Презентация "Личностно-ориентированная модель образования и воспитания."
презентация

Корнеева Ирина Сергеевна

Согласно ФГОС ДО,  «образовательный процесс в ДОУ  должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии».
 
данное
положение  основано на особенностях психического развития дошкольников, т.е. – ребенок дошкольного возраста наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lichn.-orient._model.pptx97.36 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личностно ориентированная модель взаимодействия педагога с детьми. Подготовил: з ам. зав. по ВМР МБДОУ №3 «Золотой ключик» Л.В. Парфентьева

Слайд 2

Согласно ФГОС ДО, «образовательный процесс в ДОУ должен строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми, создавать условия для развития личности ребенка, способствовать развитию любознательности как основы познавательной активности, обеспечивать развитие его творческих способностей и заботу о его эмоциональном благополучии ». данное положение основано на особенностях психического развития дошкольников, т.е. – ребенок дошкольного возраста наилучшим образом развивается тогда, когда он увлечен процессом обучения, активно включен в деятельность. Как правило, дошкольник осваивает только то, что ему действительно интересно.

Слайд 3

ФГОС ДО 1.2 . Стандарт разработан на основе Конституции РФ, законодательства РФ и с учётом Конвенции ООН о правах ребёнка, в основе которых заложены следующие принципы: 1)Сохранение уникальности и самоценности детства, как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду; 2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей; 3) уважение личности ребенка; 4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Слайд 4

Личностно-ориентированная модель образования основана на гуманистических принципах , подчеркивающих право ребенка на собственный путь развития. Так называемые три «П»: «Понять» – увидеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир его глазами, увидеть побудительные мотивы его поведения . «Признать» – позитивное отношение к индивидуальности ребенка, независимо от того радует ли он вас в данный момент или нет. Признать его индивидуальность . «Принять» - всегда учитывать право ребенка на решение тех или иных проблем.

Слайд 5

В чем же преимущество личностно-ориентированного взаимодействия ребенка и взрослого? В отличие от академической модели образования, которая предполагает усвоение детьми большого объема информации и формирование определенных умений и навыков, ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ: - обеспечивает ребенку чувства защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье); - формирует предпосылки личностной культуры; - развивает индивидуальность каждого воспитанника. При личностно - ориентированной модели образования меняется тактика общения с ребенком: - позиция взрослого исходит из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития; - создаются и используются ситуации, требующие от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; - в зависимости от ситуации меняется стиль общения.

Слайд 6

Происходят позитивные изменения в общении с родителями воспитанников: - обеспечивается психологическая поддержка ребенку и психоэмоциональная поддержка родителей (ощущение покоя, уверенности за ребенка); - родителям дается реальное представление о характере взаимодействия ребенка со сверстниками и представление о его уровне развития - предоставляется возможность конструктивного разговора с родителями о достижениях, проблемах ребенка, возможность регулярного обсуждения с родителями динамики и тенденций его развития; - создаются условия для преемственности работы с ребенком в домашних условиях, обеспечивается содержательная и организационная преемственность (родители понимают, что и как можно сделать с ребенком дома);

Слайд 7

Что же нужно сделать, прежде всего ? Самое главное, чтобы педагог: - ЛЮБИЛ ДЕТЕЙ - ЗАБОТИТИЛСЯ О РАЗВИТИИ РЕБЕНКА - УВАЖАЛ РЕБЕНКА - ВЕРИЛ В РЕБЕНКА - ЗНАЛ РЕБЕНКА - ПОНИМАЛ РЕБЕНКА («Педагогическая мудрость» А.Сухомлинский ) - БЕРЕЖНО ОТНОСИЛСЯ К ДУХОВНОМУ МИРУ И ПРИРОДЕ РЕБЕНКА - все дети разные - БЕРЕГ И РАЗВИВАЛ ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДОСТОИНСТВА РЕБЕНКА - ВОСПРИНИМАЛ РЕБЕНКА– как субъекта образования

Слайд 8

Одним из основных условий реализации личностно-ориентированной модели взаимодействия является эффективная организация развивающей среды ДОУ . С озданная в группах и помещениях ДОУ развивающая среда должна служить , в большей степени, для реализации самостоятельных замыслов ребенка, его саморазвитию , а не обеспечению деятельности педагога при организации им непосредственно образовательной деятельности . Тщательно продуманная и созданная в процессе совместной деятельности взрослых и детей развивающая среда должна побуждать ребенка к исследованию, проявлению инициативы и творчества . Стратегия и тактика построения среды определяется особенностями личностно-ориентированной модели воспитания. Её основные черты таковы: * Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над, а вместе!» * Его цель – содействовать становлению ребёнка как личности . * Развитие индивидуальности ребёнка – не « запрограммированность », а содействие развитию личности .

Слайд 9

Образование детей представляет собой интегрированный процесс: каждая область детского развития связана с другими. У разных детей разный стиль познания - кто-то предпочитает слушать рассказы взрослых или сверстников, читать или придумывать; кто-то познает мир через деятельность - рисует, строит, разбирает и вновь собирает игрушки . Способы общения – понимание, признание, принятие личности ребёнка, основные на формирующейся у взрослых способности стать на позицию ребёнка, учесть его точку зрения, не игнорировать его чувства и эмоции . Тактика общения – сотрудничество. Позиция взрослого – исходить из интересов ребёнка и перспектив его дальнейшего развития как полноценного члена общества.

Слайд 10

Игровое пространство должно иметь свободно определяемые элементы в рамках игровой площади, которые давали бы простор изобретательству, открытиям. Эти положения личностно-ориентированной модели обнаруживают себя в следующих принципах построения развивающей среды в дошкольных учреждениях: 1) Принцип дистанции, позиции при взаимодействии ; 2) Принцип активности, самостоятельности, творчества ; 3) Принцип стабильности, динамичности ; 4) Принцип комплексирования и гибкого зонирования ; 5) Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого ; 6) Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды ; 7) Принцип открытости – закрытости ; 8) Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Слайд 11

Педагог нового уровня В условиях ДОУ крайне важным является подготовка педагога, способного эффективно реализовать личностно-ориентированную модель взаимодействия с детьми, их родителями и коллегами. Такого педагога можно назвать педагогом нового уровня . О собенности деятельности педагога нового уровня : 1. Проявляет активную позицию, ориентирован на получение успешных совместных результатов. 2 . У меет устанавливать партнерские отношения с детьми. 3 . В ыстраивает общение с родителями воспитанников на основе диалога. 4.Стремится к обсуждению с коллегами своего профессионального опыта. 5. У меет конструктивно воспринимать критику со стороны коллег, родителей воспитанников, администрации. 6. У меет создавать соответствующие условия (среду) для взаимодействия с детьми, родителями воспитанников, коллегами

Слайд 12

Личностно-ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия. Личностно-ориентированная образовательная деятельность в ДОУ в отличие от традиционного занятия в первую очередь изменяет тип взаимодействия «педагог-воспитанник». От командного стиля педагог переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализе не столько результатов, сколько процессуальной деятельности ребенка . Целеполагание. Традиционное занятие . Вооружить детей твердыми знаниями, умениями, навыками. Развитие психических процессов: внимания, мышления, навыков. Личностно - ориентированное занятие . Создать условия, чтобы на каждом занятии формировать познавательную деятельность, превращая ребенка в субъекта, заинтересованного в учении . Деятельность воспитателя. Традиционное занятие. Показывает, объясняет, раскрывает, требует, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура – взрослый. Развитие ребенка абстрактное, попутное. Личностно-ориентированное занятие. Организатор познавательной деятельности, в которой ребенок опирается на совместные наработки, ведет самостоятельный поиск. Взрослый объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, советует, совещается, предотвращает. Центральная фигура-воспитанник.

Слайд 13

Деятельность воспитанника. Традиционное занятие. Ребенок – объект обучения, на которого направлено воздействие педагога. Работает один педагог, дети нередко занимаются посторонними делами. Знания, умения, навыки получают за счет психических возможностей (памяти, внимания) . Личностно – ориентированное занятие. Ребенок является субъектом деятельности педагога. Деятельность идет не от него, а от самого ребенка. Используется метод проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера. Отношения «педагог-ребенок» Традиционное занятие. Педагог требует, заставляет, настаивает. Ребенок приспосабливается, лавирует, он - лицо второстепенное. Личностно - ориентированное занятие. Субъектно-субъектные. Работа со всеми детьми. Педагог фактически организует работу каждого ребенка, создавая условия для развития личностных возможностей, включая формирование его рефлексного мышления и собственного мнения.

Слайд 14

Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ. Примерный алгоритм построения познавательного занятия с личностно- ориентированным подходом в ДОУ. 1. Интересное начало - точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний (Чем похожи? Чем отличаются?; блок «Системный оператор»: «Что сначала, что потом?) 3. Сообщения детей. 4. Метод эмпатии (физ. мин., не нарушающая логики занятий) 5. Опытно - экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашние задания.)

Слайд 15

Некоторые правила организации образовательной деятельности на принципах личностно – ориентированной модели взаимодействия : 1. Признание приоритета личности ребенка перед коллективом. 2. Создание гуманных взаимоотношений, каждый ребенок осознает себя полноправной личностью и учится видеть и уважать личность в других. 3. Признание того, что ребенок обладает определенными правами, которые священны для педагога. 4. Отказ от ранжирования на «сильных и слабых» (все дети разные, просто каждый умеет и знает что-то лучше других) 5. Признание, что воспитатель - такой же равноправный участник познавательного процесса, как и ребенок, хотя и с «направляющей» функцией, его мнение является в дискуссии одним из многих. 6. Переход от формы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о …. » 7. Понимание воспитателем того, что чем меньше он говорит и делает сам и чем больше дает высказываться детям, тем эффективнее познавательный процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе на тему: "Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования"

Главной задачей детского сада  считаю закладывание основ духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному ...

Духовно-нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

 «Русский народ не должен терять своего нравственного...

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики

Модель развития патриотического воспитания в условиях образовательной среды дошкольной организации с опорой на современные практики...

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования.

Духовно- нравственное воспитание личности в условиях новой модели образования....

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья

Презентация на тему: Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья...

Примерное планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ с полилингвальной моделью образования.

Содержательный раздел формируемой части составлен с учетом программы «Оскон» Ф.Г. Азнабаевой, З.Г. Нафиковой, парциальной программы «Английский для дошкольников» Ю.А. Комаровой...

"Инклюзивное образование как современная модель образования лиц с ограниченными возможностями здоровья. Реализация инклюзивного образования в ДОУ"

Информация посвящена процессу внедрения инклюзивного образования в ДОУ.Раскрыты основные моменты при организации работы с детьми с ОВЗ. Раскрыты основные понятия инклюзивного образования, содержание, ...