение);

Беседа с детьми «Виды спорта».

Продолжать  развивать умение  бегать, сохранять равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями, сохранять равновесие при ходьбе и беге по ограниченной плоскости, катать мяч в заданном направлении, проявлять интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях,  умение взаимодействовать и ладить со сверстниками в непродолжительной совместной игре, предупреждать утомление, укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

Развивать инициативную  речь  в ходе  игры  со взрослыми и сверстниками; ознакомить с ЗОЖ;

Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Кубики, мяч, игрушка, обручи.

Январь 2019 г.

Беседа с детьми: «Как стать здоровыми?»

Основные виды движений

1. упражнения в сохранении равновесия (ходьба боком приставным шагом, по гимнастической скамейке (высота 30 см.));

2. прыжки на двух ногах через скакалку (расстояние между ними 30-40см;

3. прыжки со скамейке на полусогнутые ноги «Парашютисты»;

4. прокатывание мяча друг другу;

5. броски мяча вверх и ловля его двумя руками;

6. ползание по скамейке на четвереньках.

Подвижные игры:

«По снежной дорожке»;

Малоподвижные игры:

Ходьба в колонне по одному за воспитателем;

Гимнастика для глаз (см. приложение);

 

 Гимнастика дыхательная (см. приложение)

Продолжать умение бегать, сохраняя равновесие, изменяя направление, темп бега в соответствии с указаниями, развивать умение ползать на четвереньках,  катать мяч в заданном направлении, бросать его двумя руками, ударять об пол, бросать его вверх 2-3 раза подряд и ловить; проявлять положительные эмоции при физической активности, в самостоятельной двигательной деятельности, доброжелательность, доброту, дружелюбие по отношению к окружающим, ознакомить с ЗОЖ;

Продолжать укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

 Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Гимнастическая скамейка, мяч, скакалка, флажки.

Февраль 2019 г.

Беседа с детьми: «Зачем нужно заниматься спортом?»

Основные виды движений:

1. Прыжки через «болото»;

2. прокати мяч «точный пас»;

Гимнастика для глаз (см. приложение);

 

Гимнастика дыхательная (см. приложение)

Продолжать развивать умение отталкиваться в прыжках на двух ногах, формировать представления о ценности здоровья, развивать доброжелательное отношение к окружающим, умение делиться с товарищем;

Продолжать укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Обручи, ,мячи.

Март 2019 г.

Беседа с детьми: «Что такое эстафета, правила»

Эстафета «Быстрее, выше, сильнее»

Гимнастика для глаз (см. приложение);

 

Гимнастика дыхательная (см. приложение);

Бодрящая гимнастика (см. приложение)

Ознакомить детей с правилами эстафеты.

Поддерживать  интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях, продолжать развивать умение взаимодействовать и ладить со сверстниками;

Продолжать укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата;

Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма.

Конусы, мешочки, резиновые мячи, дуги, муляжи овощей и фруктов, флажки.

Апрель 2019 г.

Беседа с детьми: «Спортивные игры»

Основные виды движений:

1. Игровое задание с мячом «прокати – не задень» (между предметов);

2. Игровое задание «проползи -  не задень» (ползание на четвереньках с опорой на ладони и колени) между предметами не задевая их.

3. Игровое задание «быстрые жучки» (ползание).

Спортивные игры с детьми: «1-2-3, беги!»

Гимнастика для глаз (см. приложение);

 

Гимнастика дыхательная (см. приложение)

Поддерживать  интерес к участию в совместных играх и физических упражнениях, продолжать развивать умение взаимодействовать и ладить со сверстниками.

Продолжать учить ходить и бегать по кругу, бегать между предметами, на носках в чередовании с ходьбой, с изменением направления движения, высоко поднимая колени; бег врассыпную, с остановкой на сигнал.

 Продолжать профилактику простудных заболеваний, повышение защитных сил организма;

Продолжать укреплять глазные мышцы, снятие напряжения, общее оздоровление зрительного аппарата.

Мячи разного диаметра, дуги, канат, кегли, мешочки, корзины, гимнастическая скамейка, обручи.

Май 2019 г.

Повторная диагностика уровня физического развития детей

ЦЕЛЕВЫЕ ОРИЕНТИРЫ

Дети узнают и называют разные способы ходьбы, построений, прыжков, ползания и лазания, катания, бросания и ловли, выполняют общеразвивающие упражнения (стоя, сидя, лежа), используют различные предметы (мячи, ленты, погремушки, кубики и другие), соблюдают правила в  играх.

 У воспитанников сформированы следующие  двигательные умения: строиться в круг, в колонну, парами, находить свое место, начинать и заканчивать упражнения по сигналу, сохранять правильное положение тела, соблюдать заданное направление,  одновременно отталкиваться двумя ногами и мягко приземляться в прыжках в длину с места, ловить мяч кистями рук, не прижимая его к груди, отбрасывать мяч, поражать вертикальную и горизонтальную цели, подлезать под дугу,  не касаясь руками пола.

Дети овладели техникой ловли мяча, ползаньем, лазаньем, прыжками

на двух ногах, со сменой ног, с хлопками над головой, за спиной, прыжки с продвижением вперед, прыжками в длину с места, вверх с места.

Таким образом, в двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость, гибкость.

Дети  уверенно и активно выполняют основные элементы техники основных движений, общеразвивающих упражнений, спортивных упражнений, свободно ориентируются в пространстве. Проявляют интерес к разнообразным физическим упражнениям, действиям с различными физкультурными пособиями.

 

СОДЕРЖАНИЕ

В содержание программы прослеживаются следующие виды работы с детьми:

  1.  Малоподвижные  игры;
  2.  Подвижные игры;
  3.  Двигательные упражнения;
  4.  Спортивные игры;

5.        Утренняя гимнастика;            

6.        Гимнастика для глаз;

7.        Гимнастика дыхательная; 

8.        Эстафеты;   

10.      Физкультурные занятия;

11.     Общеразвивающие упражнения.

12.      Пальчиковая гимнастика

МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Разнообразное  спортивное  оборудование для  развития  основных видов  движений - ходьбы, бега, прыжков, лазания, метания), для формирования пространственной  ориентировки: дуга для подлезания (разной высоты), гимнастические скамейки, маты, дорожки, индивидуальные  коврики, цели и мешочки  для метания, бруски, зрительные  ориентиры, канаты, веревки, ребристые и наклонные  доски, спортивный игровой  инвентарь: кегли, мячи резиновые (разного диаметра), прыгающий мяч с ручкой, флажки разноцветные, гантели, скакалки, обруч пластмассовый, кубики, атрибуты и  игрушки  для подвижных  игр, магнитофон, бубен, для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук: мешочки с крупой  (бобы, горох, фасоль и т. д.), коврики и массажные дорожки,  бросовый материал.

.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Азбука физкультминуток для дошкольников. В. И. Ковалько. «Вако», Москва, 2005.

2.    Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. От рождения до школы. М. «Мозаика - Синтез», 2016.

3.      Демирчоглян Г.Г. Эффективные упражнения для зрения.-Москва , 2006.

4.      Образцова Т. Н.: Подвижные игры для детей / изд. «Лада/ Москва», 2005.

5.       Здоровый малыш, под редакцией З. И. Бересневой. М., ТЦ Сфера, 2003.

6.       Комплексы утренней гимнастики для детей 3-4 лет. Е. А. Сочеванова

« Детство - пресс», Санкт- Петербург, 2006.

  1. Комплексы детской общеразвивающей гимнастики. Л. М. Алексеева    

 « Феникс « Ростов - на - Дону», 2005.

8.Овчинникова Т. С. Организация здоровье - сберегающей деятельности в ДОУ. – СПб, 2006.

9.  Оздоровительная гимнастика и подвижные игры для младших дошкольников» Е. Р. Железова « Детство - пресс», Санкт- Петербург, 2013.

10.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 3-7 лет. М., «Мозаика Синтез», 2009.  

11.  Подвижные игры для детей. Т. Н. Образцова «Гамма Пресс 2000», 2004.

  1.  Спортивные праздники и развлечения в детском саду. З. Ф. Аксенова.

« Творческий центр», Москва, 2003.

  1.  Степанкова Э. Я. Сборник подвижных игр (2-7 лет).   М., «Мозаика Синтез», 2011.    
  2.  Степанкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду.    М., «Мозаика Синтез», 2005.
  3.  Тимофеева Л. Л., Корнеичева Е. Е., Грачева Н. И. Планирование образовательной деятельности в ДОО: Младшая группа: Методическое пособие: Составлено в соответствии с ФГОС ДО / Центр педагогического образования. – М., 2014.
  4.  Утренняя гимнастика в детском саду. Т. Е. Харченко. « Мозаика - синтез», 2006.
  5. Физическое воспитание в детском саду, Э Я. Степаненкова. М., 2006.
  6. Физкультурная минутка. Е. А. Каралашвили. « Творческий центр», Москва, 2001.
  7. Чупаха, И. В., Пужаева Е. З., Соколова И. Ю. Здоровьесберегающие технологии в образовательно- воспитательном процессе – М., 2003.

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Методика обследования гибкости Л.Б. Лагутина.

Гибкость характеризует подвижность звеньев опорно-двигательного аппарата. Дошкольный возраст является сенситивным периодом развития гибкости. Особое значение для детей 3-7 лет имеет подвижность позвоночника, подвижность в плечевом и тазобедренном суставах. Гибкость измеряется амплитудой движений. Для измерения гибкости у детей 3-х лет использую следующее задание: сесть на ковер так, чтобы пятки находились у края ковра, ноги прямые на ширине плеч, прижаты к ковру. У края ковра на полу между ступнями ног расположен кубик. Следует наклониться и отодвинуть кубик как можно дальше. Колени не поднимать, ноги должны оставаться прямыми. Оценивается расстояние в сантиметрах от линии пяток до грани кубика, в которую ребенок упирался пальцами.

Показатели гибкости (см).

возраст

   Уровень

        низкий                                средний                    высокий

3 года

4 и ниже

5-10

11 и более

4 года

1 и ниже

2-3

4 и более

ПРИЛОЖЕНИЕ Б

Методика обследования скоростно-силовых возможностей мышц. (разработанна Т.С.Грядкиной, А.А.Ножкиной).

 Ребенку предлагают взять 1 кг мяч, подойти к полосе и бросить мяч как можно дальше. Выполняется 3 попытки. В протоколе фиксируется лучший результат.

Показатели броска 1 кг мяча (см).

возраст

Уровень

    низкий                                     средний                         высокий

3 года

до 50

50-89

90

4 года

до 60

60- 129

130

ПРИЛОЖЕНИЕ В

Методика обследования бега (разработанная НИИ лаборатории физического воспитания под руководством И.А. Аршавского).

 Обследуется бег на дистанцию 20м  (II млад. гр.)

На участке д/с выбирается прямая асфальтированная дорожка шириной 2-3м. Длина дорожки должна быть не менее 40м. Небольшое пространство выделяется перед стартом (2м) и после финишной линии (5-7м). Линия старта отмечается поперечной, хорошо видной полосой. Обследователь, имея протокол обследования со списком детей, приводит детей к старту (5 человек). Бег выполняется детьми по одному. Вызванный ребенок подходит к линии старта. Остальные дети находятся за стартом, не мешая началу бега. Можно им предложить сесть на скамейку.

В протоколе фиксируется время бега в каждой попытке. По возможности с помощью условных обозначений (+, -, +-) записывается также качественные положения туловища, координации рук и ног, «полета», прямолинейность бега на основании наблюдений за выполнением попыток.

Качественные показатели бега

Оценка

Положение туловища:

1. Естественное, с небольшим наклоном вперед, плечи не поднимаются.

 2. Туловище наклонено более заметно, боковое раскачивание туловища.

 3. Туловище чрезмерно напряжено, голова опущена.

Координация движений:

 1. Естественные, свободные движения руками, согнутыми в локтях, согласованы с движениями ног. Допускаются малоактивные неэнергичные движения рук.

 2. Эпизодические несогласованные движения рук и ног, движения одной рукой перед собой в боковом направлении.

3. Несогласованные движения рук и ног, руки опущены.

Полет:

1. Бег легкий, с выраженным «полетом».

2. Бег недостаточно легкий, «полет» не сохраняется до конца дистанции.

3. Бег тяжелый, низкий, «полет» не выраженный, шарканье

Прямолинейность:

1. Прямолинейный бег без заметных отклонений в стороны.

 2. Прямолинейный бег, тяжелая постановка стопы на грунт.

3. Непрямолинейный бег, значительные отклонения от заданного направления вправо или влево.

Показатели бега (сек).

возраст

Уровень

      низкий                                   средний                         высокий

3 года

8,1 и больше

8 – 6,1

6 и меньше

4 года

10,6 и больше

10,5 – 8,6

8,5 и меньше

        ПРИЛОЖЕНИЕ Г

Методика обследования прыжка в длину с места (разработанная НИИ лаборатории физического воспитания под руководством И.А. Аршавского).

Обследование прыжков с места проводится с целью выявления скоростно0силовых качеств. Результаты прыжков служат также показателями прыгучести, отражает состояние общей координированности движений и развития мышц ног.

На обследование вызываются дети небольшими подгруппами. Дети выполняют прыжок по очереди. Каждый ребенок выполняет три прыжка без интервалов. Детям младшего дошкольного возраста перед началом прыжков необходимо показать, как выполнять движения.

Измерение длины прыжка производится от линии отталкивания до места приземления пятки с точностью до 1 см. для измерения пользуются металлической рулеткой. В протокол заносят результаты всех трех попыток, в обработку берется лучший результат. Качественные показатели прыжка в длину с места фиксируются по основным элементам движения:

Качественные показатели

Оценка

Подготовка к прыжку:

 1. Ноги слегка расставлены и согнуты в коленях, туловище немного наклонено вперед, руки в меру отведены назад.

2. Ноги вместе, мало согнуты, руки опущены.

3. Ноги почти прямые, корпус наклонен вперед, руки опущены или сильно отведены назад – вверх.

Отталкивание:

1. Энергичный толчок одновременно обеими ногами, взмах руками вперед – вверх в момент отталкивания.

2. Толчок слабый, вялый взмах руками

 3. Неодновременный толчок обеими ногами, отсутствие согласованных движений рук и ног, отсутствие взмаха.

Полет:

 1. В начале полета ноги согнуты, пред приземлением выносятся вперед.

2. Ноги недостаточно выносятся вперед.

3. Нарушение в координации движении: ноги врозь, в шаге и т. д

Приземление:

1. Мягкое приземление одновременно на обе ноги с перекатом с пятки на носок, естественными движениями руками, сохранение равновесия.

2. Руки остаются сзади, приземление на всю стопу, сохранение равновесия.

3. Приземление на прямые ноги, неодновременная постановка стоп, падение.

Показатели прыжка в длину с места (см).

возраст

Уровень

    низкий                                     средний                         высокий

3 года

10 - 25

26 – 49

50 и выше

4 года

20 - 35

36 – 69

70 и выше

        

ПРИЛОЖЕНИЕ Д

Методика обследования уровня владения мячом (разработана А.И.Смирновой).

 Место проведения: физкультурный зал. Предварительная работа: иметь протокол обследования со списком детей группы, мячи диаметром 10 -15см. Для обследования действий с мячом в движении необходимо предварительно разметить пол поперечными линиями через каждый метр, поставить порядковые цифры. Короткими линиями отметить полуметровые расстояния. Место, откуда ребенок начинает движение, отметить двумя линиями с расстоянием 20-30см, заштриховать.  Детям 3-4 лет предлагают бросить мяч об пол и поймать.

Качественные показатели фиксируются условными обозначениями: +, +-, -.

Показатели

Результат

Отбивание мяча.

  1.  Энергичность отбивания.
  2. Ловля мяча двумя руками (не прижимая к себе)

Колличественные показатели.

Показатели

Результат

Колличество отбиваний

Показатели уровня владения мячом (раз)

возраст

   Уровень

    низкий                                     средний                         высокий

3- 4 года

0р - 2р

3р- 4р

5р и выше

                

ПРИЛОЖЕНИЕ

КАРТОТЕКА ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ

I Комплекс

1. Проделать движение по диагонали в одну и другую стороны, переводя глаза прямо на счет 1-6. Повторить 3-4 раза.

2. Не поворачивая головы, закрытыми глазами "посмотреть" направо на счет 1-4 и прямо на счет 1-6. Поднять глаза вверх на счет 1-4, опустить вниз на счет 1-4 и перевести взгляд прямо на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Посмотреть на указательный палец, удаленный от глаз на расстоянии 25-30 см, и на счет 1-4 приблизить его к кончику носа, потом перевести взор вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

II Комплекс

1. На счет 1-4 закрыть глаза, без напряжения глазных мышц, на 1-6 широко раскрыть глаза, посмотреть вдаль. Повторить 4-5 раз.

2. Посмотреть на кончик носа на счет 1-4, а потом перевести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

3. Не поворачивая головы, медленно делать круговые движения глазами вверх-вправо-вниз-влево и в обратную сторону. Затем посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

4. Держа голову неподвижно, перевести взор, зафиксировав его, на счет 1-4 вверх, на счет 1-6 прямо; затем аналогично вниз-прямо, вправо-прямо, влево-прямо.

III Комплекс

-Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно 5 секунд.

-Крепко зажмурить глаза на несколько секунд, открыть их и посмотреть вдаль.

-Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами за медленными движениями указательного пальца: влево - вправо, вверх-вниз.

-Сидя, поставить руки на пояс, повернуть голову вправо и посмотреть на локоть левой руки, и наоборот.

-Указательными пальцами поделать легкие точечные массирующие движения верхних и нижних век.

IV Комплекс

Выполняется   стоя,   у каждого  ребенка   в  руках  игрушка (рисунок).

1. «Посмотрите, какая красивая … пришла к вам в гости. (2—-3 сек). Посмотрите, какая у меня … (2—3 сек).

А теперь опять посмотрите на свою … (2—3 сек)». Повторить 4 раза.

2. «… у нас веселые, любят бегать, прыгать. Внимательно   следите   глазами:   …   подпрыгнула   вверх,   присела,   побежала вправо,   влево».   Повторить   4   раза.

3. «Матрешки любят кружиться в хороводе. Они пойдут по кругу, а мы будем глазами следить за ними». Повторить 4 раза.

4. «Моя … очень любит играть в прятки. Вы сейчас крепко зажмурите глаза, а она спрячется. Попробуем глазами найти ее». Повторить 4 раза

V Комплекс

"Дождик"

Дождик, дождик, пуще лей.

Смотрят вверх.

Капай, капель не жалей.

Смотрят вниз.

Только нас не замочи.

Делают круговые движения глазами.

Зря в окошко не стучи

VI Комплекс

"Ветер"

Ветер дует нам в лицо.

Часто моргают веками.

Закачалось дepевцо.

Не поворачивая головы, смотрят влево-вправо.

Ветер тише, тише, тише...

Медленно приседают, опуская глаза вниз.

Деревца все выше, выше.

Встают и глаза поднимают вверх.

VII Комплекс

"Рисование носом"

Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить объект (по теме занятия). Закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку.

VIII Комплекс

Закрываем мы глаза,  вот какие чудеса.

Закрывают оба глаза,

Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.

Продолжают стоять с закрытыми глазами.

А теперь мы их откроем, через  речку мост построим.

Открывают глаза, взглядом рисуют мост.

Нарисуем букву о, получается легко.

Глазами рисуют букву о.

Вверх поднимем, глянем вниз,

Глаза поднимают вверх, опускают вниз.

Вправо, влево повернем,

Глаза смотрят вправо-влево.

Заниматься вновь начнем.

IX Комплекс

"Снежинки"

Мы снежинку увидали,

Со снежинкою играли.

Снежинки вправо полетели,

Дети вправо посмотрели.

Вот снежинки полетели,

Дети влево посмотрели.

Ветер снег вверх поднимал

И на землю опускал…

Дети смотрят вверх и вниз.

Все на землю улеглись.

Глазки закрываем,

Глазки отдыхают.

X Комплекс

Лучик солнца

Лучик, лучик озорной,

Поиграй-ка ты со мной.

Моргают глазами.

Ну-ка, лучик, повернись,

На глаза мне покажись.

Делают круговые движения глазами.

Взгляд я влево отведу,

Лучик солнца я найду.

Отводят взгляд влево.

Теперь вправо посмотрю,

Снова лучик я найду.

Отводят взгляд вправо.

XI Комплекс

Бег по дорожкам.

Выполняются движения по цветным полосам. На указку можно надеть любой предмет по теме и попросить детей следить глазами за ним. По черному кругу по часовой стрелке, по красному против часовой стрелки, по синей линии справа и влево, по желтой линии вверх вниз, а по зеленым кругам - движение «восьмерка».  Каждое движение выполняется 4-6 раз.

XII Комплекс

Спектр.

Данное пособие помещается в групповой комнате или компьютерном классе. Глаза детей отдыхают при рассматривании цветового спектра.

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОМПЛЕКСЫ БОДРЯЩЕЙ ГИМНАСТИКИ

 КОМПЛЕКС 1

1. «Потягивание»

И.п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед;

И.п. – выдох (4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

И.п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

вернуться в и.п.(4-6 раз)

3.«Велосипед»

И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

  1. «Музыканты»

Мы играем на гармошке,

Громко хлопаем в ладошки.

Наши ножки: топ, топ.

Наши ручки: хлоп, хлоп!

Вниз ладошки опускаем,

Отдыхаем, отдыхаем.

 КОМПЛЕКС 2

 1. Разминка в постели.

Дети просыпаются под звуки мелодичной музыки, затем лёжа в постели на спине поверх одеяла выполняют 5-6 упражнений общеразвивающего воздействия.

  1. Поворот головы вправо, влево.
  2. Легкое поглаживание рук, живота, ног, пяток.
  3. Сгибание обеих ног с обхватом коленей руками и постепенное выпрямление их.

2. «Веселые ножки»

Выше ножки! Топ, топ!

Веселее! Гоп, гоп!

Колокольчик, дон, дон!

Громче, громче, звон, звон!

Гоп, лошадка, гоп, гоп!

Тпру – ру – у, лошадка:

Стоп, стоп!

КОМПЛЕКС 3

 1.«Просыпающиеся котята»

Мохнатенькая, усатенькая,

Лапки мягоньки, а коготки востры. (Киска)

Воспитатель.   Правильно,   киска.  Давайте  поиграем, сегодня с вами — маленькие пушистые котята.

Кот решил котят учить,          

Как же нужно лапки мыть,

Мы недалеко сидели,

Все движенья подглядели.                      Выполняют движения по тексту

Лапку правую потрем,

А потом ее встряхнем.

Вот и левой лапке тоже

Правой лапкой мы поможем.

Ушко левое свое

Левой лапкой достаем,

Правое не забываем,

Лапкой правой умываем.

Проведем по шерстке лапкой,

 Будет лобик чистый, гладкий.

Дальше глазки закрываем,

Каждый гладим, умываем.

Чистим носик осторожно.

Грудку нам разгладить можно.

Вот и чистые котята,

Вот и выспались ребята!

        

КОМПЛЕКС 4

  1. Разминка в постели

«Вы проснулись?» - «Да»

«Улыбнулись?» - «Да»

  1. Потянулись?» - «Да»
  2. «С боку на бок повернулись» - повороты
  3. «Ножками подвигаем»
  1. вдох – поднять правую ногу, выдох – согнуться;
  2. то же с левой ноги;
  3. то же – две ноги вместе.

II. «Лисичка» - руки перед грудью, мягко переступать на носочках, поворачивая голову вправо, влево, оглядывая хвост.

«Мячики» - И. п. стоя. Прыжки возле кровати.

«Большие – маленькие» - приседания (упражнения на восстановление дыхания)

«Потягивание»

  1. И. п. лежа на спине, руки вдоль туловища. На вдохе потянуться двумя руками вверх, пяточками двух ног вперед; И. п. – выдох (4-6 раз)

2. «Поймай комарика»

И. п. – лёжа на спине, руки через стороны, хлопок перед собой

Вернуться в И. п. (4-6 раз)

3. «Велосипед»

И.п. лёжа на спине (10 –12 секунд)

Ехали медведи на велосипеде,

А за ними кот, задом наперед.

II. «Пингвин» - семенить мелкими шажками, чуть – чуть похлопывая по бокам прямыми руками, опущенных вдоль туловища.

III. «Зайчик» - руки согнуты перед грудью, кисти опущены, скачет, передвигаясь на двух ногах вперед, назад, вбок.

IV. «Дудочка» - сесть на кровати, кисти рук сжать, как будто в руках дудочка, поднести к губам. Сделать медленный выдох с произнесением звука «п – ф – ф – ф» (4 раза).

           

ПРИЛОЖЕНИЕ

КОМПЛЕКСЫ ДЫХАТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ГОДА

Дыхательная гимнастика «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх (вдох),

Качели вниз (выдох),
Крепче ты, дружок, держись.

Дыхательная гимнастика «Дерево на ветру»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя на полу, скрестив ноги (варианты: сидя на коленях или на пятках, ноги вместе). Спина прямая. Поднимать руки вверх над головой с вдохом и опускать вниз, на пол перед собой с выдохом, немного сгибаясь при этом в туловище, будто гнется дерево.

Дыхательная гимнастика «Дровосек»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте прямо, ноги чуть шире плеч. На вдохе сложите руки топориком и поднимите их вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустите вниз, корпус наклоните, позволяя рукам "прорубить" пространство между ногами. Произнесите "бах". Повторите с ребенком шесть-восемь раз.

Дыхательная гимнастика «Сердитый ежик»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Встаньте, ноги на ширине плеч. Представьте, как ежик во время опасности сворачивается в клубок. Наклонитесь как можно ниже, не отрывая пятки от пола, обхватите руками грудь, голову опустите, произнеся на выдохе "п-ф-ф" - звук, издаваемый сердитым ежиком, затем "ф-р-р" - а это уже довольный ежик. Повторите с ребенком три-пять раз.

Дыхательная гимнастика «Надуй шарик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: ребёнок сидит или стоит.  «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.

Дыхательная гимнастика «Листопад»

 

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Вырезать из цветной бумаги различные осенние листья и объяснить ребенку, что такое листопад. Предложить ребенку подуть на листья, так, чтобы они полетели. Попутно можно рассказать, какие листочки с какого дерева упали.

Дыхательная гимнастика «Гуси летят»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Медленная ходьба. На вдох – руки поднять в стороны, на выдох - опустить вниз с произнесением длинного звука «г-у-у-у».

Дыхательная гимнастика «Пушок»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Привяжите на верёвочку лёгкое пёрышко. Предложите ребёнку дуть на него. Необходимо следить за тем, чтобы вдох делался только носом, а выдох - через сложенные трубочкой губы.

Дыхательная гимнастика «Жук»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит, скрестив руки на груди. Разводит руки в стороны, поднимает голову – вдох, скрещивает руки на груди, опускает голову – выдох: «жу-у-у - сказал крылатый жук, посижу и пожужжу».

Дыхательная гимнастика «Петушок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя прямо, ноги врозь, руки опустить. Поднять руки в стороны (вдох), а затем хлопнуть ими по бедрам (выдох), произносить «ку-ка-ре-ку».

Дыхательная гимнастика «Ворона»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги и опустив руки. Вдох - разводит руки широко в стороны, как крылья, медленно опускает руки и произносит на выдохе: «каррр», максимально растягивая звук [р].

Дыхательная гимнастика «Паровозик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу». Продолжительность – до 30 секунд.

Дыхательная гимнастика «Вырасти большой»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: стоя прямо, ноги вместе. Поднять руки вверх, хорошо потянуться, подняться на носки – вдох, опустить руки вниз, опуститься на всю ступню – выдох. На выдохе произнести «у-х-х-х»! Повторить 4-5 раз.

Дыхательная гимнастика «Часики»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так». Повторить до 10 раз.

Дыхательная гимнастика «Каша кипит»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: сидя, одна рука лежит на животе, другая - на груди. Втягивая живот и набирая воздух в легкие – вдох, опуская грудь (выдыхая воздух) и выпячивая живот – выдох. При выдохе громко произносить звук «ф-ф-ф-ф». Повторить 3-4 раза.

Дыхательная гимнастика «Воздушный шарик»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

ИП: Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.

Дыхательная гимнастика «Насос»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Малыш ставит руки на пояс, слегка приседает – вдох, выпрямляется – выдох. Постепенно приседания становятся ниже, вдох и выдох длительнее. Повторить 3 – 4 раза.

Дыхательная гимнастика «Регулировщик»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

Встать прямо, ноги на ширине плеч, одна рука поднята вверх, другая отведена в сторону. Вдох носом, затем поменять положение рук и во время удлиненного выдоха произносить «р-р-р-р-р». Повторить 5–6 раз.

Дыхательная гимнастика «Ножницы»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

И.п. - то же. Прямые руки вытянуты вперед или в стороны на уровне плеч, ладони смотрят вниз. С вдохом левая рука поднимается вверх, правая опускается вниз. С выдохом – левая рука вниз, правая вверх. После освоения ребенком этого упражнения можно его изменить: двигаются не руки от плеча, а только кисти рук.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха и выдоха.

Сделать снежинки из бумаги или ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.

Дыхательная гимнастика «Трубач»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

ИП: сидя, кисти рук сжаты в трубочку, подняты вверх. Медленный выдох с громким произнесением звука «п-ф-ф-ф-ф». Повторить до 5 раз.

Дыхательная гимнастика «Поединок»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Из кусочка ваты скатать шарик - "мяч". Ворота - 2 кубика. Ребенок дует на "мяч", пытаясь "забить гол" - вата должна оказаться между кубиками. Немного поупражнявшись, можно проводить состязания с одним ватным шариком по принципу игры в футбол.

Дыхательная гимнастика «Пружинка»

Цель: формирование дыхательного аппарата.

ИП: лежа на спине; ноги прямые, руки вдоль туловища. Поднять ноги и согнуть их в коленях, прижать к груди (выдох). Вернуться в ИП (вдох). Повторить 6-8 раз.

Дыхательная гимнастика «Подуй на одуванчик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: малыш стоит или сидит. Делает глубокий вдох носом, затем длинный выдох через рот, как будто хочет сдуть с одуванчика пух.

Дыхательная гимнастика «Ветряная мельница»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки или мельницы из песочного набора.

Дыхательная гимнастика «Бегемотик»

Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.

ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой:

Сели бегемотики, потрогали животики.

То животик поднимается (вдох),

То животик опускается (выдох).

Дыхательная гимнастика «Курочка»

Цель: развитие плавного, длительного вдоха.

ИП: ребёнок стоит прямо, слегка расставив ноги, руки опущены, разводит руки широко в стороны, как крылья – вдох; на выдохе наклоняется, опустив голову и свободно свесив руки, произносит: «тах-тах-тах», одновременно похлопывая себя по коленям.

Дыхательная гимнастика «Парящие  бабочки»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).

Дыхательная гимнастика «Аист»

Цель: развитие плавного, длительного выдоха.

Стоя прямо, разведите руки в стороны, а одну ногу, согнув в колене, вынесите вперед. Зафиксируйте положение на несколько секунд. Держите равновесие. На выдохе опустите ногу и руки, тихо произнося "ш-ш-ш-ш". Повторите с ребенком шесть-семь раз.

Дыхательная гимнастика «В лесу»

Цель: формировать правильное речевое дыхание.

Представьте, что вы заблудились в густом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнесите "ау". Меняйте интонацию и громкость и поворачивайтесь то влево, то вправо. Повторите с ребенком пять-шесть раз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект проведения родительского собрания на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными».

Подробно, поэтапно разработанный проект проведения родительского собрания на тему "Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными"...

Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными.

Младший дошкольный возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям со взрослыми, сверстниками и предметным миром.В раннем возра...

Семейная мастерская «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

Представлен конспект для выступления на родительском собрании, с рекомендациями родителям по применению здоровьесберегающих технологий в повседневной деятельности. Внесен практический материал....

Родительское собрание "Растим детей здоровыми, крепкими. жизнерадостными"

Обеспечение плодотворного взаимодействия родителей с педагогами ДОУ...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар-практикум для родителей «Малая академия здоровья» на тему: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными»

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...

Семинар практикум для родителей "Малая академия здоровья" на тему "Растим детей здоровыми , крепкими,жизнерадостными"

В последнее десятилетие во всем  мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Экологические проблемы, различные отрицательные бытовые факторы, химические добавки в продуктах...